Логоритмическое занятие “Приключение гномов в лесу”
Учитель-логопед Беловол Н.М.
Тема: “Приключение гномов в лесу” (лексическая тема: “Дикие животные”)
Коррекционно-образовательные цели:
1. Активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
2. Уточнить знания детей о диких животных, вспомнить, чем питаются, где живут,
знать названия их детенышей.
3. Упражнять в употреблении предлогов: в, под.
4. Упражнять в употреблении творительного падежа имени существительного.
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развивать речевой слух и фонематическое восприятие.
2. Развивать общую моторику и координацию движений.
3. Развивать пальцевую моторику в пальчиковой гимнастике.
4. Развивать внимание, память, мышление.
5. Развивать связность высказываний, творческое воображение.
6. Развивать координацию в системе “глаза – рука”, т.е. развивать синхронность
движений глаз и ведущей руки, а так же укреплять межфункциональные связи.
Коррекционно-воспитательные цели:
1. Воспитывать у детей потребность в общении с природой.
2. Формировать умение правильно вести себя на лоне природы.
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением диких животных и их детенышей; плоскостные изображения жилищ диких животных (нора, дупло, логово, кусты, берлога). Плоскостные изображения гномов с разной мимикой, плоскостные изображения угощения для животных; 2 колокольчика; корзина; маска-шапочка зайца; магнитофон; фланелеграф; панно.
Раздаточный материал – плоскостные изображения морковок, кружки разных цветов.
Здоровьесберегающие технологии: упражнения и игры на координацию речи с движением, релаксация под музыку, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, мимические упражнения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, когда я шла к вам в группу, то услышала звон хрустальных
колокольчиков. Потом неизвестно откуда появились маленькие озорные
человечки в красных колпачках и мягких сапожках, которые не оставляли
следов и не создавали шума. Как вы думаете, кто это?
(ответы детей)
Логопед: Да, это гномы – лесные человечки. А где живут гномы?
(ответы детей).
Гномы могут появляться где им вздумается, и долго оставаться
незамеченными, пока все люди занимаются своими делами. Когда же
наступает ночь, они начинают хозяйничать повсюду. Вы хотите их сегодня
увидеть? (ответы детей)
Логопед: Тогда закрывайте глаза, а я позвоню в колокольчик. Может они и появятся.
Логопед звонит в колокольчик и выставляет предметные
картинки гномов на фланелеграфе.
Логопед: Здравствуйте гномики. Ребята, посмотрите, почему-то у них грустные лица.
Покажите мимикой какие у гномиков лица.
(Мимические упражнения: показать грусть на лице)
Что же они натворили? Оказывается, они так заигрались в лесу и навели там такой беспорядок, что Белоснежка рассердилась на них и выгнала из леса. Ребята, как помочь гномам? Давайте все вместе отправимся в лес и поможем всё исправить.
2. Координация речи с движением, релаксация “В лес пойдем”
Логопед: Ну-ка, дети, собирайтесь, в лес дремучий отправляйтесь.
По дороге мы идём. Маршируют
Снег, метели нипочем. Имитация подметания снега
Нам с тобой идти не лень, Руки вверх
Хоть морозный этот день.
Мы сугробы перепрыгнем, Прыжок вверх
Под корягой проползём, Шаги в полуприседе
Прокрадёмся на носочках, Идут на цыпочках
А под елью отдохнём. Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза
Полежим и отдохнем, Звучит спокойная музыка 1-2 мин
Полежим и отдохнем.
А теперь глаза откроем,
Дружно встанем и пойдем. Маршируют
Логопед: Ребята, мы и пришли с вами в лес. Послушайте, какое множество звуков нас
окружает. Послушайте их, скажите, какие звуки вы услышали?
(звучит фонограмма “Прогулка в лесу”)
Давайте их поймаем.
Д/игра “Поймай звук”
Логопед: В одну ладошку – ловим один звук, а два звука в две ладошки.
Логопед произносит звуки: У, ХР. Ш, С, БР и т.д.
Логопед: Идём дальше. Посмотрите, всё ли здесь в порядке?
Давайте поможем животным найти свой домик
На панно перепутаны картинки – медведь на дереве, лиса в дупле,
заяц в берлоге, белка в норе.
Д/игра “Найди свой домик”
Игра сопровождается построением предложений с предлогами в, под:
- Белка живёт в дупле.
- Медведь живёт в берлоге и т.д.
Логопед: Вот теперь животные довольны, что нашли свои домики. А мы с вами
им принесли угощения. Животные проголодались, давайте мы их покормим.
Д/игра “Накорми животное”
- Чем кормится заяц в лесу (кора деревьев, заячья капуста)?
- Чем мы угостим зайца? (аналогично белка, лиса, медведь, волк)
Гимнастика для глаз “Морковка”.
Установка – голову держать прямо, работают только глаза.
Мы морковку в руку взяли,
С ней немного поиграли.
Вверх морковку подними, (взгляд вверх)
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти, (посмотреть вниз)
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево.
Ай - да заинька умелый!
Глазками моргает, (моргание и закрывание глаз)
Глазки закрывает.
Зайчики морковки взяли, (открыть глаза)
С ними весело плясали.
Логопед: Ребята, гномы не только перепутали жилища животных, но и распугали
их детенышей. Давайте вернем детенышей родителям.
Д/игра “У кого, кто?”
- У лисы детёныши лисята.
- У медведицы детёныши медвежата и т.д.
Детеныши очень обрадовались, что вернулись к своим родителям и хотят поиграть.
Д/игра “Скок - скок - скок. Угадай, чей голосок”
игра на формирование фонематического восприятия
- Кто будет зайкой? (выбирается водящий, дети идут по кругу и произносят слова:
«Скок - скок - скок. Угадай, чей голосок?». Водящий с закрытыми глазами
отгадывает, кто из детей сказал слово “Зайка”.
Логопед: Ну, вот мы всё исправили, а Белоснежка так и не показалась, видимо очень
сильно обиделась на гномов. Что же нам делать? Давайте поиграем с
гномиками, чтобы поднять настроение.
Пальчиковая игра “Гномики”
Все мы знаем, все мы верим (сжимаем кулачки)
Есть на свете чудный терем (из ладоней делаем крышу)
В теремочке том лесном
Гномы обитают в нем (окошечко)
С Белоснежкой они дружат, (сцепить крепко руки)
Ищут клад в лесной глуши (поглаживание ладоней)
Наши гномы – малыши. (окошечко)
Логопед: Белоснежка так и не вышла. Я знаю, что она любит сказки. А вы любите
сказки? Давайте придумаем сказку о лесных жителях, может быть тогда
Белоснежка простит гномов.
Детям раздаются цветные кружочки, дети по цепочке придумывают предложения,
которые связываются в единую сказку.
Логопед: Вот и закончилась наша сказка
(выходит Белоснежка – заранее подготовленный ребенок).
Белоснежка: Спасибо вам, дети, что помогли лесным жителям. Вас, гномы, я
прощаю, больше так не озоруйте. А детям за добрые дела я припасла
угощение (раздаются конфеты).
Логопед: Ребята, посмотрите на лица гномиков, что изменилось? Правильно,
гномики улыбаются, у них поднялось настроение. Покажите, настроение
гномиков
(Мимические упражнения: радость).
Логопед: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Белоснежка: Я вам помогу, закройте глаза, а я произнесу заклинание, которое вас
доставит в детский сад (произносит волшебные слова).
3. Итог занятия.
Логопед: Вот мы и вернулись снова в детский сад.
– Вам понравилось наше путешествие?
– Где мы с вами сегодня побывали?
– Кому мы сегодня помогли?
– Какие игры вам понравились?