СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная "Материнская любовь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к презентации Литературной гостиной "Материнская любовь"

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Материнская любовь"»


Тему материнской любви мы начинаем с произведения Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба".


Слайд 1


Повесть начинается с прибытия в родной дом двух сыновей Тараса Бульбы - Остапа и Андрия. Уже в первой сцене видны характеры главных героев: Остап - мужественный, решительный, прямолинейный, Андрий, наоборот, нежный, чувствительный, мечтательный. Дети радуют Тараса, растут хорошими воинами, он ими гордится. Действие повести происходит в период украинско-польской войны, в боях закалились дети Тараса. Но судьба их не проста.


Слайд 2.


Однажды, в дни осады города Дубна, ночью к Андрию приходит пожилая женщина, в которой он узнал служанку своей возлюбленной полячки, с которой он познакомился во время обучения в семинарии. Женщина просит его дать еды для осажденных в городе. Андрий решает проведать девушку, но, увидев ее, не смог с ней расстаться и остается, чтобы защитить ее от своих товарищей.


Слайд 3.


Тарас долго не верит в измену своего сына и в одном из боев убивает его. В этом же бою попадает в плен старший сын Тараса. Тарас пытается выкупить сына, но его обманывают и Остапа казнят на площади. И только перед самой смертью он громко зовет своего отца. И отец откликается ему, но полякам, которые только и ждали этого, не удается его поймать. Тарас уходит из города, чтобы начать страшную месть за сына.


Слайд 4.


Долго поляки пытались поймать Тараса, они посылали лучшие отряды, но Тараса они поймали только по случайности, он возвращается на поле боя за своей потерянной старой трубкой. Казнят они его страшно - в огне.


Слайд 5.

Повесть «Тарас Бульба» – страшное повествование о жестоких временах, о верности, о любви, о предательстве. Козак Тарас – это символ несгибаемой воли и преданности воина, презрения к страху и любви к родной земле.

Образ матери Остапа и Андрия не является главным в произведении, однако играет весьма существенную роль в понимании как жизни, быта и обычаев запорожцев, так и внутреннего мира героев повести.

Слайд 6


Автор с большим сочувствием, теплотой и проникновенностью описывает эту женщину, которой выпала нелёгкая доля — месяцами не видеть мужа, испытывать тоскливое одиночество, а когда дети вырастали, по существу, лишаться их — молодых людей забирала Запорожская Сечь, и далеко не каждому удавалось остаться в живых, постоянно участвуя в боевых походах. Это тоже примечательные реалии того непростого времени. Потому так тяжело на душе у матери, наконец-то дождавшейся своих сыновей и вынужденной вновь прощаться с ними, не зная, придётся ли увидеться вновь.

Слайд 7.


"Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано.

 Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила, она возрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?» – говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю. Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось-либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд". 

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе.

Бульба вдруг проснулся и вскочил. Он очень хорошо помнил все, что приказывал вчера.

– Ну, хлопцы, полно спать! Пора, пора!

Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила все, что нужно к завтраку, Бульба раздавал свои приказания, возился на конюшне и сам выбирал для детей своих лучшие убранства. Бедная мать как увидела их, и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее.

– Ну, сыны, все готово! нечего мешкать! – произнес наконец Бульба. – Теперь, по обычаю христианскому, нужно перед дорогою всем присесть.

Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.

– Теперь благослови, мать, детей своих! – сказал Бульба. – Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает.

Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею.

– Пусть хранит вас… Божья Матерь… Не забывайте, сынки, мать вашу… пришлите хоть весточку о себе… – Далее она не могла говорить.

– Ну, пойдем, дети! – сказал Бульба.

У крыльца стояли оседланные кони.

Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем в глазах не выпускала его из рук своих. Два дюжих козака взяли ее бережно и унесли в хату. Но когда выехали они за ворота, она со всею легкостию дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию; ее опять увели.

Используя лаконичные и точные изобразительно-выразительные средства языка, жанр плача, писатель с предельной выразительностью рисует образ матери Остапа и Андрия, точно и ярко передаёт силу её страдания и любви.


Детство — счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются, как и короткие обиды на родных и близких людей. Не случайно этой теме посвящены многие произведения русских писателей.


Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого — Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало». Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.


Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

По сути, именно в повести «Детство» Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души». Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.



Слайд 8

Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою — кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли.

Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня.

Главный герой Николенька вспоминает свою мать с огромной любовью и трепетом. Голос ласковый и проникающий в сердце. Взгляд всегда нежный и с любовью смотрит в жизнь. Только руки мамы самые крепкие и держат руку ребенка по всему пути начала его жизни. В этой главе Толстой показывает насколько может быть сильной материнская любовь и вообще какая должна быть мама.


Слайд 9.


Насколько бы не была матушка чистым и искренним человеком, жизнь с ней обходится тяжело. Когда Николеньке исполняется десять лет она заболевает и умирает в тяжелых мучениях. После такого потрясения Николенька взрослеет за один день, ведь утрата родного человека в одночасье заканчивается детство, но огромную силу материнской любви Николенька пронес через всю жизнь.



В 1937 году К.Г.Паустовским был написан цикл небольших рассказов "Летние дни", один из рассказов лег в основу рассказа "Телеграмма".

Тема, затронутая в рассказе писателем, касается актуальной для русской и мировой литературы проблематики – это взаимоотношения родителей и детей, проблема поколений. Константин Паустовский применяет уникальный метод: автор переносит состояние души героев на описание природы. Читатель оказывается в вечной атмосфере хмурых осенних дней, которые отображают настроение старушки – главной героини.

Слайд 10.

Среди главных героев особенное место занимает фигура Катерины Петровны – пожилой женщины, которая вынуждена одиноко доживать жизнь. У героини есть дочь – Настя. Писатель намекает, что Катерина Петровна имела дворянские корни, происходила из семьи, в которой почиталось искусство. Женщина – хорошо образованная, благовоспитанная, знала художников и скульпторов. Однажды Катерине Петровне даже удалось побывать в Париже, увидеть похороны великого французского писателя Виктора Гюго.

Трагедия Катерины Петровны состоит в вынужденной изоляции, в которой оказалась героиня. В селе нет людей, равных Катерине Петровне по уровню образования, поэтому старушке не с кем поговорить. Женщина проживает в старинном, мемориальном здании, построенном отцом-художником. Однако ни знания старушка, ни антикварные вещи, которыми полнился дом, не интересуют односельчан. Паустовский описывает, что в сундуках Катерины Петровны хранились вышитая бисером одежда, старые перчатки, украшения со страусовыми перьями, чернеющая в глубине шляпа.

Катерина Петровна погружена в одиночество, в созерцательность последних дней жизни. Женщина возвращается мыслями в прошлое, живя прошедшим больше, чем настоящим. Осень создает впечатление застывшего времени и прекрасно сочетается с домом Катерины Петровны. Дом – это торжество прошлого. Здание построил отец героини, поэтому ныне дом напоминает музей или галерею. Автор добавляет детали к описанию остановки комнат: это газета «Вестник Европы», припавший пылью, посуда, которая пожелтела от времени, развешанные на стенах произведения живописи. Печи давно не топятся, от этого в доме поселился своеобразный запах. Вещи, которые хранятся у Катерины Петровны, нельзя использовать. Жизнь героини осталась в прошлое, единственное, что связывает старушку с настоящим – Настя, дочка.

 Дочь Катерины Петровны Настя уехала в Ленинград, занимаясь там собственной жизнью. Северная столица редко опускала девушку навестить мать. Катерина Петровна коротала дни в деревне и скучала по Насте. Последний визит дочери состоялся три года назад, с тех пор девушка не навещала мать. Письма от дочери приходили нечасто. Однако Настя помогала матери деньгами, раз в несколько месяцев отправляя Катерине Петровне 200 рублей почтовым переводом.

Дни сменялись ночами. В одну из одиноких ночей Катерина Петровна услышала стук в калитку. Подойдя к калитке, женщина заметила, что никого нет.


Слайд 11.


Плохое предчувствие сказало героине, что эта зима – последняя для нее. Тогда Катерина Петровна составила для дочери письмо, в котором рассказала, что не думает, что встретит весну. Также женщина просила Настю навестить родной дом, заехать к Катерине Петровне пусть даже на один день.

Слайд 12.

Внешность Насти напоминала героинь из оперы Эдварда Грига «Пер Гюнт»: волосы русого оттенка, крупные глаза отливали холодным блеском. За внешность художники прозвали девушку Сольвейг. Как догадался читатель, Настя часто находилась в компании художников, потому что работала в Союзе художников, исполняя обязанности секретаря.

В день, когда Настя получила письмо от Катерины Петровны, девушка решила не смотреть, что написала мать. Настя отложила письмо в сторону, потому что известия от матери вызывали у героини смешанные чувства. С одной стороны, письмо означало, что мать жива, поэтому письма приносили девушке облегчение. С другой стороны, однако, по мнению Насти, письмо – это молчаливый укор, обида, что дочь редко приезжает в гости.

Внимание и силы Насти уходили на организацию персональной выставки скульптуры. Молодой, перспективный скульптор решил сделать презентацию работ. Настя посетила мастерскую художника, где взгляд девушки привлекла одна из скульптур. Это было изображение Гоголя. Насте показалось, что писатель словно посмотрел на девушку с укором, с насмешкой. Тогда Настя снова вспомнила о том, что письмо до сих пор лежит непрочитанным в сумочке.

Слайд 13.

После прочтения известия от Катерины Петровны, первое, о чем подумала девушка, – тяготы долгой дороги в Заборье, мать, которая будет плакать. Поразмышляв об этом, Настя вернула письмо, чтобы то покоилось в верхнем ящике стола. Выставку, которой занималась девушка, провели спустя два дня после этого эпизода. Скульптора признали талантливым мастером, на Настю сыпались благодарности в успешно организованном проекте.

Во время веселья и радости приема по случаю выставки Насте принесли телеграмму – известие от Тихона, где сообщалось, что старушка умирает. Сперва девушке показалось: телеграмму доставили по ошибке, однако потом увидела, что известие пришло из Заборья – это значилось на телеграмме. К Насте подошел пожилой мастер, живописец, спросив, все ли в порядке. Девушка замешкалась, но сказала: да, все нормально, а телеграмму прислала одна знакомая. Но в душе героиню грызла совесть. Настя увидела знакомую скульптуру Гоголя, которая, как показалось героине, посмотрела с укором, упрекая в поведении равнодушия и безжалостности.

Слайд 14.

Торопясь, девушка вышла на свежий воздух. Внезапно Настю охватила печаль вместе с отчаяньем, ведь героиня поняла, осознала: старушка-мать – единственный человек, который ее по-настоящему любил, что эта старая, несчастная, брошенная женщина выглядывала дочку до последнего дня. В отчаянии, Настя бросилась к железнодорожным кассам, однако билеты закончились. Понимая ситуацию, кассирша помогла девушке достать билет.

Слайд 15.

Шел десятый день болезни Катерины Петровны. Женщина уже не поднималась с постели, дыхание старушки затруднилось. Старушка умирала. Тихон с Манюшкой беспокоились об умирающей шесть дней.

Слайд 16.

Женщина была безутешна, потому что дочь не приезжала и не давала знать о себе. Добрый охранник решил помочь Катерине Петровне и составил телеграмму, будто от имени дочки умирающей. Принеся новость от «дочки», Тихон сказал старушке, что та выехала из Ленинграда и скоро будет в Заборье. Женщина сказала Тихону слова благодарности, успокоилась, отвернулась и вроде бы уснула. Так одинокая женщина встретила смерть. Дочь перед кончиной Катерине Петровне увидеть так и не удалось. Умирая, старушка наблюдала огонь, который приносил в комнату уют, однако мысли и сердце женщины занимало прошлое и тоска по былым временам, по безвозвратно утраченному.

Похороны Катерины Петровны назначили на следующий день. Попрощаться с женщиной пришло множество людей, которые любили добрую старушку. Среди пришедших проводить умершую в последний путь была и сельская преподавательница – молоденькая девушка, которой старушка напомнила мать. Девушка простилась с умершей, поцеловав старушке руку.

Дочь Катерины Петровны все же прибыла в родную деревню. Со времени смерти матери прошло три дня. Уезжала же девушка из родного села осторожно, стыдясь своего поступка, желая не попадаться соседям на глаза. Девушка избегала разговоров и расспросов. Но совесть повисла на шее Насти тяжелым камнем. Героиня понимала, что с этим камнем придется жить всю жизнь, так как только умершая мать могла простить нерадивую дочь.


Слайд 17.

При создании стихотворения "Письмо матери" Сергей Есенин испытывал такие чувства угрызения совести, как и героиня рассказа "Телеграмма".

Слайд 18.

Невозможно правильно проанализировать стихотворение «Письмо матери», не зная истории его написания.

После многолетней разлуки Есенин собирался в родную деревню навестить мать, и пригласил с собой двух товарищей, вдохновлённых его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете. Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились. Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и он, хотя знал, что мать ждёт его. А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение.

Слайд 19.

К 1924 году поэт уже был широко известен, в его творчестве появилась особая отточенность языка и образов. Но «Письмо матери» при первом прочтении кажется скорее живым разговором, а не поэтическим произведением. Обилие просторечных и диалектных слов, часто повторяемое обращение к собеседнику упрощают стихотворение, но глубина и пронзительная печаль содержания уравновешивают впечатление.

В первой строфе — приветствие, не отягощённое тоской, доброе пожелание. Настроение в начале «Письма» умиротворённое, и вторая строфа написана так же. «Пишут мне, что ты… загрустила обо мне» — навряд ли кто-то мог сообщить Есенину такие сведения, скорее, это видение — матери, высматривающей на дороге сына — подсказало поэту его сердце. И начиная с этой строфы, он как бы отрекается от своей славы и образа богемного поэта, становясь простым парнем из деревни, непутёвым, но любящим мать. «Шибко»«шушуне»«саданул» — диалектные слова обнажают натуру поэта, не изменившуюся за время его жизни вдали от родного дома. Покаянное письмо призвано успокоить мать, но сквозь утешительные слова проглядывает самая страшная горечь: разочарования, губящего жизнь.

«Не такой уж горький я пропойца» — зная, какая идёт о нём слава, Есенин пытается хоть отчасти отречься от неё. И далее строки, обращённые к матери, становятся разговором с самим собой. Признание в том, что душа его осталась такой же нежной, какой была много лет назад, что в вихре столичной жизни и известности таится отравляющая тоска, и спасение от неё — лишь в тишине родных мест, становится откровением. Где здесь поэт-щёголь в цилиндре и с тросточкой?! Этот образ смыт искренностью, и обнажённое страдающее сердце ищет успокоения у единственного человека, который может помочь, — у матери.

Седьмая строфа — кульминационная, здесь горечь разочарования чувствуется в полной мере. Автор просит не пытаться оживить угасшую душу и вернуть ему радость жизни — «утрата и усталость» слишком сильны. И дальнейшие слова, обращённые к матери, проникнуты уже не печалью, а безнадёжностью. Её образ Есенин здесь ставит даже выше Бога, по крайней мере, выше религии и её утешения. «Молиться не учи меня. Не надо!» — такое отречение может исходить лишь из полностью перегоревшей души…

Композиция стихотворения закольцована — пожелание из первой строфы («пусть струится несказанный свет») становится утверждением в предпоследней («ты одна мне несказанный свет»), и в промежутке настроение автора переходит от ласково-утешительного к горькому и разочарованному. Но мать, её образ остаётся неизменным: и в начале произведения, и в конце она выходит на дорогу «в старомодном ветхом шушуне», высматривая сына. Это повторение ещё раз подтверждает незыблемость опоры — материнского сердца, которое и в поэте, и в кабацком завсегдатае и хулигане видит лишь своё любимое дитя.

Размер стихотворения — пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строках. Чёткий ритм и перекрёстная рифмовка делают произведение лёгким для запоминания, так же, как и его простые и доходящие до души любого читателя слова.

«Письмо матери» останется одним из лучших стихов Есенина, до тех пор, пока на свете есть матери, прощающие и любящие своих сыновей, и повзрослевшие дети, уставшие и разочарованные жизнью.



Ярчайшим произведением о материнской всеобъемлющей любви является произведение Виталия Закруткина "Матерь человеческая".

Слайд 20.

В начале произведения В. Закруткин описывает сентябрьские события 1942 г. В одной из ночей земля сотрясалась от взрывов, была охвачена пламенем. При таких обстоятельствах мы знакомимся с Марией – главной героиней произведения. Женщина спряталась в кукурузе и молила о смерти. В этом же эпизоде узнаем о том, что она ребенка.

Слайд 21.

Почему Мария так хотела умереть? Об этом рассказывается далее. Война отобрала у нее сына и мужа. Лишь ради будущего ребенка женщина держалась за жизнь. Из своего укрытия в кукурузе она наблюдала за тем, как немцы разрушали деревню, а потом угоняли людей в Германию. На ее глазах подстрелили пятнадцатилетнюю девчонку, которая спустя несколько часов умерла на руках Марии.

«Сейчас, в эти минуты, тяжкое неутешное горе Марии - смерть мужа и малого сына, два дня назад повешенных немцами на старом хуторском тополе, как бы уплыло, заволоклось туманом, сникло перед лицом этой новой смерти, и Мария, пронзенная острой, внезапной мыслью, поняла, что её горе только невидимая мире капля в той страшной, широкой реке горя людского, черной озаренной пожарами реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась все шире и шире и все быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем жила на этом свете все свои недолгие 29 лет»

В одном из эпизодов описывается внешность героини: невысокая, с карими глазами и веснушками.Трагические события не сломили женщину, она не обозлилась на этот мир. Выжив в страшную сентябрьскую ночь, она поселилась в уцелевшем погребе. Постепенно Мария обзавелась хозяйством, к ней прибились оставшиеся в живых животные.

Автор рассказывает, как она чистила колодец, искала все необходимое для жизни, собирала урожай. Эти сцены показывают неимоверную силу духа героини.

Краски, которыми написал Виталий Закруткин свою повесть о Матери Человеческой, казалось бы, не сочетаемы: это краски сурового, порой жестокого реализма и краски реализма лирического и поэтического. Сочетаются они потому, что передают диалектику трагической действительности и героической жизни. Страшный фон у этой повести. Злодейство фашистских преступников, голод, холод, спаленные хаты, порубленная скотина, сожженная земля. Страшен и сам сюжет повести, само ее действие. Жестокая борьба Марии за существование, борьба с голодом и зимней стужей. И пытка одиночеством, мучительные мысли и ведения. И все же свет торжествует над мраком, жизнь побеждает смерть, созидание торжествует над разрушением. И светел образ Марии, светлы ее помыслы и дела, светел ее подвиг.


Еще одно значение Матери, которое реализуется в повести «Матерь человеческая» это всеобщая мать. К Марии идут животные, чудом выжившие на сожженном немцами хуторе, к ней выходят дети из ленинградского детского дома.


Слайд 22.


«Голубяточки мои... Деточки родные... Выходите все... Все выходите... Я вас накормлю, напою, искупаю... Мы будем жить вместе... Я одна, совсем одна... и голоса человеческого давно не слышала...» [Закруткин 1985: 84]. Мария принимает детей как родных: «А я и есть ваша мама, – глухо сказала Мария. – Выл у меня один-единственный сыночек, а теперь вон вас сколько, и все славные, хорошие деточки...» [Там же: 87].

Один из трагических эпизодов повести – это появление на пепелище, возрождаемом неимоверными усилиями Марии, «заблудившейся стайки» малых детей, эвакуированных из блокированного Ленинграда: «из копны стали вылезать дети. Худые, полуголые, забитые, придавленные страхом и голодом, с глазами, полными слез, они сгрудились вокруг рыдающей Марии, навзрыд, заплакали сами, повисли на её шее и на плечах, прижимались к ней, бились у её ног».

В образе русской женщины Марии сливаются образы матерей немецкого солдата Вернера Брахта и матери русского Славика. Умирая Вернер тянул к ней руки: «Мама! Мама!». Мария понимала, что «она — последний человек, которого обреченный на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено все, что еще связывает его с людьми, — мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, весь огромный и прекрасный мир» [Там же: 53]. И для нее в образе умирающего немецкого мальчика слились воедино «и казненный немцами сын, и умирающий мальчишка-немец, и Иван, и Феня, и застреленная Саня, и все смерти, которые довелось ей увидеть в короткие, полные ужаса и крови дни, и она, припадая к горячим рукам и заплаканному лицу Вернера Брахта, билась в исступленном рыдании, а он слабеющим движением рук гладил ее жесткие, натруженные руки и тихо шептал: « Мама... мама...» [Там же].  Всеобщая мать – это мать для всех людей на земле, вне зависимости от национальности, религиозной принадлежности,  живым она помогает, мертвых оплакивает, скорбит.

Предфинальный эпизод повести, посвященный теме освобождения и победы, носит лирико-монументальный характер. Советские воины находят Марию: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры. Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. Вверху носились белокрылые голуби». Мария вырастает в образ символический, достойный того, чтобы быть запечатленным в мраморе или бронзе: «Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени, и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…»

Мария была готова обогреть всех, кто в этом нуждался. Помощь окружающим – вот, что стало главным в жизни. Отсюда и смысл названия повести. Неслучайно автор вводит в начале в конце повести образ Божьей матери, проводя аналогию с русской женщиной Марией.

Слайд 24.



Конь с розовой гривой - слайд 25 и 26.