Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Школа №144”
Рабочая программа по математике
для1-4 классов
УМК «Школа России»
Составители:
Н.В.Слюняева, учитель высшей квалификационной категории,
А.А.Лосева, квалификационной категории не имеет,
В.В.Сатаева, квалификационной категории не имеет
г. Нижний Новгород
2017 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства и способы её осуществления.
Овладениеспособами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,измерения, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Содержание программы
1класс (132ч)
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч)
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами. Отношения. Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же. Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10. Число 0 . Нумерация (28 ч)
Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины. Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.Ноль. Число 10. Состав числа 10.Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание (59 часов)
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно).Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».
Числа от 1 до 20. Нумерация (14 часов)
Числа от 1 до 20. Нумерация.Решение задач в одно - два действия на сложение и вычитание
Табличное сложение и вычитание (23 часа)
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.). Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр.Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи. Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».Равенства, неравенства, знаки «=», «»; «
Итоговое повторение (4часов)
Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание. Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков. Решение задач изученных видов.
2-й класс (136 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч)
Числа от 1 до 20. Счет десятками. Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100. Поместное значение цифр.Однозначные и двузначные числа. Число 100. Рубль. Копейка. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30.Задачи-расчеты. Миллиметр. Метр. Таблица единиц длины.
Сложение и вычитание чисел(76 ч)
Время. Единицы времени: час, минута. Числовое выражение. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений. Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Устные приемы сложения и вычитания вида: 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24, 26 + 7, 35 – 8. Буквенные выражения. Уравнение. Сложение и вычитание вида: 45 + 23, 57 – 26).Решение и составление задач, обратных данной, задач на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Решение задач. Запись решения задачи выражением.Угол. Виды углов. Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. Квадрат.Длина ломаной. Периметр многоугольника. Логические задачи. Задачи с сюжетами.
Умножение и деление (25 ч)
Умножение. Конкретный смысл умножения. Связь умножения со сложением. Знак действия умножения. Название компонентов и результата умножения. Приемы умножения 1 и 0. Переместительное свойство умножения. Название компонентов и результата деления. Задачи, раскрывающие смысл действия деление.Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. Периметр прямоугольника. Арифметическиедействия. Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Прием умножения и деления на число 10. Умножение числа 2 и на 2. Деление на 2. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.Задачи на нахождение третьего слагаемого.
Итоговое повторение (18 ч)
3-й класс (136 ч)
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 часов)
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач.Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 часов)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. Четные и нечетные числа. Зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Единицы времени — год, месяц, сутки).
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 часов)
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78:2, 69:3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 часов)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 часов)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 часов)
Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение(13 часов)
4-й класс (136 ч)
Повторение. Числа от 1 до 1000 (14 часов)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа больше 1000. Нумерация (12 часов)
Новая счетная единица - тысяча.Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числа больше 1000. Величины (12 часов)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа больше 1000. Сложение и вычитание (12 часов)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.Решение уравнений вида:х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140.Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях.Сложение и вычитание значений величин.
Числа больше 1000. Умножение и деление (77 час)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 :х– 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).Умножение и деление значений величин на однозначное число.Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (10 часов)
Повторение изученных тем за год
Тематическое планирование
1 класс (132 ч)
№п/п | Название разделов | Кол-во часов |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. (8ч) |
1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | 1 |
2 | Счёт предметов. | 1 |
3 | Вверху. Внизу. Слева. Справа | 1 |
4 | Раньше. Позже. Сначала. Потом. | 1 |
5 | Столько же. Больше. Меньше. | 1 |
6 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 |
7 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 |
8 | Повторение и обобщение «Подготовка к изучению чисел» | 1 |
Числа от 1 до 10.Число 0. Нумерация(28 ч) |
9 | Много. Один. | 1 |
10 | Число и цифра 2. | 1 |
11 | Число и цифра 3. | 1 |
12 | Знаки +, -, =. | 1 |
13 | Число и цифра 4. | 1 |
14 | Длиннее, короче. | 1 |
15 | Число и цифра 5. | 1 |
16 | Числа от 1 до 5. Состав числа 5. | 1 |
17 | Странички для любознательных. | 1 |
18 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 |
19 | Ломаная линия. | 1 |
20 | Закрепление изученного. | 1 |
21 | Знаки , | 1 |
22 | Равенство. Неравенство. | 1 |
23 | Многоугольник. | 1 |
24 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 6. | 1 |
25 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. | 1 |
26 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 8. | 1 |
27 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 9. | 1 |
28 | Число 10. | 1 |
29 | Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». | 1 |
30 | Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». | 1 |
31 | Сантиметр. | 1 |
32 | Увеличить на… Уменьшить на… | 1 |
33 | Число 0. | 1 |
34 | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 |
35 | Странички для любознательных. | 1 |
36 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (59 ч) |
37 | Защита проектов. | 1 |
38 | Сложение и вычитание вида □ + 1, □ - 1 | 1 |
39 | Сложение и вычитание вида □ + 1 + 1, □ – 1 - 1 | 1 |
40 | Сложение и вычитание вида □ + 2, □ - 2 | 1 |
41 | Слагаемые. Сумма. | 1 |
42 | Задача. | 1 |
43 | Составление задач по рисунку. | 1 |
44 | Таблицы сложения и вычитания с числом 2. | 1 |
45 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 |
46 | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. | 1 |
47 | Странички для любознательных. | 1 |
48 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
49 | Странички для любознательных. | 1 |
50 | Сложение и вычитание вида □ + 3, □ - 3 | 1 |
51 | Прибавление и вычитание числа 3. | 1 |
52 | Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков. | 1 |
53 | Таблицы сложения и вычитания с числом 3. | 1 |
54 | Присчитывание и отсчитывание по 3. | 1 |
55 | Решение задач. | 1 |
56 | Решение задач. | 1 |
57 | Странички для любознательных. | 1 |
58 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
59 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
60 | Закрепление изученного. | 1 |
61 | Закрепление изученного. | 1 |
62 | Закрепление изученного. | 1 |
63 | Закрепление изученного. | 1 |
64 | Закрепление изученного. | 1 |
65 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8,9. | 1 |
66 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц ( с двумя множествами предметов) | 1 |
67 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц ( с двумя множествами предметов) | 1 |
68 | Сложение и вычитание вида □ + 4, □ - 4 | 1 |
69 | Закрепление изученного. | 1 |
70 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 |
71 | Решение задач. | 1 |
72 | Таблицы сложения и вычитания с числом 4. | 1 |
73 | Решение задач. | 1 |
74 | Перестановка слагаемых. | 1 |
75 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5,6,7,8,9 | 1 |
76 | Таблица для случаев вида □ + 5,6,7,8,9 | 1 |
77 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 |
78 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 |
79 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
80 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
81 | Закрепление изученного. Проверка знаний. | 1 |
82 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 |
83 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 |
84 | Решение задач. | 1 |
85 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 |
86 | Вычитание вида 6 - □, 7 - □ | 1 |
87 | Закрепление приёма вычислений вида 6 - □, 7 - □. Решение задач. | 1 |
88 | Вычитание вида 8- □, 9 - □ | 1 |
89 | Закрепление приёма вычислений вида 8 - □, 9 - □. Решение задач. | 1 |
90 | Вычитание вида 10 - □ | 1 |
91 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 |
92 | Килограмм | 1 |
93 | Литр | 1 |
94 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
95 | Закрепление изученного. | 1 |
Числа от 1 до 20. Нумерация. (14ч) |
96 | Название и последовательность чисел от 11 до 20. | 1 |
97 | Образование чисел второго десятка. | 1 |
98 | Запись и чтение чисел второго десятка. | 1 |
99 | Дециметр | 1 |
100 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10 | 1 |
101 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10 | 1 |
102 | Странички для любознательных. | 1 |
103 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
104 | Закрепление изученного. | 1 |
105 | Закрепление изученного. Работа над ошибками. | 1 |
106 | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. | 1 |
107 | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. | 1 |
108 | Составная задача | 1 |
109 | Составная задача | 1 |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (23ч) |
110 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток | 1 |
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 2, □ + 3. | 1 |
112 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 4. | 1 |
113 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 5. | 1 |
114 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 6. | 1 |
115 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 7. | 1 |
116 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 8, □ + 9. | 1 |
117 | Таблица сложения. | 1 |
118 | Таблица сложения. | 1 |
119 | Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились? | 1 |
120 | Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток. | 1 |
121 | Вычитание вида 11 - □ | 1 |
122 | Вычитание вида 12 - □ | 1 |
123 | Вычитание вида 13 - □ | 1 |
124 | Вычитание вида 14 - □ | 1 |
125 | Вычитание вида 15 - □ | 1 |
126 | Вычитание вида 16 - □ | 1 |
127 | Вычитание вида 17 - □, 18 - □ | 1 |
128 | Закрепление изученного. | 1 |
129 | Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились? | 1 |
Итоговое повторение (4ч) |
130 | Закрепление изученного. | 1 |
131 | Закрепление изученного. | 1 |
132 | Что узнали, чему научились в 1 классе? | 1 |
2 класс (136 ч)
№п/п | Название разделов | Кол-во часов |
Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч) |
1,2 | Числа от 1 до 20 | 2 |
3 | Десятки. Счёт десятками до 100. | 1 |
4 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 1 |
5 | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр в записи числа | 1 |
6 | Однозначные и двузначные числа | 1 |
7, 8 | Миллиметр. | 2 |
9 | Входная контрольная работа | 1 |
10 | Работа над ошибками. Число 100 | 1 |
11 | Метр. Таблица единиц длины | 1 |
12 | Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 3 5, 35 - 30 | 1 |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (37 = 30 + 7) | 1 |
14 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка | 1 |
15 | Странички для любознательных. | 1 |
16 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
17 | Контрольная работа «Числа от 1 до 100» | 1 |
18 | Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1 |
Число от 1 до 100. Сложение и вычитание (47ч) |
19 | Задачи, обратные данной | 1 |
20 | Сумма и разность отрезков | 1 |
21 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 |
22 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 |
23 | Закрепление изученного. | 1 |
24 | Единицы времени. Час. Минута. | 1 |
25 | Длина ломаной. | 1 |
26 | Закрепление изученного. | |
27 | Странички для любознательных. | 1 |
28 | Порядок действий. Скобки | 1 |
29 | Числовые выражения. | 1 |
30 | Сравнение числовых выражений | 1 |
31 | Периметр многоугольника | 1 |
32, 33 | Свойства сложения | 2 |
34 | Закрепление изученного. | 1 |
35 | Контрольная работа «Порядок действий» | 1 |
36 | Работа над ошибками. Повторение пройденного | 1 |
37 | Странички для любознательных. | 1 |
38, 39 | Что узнали. Чему научились | 2 |
40 | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания | 1 |
41 | Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18 | 1 |
42 | Приемы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20 | 1 |
43 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 – 7 | 1 |
44 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 – 7 | 1 |
45 | Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24 | 1 |
46- 48 | Закрепление изученного. Решение задач. | 3 |
49 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7 | 1 |
50 | Приемы вычислений для случаев вида 35 – 7 | 1 |
51,52 | Закрепление изученного | 2 |
53 | Контрольная работа «Сложение и вычитание» | 1 |
54 | Работа над ошибками. Странички для любознательных | 1 |
55,56 | Что узнали. Чему научились. | 2 |
57 | Буквенные выражения | 1 |
58 | Буквенные выражения. Закрепление. | 1 |
59, 60 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора. | 2 |
61 | Проверка сложения | 1 |
62 | Проверка вычитания | 1 |
63 | Контрольная работа «Проверка сложения и вычитания» | 1 |
64 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) (29ч) |
65 | Сложение вида 45 + 23 | 1 |
66 | Вычитание вида 57 – 26 | 1 |
67 | Проверка сложения и вычитания | 1 |
68 | Закрепление изученного. | 1 |
69 | Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой | 1 |
70 | Закрепление изученного. | 1 |
71 | Сложение вида 37 + 48 | 1 |
72 | Сложение вида 37 + 53 | 1 |
73,74 | Прямоугольник | 2 |
75 | Сложение вида 87 + 13 | 1 |
76 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 |
77 | Письменные вычисления: сложение вида 32 + 8, вычитание вида 40 – 8 . | 1 |
78 | Вычитание вида 50 – 24 | 1 |
79 | Странички для любознательных | 1 |
80, 81 | Что узнали. Чему научились. | 2 |
82 | Контрольная работа «Решение задач» | 1 |
83 | Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1 |
84 | Вычитание вида 52 – 24 | 1 |
85, 86 | Закрепление изученного. | 2 |
87 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 |
88 | Закрепление изученного. | 1 |
89, 90 | Квадрат. | 2 |
91 | Повторение пройденного | 1 |
92 | Странички для любознательных. | 1 |
93 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
Умножение и деление (25 ч) |
94, 95 | Конкретный смысл действия умножение | 2 |
96 | Вычисление результата умножения с помощью сложения | 1 |
97 | Задачи на умножение | 1 |
98 | Периметр прямоугольника | 1 |
99 | Умножение единицы и нуля | 1 |
100 | Названия компонентов и результата умножения | 1 |
101 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 |
102, 103 | Переместительное свойство умножения | 2 |
104-106 | Конкретный смысл действия деления | 3 |
107 | Закрепление изученного. | 1 |
108 | Названия компонентов и результата деления | 1 |
109 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
110 | Промежуточная аттестация | 1 |
111 | Умножение и деление. Закрепление | 1 |
112 | Связь между компонентами и результатом действия умножения | 1 |
113 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 1 |
114 | Приемы умножения и деления на 10 | 1 |
115 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | 1 |
116 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | 1 |
117 | Контрольная работа « Письменные вычисления» | 1 |
118 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 |
Табличное умножение и деление (18ч) |
119, 120 | Умножение числа 2 и на 2 | 2 |
121 | Приёмы умножения числа 2 | 1 |
122, 123 | Деление на 2 | 2 |
124 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 |
125 | Странички для любознательных | 1 |
126 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
127, 128 | Умножение числа 3 и на 3 | 2 |
129, 130 | Деление на 3. | 2 |
131 | Закрепление изученного. | 1 |
132 | Странички для любознательных | 1 |
133 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
134 | Итоговая контрольная работа | 1 |
135-136 | Работа над ошибками. Что узнали, чему научились во 2 классе | 2 |
3 класс (136 ч)
№п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч) |
1-2 | Повторение. Нумерация чисел. | 2 |
3 | Повторение. Нумерация чисел. | 1 |
4-5 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | 2 |
6 | Выражение с переменной | 1 |
7 | Решение уравнений. | 1 |
8 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 |
9 | Странички для любознательных | 1 |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 ч) |
10 | Входная контрольная работа. | 1 |
11 | Работа над ошибками. Связь между компонентом и результатом умножения. Чётные и нечётные числа. | 1 |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3 | 1 |
13 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» | 1 |
14 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество» | 1 |
15-17 | Порядок выполнения действий | 3 |
18 | Странички для любознательных. | 1 |
19 | Контрольная работа «Умножение и деление на 2 и 3»» | 1 |
20 | Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 4 | 1 |
21 | Закрепление изученного. | 1 |
22 - 23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 2 |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 |
25 | Решение задач | 1 |
26 | Таблица умножения и деления с числом 5 | 1 |
27 - 28 | Задачи на кратное сравнение | 2 |
29 | Решение задач | 1 |
30 | Таблица умножения и деления с числом 6 | 1 |
31-33 | Решение задач | 3 |
34 | Таблица умножения и деления с числом 7 | 1 |
35 | Странички для любознательных. | 1 |
36 | Что узнали. Чему научились | 1 |
37 | Контрольная работа «Табличное умножение и деление» | 1 |
38 | Работа над ошибками. Повторение пройденного | 1 |
39-40 | Площадь. Сравнение площадей фигур | 2 |
41 | Квадратный сантиметр | 1 |
42 | Площадь прямоугольника | 1 |
43 | Таблица умножения и деления с числом 8 | 1 |
44 | Закрепление изученного | 1 |
45 | Решение задач | 1 |
46 | Таблица умножения и деления с числом 9 | 1 |
47 | Квадратный дециметр | 1 |
48 | Таблица умножения. Закрепление. | 1 |
49 | Закрепление изученного. | 1 |
50 | Квадратный метр | 1 |
51 | Закрепление изученного | 1 |
52 | Странички для любознательных. | 1 |
53-54 | Что узнали. Чему научились. | 2 |
55 | Умножение на 1 | 1 |
56 | Умножение на 0 | 1 |
57 | Умножение и деление с числами 1. 0. | 1 |
58 | Закрепление изученного | 1 |
59 | Доли. | 1 |
60 | Окружность. Круг | 1 |
61 | Диаметр круга. Решение задач. | 1 |
62 | Единицы времени | 1 |
63 | Контрольная работа «Решение задач» | 1 |
64 | Работа над ошибками. Странички для любознательных | 1 |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29ч) |
65 | Умножение и деление круглых чисел | 1 |
66 | Прием деления для случаев вида 80 : 20. | 1 |
67-68 | Умножение суммы на число. | 2 |
69-70 | Умножение двузначного числа на однозначное | 2 |
71 | Закрепление изученного | 1 |
72-73 | Деление суммы на число. | 2 |
74 | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 |
75 | Делимое. Делитель | 1 |
76 | Проверка деления. | 1 |
77 | Случаи деления вида 87:29. | 1 |
78 | Проверка умножения. | 1 |
79-80 | Решение уравнений. | 2 |
81-82 | Закрепление изученного. | 2 |
83 | Контрольная работа «Решение уравнений». | 1 |
84 | Работа над ошибками. Повторение пройденного | 1 |
85-87 | Деление с остатком. | 3 |
88 | Решение задач на деление с остатком. | 1 |
89 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 1 |
90 | Проверка деления с остатком. | 1 |
91 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
92 | Контрольная работа «Деление с остатком». | 1 |
93 | Работа над ошибками. Повторение пройденного | 1 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация. (13 ч) |
94 | Тысяча. | 1 |
95 | Образование и название трёхзначных чисел. | 1 |
96 | Запись трёхзначных чисел. | 1 |
97 | Письменная нумерация в пределах 1000 | 1 |
98 | Увеличение и уменьшение числа в 10, в100 раз. | 1 |
99 | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 |
100 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | 1 |
101 | Сравнение трёхзначных чисел. | 1 |
102 | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 |
103 | Единицы массы – килограмм, грамм. | 1 |
104 | Закрепление изученного | 1 |
105 | Контрольная работа «Нумерация в пределах 1000». | 1 |
106 | Работа над ошибками. Повторение пройденного | 1 |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. (12 ч) |
107 | Приёмы устных вычислений. | 1 |
108 | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. | 1 |
109 | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. | 1 |
110 | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. | 1 |
111 | Приёмы письменных вычислений. | 1 |
112 | Алгоритм сложения трёхзначных чисел. | 1 |
113 | Алгоритм вычитания трёхзначных чисел. | 1 |
114 | Виды треугольников. | 1 |
115 | Закрепление изученного | 1 |
116 | Что узнали. Чему научились | 1 |
117 | Промежуточная аттестация | 1 |
118 | Повторение пройденного | 1 |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление ( 5 ч) |
119 | Приёмы устных вычислений. | 1 |
120-121 | Приемы устных вычислений. | 2 |
122 | Виды треугольников. | 1 |
123 | Закрепление изученного | 1 |
Приёмы письменных вычислений (13 ч) |
124 | Приемы письменного умножения в пределах 1000. | 1 |
125 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. | 1 |
126-127 | Закрепление изученного. | 2 |
128 | Прием письменного деления в пределах 1000. | 1 |
129 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. | 1 |
130 | Проверка деления. | 1 |
131 | Итоговая контрольная работа | 1 |
132 | Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором | 1 |
133 | Закрепление изученного. | 1 |
134 | Закрепление изученного. | 1 |
135 | Закрепление изученного. | 1 |
136 | Закрепление изученного. | 1 |
4 класс (136 ч)
№п/п | Название разделов | Кол-во часов |
Числа от 1 до 1000 (14ч) |
1 | Повторение. Нумерация чисел. | 1 |
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание | 1 |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 |
4 | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел | 1 |
5 | Умножение трехзначного числа на однозначное | 1 |
6 | Свойства умножения | 1 |
7 | Алгоритм письменного деления | 1 |
8-10 | Приёмы письменного деления | 3 |
11 | Диаграммы | 1 |
12 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
13 | Контрольная работа«Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление» | 1 |
14 | Работа над ошибками. Странички для любознательных | 1 |
Числа, которые больше 1000 (112ч) |
| Нумерация (12ч) | 1 |
15 | Класс единиц и класс тысяч | 1 |
15 | Чтение многозначных чисел | 1 |
17 | Запись многозначных чисел | 1 |
18 | Разрядные слагаемые | 1 |
19 | Сравнение чисел | 1 |
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз | 1 |
21 | Закрепление изученного | 1 |
22 | Класс миллионов. Класс миллиардов | 1 |
23 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | 1 |
24 | Что узнали. Чему научились | 1 |
25 | Контрольная работа «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | 1 |
26 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 |
| Величины (12ч) | |
27 | Единицы длины. Километр | 1 |
28 | Единицы длины. Закрепление изученного | 1 |
29 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 |
30 | Таблица единиц площади | 1 |
31 | Измерение площади с помощью палетки | 1 |
32 | Единицы массы. Тонна, центнер | 1 |
33 | Единицы времени. Определение времени по часам | 1 |
34 | Определение времени начала, конца и продолжительности события. Секунда | 1 |
35 | Век. Таблица единиц времени | 1 |
36 | Контрольная работа «Величины» | 1 |
37 | Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились | |
Сложение и вычитание (12ч) |
38 | Устные и письменные приёмы вычислений | 1 |
39 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 1 |
41 | Нахождение нескольких долей целого | 1 |
42-43 | Решение задач | 2 |
44 | Сложение и вычитание величин | 1 |
45 | Решение задач | 1 |
46 | Что узнали. Чему научились | 1 |
47 | Странички для любознательных. Задачи-расчёты | 1 |
48 | Контрольная работа «Сложение и вычитание» | 1 |
49 | Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились | |
Умножение и деление (77ч) |
50 | Свойства умножения | 1 |
51-52 | Письменные приёмы умножения | 2 |
53 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 |
54 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 1 |
55 | Деление с числами 0 и 1 | 1 |
56-57 | Письменные приёмы деления | 2 |
58 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | 1 |
59 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 |
60 | Письменные приёмы деления. Решение задач | 1 |
61 | Закрепление изученного | 1 |
62 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
63 | Контрольная работа «Умножение и деление на однозначное число» | 1 |
64 | Работа над ошибками. Закрепление изученного | 1 |
65 | Умножение и деление на однозначное число | 1 |
66 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 |
67-69 | Решение задач на движение | 3 |
70 | Странички для любознательных. | 1 |
71 | Умножение числа на произведение | 1 |
72-73 | Письменное умножение на числа, оканчивающихся нулями | 2 |
74 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 |
75 | Решение задач | 1 |
76 | Перестановка и группировка множителей | 1 |
77 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
78 | Контрольная работа «Решение задач» | 1 |
79 | Работа над ошибками. Повторение пройденного | 1 |
80-81 | Деление числа на произведение | 2 |
82 | Деление с остатком на 10,100,1000 | 1 |
83 | Решение задач | 1 |
84-87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 4 |
88 | Решение задач | 1 |
89 | Закрепление изученного | 1 |
90 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
91 | Контрольная работа «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 |
92 | Работа над ошибками. Повторение пройденного | 1 |
93 | Умножение числа на сумму | 1 |
94 | Умножение числа на сумму | 1 |
95-96 | Письменное умножение на двузначное число | 2 |
97-98 | Решение задач | 2 |
99-100 | Письменное умножение на трехзначное число | 2 |
101-102 | Закрепление изученного | 2 |
103 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
104 | Промежуточная аттестация | 1 |
105 | Письменное деление на двузначное число | 1 |
106 | Письменное деление с остатком на двузначное число | 1 |
107 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 |
108-109 | Письменное деление на двузначное число | 2 |
110 | Закрепление изученного | 1 |
111 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 |
112 | Закрепление изученного | 1 |
113 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление | 1 |
114-115 | Закрепление изученного. Решение задач | 2 |
116 | Контрольная работа «Деление на двузначное число» | 1 |
117 | Работа над ошибками. Письменное деление на трехзначное число | 1 |
118-119 | Письменное деление на трехзначное число | 2 |
120 | Закрепление изученного | 1 |
121 | Деление с остатком | 1 |
122 | Деление на трехзначное число. Закрепление | 1 |
123-124 | Что узнали. Чему научились. | 2 |
125 | Итоговая контрольная работа | 1 |
126 | Работа над ошибками. Повторение пройденного | 1 |
Итоговое повторение (10ч) |
127 | Нумерация | 1 |
128 | Выражения и уравнения | 1 |
129 | Арифметические действия: сложение и вычитание | 1 |
130 | Арифметические действия: умножение и деление | 1 |
131 | Правила о порядке выполнения действий | 1 |
132 | Величины | 1 |
133 | Геометрические фигуры | 1 |
134 | Задачи | 1 |
135 | Повторение пройденного | 1 |
136 | Повторение пройденного | 1 |