МКОУ Джогинская средняя общеобразовательная школа
Мастер-класс на тему:
«Проектная технология как один из способов повышения эффективности учебного
процесса»
Провела зам директора по УВР
Игнатьева Любовь Ивановна
с.Джогино
Февраль, 2014
Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы (слайд 1).
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему (слайд 2).
Прежде чем раскрыть особенности проектного метода я предлагаю вам решить пример: (слайд 3).
• Загадайте число.
• Прибавьте столько же.
• Прибавьте 10.
• Разделите на два.
• Отнимите задуманное.
В результате у всех должно получиться число 5.
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причём, вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся (слайд 4)
Алгоритм создания проекта: (слайд 5)
- Проблема
- Тема проекта
- Основополагающий вопрос
- Проблемный вопрос
- Гипотезы решения проблемы
- Составление плана
- Выбор методов
- Проведение исследования
- Оформление результатов
- Защита проекта
Что дает проектная и исследовательская технология? (слайд 6)
- Умение работать с информацией и анализировать ее
- Повышение уровня активности учащихся на уроке
- Превращение учащихся из пассивных слушателей в «добытчиков» знаний
- Повышение интереса к предмету
- Повышение качества знаний
Ключевыми моментами проекта являются: (слайд 7)
Проблема
Разнообразие способов ее решения
Основополагающий вопрос
Единство целей и задач
Конкретные результаты исследования
Творческий подход
Я предлагаю Вам тоже принять участие в проекте:
По образному выражению философа «Человек есть то, что он ест».
Проблема: что мы едим? (слайд 8)
Из курса биологии мы знаем, что пища идет на построение клеток нашего организма, точнее для белкового, углеводного, жирового, а самое главное для энергетического запаса. Все эти функции выполняются исключительно благодаря еде! Значит все, что мы съели - все осталось в нас на некоторое время. А все ли это нам нужно? Вот в чем вопрос!
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы узнать какую пищу, мы употребляем.
Варианты способов решения этой проблемы.
- проверить наличие вредных веществ в продуктах питания. Как?
(опыты: обесцвечивание газированной воды активированным углем, доказательство наличия кислоты в газ воде, с помощью индикаторов).
- внимательно изучать упаковку.
Действительно, упаковка нам может сказать многое. Именно на ней мы находим эти «волшебные» цифры (см. таблица буквенно-цифровых кодов добавок) (слайд 9)
Используя творческий подход, проведем небольшое конкретное исследование.
(Мы можем узнать о том, что мы едим по упаковке продукта) (слайд 10-13)
Я предлагаю Вам некоторые часто употребляемые детьми продукты. Узнайте, насколько они полезны или вредны для организма.
(Во время проведения данного исследования, мы прикрепляем черные квадратики к тем частям тела, на которые отрицательно влияют пищевые добавки)
Что мы видим? Что, съев данные продукты, мы с вами покрываемся вот примерно такими «язвами». Такое проведенное исследование и полученный результат намного действеннее чем, любые наши предостережения.
Как здорово услышать от ученика, закончившего работу над проектом: «Как же много я узнал!»
По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Так вот проектно-исследовательская деятельность как раз вызывает интерес, увлечение. И этот интерес и является движущей силой обучения (слайд 14)
При использовании проектно-исследовательской технологии
Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось