Мастер - класс по теме: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"
Подготовила учитель начальных классов
МОУ «Школа №2 города Дебальцево»
КОНЮХОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно»
А. Дистервег
Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи:
Обосновать актуальность формирования коммуникативных умений;
2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию коммуникативных УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Оборудование и оформление:
С приходом в нашу жизнь новых стандартов, учителям приходится решать очень сложные задачи. Мы все с вами переосмысливаем свой педагогический опыт и ищем ответ на вопрос «Как учить?». Особое место в реализации Государственных стандартов отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).
- Что такое учебное действие - УУД? (Это способы действия, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться ими в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных).
Новый стандарт нам предлагает следующие виды УУД - Личностные, Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные.
Моя методическая тема, над которой я работала эти 5 лет – это «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий».
Почему же меня заинтересовала эта тема?
Я для себя сформулировала две основные причины.
Уровень подготовленности учащихся 1-го класса на момент поступления в школу очень разный. Наблюдая за первоклассниками, я отметила, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Детям трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам.
И вторая причина. Как часто наши дети в начальной школе хотят высказаться, хотят выразить свое мнение, постоянно тянут руку, задают вопросы. Уважаемые коллеги, что мы с вами делаем с почемучками? Куда они пропадают к концу начальной, в средней, старшей школе? Чего боятся наши дети при ответах? Они боятся совершить ошибку, боятся неверных ответов. Я задалась вопросом- насколько я мотивирую детей к ответу, насколько готова принять ошибку ребенка, как данность? Свою задачу я вижу в том, чтобы ошибку ученика превратить в точку опоры для его дальнейшего развития.
И вот, я главное в своей работе вижу то, чтобы школьники свободно говорили, спорили, отстаивали свою точку зрения, искали пути решения проблемы, а не ждали готовых ответов. И в этом нам помогают коммуникативные действия, которые делятся на 3 вида:
1. Коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности).
2. Коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели).
3. Коммуникативно-речевые действия как средство передачи информации другим людям и становления рефлексии.
И, конечно же, огромную роль приобретают, используемые мною инновационные педагогические технологии: исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления», интерактивные, групповые формы и методы, проектное обучение и др.
Коммуникативные универсальные действия направлены на сотрудничество. Работа в парах, в группах позволяет решить задачи: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Сотрудничеству в группе посвятили свои работы В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.Н. Цукерман, РубинштейнС.Л., И.М. Чередов, С.П. Иванова и др. А Сухомлинский В.А. считал, что «сотрудничество педагогов с детьми возможно лишь на принципах равноправия, соучастия педагогов и воспитанников в общем деле. Воспитанник понимается как участник общих дел, а не как объект воспитания».
Уважаемые коллеги! Давайте, наконец-то, отвлечемся от теории и перейдем к практике. Я предлагаю вам выполнить следующее задание:
Сидящие справа сильно сожмите кулак, сидящие слева на счет «три» постарайтесь разжать кулак своего соседа.
«Раз, два, три»… Получилось? Теперь поменяйтесь ролями…
«Раз, два, три»…Каков результат? Тот же.
Теперь все сожмите кулак сильно-сильно. На счет три я смогу разжать ваши кулаки.
«Раз, два, три.… Пожалуйста, разожмите свои кулаки!»…Что произошло?
Какой вывод мы можем сделать после нашего эксперимента?
-Коммуникативные действия продуктивнее грубой физической силы и позволяют человеку сохранить энергию для важных дел и свершений, но этим действиям необходимо учиться.
И сейчас мы приступаем к основной части нашей практической работы.
Мы с вами будем составлять загадки. Ведь загадки обогащают словарь детей. Они являются эффективным средством развития речи учащихся.
Итак, вначале познакомимся с таблицей, которая служит моделью составления загадки.
Какой? | Что бывает таким же? |
| |
| |
| |
Для составления загадки выбираем объект (самовар). Далее даем образные характеристики по вопросам
-Какой самовар по цвету? Блестящий.
Записываем слово в первой строчке таблицы слева.
-Какой самовар по действиям? Бурлящий.
Заполняем вторую строчку первого столбика.
- Какой он по форме? Круглый. Записываем в третью строку первого столбца.
- Теперь определяем, ЧТО БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ?
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Монета |
Бурлящий | Вулкан |
круглый | Арбуз |
Затем даем образные характеристики объектам справа.
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Начищенная Монета |
Бурлящий | Проснувшийся Вулкан |
круглый | Спелый Арбуз |
После заполнения таблички давайте прочитаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «КАК» или «НО НЕ». Что получилось?
А теперь я прошу вас составить загадку и загадать ее противоположной команде.
Вся наша работа направлена на развитие родной красивой правильной связной речи у детей. А уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ученик не сможет, если он плохо читает. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. А как же мы это делаем.
Мы, учителя начальных классов, используем многие техники и методики.
Познакомлю вас с некоторыми. Это:
Чтение «Пол-арбуза»
Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв или нижнюю часть текста.
Чтение «Зашумленный текст»
Ребенку предлагают текст, прочтение которого затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков.
Чтение «Сплошной текст»
Текст набран без пробелов. Задача ученика прочитать его правильно.
Чтение «Буквы потерялись»
Прочитать текст, вставив нужную букву.
Чтение «Разный шрифт»
Текст написан разным шрифтом. Задача ученика прочитать текст быстро.
Тексты с наращиванием
Это тексты-лесенки. Каждая следующая строка повторяет предыдущую с добавлением нового.
Я предлагаю прочитать вам такие тексты.
Таким образом, использование при обучении чтению самого широкого спектра современных методов и учебных материалов с опорой на личностно - деятельностный подход стимулирует познавательную активность, способствует формированию читательской компетенции, что, в конечном итоге, позволяет повысить качество техники чтения в школах.
В заключение хотелось бы сказать, что коммуникативные универсальные учебные действия являются ресурсом эффективности и благополучия будущей взрослой жизни наших учеников.
Вот прошёл мой мастер-класс.
Попрошу, коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!
Если мастер- класс полезен,
Или просто интересен,
Поднимите синий шар!
Шар зелёный – непонятно
И приемы все невнятны!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем надувать!
А теперь шары подняли,
Всему залу показали!
В зале море, посмотри,
Так итог мы подвели
Спасибо за внимание!
Благодарю за сотрудничество!
Какой? | Что бывает таким же? |
| |
| |
| |
Какой? | Что бывает таким же? |
| |
| |
| |