СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс «Использование проблемных ситуаций на уроке как способ формирования УУД»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Использование проблемных ситуаций на уроке как способ формирования УУД»»

Мастер – класс

«Использование проблемных ситуаций

на уроке как способ формирования УУД»



Заседание МО учителей начальных классов

Дата проведения: 05.11.2015 г.


Подготовила: Нугаева И.С.

учитель начальных классов

Старомостякской СОШ – МОУ


Цель: познакомить с приемами и ситуациями постановки учебных задач.

Задачи:

  • показать возможности приема в формировании универсальных учебных действий на различных учебных предметах и на различных этапах урока;

  • предоставить возможность для оценки эффективности данного приема.


Оборудование: магнитная доска, маркеры, листы бумаги.


  1. Вводная часть. (2 минуты) Рассказ придчи.


Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках».

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения, при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

Истина там, где есть вопрос, либо проблема. Именно эти слова являются моим педагогическим кредо.


II. Цели учебных занятий (1 мин)


Одним из результатов внедрения ФГОС является формирование у учащихся универсальных учебных действий. Перед каждым учителем, в том числе и передо мной, возник вопрос: каким образом формировать УУД? На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью, запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – “пришел, услышал, заучил” – называется репродуктивной.

Чтобы решить задачи по формированию УУД, я создаю на своих уроках проблемные ситуации. Цель, которую я ставлю перед собой на уроке: Заинтересовать детей, удивить, разобраться, дойти до истины. Это составные компоненты проблемного обучения. А при построении проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний, все учащиеся вовлечены в деятельность, каждый ученик чувствует свою успешность.


III.Мастер-класс

Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.

Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет. 

Учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.


Существуют приемы создания проблемной ситуации:


Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Несоответствие

Ситуация, рассматривающая противоположности.

Конфликт

Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

Неожиданность

Неоднозначные решения ввиду недостатка данных.

Неопределенность

Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.

Выбор


Приемы создания проблемной ситуации

Прием создания проблемной ситуации

Вопросы и предложения для противоречия

Вопросы и предложения для формулирования проблемы

1.Предъявить противоречивые факты

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите?

Какой вопрос возникает?

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Сколько мнений?

Какова будет задача урока?

3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Что вы предполагали сначала?

Что получилось?

Сформулируйте проблему.

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?

Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?

5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?

6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.

Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?

Какова будет тема урока?


Сейчас мы вместе с вами попробуем решить несколько проблемных ситуаций, которые я предлагаю своим ученикам на различных уроках в начальной школе.


1. Прием неожиданности. Используя, ситуации  поставьте учебную задачу.

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

 Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

 - Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

 - Почему так получилось?

 - Какое правило не знал автор записки?

 - Как правильно записать это слово?

 с м…чом – мяч – с мячом

 - Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

 (Правописание безударной гласной в корне слова.)


2. Прием несоответствия. Цель: Формировать умения учащихся на слух находить несоответствия в вопросах по изученным темам.


(Учитель читает текст)

В дельфинарии самой большой рыбой был кит.

На нос бабе Бабарихе приземлился на все свои 4 ноги рассерженный комар. В зоопарке мы видели льва, он дышал жабрами.


Данный приём активизирует внимание учащихся, позволяет проверить знания.


3. Приём выбора. «Составление кластера».

Цель: Систематизировать знания учащихся по данной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Я на своих уроках использую его для организации индивидуальной и групповой работы.


Всем раздаётся кластер, ниже приведены ключевые слова, но одно из понятий ошибочно.

Проблема: Составьте схему классификации животных и их отличительных признаков?

Участники мастер - класса заполняют кластер.

Во время самостоятельной работы детей я помогаю учащимся с более слабой подготовкой.


Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.


Каждая новая проблема не всегда вызывает интерес у учащихся. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд, кажется простой, а на деле требует нестандартного подхода, который создаёт проблему. При поиске этой проблемы ученик сталкивается с её исследованием и обобщением. Такую работу можно осуществлять через организацию групповой формы деятельности.


IV. Рефлексия.

Спасибо за работу. Я думаю, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное.

Вы сегодня были …(самой активной)

У вас ситуация была …(интересная)

Закончите предложения:

После «Мастер-класс» я буду в своей работе использовать…

Мне понравилось…