СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА: «Число и цифра 6».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ:

1) сформировать представление о способах обозначения числа 6 с помо­

щью точек и печатания цифры в клетках;

2) тренировать умение  использовать числовой  отрезок для  сложения  и

вычитания  чисел  в  пределах 6,  сравнивать числа с  помощью  определения

порядка их следования в числовом ряду, использовать знаки «>», «<» и «=»;

3)  повторить способ сравнения  групп  предметов  по  количеству с  помо­

щью  составления  пар,  тренировать  умение  определять  на  предметной

основе,  на сколько в одной группе предметов больше (меньше),  чем в дру­

гой;

4)  актуализировать  умение  выделять  и  называть  свойства  предметов,

сравнивать предметы по свойствам, пользоваться символами для обозначе­

ния свойств предметов, соотносить числа с символами на основе представ­

ления о взаимосвязи части и целого, пользоваться часами;

5) сформировать опыт действия по алгоритму, самопроверки по образцу,

использования критериев для обоснования своего суждения.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

Демонстрационный:

1) лист-вкладка в учебник-тетрадь к заданию 2.1;

2) карточки-ордера к заданию 2.1  (записано символами);

3) карточки к заданию 4.2;

4) часы, которые показывают 6 часов;

5) карточка с записью числа 6.

Раздаточный:

1) лист бумаги размером  1/2 формата А4 с клетками  размером 6 см х 6

см;

2)  полоски  картона  длиной  6  см  черного  цвета  по  4  штуки  на  каждого

ребенка и полоски картона длиной 8.5 см по 1  на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.  Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:

мотивировать детей на включение в познаватель­ную деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что сейчас везде

ведется большое строительство. Вот и в Числовой стране праздник — неко­

торые семьи получили ордер на новый дом.

— Знаете ли вы, что такое «ордер»?

Воспитатель объясняет детям  значение этого слова и  предлагает засе­

лить жителей в новые дома согласно полученным ордерам.

— Хотите заселить жителей?

— Сможете это сделать?

2.  Актуализация знаний.

2.

 7. Игра

«Засели лома».

Дидактические задачи:

1)  актуализировать  умение  пользоваться  символами  для  обозначения

свойств предметов;

2) тренировать умение обозначать числа 3-6 с помощью точек и с помо­

щью печатания в клетках;

3)  уточнить  представление  о  способе  самопроверки  выполненной

работы.

Лист-вкладка в учебник-тетрадь к заданию 2.1

Дети садятся за столы.

Воспитатель показывает детям карточкуордер (рис. 1) и говорит, что этот

ордер выдали семье из 3 человек.

Дети находят маленький желтый треугольник, называют его и обозначают

количество жильцов с помощью точек и цифры.

Ордер (рис. 2) выдали семье из 4 человек.

Дети находят большой желтый треугольник,  называют его и обозначают

количество жильцов с помощью точек и цифры.

Ордер (рис. 3) выдали семье из 5 человек.

Дети находят большой зеленый треугольник, называют его и обозначают

количество жильцов с помощью точек и цифры.

— Как можно проверить правильность выполнения задания? (Проверить

по образцу.)

Воспитатель обращает внимание детей на образец — карточки с точками

и цифрами, помещенные на стену.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представления о

способе печатания цифры 6 в клетках;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруд­

нения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Ордер (рис. 4) выдали семье из 6 человек. Дети находят маленький крас­

ный круг и называют его.

— Знаете ли вы, как

правильно

 печатать цифру 6? (Да, нет.)

— Почему вы даете разные ответы? (Потому что мы  не знаем точно,  как

правильно печатается цифра 6, еще не учились печатать цифру 6.)

— Что вам сейчас нужно узнать? (Как правильно печатать цифру 6.) 4

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о способе печатания цифры 6 в клетках;

2)  закрепить способ действий  «если  чего-то  не  знаю,  придумаю  сам,  а

потом проверю себя по образцу».

—  Как это  можно узнать?  (Можно придумать самим,  а  потом  проверить

себя по образцу.)

Воспитатель  предлагает  детям  попробовать  самостоятельно  выложить

цифру 6 с помощью полосок.

— Хотите?

Дети  подходят к столам,  на  которых находятся листы  бумаги  размером

1/2 формата А4 с клетками размером 6 см х 6 см на каждого

После этого дети садятся за столы и записывают цифру 6 рядом с малень­

ким красным кругом.

Воспитатель  рассказывает,  что  в  оставшиеся  «дома»  тоже  заселились

семьи из 6 человек. Дети записывают цифру 6 на флажках оставшихся «доми­

ков».

4.2.  Игра «Точки».

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о способе обозначения числа 6 с помо­

щью точек;

2) закрепить представление о порядковом счете.

—  Как еще  можно обозначить количество?  (Это  можно сделать с  помо­

щью точек.)

Воспитатель  прикрепляет  на  доску  карточки  с  разным  расположением

точек:

— Какое расположение точек самое удобное для счета?

Рассуждая,  дети  приходят к выводу о том,  что это  карточка,  на которой

точки расположены по 3 с каждой стороны.

—  Где  расположена  нужная  вам  карточка?  (Например,  на  втором  месте

справа (на третьем месте слева).)

Дети дорисовывают точки на нужных «домах».

5.  Включение нового знания в систему знаний.

5.7. Игра

«Разные лома».

Дидактические задачи:

1) тренировать умение выделять и называть свойства предметов, сравни­

вать предметы по свойствам;

2) повторить способ сравнения групп предметов по количеству с помощью

составления пар, тренировать умение определять на предметной основе, на

сколько в одной группе предметов больше (меньше), чем в другой;

3) сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи выпол­

ненных шагов.

Воспитатель  говорит,  что  новоселы  интересуются,  сколько  всего  в  их

поселке домов.

Дети пересчитывают дома — их девять.

— Чем различаются дома в поселке? (Цветом, формой и размером.)

— Сколько в поселке больших домов? (4.)

— Сколько-маленьких домов? (5.)

— Как узнать, каких домов, больших или маленьких, в поселке больше и на

сколько?  (Для  этого  надо  составить  пары  между большими  и  маленькими

домами.  Оставшиеся  без  пары  дома  покажут,  каких  домов  больше  и  на

сколько.)

Дети проводят ниточки между большими и маленькими фигурами, состав­

ляя пары, и делают вывод:

«Больших домов больше, чем маленьких, на 1».

5.2. Игра

«Новоселье».

Дидактические задачи:

 организовать активный отдых детей.

Радостные  новоселы  приглашают всех  потанцевать  на  новоселье.  Дети

под веселую музыку танцуют.

5.3.

Работ в учебнике-т&трали («Игоалочка ступенька к школе»  ч.

4(1).

Дидактические задачи:

1) тренировать умение соотносить числа с  символами  на  основе  пред­

ставления о взаимосвязи части и целого;

2) тренировать умение печатать цифры 2-6 в клетках;

3) сформировать опыт использования критериев для обоснования своего

суждения.

 «Расшифруй числа».

Дети садятся за столы и открывают тетрадь на странице 57.

Воспитатель  рассказывает,  что  жители  Числовой  страны  тоже  любят

зашифровывать числа и предлагают детям расшифровать то, что они зашиф­

ровали.

— Хотите?

— Сможете?

Воспитатель напоминает детям, что одинаковые значки обозначают оди­

наковые числа, и предлагает рассмотреть первое равенство в рамке.

—  Как вы  думаете,  какое  число зашифровано  зеленым  кругом?  Почему?

(Это число 3, т.к. число 6 можно составить из двух одинаковых частей — 3 и 3.)

Дети печатают число 3 рядом с зеленым кругом.

Аналогично разбирается вопрос с желтым кругом. Дети печатают число 2

рядом с желтым кругом.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть третье равенство.

— Можете ли вы сказать, какое число зашифровано красным кругом?

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель задает вопрос:

— Какое число зашифровано желтым (зеленым) кругом? (Число 2 (число 3).)

— Какое число получится при сложении 2 и 3? (Число 5.)

Дети печатают число 5 рядом с красным кругом.

Аналогично  разбираются  четвертое  и  пятое  равенства.  Дети  печатают

число 6 рядом с синим кругом, а число 4 — рядом с белым кругом.

5.4.  Работа в учебнике-тетпапи («Игоалочка

 —

ступенька к школе», ч.

4(1).

Дидактические задачи:

1) закрепить представление о составе числа 6 из двух меньших;

2) тренировать умение  использовать числовой  отрезок для  сложения  и

вычитания чисел в пределах 6, печатать цифры в клетках;

3) сформировать опыт самопроверки по образцу.

No 3. с. 58.

«Выполни действия с помощью числового отрезка».

Воспитатель рассказывает,  что жители Числовой страны любят прогули­

ваться перед сном по числовому отрезку.

— Рассмотрите первое равенство.

— От какого числа начали прогулку жители Числовой страны? (От числа 6.)

— В какую сторону они начали движение? (Влево.)

—  Почему  вы  так считаете?  (Потому что стоит знак  «-».  При  вычитании

движемся влево.)

— На сколько шагов жители продвинулись влево? Почему? (На 4 шага, т.к.

от 6 надо отнять 4.)

— В каком числе оказались жители Числовой страны? (В числе 2.)

Дети рисуют дугу от числа 6 к числу 2 и записывают (печатают) число 2 в

клетках.

Для проверки воспитатель рисует на доске образец:

1

6 - 4  = 2

Далее дети работают самостоятельно с последующей самопроверкой по

образцу:

1+5 = 6

1    2    3    4    5    6

1

2

3 + 3 = 6

1

6 - 2  = 4

5.5. Работа в

учебнике-тятрали

(«Игралочка

 —

ступенька к школе».

ч.4).

Дидактические задачи:

1) тренировать умение сравнивать числа с помощью определения порядка

их следования в числовом ряду;

2) повторить способ использования знаков «>», «<» и «=»;

3) сформировать опыт самопроверки  по образцу,  использования  крите­

риев для обоснования своего мнения.

No2. с. 57.

«Сравни числа, используя знаки «<», «>» и «=».

6 □ 2

6П 6

6D 5

4  □ 6

ЗП 6

1П6

Воспитатель рассказывает, что новоселы записали, в каком доме сколько

жителей живет. Жителям Числовой страны очень хочется сравнить количество

жильцов в домах.

— Хотите помочь жителям?

— Какое число больше — 6 или 2? Почему? (Число 6 больше, т.к. при счете

оно идет после числа 2.)

— В какую сторону больше открыты полоски? (В сторону числа 6.)

Далее дети работают самостоятельно, с последующей самопроверкой по

образцу, который воспитатель записывает на доске:

6 > 2    6 = 6    6 > 5

4  < 6   3 < 6    1< 6

5.6.  Игра «Часы».

Дидактические задачи:

 тренировать умение пользоваться часами.

Дети подходят к доске,  на которую воспитатель вывешивает нарисован­

ные часы, которые показывают 6 часов.

— Кто знает, какое время показывают часы?

Воспитатель еще раз объясняет детям, как определять время.

— Что люди обычно делают в 6 часов утра, в 6 часов вечера?

— Как называется шестой месяц года (день недели)? (Июнь, суббота.)

— Кто из вас родился в июне?

6.  Осмысление (итог) занятия.

Дидактические задачи:

 сформировать первичный опыт осмысления соб­

ственной деятельности.

Воспитатель собирает детей около себя.

— Где вы сегодня побывали?

— Кому и чем помогли?

Воспитатель хвалит детей и задает вопрос:

— Какие знания и умения дали вам возможность расселить жителей Чис­

ловой страны, расшифровать числа, прогуляться по числовому отрезку?

Воспитатель вывешивает карточки:

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: «Число и цифра 6».»

ТЕМА:

«Число и цифра 6».

ЦЕЛЬ:

1) сформировать представление о способах обозначения числа 6 с помо­

щью точек и печатания цифры в клетках;

2) тренировать умение использовать числовой отрезок для сложения и

вычитания чисел в пределах 6, сравнивать числа с помощью определения

порядка их следования в числовом ряду, использовать знаки «», «

3) повторить способ сравнения групп предметов по количеству с помо­

щью составления пар, тренировать умение определять на предметной

основе, на сколько в одной группе предметов больше (меньше), чем в дру­

гой;

4) актуализировать умение выделять и называть свойства предметов,

сравнивать предметы по свойствам, пользоваться символами для обозначе­

ния свойств предметов, соотносить числа с символами на основе представ­

ления о взаимосвязи части и целого, пользоваться часами;

5) сформировать опыт действия по алгоритму, самопроверки по образцу,

использования критериев для обоснования своего суждения.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

Демонстрационный:

1) лист-вкладка в учебник-тетрадь к заданию 2.1;

2) карточки-ордера к заданию 2.1 (записано символами);

3) карточки к заданию 4.2;

4) часы, которые показывают 6 часов;

5) карточка с записью числа 6.

Раздаточный:

1) лист бумаги размером 1/2 формата А4 с клетками размером 6 см х 6

см;

2) полоски картона длиной 6 см черного цвета по 4 штуки на каждого

ребенка и полоски картона длиной 8.5 см по 1 на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:

мотивировать детей на включение в познаватель­ную деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что сейчас везде

ведется большое строительство. Вот и в Числовой стране праздник — неко­

торые семьи получили ордер на новый дом.

— Знаете ли вы, что такое «ордер»?

Воспитатель объясняет детям значение этого слова и предлагает засе­

лить жителей в новые дома согласно полученным ордерам.

— Хотите заселить жителей?

— Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

2.

7. Игра

«Засели лома».

Дидактические задачи:

1) актуализировать умение пользоваться символами для обозначения

свойств предметов;

2) тренировать умение обозначать числа 3-6 с помощью точек и с помо­

щью печатания в клетках;

3) уточнить представление о способе самопроверки выполненной

работы.

Лист-вкладка в учебник-тетрадь к заданию 2.1

Дети садятся за столы.

Воспитатель показывает детям карточкуордер (рис. 1) и говорит, что этот

ордер выдали семье из 3 человек.

Дети находят маленький желтый треугольник, называют его и обозначают

количество жильцов с помощью точек и цифры.

Ордер (рис. 2) выдали семье из 4 человек.

Дети находят большой желтый треугольник, называют его и обозначают

количество жильцов с помощью точек и цифры.

Ордер (рис. 3) выдали семье из 5 человек.

Дети находят большой зеленый треугольник, называют его и обозначают

количество жильцов с помощью точек и цифры.

— Как можно проверить правильность выполнения задания? (Проверить

по образцу.)

Воспитатель обращает внимание детей на образец — карточки с точками

и цифрами, помещенные на стену.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представления о

способе печатания цифры 6 в клетках;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруд­

нения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Ордер (рис. 4) выдали семье из 6 человек. Дети находят маленький крас­

ный круг и называют его.

— Знаете ли вы, как

правильно

печатать цифру 6? (Да, нет.)

— Почему вы даете разные ответы? (Потому что мы не знаем точно, как

правильно печатается цифра 6, еще не учились печатать цифру 6.)

— Что вам сейчас нужно узнать? (Как правильно печатать цифру 6.) 4

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о способе печатания цифры 6 в клетках;

2) закрепить способ действий «если чего-то не знаю, придумаю сам, а

потом проверю себя по образцу».

— Как это можно узнать? (Можно придумать самим, а потом проверить

себя по образцу.)

Воспитатель предлагает детям попробовать самостоятельно выложить

цифру 6 с помощью полосок.

— Хотите?

Дети подходят к столам, на которых находятся листы бумаги размером

1/2 формата А4 с клетками размером 6 см х 6 см на каждого

После этого дети садятся за столы и записывают цифру 6 рядом с малень­

ким красным кругом.

Воспитатель рассказывает, что в оставшиеся «дома» тоже заселились

семьи из 6 человек. Дети записывают цифру 6 на флажках оставшихся «доми­

ков».

4.2. Игра «Точки».

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о способе обозначения числа 6 с помо­

щью точек;

2) закрепить представление о порядковом счете.

— Как еще можно обозначить количество? (Это можно сделать с помо­

щью точек.)

Воспитатель прикрепляет на доску карточки с разным расположением

точек:

— Какое расположение точек самое удобное для счета?

Рассуждая, дети приходят к выводу о том, что это карточка, на которой

точки расположены по 3 с каждой стороны.

— Где расположена нужная вам карточка? (Например, на втором месте

справа (на третьем месте слева).)

Дети дорисовывают точки на нужных «домах».

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.7. Игра

«Разные лома».

Дидактические задачи:

1) тренировать умение выделять и называть свойства предметов, сравни­

вать предметы по свойствам;

2) повторить способ сравнения групп предметов по количеству с помощью

составления пар, тренировать умение определять на предметной основе, на

сколько в одной группе предметов больше (меньше), чем в другой;

3) сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи выпол­

ненных шагов.

Воспитатель говорит, что новоселы интересуются, сколько всего в их

поселке домов.

Дети пересчитывают дома — их девять.

— Чем различаются дома в поселке? (Цветом, формой и размером.)

— Сколько в поселке больших домов? (4.)

— Сколько-маленьких домов? (5.)

— Как узнать, каких домов, больших или маленьких, в поселке больше и на

сколько? (Для этого надо составить пары между большими и маленькими

домами. Оставшиеся без пары дома покажут, каких домов больше и на

сколько.)

Дети проводят ниточки между большими и маленькими фигурами, состав­

ляя пары, и делают вывод:

«Больших домов больше, чем маленьких, на 1».

5.2. Игра

«Новоселье».

Дидактические задачи:

организовать активный отдых детей.

Радостные новоселы приглашают всех потанцевать на новоселье. Дети

под веселую музыку танцуют.

5.3.

Работ в учебнике-т&трали («Игоалочка ступенька к школе» ч.

4(1).

Дидактические задачи:

1) тренировать умение соотносить числа с символами на основе пред­

ставления о взаимосвязи части и целого;

2) тренировать умение печатать цифры 2-6 в клетках;

3) сформировать опыт использования критериев для обоснования своего

суждения.

«Расшифруй числа».

Дети садятся за столы и открывают тетрадь на странице 57.

Воспитатель рассказывает, что жители Числовой страны тоже любят

зашифровывать числа и предлагают детям расшифровать то, что они зашиф­

ровали.

— Хотите?

— Сможете?

Воспитатель напоминает детям, что одинаковые значки обозначают оди­

наковые числа, и предлагает рассмотреть первое равенство в рамке.

— Как вы думаете, какое число зашифровано зеленым кругом? Почему?

(Это число 3, т.к. число 6 можно составить из двух одинаковых частей — 3 и 3.)

Дети печатают число 3 рядом с зеленым кругом.

Аналогично разбирается вопрос с желтым кругом. Дети печатают число 2

рядом с желтым кругом.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть третье равенство.

— Можете ли вы сказать, какое число зашифровано красным кругом?

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель задает вопрос:

— Какое число зашифровано желтым (зеленым) кругом? (Число 2 (число 3).)

— Какое число получится при сложении 2 и 3? (Число 5.)

Дети печатают число 5 рядом с красным кругом.

Аналогично разбираются четвертое и пятое равенства. Дети печатают

число 6 рядом с синим кругом, а число 4 — рядом с белым кругом.

5.4. Работа в учебнике-тетпапи («Игоалочка

ступенька к школе», ч.

4(1).

Дидактические задачи:

1) закрепить представление о составе числа 6 из двух меньших;

2) тренировать умение использовать числовой отрезок для сложения и

вычитания чисел в пределах 6, печатать цифры в клетках;

3) сформировать опыт самопроверки по образцу.

No 3. с. 58.

«Выполни действия с помощью числового отрезка».

Воспитатель рассказывает, что жители Числовой страны любят прогули­

ваться перед сном по числовому отрезку.

— Рассмотрите первое равенство.

— От какого числа начали прогулку жители Числовой страны? (От числа 6.)

— В какую сторону они начали движение? (Влево.)

— Почему вы так считаете? (Потому что стоит знак «-». При вычитании

движемся влево.)

— На сколько шагов жители продвинулись влево? Почему? (На 4 шага, т.к.

от 6 надо отнять 4.)

— В каком числе оказались жители Числовой страны? (В числе 2.)

Дети рисуют дугу от числа 6 к числу 2 и записывают (печатают) число 2 в

клетках.

Для проверки воспитатель рисует на доске образец:

1

6 - 4 = 2

Далее дети работают самостоятельно с последующей самопроверкой по

образцу:

1+5 = 6

1 2 3 4 5 6

1

2

3 + 3 = 6

1

6 - 2 = 4

5.5. Работа в

учебнике-тятрали

(«Игралочка

ступенька к школе».

ч.4).

Дидактические задачи:

1) тренировать умение сравнивать числа с помощью определения порядка

их следования в числовом ряду;

2) повторить способ использования знаков «», «

3) сформировать опыт самопроверки по образцу, использования крите­

риев для обоснования своего мнения.

No2. с. 57.

«Сравни числа, используя знаки «» и «=».

6 □ 2

6П 6

6D 5

4 □ 6

ЗП 6

1П6

Воспитатель рассказывает, что новоселы записали, в каком доме сколько

жителей живет. Жителям Числовой страны очень хочется сравнить количество

жильцов в домах.

— Хотите помочь жителям?

— Какое число больше — 6 или 2? Почему? (Число 6 больше, т.к. при счете

оно идет после числа 2.)

— В какую сторону больше открыты полоски? (В сторону числа 6.)

Далее дети работают самостоятельно, с последующей самопроверкой по

образцу, который воспитатель записывает на доске:

6 2 6 = 6 6 5

4

5.6. Игра «Часы».

Дидактические задачи:

тренировать умение пользоваться часами.

Дети подходят к доске, на которую воспитатель вывешивает нарисован­

ные часы, которые показывают 6 часов.

— Кто знает, какое время показывают часы?

Воспитатель еще раз объясняет детям, как определять время.

— Что люди обычно делают в 6 часов утра, в 6 часов вечера?

— Как называется шестой месяц года (день недели)? (Июнь, суббота.)

— Кто из вас родился в июне?

6. Осмысление (итог) занятия.

Дидактические задачи:

сформировать первичный опыт осмысления соб­

ственной деятельности.

Воспитатель собирает детей около себя.

— Где вы сегодня побывали?

— Кому и чем помогли?

Воспитатель хвалит детей и задает вопрос:

— Какие знания и умения дали вам возможность расселить жителей Чис­

ловой страны, расшифровать числа, прогуляться по числовому отрезку?

Воспитатель вывешивает карточки:

Воспитатель помещает часы на стену рядом с часами, которые показы­

вают 1,2, 3, 4 и 5 часов