СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю. Лермонтов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М. Ю. Лермонтов "Мцыри"

Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов»

Композиция и художественное своеобразие поэмы «Мцыри» По поэме Лермонтова  М. Ю. «Мцыри»

Композиция и художественное своеобразие поэмы «Мцыри»

По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри»

Задачи урока Ощутить целительную силу звучащего слова; Выявить основные структурные и художественные особенности поэмы; Работать над выразительным чтением.

Задачи урока

  • Ощутить целительную силу звучащего слова;
  • Выявить основные структурные и художественные особенности поэмы;
  • Работать над выразительным чтением.
Тезаурус лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выражен-ной лирической оценкой того, о чём повествуется. Поэма – Сюжет – Композиция – Романтизм - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последователь-ности. построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое. художественный метод, утверждающий безгра-ничные возможности активной личности, способной подняться над действительностью и переделать мир. Герои беспокойны, страстны, неукротимы.

Тезаурус

лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выражен-ной лирической оценкой того, о чём повествуется.

  • Поэма –
  • Сюжет –
  • Композиция –
  • Романтизм -

основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последователь-ности.

построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

художественный метод, утверждающий безгра-ничные возможности активной личности, способной подняться над действительностью и переделать мир. Герои беспокойны, страстны, неукротимы.

впечатлениями Поделись

впечатлениями

Поделись

История создания поэмы

История создания поэмы

Мцыри (в переводе с грузинского) - неслужащий монах, послушник, пришелец, чужеземец, чужак.    Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?

Мцыри (в переводе с грузинского) -

  • неслужащий монах, послушник,
  • пришелец,
  • чужеземец, чужак.

Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?

Эпиграф к поэме  « Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю ».   1-я Книга Царств « Я попробовал немного мёда, и вот я умираю ».

Эпиграф к поэме

« Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю ».

1-я Книга Царств

« Я попробовал немного мёда, и вот я умираю ».

Работа над композицией Из скольких глав состоит поэма? Все ли они равны по объёму? Почему? А если бы они были все одинаковые?.. На сколько частей вы можете её разбить и почему? Кто является рассказчиком в каждой из частей? Что является важным для рассказчика?

Работа над композицией

  • Из скольких глав состоит поэма?
  • Все ли они равны по объёму? Почему?
  • А если бы они были все одинаковые?..
  • На сколько частей вы можете её разбить и почему?
  • Кто является рассказчиком в каждой из частей? Что является важным для рассказчика?
В какую форму словесного выражения облечён рассказ Мцыри? Что в монологе Мцыри доказывает, что монах, слушающий юношу, активно слушает его? Как и почему меняются интонации поэмы?
  • В какую форму словесного выражения облечён рассказ Мцыри?
  • Что в монологе Мцыри доказывает, что монах, слушающий юношу, активно слушает его?
  • Как и почему меняются интонации поэмы?
 - Как сам Мцыри называет свой рассказ?  Исповедь – покаяние в грехах перед священником;  - откровенное признание в чём – нибудь;  - сообщение своих мыслей, взглядов.   В каком значении, по – вашему, употреблено  это слово в поэме?

- Как сам Мцыри называет свой рассказ?

Исповедьпокаяние в грехах перед священником;

- откровенное признание в чём – нибудь;

- сообщение своих мыслей, взглядов.

 

В каком значении,

по – вашему, употреблено

это слово в поэме?

Художественное своеобразие поэмы Определите, каким размером написана эта поэма? Какие в ней рифмы?  Немного лет тому назад,  Там, где, сливаяся, шумят,  Струи Арагвы и Куры,  Был монастырь. Из-за горы…

Художественное своеобразие поэмы

  • Определите, каким размером написана эта поэма? Какие в ней рифмы?

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы…

Не/ мно // го/ лет// то/ му // на/ зад // Там/ где // сли/ ва // я/ ся // шу/ мят // Стру/ и // А/ ра // гвы/ и // Ку/ ры // Был/ мо // на/ стырь // Из/ за // го/ ры //

Не/ мно // го/ лет// то/ му // на/ зад //

Там/ где // сли/ ва // я/ ся // шу/ мят //

Стру/ и // А/ ра // гвы/ и // Ку/ ры //

Был/ мо // на/ стырь // Из/ за // го/ ры //

Обратите внимание на синтаксис поэмы. Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.
  • Обратите внимание на синтаксис поэмы.
  • Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.
Сравните картину природы, нарисован-ную Мцыри, с картиной монастыря, на-рисованной в 1 главе эпическим рас-сказчиком? Мцыри Рассказчик
  • Сравните картину природы, нарисован-ную Мцыри, с картиной монастыря, на-рисованной в 1 главе эпическим рас-сказчиком?

Мцыри

Рассказчик

Рассказчик Мцыри Из жалости один монах, Больного призрел, и в стенах Я мало жил, и жил в  плену … … Грозой оторванный листок, Хранительных остался он, Я вырос в сумрачных  стенах , Искусством дружеским спасен… Душой – дитя, судьбой – монах… … На мне печать свою тюрьма оставила… Едва взошла заря, В тюрьме воспитанный цветок…

Рассказчик

Мцыри

Из жалости один монах,

Больного призрел, и в стенах

Я мало жил, и жил в плену …

… Грозой оторванный листок,

Хранительных остался он,

Я вырос в сумрачных стенах ,

Искусством дружеским спасен…

Душой – дитя, судьбой – монах…

… На мне печать свою тюрьма оставила…

Едва взошла заря,

В тюрьме воспитанный цветок…

В чём смысл жизни  у монахов у Мцыри

В чём смысл жизни

у монахов

у Мцыри

Домашнее задание:   Подготовить вырази-тельное чтение наизусть понравивше-гося отрывка.  Подумать над послед-ним вопросом урока.  Создать иллюстрацию к поэме.   

Домашнее задание:

  • Подготовить вырази-тельное чтение наизусть понравивше-гося отрывка.
  • Подумать над послед-ним вопросом урока.
  • Создать иллюстрацию к поэме.

 

Рефлексия О чём уже заставила задуматься поэма? Поделитесь впечатлениями …

Рефлексия

  • О чём уже заставила задуматься поэма?
  • Поделитесь впечатлениями …