Актуализация знаний | Я пройдусь по лесам, Много птичек есть там Все порхают, поют, Гнёзда тёплые вьют. Побываю в лесу, Там я пчёлок найду: И шумят, и жужжат, И работать спешат. Я пройдусь по лугам. Мотылечки есть там; Как красивы они В эти майские дни. А. Майков Ребята, прослушайте пожалуйста ещё одно замечательное стихотворение о мае великого поэта Ф.И. Тютчева « Люблю грозу в начале мая». Ребята, скажите мне, пожалуйста, что же происходит с природой в мае. Вы совершенно правы, всё это происходит с природой в мае. Май нам дарит ещё одно прекрасное явление, это Белые ночи. Во многих городах России замечается это явление: Вологда, Магадан, Архангельск, Мурманск, но и конечно же самый красивый город России, его Северная столица- город Санкт-Петербург. Он основан в 18 веке Петром 1 и по праву гордится своей доблестной историей, а также культурными ценностями. Но удивителен Петербург своими белыми ночами. Это явление происходит в конце весны – в мае – и в начале лета. Пожалуй, каждый человек, хоть раз наблюдавший белые ночи, запомнит их на всю жизнь по тому особому душевному состоянию, какое навевает это чудо-явление. Белые ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы. В них столько бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. Ими восхищались художники, поэты, писатели. И главное – ими восхищались композиторы. И одним из них является русский композитор П. И. Чайковский.(Петр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) – знаменитый русский композитор, дирижер. Ребята, а кто-нибудь из вас знает, какие три известнейших на весь мир балета написал П.И.Чайковский? П.И. Чайковский написал знаменитую музыкальную пьесу под названием «Фортопианный цикл», который объединён двумя темами « Времена года» и «Детский альбом».Ребята, а кто из вас сможет мне сказать, что же такое цикл? А чем же пьеса отличается от песни? | Слушают стихотворения о мае в исполнении учителя. Отвечают на вопросы учителя. ( Природа полностью просыпается, цветут фруктовые деревья: яблоня, слива. Так же расцветает прекрасная сирень). Слушают рассказ учителя, включаются в беседу. Отвечают на вопросы учителя («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица») циклы — музыкальные формы, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. Циклом может называться также ряд связанных между собой произведений (каждое из которых может обладать или не обладать циклической формой) или концертных программ. (Пе́сня— наиболее простая, но распространённая форма вокала, объединяющая поэтический текст с мелодией. Иногда сопровождается оркестром (также мимикой). Пье́са — видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле и радиоспектаклей.) |
Усвоение новых знаний и способов действий. | Я предлагаю вам послушать произведение Чайковского «Белые ночи» из цикла «Белые ночи». определите музыкальный образ произведения. Определите форму, сколько частей. Организует слушание пьесуП. И. Чайковского « Белые ночи.» -Итак, мы прослушали произведение. Какое было задание? -1 часть- волшебная, загадочная. 2ч –чувственная 3ч созерцательная. Какое настроение у вас было вначале. ( радостное, загадочное) Какая музыка была. (Весёлая, радостная, по-настоящему весенняя).Музыка была подвижна. Менялось ли ваше настроение в процессе слушания данной композиции? Как называлось произведение? | Внимательно слушают произведение, представляют музыкальные образы, определяют мелодию, темп произведения. -Музыка нам рассказала о нежности весенних дней, но в тоже время, чувствовалась тревога. - Мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам. «Времена года» май «Белые ночи». |
| 1-ого мая наша страна отмечала большой праздник- День весны и труда. Но раньше данный праздник назывался «День международной солидарности трудящихся» Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое солидарность? Примером солидарности является ситуация России и Украины жителями ЛНР И ДНР. Россияне всеми силами старались, стараются и сейчас помочь людям, оставшимся без дома, найти жильё, оказать необходимую для жизни помощь. Сейчас я вам предлагаю разучить « Майскую песенку». Ваша задача, описать настроение этой песни. Из каких частей она состоит. | Слушают о празднике 1-ого мая. солидарность – это чувство, побуждающее людей к взаимному сотрудничеству, взаимопомощи, взаимопониманию |
Физминутка | Я думаю, что вы немного устали. Встаньте со своих мест, выйдете из-за парт и повторяйте движения за мной. Музыкально – ритмические движения «Пчёлки». Пчёлки, пчёлки, Жальца – иголки. Серые, малые, Крылышки алые. Поверху летают, К цветам припадают, Медок собирают, В колоду таскают. Жж-ж-жи! Правила игры Ребята по считалке делятся на две равные команды. Одна команда «пчёлы», другая – «цветы». Пчёлы сбиваются в тесный кружок, цветы ходят вокруг них и поют. Затем цветы разбегаются, а пчёлы их ловят. Пчела, поймавшая цветок, говорит ему: «замри», - и цветок стоит на месте, не двигаясь. Когда пчёлы переловят все цветы, они меняются с ними ролями, и игра продолжается. | Выполняют действия за учителем. |
Закрепление новых знаний и способов действий | Ребята, посмотрите на слайд. Кто-то из вас знает, что это такое? Вы совершенно правы, это вечный огонь. А символом чего он является? Вечный огонь есть в каждой стране , например: России, США, Германии, Бельгии, Берлине, Португалии тд). Известные памятные места : «Мамаев Курган»,»Могила неизвестного солдата», «Трептов парк»). Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать замечательную песню автора Аркадия Фелипенко «Вечный огонь». Ваша задача: описать характер музыкального произведения, описать, о чём поется. Хорошо, предлагаю разучить первый куплет песни. (Разучивает вместе с детьми) - Исполним первый куплет. (исполняют) - Разучим припев песни. (Разучивают припев песни исполняют его) - Вспомним первый куплет и соединим с припевом. -Ребята, у вас очень хорошо получилось исполнить песню и мы смогли передать всю тяжесть тех времен своим исполнением. | Ве́чный ого́нь — постоянно горящий огонь, символически знаменующий собой торжественную память народа о павших героях, борцах за свободу, за честь Родины. Данное музыкальное произведение имеет волевой, сдержанный, военных характер. песня написана в миноре, исполняется в медленном темпе. |