Литературная игра «Живое слово»
Цель игры: привлечь внимание ребят к живому слову, пробудить интерес к русскому языку в его развитии и изменчивости, познакомить с некоторыми видами словарей, способствовать развитию фантазии, сообразительности, способностей к сочинительству.
Игра проводится для учащихся 5 - 6-х классов и рассчитана на участие двух команд. Количество человек может варьироваться от 8 до 12 человек. Если выполнение какого-то задания предполагает участие одного человека от команды, ведущий оговаривает это перед началом данного конкурса.
Основу игры составляет игровое клеточное поле из 9 пронумерованных секторов. Названия конкурсов и заданий «спрятаны» за номерами. Команды по очереди выбирают сектор, который необходимо открыть.
Задания открытого сектора выполняются обеими командами. Правильность и быстроту выполняемых заданий оценивает ведущий и жюри. В конце игры подводятся итоги и объявляется команда-победитель.
Оформление зала:
- книжная выставка «О словах и словарях».
- игровое поле из 9 секторов-заданий.
Эпиграфы выставки:
Эта речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. Эту речь, броню литую, пулей не пробьешь! Полюбив ее по-братски, все приобретешь. | Идут слова, как на параде: За строем строй, за рядом ряд. Идут к Сереже, Саше, Наде, Чтобы друзьями стать ребят. Блеснуть богатством ярких знаний И русской речи красотой Поможет Мише, Коле, Тане Надежный друг – словарь простой! |
Ведущий:
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Мы так привыкли к словам… Читаем, разговариваем, пишем, поем, смеемся. Язык нужен нам, как воздух. «Заговори, чтоб я тебя увидел», - говорил древний философ Сократ. Значит, наша речь – это и одежка, по которой нас встречают, и ум, по которому обычно провожают.
Чем больше слов знает человек, тем точнее и образнее выражает он свою мысль, тем богаче и красивее его речь и тем приятнее его слушать. Есть даже целое искусство речи – ораторское и наука, изучающая это искусство – риторика. Еще в античные времена вместе с грамматикой и счетом в школах изучали риторику, т.е. учили грамотно и красиво говорить. Римский оратор Цицерон жил в 1 веке до нашей эры и считался непревзойденным мастером слова.
А бывает и наоборот, когда речь человека корявая и некрасивая, как кривое дерево. «Хромое слово – кривая речь» - гласит русская народная пословица. Как часто приходится слышать, например, такое:
Вы…
Это самое…
Того…
Когда
Вы
Говорите,
То,
Значит,
Это…
Как его…
Ну,
В общем,
Не тяните,
Вот, между прочим,
Так сказать,
Что мне хотелось
Вам сказать.
Нет ничего на свете лучше языка. При помощи языка люди изучают науки и получают знания, общаются друг с другом, выражают чувства благодарности, радости, объясняются в любви.
И тогда мы говорим:
Доброе слово окрыляет.
Слово скажет – рублем подарит.
И нет ничего на свете хуже языка. Когда при помощи языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, лгут, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, причинить много зла и горя.
От худого слова – да навек ссора.
Бритва скребет, а слово режет.
Худое слово доведет до дела злого.
Недоброе слово больней огня жжет.
А что вы думаете о языке и о словах?
Слов в русском языке великое множество. Вряд ли кто-то сможет точно ответить на вопрос, сколько их всего. Одни слова устаревают и, как бабушки и дедушки, уходят на заслуженный отдых. И уходят они не куда-нибудь, а в словари. Это словари устаревших слов. Такие слова как «ермолка», «тарантас», «тупей», «чуйка» стали уже историей. И только открыв словарь устаревших слов, мы сможем узнать, что они обозначают, когда и кем употреблялись.
Другие, напротив, появляются на свет вместе с новыми вещами, предметами и явлениями. Сделал новое открытие ученый, что-то изобрел изобретатель, сконструировал конструктор. И все это необходимо назвать каким-то словом. Так появляются новые слова, а вместе с ними и словари новых слов. Сегодня в нашу жизнь прочно вошли такие слова, как компьютер, принтер, ксерокопия, видеокамера и т.д.
Бывает, что слово и пишется, и произносится одинаково, а обозначает совершенно разные вещи.
Например, как в этой загадке:
Я в дверях, я в замке,
И в нотной строке,
И я гайку отвинчу,
И могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
(Ключ)
А бывает, что уже у старых известных слов появляются новые значения. Возьмем, например, слово «париться». Все знают, что люди парятся в бане. Но недавно я услышала, как одна девочка говорила другой: «Да брось ты этот русский язык! Не парься!».
Что бы это значило, как вы думаете?
Это слова – жаргонизмы, которые порой очень сильно засоряют нашу речь.
А как вы думаете, как правильно сказать: твóрог или творóг? Оказывается, можно говорить и так, и так. А вот слово «свéкла» произносится только с ударением на первом слоге, а не так, как говорят многие «свеклá». Правильно произносить слова вам поможет словарь орфоэпии.
Если бы не было словарей, человек бы просто утонул в безбрежном океане слов. Как правильно написать слово? На этот вопрос вам ответит орфографический словарь.
Как узнать, что означает незнакомое слово? Можно найти его сразу в нескольких словарях: либо в толковом, либо (если это слово иностранное) в словаре иностранных слов.
А что делаете вы, когда встречаете в книжке незнакомое слово? Пропускаете его и читаете дальше или пытаетесь узнать, что оно обозначает?
Любознательный человек всегда попытается узнать, что означает то или иное слово, А как же иначе? Ведь без этого не поймешь иногда и смысла прочитанного.
Возьмем, к примеру, всем известную сказку А.С Пушкина о попе и работнике его Балде.
Читаем:
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Что же это за вареная полба? Может быть, рыба? Или птица? А может какой-то овощ? Ответить на этот вопрос нам поможет словарь Владимира Ивановича Даля.
Оказывается, вареная полба – это каша из особого сорта пшеницы.
Человеком на все руки был Владимир Иванович Даль: и моряком, и врачом-хирургом, и историком, и археологом. Написал учебники по зоологии и ботанике. А еще он играл на многих музыкальных инструментах и хорошо пел, прекрасно работал на токарном станке, вытачивая на нем замысловатые поделки из дерева.
Но самой большой его страстью была «охота» за словами. Почти 50 лет изо дня в день он собирал слова: записывал, объяснял, что они означают.
Он хотел сберечь каждое слово, сберечь русский язык таким, каким его создал народ – живым и выразительным. Двести тысяч слов собрал Даль, тридцать тысяч пословиц, очень много народных песен и одним из первых русских писателей стал записывать народные сказки. А все началось со слова «замолаживает». Это было самое первое слово, которое записал молодой кадет Владимир Даль после окончания морского корпуса, когда ехал служить к Черному морю. «Замолаживает», - услышал он от ямщика, который смотрел на заволакивающееся тучами небо. С этого дня в его блокноте стали появляться все новые и новые слова. Целая жизнь понадобилась Владимиру Ивановичу Далю для того, чтобы небольшой блокнот со словами превратился в увесистые тома большого словаря. А знаете ли вы, что слово «балда» - это не только балбес, но и набалдашник, кувалда, палица, трамбовка. Вот сколько разных значений может быть у одного слова!
Самые обыкновенные слова, оказывается, таят в себе много неожиданностей и сюрпризов. И чтобы вы тоже убедились, что русский язык – это не скучный школьный предмет с нудными правилами, а игры со словами – это очень увлекательное и интересное занятие, мы приступаем к игре «Слово за словом».
Ведущий представляет команды. Команды обмениваются приветствиями:
Команда «Запятые»:
Мы – команда запятых!
Вы слыхали про таких?
Разделяем в предложении
Мы слова и выражения.
По местам расставить нас
Затруднительно подчас.
С нами трудно состязаться,
Точкам надо постараться!
Команда «Точки»:
Мы – команда твердых точек!
Мы не терпим проволочек.
Любят быть на полдороге
Запятые-недотроги.
Ну, а нас на полпути
Никогда вам не найти.
Мы заканчиваем строчку.
Победим в игре – и точка.
С капитанами команд проводится игра-шутка «Раз, два, три …» за право сделать первый ход.
Ведущий:
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз:
Лишь скажу я слово «три» -
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых две!
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команды: раз, два, марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи.
А «про себя» их повтори
Разок, второй, но лучше пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять?
Задания:
1. Игра «Грамотеи»
Ведущий:
В моих руках книга известного английского писателя Гилберта Адэра «Алиса в Заиголье». Это продолжение приключений той самой Алисы, с которой мы познакомились в книжках другого знаменитого писателя Льюиса Кэрролла. На этот раз Алиса попадает не куда-нибудь, а в Страну букв, где с ней происходят загадочные и веселые вещи. Например, один из героев книги, страус Эму, так убеждал Алису в необходимости буквы «Ы»:
Когда бы, если бы, кабы
писалось И на месте Ы,
ловили б мИшек кисы
и стали б лысы лИсы,
пИлила бы дорога,
поскольку пИли много,
на завтрак съели б сИра,
а в дождик стало б сИро…
А однажды она даже побывала на заседании Парламента букв – на Словоговореньи, где каждая буква отстаивала свое важное право на существование.
Сейчас на несколько минут вы тоже станете буквами.
Правила игры:
В игре участвуют по 8 человек от каждой команды.
Им выдается 2 комплекта из восьми букв «Г», «Р», «А», «М», «О», «Т», «Е» и «И». Побеждает та команда, которая быстрее «построит» в шеренгу слово «грамотеи», держа перед собой карточки с буквами. Оценка – 1 балл.
Ведущий:
Ну, раз вы такие грамотеи, сейчас мы проверим ваш словарный запас. Как известно, в одном слове может прятаться много слов. Например, из слова «история» можно составить слова «рот», «рис», «рост», «сито».
А из слова ГАСТРОНОМ
Выйдет важный АСТРОНОМ.
МОСТ построят на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке.
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС.
Задание: за 3 минуты из слова «грамотеи» составить как можно больше слов: том, маг, атом, гром, море, гора, метр, рота и т. Команды также могут по очереди (по принципу аукциона) называть слова. Побеждает команда, чье слово будет последним. Оценка – 1 балл.
2. «Веселая чехарда»
Ведущий:
В каждом слове буквы, как вы знаете, располагаются в нужном порядке, точно так же, как в каждом предложении слова располагаются в определенной последовательности. Представим теперь, что буквы и слова решили поиграть в чехарду и совершенно перепутались. И вам сейчас предстоит вернуть им их первоначальный вид.
Вот эти слова:
Печал хума пука баобчак
А теперь внимание: подсказка. Это названия насекомых. Вам необходимо не только назвать этих насекомых, но и ответить на вопрос: у какого из них восемь ног?
( У паука. У пчелы, мухи и бабочки – 6 ног).
А это уже птицы, причем одна из них самая маленькая.
Пялца суратс ерло рикилоб
(Колибри. Она меньше не только цапли, страуса и орла, но и всех остальных).
За каждое правильно угаданное слово команда получает по одному баллу.
После такой замечательной разминки с буквами, я уверена, команды легко справятся со следующим заданием. Расставьте следующие слова в нужном порядке так, чтобы у вас получилось предложение. Главное, не используйте дополнительных слов и не оставляйте «лишних». Можно только менять окончания.
Командам раздаются карточки со словами:
1-я команда: диван, и, лежал, газета, на, читал, папа.
2-я команда: кресло, вязала, в, сидела, носки, бабушка, и.
Команда, которая быстрее и правильнее выполнит это задание, получает 1 балл.
3. Кроссворд «Восемь котов»
Ведущий:
Кроссворды любят все – взрослые и дети. Почти в каждом журнале и газете вы найдете сегодня какой-нибудь кроссворд. Наш кроссворд не совсем обычный. Во всех восьми словах, которые вы должны будете угадать, есть ключевое слово КОТ.
Этот кот из фланели сшит – КОфТа.
Этот кот на Луну спешит – КОсмонавТ.
Этот кот из подземных мест – КрОТ.
Этот кот хворостинки ест – КОсТер.
Этот кот в рукаве живет – лоКОТь
Этот кот на руках идет – аКрОбаТ.
Этот кот вызывает смех щеКОТка.
Этот кот восхищает всех – КрасОТа.
За каждое угаданное слово команда получает 1 балл.
Между конкурсами можно провести игру «Всю фразу скажем разом», в которой участвуют и команды, и зрители.
Ведущий:
Как часто мы не слышим и не понимаем друг друга только потому, что говорим все сразу и одновременно. Сейчас мы в этом еще раз убедимся.
Зрители и участники игры условно делятся на две половины. Одному из участников игры предлагается выйти за пределы зала. В это время одна часть зала запоминает и произносит одну часть общеизвестной фразы, например, пословицы, другая – вторую ее часть. По команде ведущего обе команды одновременно быстро и четко произносят обе половины фразы. Необходимо угадать произнесенную хором фразу: «Терпение и труд все перетрут», «Сделал дело – гуляй смело», «Делу время – потехе час», «Тише едешь – дальше будешь», «Старый друг – лучше новых двух» и т.д.
4. «Переводчик»
Ведущий:
Каждый народ является хранителем и собирателем собственной мудрости. Жемчужинами такой мудрости являются пословицы – простые и короткие, но очень богатые и точные народные изречения. Пословицы украшают нашу речь, делают ее остроумной, живой и выразительной. В них от отцов к сыновьям, от дедов к внукам передавались главные правила жизни. Пословицы разных стран очень похожи друг на друга, потому что во все времена и у всех народов всегда осуждались такие человеческие пороки, как трусость, жадность, лень, а такие качества, как находчивость, трудолюбие, доброта, напротив, приветствовались и вызывали уважение.
Сейчас вам предстоит стать переводчиками. Я буду называть пословицы разных стран, а вы должны мне ответить аналогичной по смыслу русской пословицей. Каждой команде предлагается по четыре пословицы. При условии, что команда затрудняется с ответом или отвечает неправильно, право предложить свой вариант ответа предоставляется другой команде.
Иностранные пословицы:
Лучше оступиться, чем оговориться (английская).
Когда у меня на ладони волосы вырастут (польская).
Находясь среди ворон, нужно каркать как они (польская).
Зернышко к зернышку, и будет мерка (польская).
Тот не заблудится, кто спрашивает (финская).
Бежал от огня, попал под ливень (арабская).
Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин (иранская).
В каждом стаде есть своя черная овца (английская).
Русские пословицы:
Слово не воробей – вылетит не поймаешь.
Когда рак на горе свистнет.
С волками жить – по-волчьи выть.
С миру по нитке – голому рубашка.
Язык до Киева доведет.
Из огня - да в полымя.
На безрыбье и рак рыба.
В семье не без урода.
5. «Сами с усами»
Ведущий:
Мы порой и не сообразим,
Отчего же мы так говорим,
Почему в ситуациях разных
Произносим нелепые фразы.
Иностранцы их вряд ли поймут,
Коль дословно переведут.
Но мы этим серьезно займемся
И, конечно, во всем разберемся.
А что же означает - «сами с усами»? Так говорят о людях, которые знают, как им поступать, и не нуждаются ни в чьих указаниях.
Что же это за нелепые фразы? Почему часто мы слышим такие выражения, как «наломать дров», намотать на ус», «курам на смех», «как с гуся вода», «вешать лапшу на уши» и т.д. Это фразеологизмы, которыми очень богата наша речь.
Как вы думаете, откуда произошло выражение «заткнуть за пояс»?
Пояс у многих народов считался символом силы и здоровья. В деревнях матери не отпускали детей на улицу, не подпоясав их. За пояс обычно «затыкали», засовывали какую-нибудь вещь, которая в данный момент была не нужна. А еще у славян существовал вид борьбы, когда соперники мерялись силой, захватывая друг друга за пояса. Перед началом борьбы они бросали друг другу вызов: «Я тебя за пояс заткну!». Сегодня это выражение означает превзойти кого-нибудь в чем-либо.
Задание:
Командам предлагается найти в стихах фразеологизмы и объяснить их.
Глаза разбегаются
Ни за что из магазина
Уходить не хочет Зина.
Что же ей купить, не знает,
Целый день перебирает.
Игрушками всеми
Она восхищается,
У девочки просто глаза разбегаются.
«Глаза разбегаются» говорят про человека, который из многого не может выбрать что-то одно.
Залезть в бутылку
Друзья не могут убедить
Заносчивого Диму,
Что посговорчивее быть
Порой необходимо.
Ведь даже из-за пустяка
Он спорить может пылко,
Хоть и не прав наверняка,
Готов залезть в бутылку.
«Залезть в бутылку» означает сердиться, злиться, упрямиться по пустякам.
6. «Живое слово». Конкурс стихов
В начале можно провести шуточную разминку.
Ведущий:
Давайте представим, что в русском алфавите остались только две гласные буквы «О» и «Е». Попробуйте прочитать известные стихотворения Агнии Барто, заменив все гласные одной.
Одот бочок кочоотсо,
Вздохот на ходо.
Оо! Доско кончоотсо,
Соочос о оподо.
Неше Тене гремке плечет,
Еренеле в речке мечек.
Теше, Тенечке, не плечь.
Не етенет в речке меч.
Дети читают заранее выученные стихи о словах, языке, знаках препинания.
В качестве возможных вариантов стихов можно предложить следующие:
Как растут слова
Как-то
Много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот
Садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Дорога
Подумай только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста на круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
…………………………….
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
- Мои часы ушли вперед, -
Сказала тетя Маша.
- А у меня платок ползет, -
Сказала тетя Даша.
- Умчалась юность далеко… -
Сказала тетя Дуня.
- Ой! Убежало молоко! –
Сказала тетя Груня.
И пошла гулять «карова»
- Да, нелегкая диктовка, -
Почесал затылок Вовка.
И в тетрадке Королева
Появилась вдруг «карова».
Заглянул в тетрадку Миша:
- Все понятно, так напишем. –
И тогда проворный Павел
Букву «о» на «а» исправил.
И его соседка Мила
Это сразу уловила.
И от Милы,
Дружбы ради,
Буква «а» попала к Наде.
Приподнялся с парты Лева,
Быстро Пете передал.
И пошла гулять «карова»
По колонкам, по рядам.
7. «Языколомка»
Ведущий:
Пришло время участникам нашей игры померяться силами в скороговорках.
Скороговорки – это веселая словесная игра, шуточный жанр народного творчества. Уже само название «скороговорки» подсказывает нам, как их следует произносить: говорить скоро, т.е. быстро. Попробуйте быстро и четко сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Как видите, все не так просто. Язык так и спешит заменить слово «шоссе» на «соще». Скороговорки очень нужны в нашем языке, так как помогают чисто и правильно проговаривать сложные слова и фразы. Неслучайно в народе скороговорку называют еще чистоговоркой или чистобайкой.
А играть мы будем все вместе, т.е. командами. Сейчас обе команды встанут в одну линию друг против друга. Я дам первым игрокам каждой команды карточку со скороговоркой, а они должны будут четко и быстро проговорить скороговорку и передать карточку рядом стоящим игрокам, вторые – третьим и т.д., пока все участники ни скажут предложенную им скороговорку. Задание выполняется сначала одной, а затем другой командой.
Варианты скороговорок:
От топота копыт пыль по полю летит.
Слишком много ножек у сороконожек.
Ты нас, мама, не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
8. Чайнворд
Ведущий:
Есть такая игра, которая называется «чайнворд». В этой игре называются разные слова, причем каждое новое слово должно начинаться на ту букву, на которую оканчивается предыдущее слово. Например, чайник – кастрюля – ястреб – бабушка – азбука и т.д.
Давайте потренируемся. Караван – небо – оборот - торт – театр и т. д. По законам этой игры можно составить целое предложение. Например, такое: «КарлсоН НарисоваЛ ЛасточеК, КлюющиХ Халву. Или такое, например: «ДюймовочкА АккуратнО Очистила Апельсин».
Попробуйте составить такое же предложение про героев сказки А. Толстого «Золотой ключик». В предложении должно быть не менее пяти слов и начинаться с имени героя:
БуратинО …
КарабаС…
9. «Путаница». Конкурс капитанов
Ведущий:
Помните сказку Корнея Чуковского «Путаница»?
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Вот и нашим капитанам сейчас предстоит нелегкая задача – распутать перепутавшиеся строчки:
1. Злой кабан сидел на ветке
2. Пароход томился в клетке
3. Соловей точил клыки
4. Дикобраз давал гудки
5. Кошка физику учила
6. Маша хвостик свой ловила
7. Буратино сшил себе штаны
8. Портной все поел блины
9. Еж накрыт к обеду был
10. Чиж усами шевелил
11. Рак летал под облаками
12. Стол гонялся за мышами
13. Чайник прыгал во дворе
14. Мальчик булькал на костре
Правильный ответ:
Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке,
Дикобраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Еж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил,
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.
Пока капитаны выполняют задание, командам предлагаются следующие загадки - складки:
Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется … крапива.
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я … фарфор.
Стелют на матрас меня,
Называюсь … простыня.
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека –
Специальный … каталог.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все … алфавит.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его … арбуз.
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы? Я … свекла.
На лугу среди букашек
Поднялся переполох:
Оттеснил семью ромашек
Велика … чертополох.
Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное «р» содержит он
И называется … перрон.
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два «к»;
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я - …хоккей.
На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два «с»,
Называется … экспресс.
В конце проводится прощальная игра.
И вот пришел теперь черед
Сыграть в игру «наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь – «низко».
Скажу я слово – «далеко»,
А ты ответишь – «близко».
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь - «пол».
Скажу, что слово «потерял»,
И скажешь ты: «Нашел!».
Скажу я слово «трус»,
Ответишь ты – «храбрец».
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай – «конец».
Подводятся итоги игры.