СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение, 4 класс, И. Бунин "Листопад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе по теме:"И.Бунин "Листопад"."

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение, 4 класс, И. Бунин "Листопад"»

Тема урока:  И. Бунин «Листопад» 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: познакомиться с творчеством И.А. Бунина, исследовать лирический отрывок из стихотворения И.А. Бунина «Листопад» на использование средств выразительности, расширять словарный запас, развивать речь, память, мышление, воображение, прививать любовь к природе.

Педагогические задачи: формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение об услышанном на уроке.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: ознакомление с творчеством И.А. Бунина, расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.

Метапредметные: 

регулятивные: формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

познавательные: анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор ключевых слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; работать в группах, договариваться, общаться, рассказывать на публике, слушать и слышать друг друга;

Личностные: приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; развитие умения бережного отношения к родной земле; развитие навыков совместной работы,правильно оценивая смысл и последствия своих действий; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, проблемно-поисковый.

Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения.

Оборудование. Учебник «Родная речь», (4 класс) (авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, В.Г. Голованова и др.); портрет писателя; репродукции картин «Золотая осень» В.Д. Поленова, И.И. Левитана; видео П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня», видео «Золотая осень. Листопад»

Сценарий урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

-Урок я хочу начать такими словами: «Когда искренне любишь природу, красоту найдёшь везде»

- Как вы их понимаете?

II. Проверка домашнего задания

Проводится в виде конкурса чтецов. Дети читают стихи, а жюри (из учеников) на карточках выставляет баллы, комментируя их. Учитель обобщает и выставляет отметки. (Н. А. Некрасов «Школьник» и «В зимние сумерки нянины сказки…»)

II. Актуализация знаний

1 Речевая разминка

Листик красный, листик желтый,

А зеленых не видать!

Поменяли цвет листочки,

Стали дружно опадать.

Прочитайте стихотворение медленно, быстро, плавно.

-О каком времени года говорится в стихотворении? Какое настроение вызывают эти строки? А какое сейчас время года?

III. Постановка учебной задачи.

  1. Просмотр видео «Краски осень».

-Давайте сейчас совершим заочную экскурсию в осенний лес.

- Понравилась вам экскурсия? Какая картина осеннего леса предстала перед вами? Что вы услышали в лесу? Что почувствовали? Вы, конечно, догадались, что мы совсем не случайно совершили экскурсию в осенний лес.

Сегодня мы будем говорить об осени, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года.
Восстановите пропущенные в данных именах и фамилиях буквы и составьте из них имя, фамилию поэта, с произведением которого мы сегодня познакомимся. (Констант..н ..асильевич ..лександр Пушки.. ...альмонт Ж..ковский Сергей Есен… ) (Иван Бунин) . (Вывешивается портрет)

-Сформулируйте тему урока (Стихотворение И.А. Бунина «Листопад»)

О чем вы подумали, когда я произнесла это название?

-Какую цель  поставим на уроке?

(Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина «Листопад».)

-Сформулируем задачи, которые помогут достичь цель урока:

1. Познакомиться с творчеством И.А.Бунина.

2.Познакомиться со стихотворением «Листопад».

3.Учиться видеть слова и выражения, которые помогают поэту передать красоту этого времени года.

4. Научиться читать выразительно стихотворение.

7. Подвести итог проделанной работе, оценить свою работу на уроке.

-Поставив задачи, мы получили план, по которому будем работать.

IV. Открытие нового знания

1.Знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.

Иван Алексеевич Бунин(1870 — 1953г.) – замечательный человек, поэт, писатель. Он говорил: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа…». Таким человеком и был сам Иван Алексеевич. Вот почему он дорог и близок нам, читателям.

Рассказ ученика об Иване Алексеевиче Бунине.

-Какие из его стихотворений вы читали?  («Полевые цветы», «На проселке», «Детство», «Пустой зеленый ельник у дороги»)

2. Работа над стихотворением «Листопад».

а) Выразительное чтение стихотворения (видео, И.А. Бунин «Листопад»)

- Сейчас мы будем читать еще одно стихотворение И. А. Бунина. Прослушайте его. (прослушивание стихотворения и просмотр видео)

- Что вас в стихотворении удивило? Что запомнилось больше всего? Что было непонятно при прослушивании? Что хотели бы услышать еще раз? Теперь возьмите карандаши и, отмечая непонятные вам слова, читайте стихотворение вполголоса.

б) Чтение стихотворения.

в) Словарно-лексическая работа. Работа в паре.

- Обсудите с товарищем, какие слова, выражения вам непонятны, какие вы можете объяснить друг другу, а какие требуется найти в словаре.

терем — в древности на Руси дом в виде башни.

лиловый — голубой с розовым оттенком (светло-фиолетовый)

багряный — красный густого, тёмного оттенка

лазурь — светло- синий цвет.
Вдова – женщина, муж которой умер.
Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный.
Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости.

Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»

V.Физкультминутка

- Был прекрасным этот путь,
Предлагаю отдохнуть.

Хлопаете – если это относится к осени, топаете – если нет.
Улетают птицы, расцвели подснежники, иней, желтые берёзы, побежали ручьи, листопад, золотой лист, багряный лес, снегопад, последний мотылёк.

VI. Первичное закрепление полученных знаний.

1. Анализ произведения.

Какие картины рисует поэт?  Какие приметы осени открылись вам в его строках? Опишите словами, что представили:

(1. Солнечный осенний день. Автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая его с теремом.

4. Тихо, тихо ходит по лесу осень. Она постаралась нарядить лес. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.
5.Видны паутинки, они подрагивают, очень ажурны.

6.Насекомых не видно, но вот вьется белый мотылёк и замирает, попав на паутинку

7. Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.

8. И снова картина леса, очарованного тишиной.)

—Каким настроением проникнуто стихотворение?

Вывод:

 Автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая его с теремом.

- Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, поэты рисуют картины осенней природы словами. Какие слова, выражения помогли Бунину создать яркий образ этого времени года?

Какие средства выразительности вы знаете? (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора) Найдите эпитеты в тексте стихотворения. Что это за слова? (Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос «какой?»)

Работа в группе

  • расписной терем

  • лиловый, золотой, багряный лес

  • весёлой, пёстрою стеной

  • над светлою поляной

  • жёлтою резьбой

  • в лазури голубой

  • в листве сквозной

  • тихою вдовой

  • пёстрый терем

  • на пустой поляне

  • среди широкого двора

  • воздушной паутины

  • последний мотылёк

  • белый лепесток

  • солнечным теплом

  • мёртвое молчанье

  • в синей вышине

  • заворожённый лес

-Почему автор использовал так много эпитетов? (С помощью прилагательных-эпитетов показал яркую красоту осенней природы)

-Назовите олицетворения. Что такое олицетворение? (Слова,  при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ.)

-Какой ещё приём использует поэт для создания образа осени? (И ещё поэт использует сравнения – это сопоставление одного предмета или явления с другим.).

Правильно. При этом автором используются слова: точно, будто, как, что.)

2.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Перед вами лежит листок с текстом стихотворения. Вы должны найти в тексте стихотворения сравнения и подчеркнуть их одной чертой.

- Сравните ваши ответы с теми, которые даны на доске.

Как вы поработали: всё ли у вас получилось, все ли ваши ответы совпали с теми, которые даны на доске. Сделайте вывод о своей работе. Кто выполнил верно, нашёл все сравнения, дайте оценку своей работе……

Сравнения:

  • лес, точно терем расписной

  • лес стоит стеной

  • как вышки, елочки темнеют

  • синеют просветы в небо, что оконца

  • среди широкого двора

  • паутины тканикак сеть

  • мотылек, точно белый лепесток


-Почему поэт использовал много сравнений? (Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение.) К

3.Продолжение работы над стихотворением.

-А ещё автор использует и такой приём, который позволяет не только увидеть лес, но и услышать звуки, как, например, в тишине шуршат листья.

А вы хотите услышать это шуршание? Медленно и тихо прочитаем эти строки и обратим внимание на согласные звуки, которые повторяются? 

  • "молчанье" - ч ;

  • "вышине" - ш ;

  • "можно" - ж ;

  • "тишине" - ш ;

  • "расслышать" - ш ;

  • "шуршанье" – ш.

- Что же это такое? Прочитайте. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

- Аллитерация позволяет услышать и ярче представить какой - то образ.

-Как вы думаете, зачем поэт повторил начало стихотворения в его завершении? Все ли он повторил? (Показывает, что вся эта красота скоро исчезнет)

4.Работа по учебнику. (с.151, №5)

-Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня?

 Автор не перестает восторгаться прелестью золотой осени, ему хочется, чтобы читатели прониклись этим чувством.

Вывод:

— Скажите, зачем И.А. Бунин использует в стихотворении эпитеты, сравнения, повторы, звукопись и другие средства выразительности?

(Для создания ярких образов)

-Мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно, красивое в природе привлекает любого человека.

Почему автор назвал стихотворение «Листопад»? Как еще можно озаглавить стихотворение?

(«Золотая осень», «Осенний лес», «Краски осени», «Осенняя сказка» «Осеннее чудо»)

VIIВключение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Беседа по картинам

- Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название: "Золотая осень". Рассмотрите эти картины, чтобы ответить на вопросы.

1. Одинаковую осеннюю пору изобразили эти художники на своих картинах?

2. Почему картины так называются?

3. Какая репродукция больше подходит к нашему произведению? Почему?

4. Чем они отличаются?

5. Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?

2.Выразительное чтение стихотворения.

-Скажите, а захотелось ли вам попробовать прочитать это стихотворение выразительно?

Чтобы читать выразительно, подумайте в каком темпе надо читать (медленно, быстро, плавно) можно ли читать его торопливо? (Нет, когда торопишься, то не замечаешь красоту, а поэт старается всё увидеть и запомнить.)

- Какой должна быть эмоциональная окраска звучания (радостно, грустно, торжественно, задушевно, задорно, тепло, нежно, таинственно)

- Обратите внимание, где сделать паузы, где поставить логическое ударение, для этого прослушайте аудиозапись этого стихотворения, можно повторять слова за чтецом, шептать.

Попробуйте сами, поупражняйтесь прочитать выразительно. Помните, что цель вашего чтения - передать голосом, интонациями, мимикой отношение автора к увиденным картинам, передать восхищение красотой леса в пору листопада.

-Выразительное чтение учащимися.

VIII Домашнее задание.

- Я увидела, что все вы оказались не равнодушны к этому стихотворению, все хотели прочитать его лучше и лучше. Это и будет ваше домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; кто хочет, может выучить наизусть.

. Рефлексия.

-Какая была тема урока? Какую мы с вами ставили цель? А где нам это пригодится? (Выступать на конкурсах чтецов)

Все ли задачи урока выполнены?

Ребята, что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?

-Что показалось вам наиболее интересным?

-Скажите, теперь, когда вы окажетесь осенью в лесу, какие строки вы будете цитировать?

Видите, ребята, как много значит каждое слово в нашей речи, а у поэта за каждым словом скрывается целый поэтический образ. Наша цель – при чтении услышать, увидеть его, чтобы понять, как удивительно это время года.

-Как оцениваете свою работу на уроке?

Итог урока.

- Урок мы начали такими словами: «Когда искренне любишь природу, красоту найдёшь везде»

- Как вы их теперь понимаете?

-Закончите предложения:

Я сегодня узнал, что…

Я научился……

Мне было …..