СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к игре За семью печатями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы к игре За семью печатями»

За семью печатями



XIX век по праву называют золотым веком русской культуры. В это время в России появилась целая плеяда талантливейших художников и монументалистов, творили выдающиеся композиторы, поэты и писатели. В то же время в России появились крупные промышленники, которые использовали свои состояния на Общее Благо: они и сами стремились к культуре, и помогали писателям, художникам, музыкантам. Благодарная память потомков донесла до нас множество имен. Среди них - братья Третьяковы, семейные династии Морозовых и Боткиных, издатель И.Д. Сытин, промышленник С.И. Мамонтов. В число этих известных меценатов входила и одна женщина: М.К. Тенишева. Общероссийская волна национального подъёма всецело захватила Тенишеву. Широта души, жажда деятельности на пользу Отечеству, помноженные на доставшееся по наследству богатство, позволили ей развернуть разностороннюю культурную деятельность.


К сожалению, сведений о детстве и юности Марии Клавдиевны очень мало. Мы знаем, что родилась она в середине 1860-х и в девичестве носила фамилию Пятковская (затем, по отчиму - фон Дезен). Училась в одном из лучших учебных заведений города, с которым связан наш первый вопрос О каком городе писал Пушкин?

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно

Итак, она училась в Санкт-Петербурге в гимназии Спешневой. Сразу после её окончания вышла замуж за юриста Николаева. Однако брак не сложился. После развода Мария Клавдиевна уезжает учиться пению в Город, с которым связан наш второй вопрос В каком городе находится это знаменитое сооружение? Там, в Париже она берёт уроки в студии Маркези. И там же - уроки рисования у художника Габриэля Жильбера. Весной 1885 года она возвращается в Россию и с успехом выступает на сцене, исполняя арии и романсы. Однако ни карьера певицы, ни изобразительное искусство её не прельщают, внутри вызревает тяга к живому делу. По счастью, очень скоро судьба Марии Клавдиевны изменилась - в её жизни появился князь Вячеслав Николаевич Тенишев. Весной 1892 года они поженились. Муж был промышленником, но увлекался археологией и этнографией. И хотя интересы супругов лежали в разных сферах, они уважительно относились к увлечениям друг друга.


Впервые организаторский талант Тенишевой проявился в Бежице (близ Брянска). Она открывает несколько школ, создаёт бесплатное ремесленное училище, где проходят обучение дети младшего возраста и подростки. Позднее здесь же возникает театр, где выступали приезжие актёры, акробаты, ставились концерты. Позже, будучи одной из самых состоятельных женщин России, М.К. Тенишева занялась коллекционированием. Она начинает собирать русскую и зарубежную графику. Постепенно известность Тенишевской коллекции росла, и всякое приобретение, сделанное княгиней, расценивалось как признание художника. Именно благодаря этой коллекции многие произведения русского искусства были сохранены и стали достоянием общества. Выставка собрания М.К Тенишевой состоялась в 1897 г. в залах «Общества поощрения художеств» в Петербурге. А в марте 1898 г. она передала часть коллекции только что открывшемуся Русскому музею. Позднее коллекции княгини поступают в музей города, с которым связан третий вопрос В этом городе находится эта знаменитая крепостная стена?

По совету И.Е. Репина она открывает в Петербурге бесплатную студию для художников. В ней под руководством Репина будущие живописцы готовились к поступлению в Академию Художеств. Эта студия была очень популярна в Петербурге. А сама Тенишева проявила недюжинный талант к работе с эмалями, создав множество уникальных вещей, получивших всемирное признание. Например, напрестольный крест в серебре и золоте для Храма Святого Духа, икона Михаила Архангела и царевича Алексея. Тенишева постоянно экспериментировала, сумев воссоздать в своей мастерской более двухсот оттенков непрозрачных эмалей.


Однако главным делом жизни стало прославившее её имя имение Талашкино, приобретенное в 1893 году. А уже через год здесь открылась сельскохозяйственная школа, в которой на полном пансионе обучалось более ста учеников. Школьники не только проходили учёбу и практику, но и посещали историко-археологический музей и театр. Был в Талашкине и свой балалаечный оркестр. Мария Клавдиевна считала, что именно народное искусство составляет основу культуры. В 1900 г. она открывает в имении художественные мастерские, в которых создаются классы резьбы по дереву, керамическая, красильная, рукодельная мастерские. Популярности талашкинских начинаний в области прикладного искусства способствовали и тщательно продуманный сбыт, реклама, специальные издания и даже сеть магазинов, в которых шла реализация произведений искусства. Четвёртый вопрос Как называлось имение под Смоленском, в котором были устроены все эти начинания?

Неподалёку от Талашкина расположены несколько старинных сёл. Одно из них – Сож –находится в верховьях одноимённой реки, на Киевском большаке. К югу от села Сож, рядом с бывшим Старокиевским большаком расположена деревня, которая в 18 веке принадлежала царскому министру Добровольскому, который основал здесь усадьбу. Пятый вопрос Как называется эта деревня?

Венцом творческой деятельности в Талашкино явился храм. Заложен он был в сентябре 1900 г. во имя Преображения Господня. В эти годы у М.К Тенишевой установилось тесное сотрудничество с Н.К. Рерихом. Вот как вспоминает об этом княгиня: «Я давно знала Рериха. У меня с Николаем Константиновичем установились более чем дружественные отношения. Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова. Культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся. Наши отношения – это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое я так верю».


Николай Константинович впервые приехал в Талашкино в 1902 году. А потом приезжал почти ежегодно и чаще всего - с семьёй. В 1904 году он разработал интерьер жилого дома в Талашкине, а также сделал наброски интерьера, мебели, эмалей и вышивок. Но главным детищем был храм, который в общей сложности строился двенадцать лет и украшался грандиозными мозаиками Рериха и его росписями. Создававшийся храм воплощал в себе все виды искусства, процветавшие в Талашкине: архитектуру, керамику, эмаль, художественное шитьё, роспись, чеканку, ковку. Кроме того, в убранстве храма было решено соединить культовые элементы различных религий. Оба создателя храма стремились не только к художественному синтезу, но и к синтезу религиозному. Н.К. Рерих вспоминал: «В последнее время в её (М.К Тенишевой) жизни в Талашкине увлекала мысль о синтезе всех иконографических представлений. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, ещё более кристаллизовалась на общих помыслах об особом музее изображений, который мы решили назвать... Шестой вопрос Как называется храм?

К сожалению, официальная церковь не смогла понять и принять эту великую идею. Храм не был освящён, церковные службы в нём не совершались, по сути, это был уникальный памятник культуры. К сожалению, позже, во времена религиозного забвения, он оказался безвозвратно утрачен.


Даже с позиций сегодняшнего времени трудно переоценить значение талашкинского центра как для русской истории, так и для творческой судьбы многих деятелей культуры России начала ХХ века. На протяжении многих лет в имении Тенишевых бывали художники И.Е. Репин, семья Рерихов, КА Коровин, композиторы В.В. Андреев, Н.П. Фомин, И.Ф. Стравинский, и многие другие. Широкая культурная деятельность, моральная и материальная поддержка со стороны Тенишевой притягивали в Талашкино многих даровитых личностей, получавших возможность раскрыть свой талант. Однако работа княгини на культурном поприще не всегда находила поддержку и понимание у современников. Николай Константинович Рерих, вспоминая о Марии Клавдиевне, отмечал, что она совершенно незаслуженно и несправедливо пострадала только за то, что «любила и действительно охраняла от расхищения русские древности». Но, несмотря на все препоны и наветы врагов и недоброжелателей, благая деятельность Марии Клавдиевны ярко вписалась в историю и память народа - именно ему она отдавала свои знания и талант.

Итак, седьмой вопрос Назовите имя нашей героини.


Тенишева умерла 4 апреля 1928. Её похоронили в Сен-Клу, близ Парижа. Сейчас в России изданы дневники М.К Тенишевой, воспоминания современников о её жизни. Ее творческий опыт для возрождения народного искусства бесценен, когда-нибудь россияне к нему обязательно обратятся

7