Тема урока: Русская народная песенка «Ходит конь по бережку».
Педагогические цели:
содействовать получению сведений о песне как виде народного творчества; создать условия для развития внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции; способствовать формированию умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении; содействовать развитию творческого воображения и творчеству по образцу.
Планируемые результаты образования:
Предметные: Определяют особенности жанра; определяют эмоциональную окрашенность произведения, передают её при чтении; рассказывают о персонаже по предложенному плану; придумывают продолжение песни, сочиняют.
Личностные:
внимательно относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства, собственных поступков, действий других людей; оценивают свои эмоциональные реакции, поступки и действия других людей с точки зрения представление о добре и зле, общих нравственных категориях; соотносят жизненные наблюдения с читатель-скими впечатлениями;
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные:
учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные:
объясняют значение слов, встречающихся в тексте. Рисуют иллюстрацию к прочитанному; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера. (В.Кривошеев)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Встретились ли вам при выполнении домашнего задания слова, значение которых вам непонятно? (Вороной)
Вороной конь, значит чёрный.
Какие слова, встретившиеся в стихотворении, звучат непривычно нашему уху? (колечушки)
Как бы вы сказали? (кольца)
III. Постановка учебной задачи
Сегодня на уроке мы проанализируем песню, которую вы читали дома. И узнаем, почему в ней используют слово колечушки, а не кольца.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Проверка первичного понимания прочитанной дома песенки о коне.
Какие чувства вызвал бы у тебя конь, о котором говорится в песне, если бы ты увидел его на берегу речки?
Формирование умения передать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Задание 2 на стр.
Прочитайте произведение, передав свое отношение к коню.
Задание 4. Развитие внимания к значению формы слова в передаче отношения говорящего к определенному объекту.
словесное рисование Задание 3.
Подумайте о пространстве, в котором будет изображен конь, его позе (он может стоять или бежать, закинув, опустив или повернув голову), о его сбруе, о цвете фона и коня и т.д.
V. Первичное закрепление
Опишите, как выглядел конь.
Хотелось бы вам иметь такого коня? Почему?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
Выполните задание № 1 на стр. 15 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Прочитайте выразительно песню, понравившуюся вам.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
IX. Домашнее задание
Найти в словаре слова, вынесенные в словарную разминку на стр. 29.
Читать песню «Заинька, где ты был».