Лингвистический КВН. (сценарий)
Цели: углубить и развить интерес учащихся к изучению русского языка; расширить запас знаний в области лексики, культуры речи; учить общаться; создать атмосферу праздника.
Оборудование: карта-ромашка «Конкурсы КВН»; набор карточек с заданиями для каждой команды; почётные грамоты и призы.
I Вступительное слово учителя.
Учитель сообщает цели встречи в КВН, представляет команды, знакомит с жюри. Обращает внимание учащихся на высказывание М. Горького, В. Г. Короленко, записанные на доске.
На доске висит карта-ромашка «Конкурсы КВН». Учитель знакомит игроков с названиями конкурсов.
II Конкурсы.
1. Знакомство с командами.
Оцениваются название, девиз, эмблемы, по желанию – песня.
Капитаны команд представляют свои команды. Конкурс оценивается по 5-бальной системе.
2. Лингвистическая разминка.
Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, какие названия птиц (для данной команды), животных (для другой) записаны на карточках (карточки прилагаются).
Конкурс домашних вопросов.
Каждая команда приготовила для команды соперников 2 вопроса: один – по русскому языку, второй – по литературе.
За каждый угаданный вопрос – 2 балла.
4. Конкурс «Народная мудрость» (2 части)
1) Составить по 2 данным словам пословицы и поговорки (задания прилагаются на карточках)
За каждую правильно составленную пословицу – 1 балл.
2) Вспомнить пословицы и поговорки с числительными 7, 1.
5. Музыкальная пауза.
По желанию ребята приготовили заранее юмористические номера (сценка, частушки, стихотворение).
6. Конкурс «Загадалки».
Команды отвечают на вопросы по очереди.
Чем кончается день и ночь? (мягкий знак).
Что стоит посередине земли? (м).
Какую ноту кладут в суп? (соль).
Что находится в начале книги? (к).
Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон).
Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится? (яма).
Какую часть слова можно найти в земле? (корень).
Какой город летает по воздуху? (Орёл).
Из какой тарелки не пообедаешь? (из летающей).
Какой предлог является нотой? (до).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
7. Конкурс «Чей счёт больше».
Каждой команде предлагается карточка с заданием: в сетку футбольных ворот можно «забить» шесть мячей. Сколько «голов» можете забить вы? (карточки прилагаются).
8. Конкурс капитанов.
За столом остаются капитаны. Им предлагается карточка с заданием: найдите слова, в которых прячется «утка» (карточки прилагаются).
За каждое слово – 1 балл.
Идёт подсчёт баллов членами жюри. Объявление счёта, итогов встречи. Каждая команда получает грамоту, команда выигравших получает маленькие призы.
В перерывах между конкурсами ребятам предлагается отгадать загадки.
1. Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком, разговаривает с нами терпеливым языком (книга).
2. Чёрные, кривые, от рожденья все немые, станут в ряд – сейчас заговорят (буквы).
3. Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует, а сегодня вечерком он раскрасит мне альбом (карандаш).
4. Кулик не велик, целой сотне велит: то сядь да учись, то встань, разойдись (школьный звонок).
5. Новый дом несу в руке, дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, все ужасно важные (портфель).
6. С подругами и сёстрами она приходит к нам. Рассказы, вести новые она приносит по утрам (газета).
7. Говорит она беззвучно, а понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней (книга).
8. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами (петух).
9. Под Новый год пришел он в дом.
Он был весёлым толстяком.
Но с каждым днём терял он вес.
И через год совсем исчез (календарь).