СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В помощь учителям и ученикам. Документ содержит 16 пунктов. Напрмер, историю создания, эпиграфы, герои, критика и проч.
РОМАН
А. С. ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"
1. История создания:
Замысел и работа над романом Роман "Капитанская дочка" был задуман Пушкиным в январе 1833 г. Замысел романа восстании возник у Пушкина еще в период работы над "Дубровским". Роман "Капитанская дочка" писался Пушкиным во время работы над историческим очерком "История Пугачева". В это время поэт детально изучал архивные материалы о пугачевском бунте. Также для изучения "пугачевщины" Пушкин совершил путешествие на Урал в места, где происходило пугачевское восстание. На Урале поэт общался с живыми пугачевцами и слушал их рассказы. Благодаря этому "погружению" в историю Пушкину удалось собрать уникальный материал, который и лег в основу романа. До нас дошло целых пять планов романа, что свидетельствует о длительной кропотливой работе автора. Опасаясь, что цензура не пропустит роман, Пушкин долгое время искал наиболее удачный вариант плана. Первоначальная редакция "Капитанской дочки" была создана Пушкиным в августе 1833 г.. Однако эта редакция до нас не дошла. Поэт продолжал работать над "Капитанской дочкой" в 1834 г. В 1836 г. он провел окончательную переработку романа. Заключительные строки "Капитанской дочки" датируются 19 октября 1836 г. Прототипы героев Изначально Пушкин задумывал своего героя дворянином, который переходит на сторону Пyгачева. Прототипом главного героя стали сразу несколько реальных людей: Шванвич и Вашарин. Шванвич в свое время добровольно перешел на сторону Пугачева. Вашарин же, напротив, был взят в плен Пyгачевым, но затем бежал и поступил на службу к генералу Михельсону, противнику пугачевщины. Позже Пушкин переименовал главного героя в Буланина, а затем - в Гринева. Фамилия Гринева была выбрана Пушкиным не случайно. После ликвидации пугачевского восстания в 1775 г. правительство опубликовало информацию о сообщниках Пугачева. В списках банды числился некий Гринев, который впоследствии оказался невиновен и не причастен к организации бунта. В результате Пушкин "разделил" своего главного героя на двух персонажей: доброго Гринева и злодея Швабрина. Образ Швабрина как дворянина-изменника уравновешивал собою образ Гринева. Это разделение на два персонажа сделало роман менее острым политически. В результате роман преодолел цензурные преграды, которые часто отравляли жизнь Пушкину. Прототипом генерала Андрея Карловича Р. стал Оренбургский губернатор Иван Андреевич Рейнсдорп. Пушкин перенес некоторые черты Рейнсдорпа на персонаж своего романа. Пропущенная глава Известно, что при окончательной обработке романа Пушкин "вырезал" целую главу романа (о бунте крестьян в деревне Гринева). Судя по всему, Пушкин сделал это, чтобы угодить строгой цензуре. При этом поэт сохранил "вырезанную" главу в особой обложке с надписью: "Пропущенная глава". Эта глава была впервые опубликована спустя много лет после смерти Пушкина, в журнале «Русский архив» в 1880 г. Публикация романа Роман был впервые опубликован в пушкинском журнале «Современник» в 1836 г. в IV книге (это был последний выпуск журнала, вышедший при жизни поэта). Роман вышел в печать с некоторыми цензурными пропусками и без подписи автора. «Пропущенная глава» напечатана в первый раз в «Русском архиве» в 1880 году в №3.
- замысел относится к лету 1832 года.
- 1833 год, когда п. Пишет исторический труд "история пугачёва".
-24.10.1836 год- п. Представляет личному цензору черновой вариант "капитанской дочки"
-22.12.1836 год- в 4м номере литературного журнала "современник" роман был опубликован.
2. Жанр произведения: изначально это была повесть, которая переросла в роман.
3. Метод написания (направление): реализм.
4. Манера повествования: ведётся от первого лица, в виде дневниковых записей п. А. Гринёва.
5. Сюжет:
Глава I: Сержант гвардии Действие романа начинается в 1772 году. Состоятельный помещик Андрей Петрович Гринев отправляет своего 17-летнего сына Петра Гринева на службу в Оренбург. Вместе с Петром следует его слуга - старик Савельич. По пути, остановившись в Симбирске, Петр знакомится с ротмистром Зуриным. Зурин учит его играть в бильярд. Гринев тут же проигрывает Зурину целых 100 рублей (довольно крупную сумму). Гринев отдает Зурину деньги и едет далее в Оренбург.
Глава II: Вожатый По дороге Гринев попадает в буран (метель) и сбивается с пути. Внезапно он встречает бродягу (Емельяна Пугачева). Гринев еще не знает, что перед ним будущий разбойник и самозванец. Бродяга помогает Гриневу добраться до постоялого двора. По пути Гринев засыпает в кибитке и видит страшный сон. Наконец, герои подъезжают к постоялому двору, где и ночуют. Утром Гринев благодарит бродягу за помощь и дарит ему свой заячий тулуп. Наконец Петр Гринев и слуга Савельич приезжают в Оренбург к генералу Андрею Карловичу. Тот направляет Петра служить в Белогорскую крепость к капитану Миронову.
Глава III: Крепость Гринев приезжает в Белогорскую крепость под Оренбургом. Сначала крепость кажется Гриневу "захолустьем". Здесь Гринев знакомится с офицером Швабриным, а также с семьей начальника крепости: капитаншей Василисой Егоровной и капитанской дочкой Машей Мироновой.
Глава IV: Поединок Гринев привыкает к службе в крепости, его производят в офицеры. Однажды в разговоре Швабрин неприлично отзывается о капитанской дочке Маше Мироновой. Гринев ставит Швабрина на место, за что тот вызывает Гринева на дуэль. Гринев и Швабрин встречаются на дуэли, но их поединок прерывает офицер Иван Игнатьич. Вскоре противники снова встречаются на дуэли, в ходе которой Швабрин ранит Гринева шпагой.
Глава V: Любовь Через 5 дней после ранения Гринев поправляется. Капитанская дочка Марья Ивановна ухаживает за ним. Гринев признается Марье в любви и просит ее руки. Девушка соглашается. Швабрин извиняется перед Гриневым за ранение. Герои мирятся. В это время Гринев получает письмо от отца. Отец выступает против неравного брака Петра с капитанской дочкой Марьей. Узнав это, Марья отказывается выходить замуж за Петра без благословения его отца. Марья избегает встреч с Гриневым. Гринев тоскует.
Глава VI: Пугачевщина Начало октября 1773 года. В Белогорской крепости узнают, что Емельян Пугачев провозгласил себя императором Петром III и нападает на крепости. Гринев и его сослуживцы готовятся к нашествию разбойников.
Глава VII: Приступ Пугачев и его шайка захватывают Белогорскую крепость. Разбойники убивают коменданта крепости - капитана Миронова и его жену, старика Ивана Игнатьича. Бунтари собираются повесить Петра Гринева, но Пугачев узнает в нем своего старого знакомого и решает помиловать его. Таким образом Пугачев благодарит Гринева за то, что тот подарил ему заячий тулуп тогда в буран. Подлец Швабрин переходит на сторону Пугачева. Остальные жители крепости также присягают самозванцу Пугачеву как императору Петру III.
Глава VIII: Незваный гость Гринев отправляется в дом священника, где прячется его возлюбленная Марья. В доме он находит пьянствующего Пугачева и его шайку. Пугачев по-дружески беседует с Гриневым. Петр Гринев просит у разбойника разрешить ему ехать в Оренбург. Тот дает разрешение.
Глава IX: Разлука Пугачев делает Швабрина начальником в крепости. Гринев боится за Марью, которая теперь остается в лапах злодея Швабрина. Гринев едет в Оренбург, чтобы найти там подмогу и освободить Марью.
Глава X: Осада города Гринев в Оренбурге встречается с генералом Р. На совете чиновников Гринев предлагает атаковать разбойников. Но чиновники решают обороняться, а не наступать. В результате, разбойники окружают Оренбург и морят жителей голодом. Однажды Гриневу передают записку от Марьи Мироновой, в которой она просит у Гринева помощи. Она жалуется, что Швабрин хочет силой жениться на ней.
Глава XI: Мятежная слобода Гринев отправляется с Савельичем в Белогорскую крепость спасать Марью. На пути разбойники ловят Гринева и приводят к Пугачеву. Гринев рассказывает Пугачеву, что в крепости Швабрин обижает бедную сироту Марью.
Глава XII: Сирота Пугачев и Гринев едут в Белогорскую крепость. Пугачев убеждается в том, что Швабрин действительно морит голодом сироту Марью. Пугачев велит освободить девушку. Он отпускает Гринева с Марьей из крепости и сам уезжает отсюда.
Глава XIII: Арест Гринев и Марья едут в деревню к родителям жениха. На пути в каком-то городке офицеры хотят арестовать Гринева за его "дружбу" с Пугачевым. В дело вмешивается тот самый Зурин, который как раз служит в этом городке. Гринев остается служить под начальством Зурина. Он отправляет Марью со своим слугой Савельичем в деревню Гриневых. Гринев участвует в войне против Пугачева. Наконец, Пугачева арестовывают. Восстание подавляют. Гринев собирается в отпуск к родителям, но его арестовывают за "дружбу" с Пугачевым.
Глава XIV: Суд Гринева привозят в Казань и допрашивают. Здесь же допрашивают и Швабрина. Швабрин называет Гринева шпионом Пугачева и говорит о нем неправду. Чиновники верят Швабрину. Императрица Екатерина II назначает Гриневу наказание - ссылку в Сибирь. Чтобы спасти любимого от ссылки, Марья едет в Петербург. Здесь однажды в саду она встречает милую даму. Дама обещает передать прошение Марьи самой императрице. Вскоре Марью приглашают во дворец. Во дворце Марья видит, что дама из сада и есть императрица Екатерина II. Царица объявляет, что Гринев помилован. Екатерина также обещает Марье обеспечит ее будущее в память о ее храбром отце - офицере Миронове. Марья уезжает в деревню к Гриневым. В конце года Гринева освобождают из тюрьмы. Он присутствует при казни Пугачева. После этого Марья и Петр Гринев женятся и живут в Симбирской губернии.
6. Тема и основные проблемы романа.
1 тема: историческая (восстание Пугачёва 1773-1774 гг.)
2 тема: любовная (история любви Петра и Маши, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны).
Проблематика:
1. Человек в исторических событиях.
2. Нравственный выбор (Миронов, Швабрин, Гринёв)
3. Закон и милосердие (Пугачёв/Гринёв, императрица/Маша).
4. Семейные ценности (Гринёвы и Мироновы).
7. Система эпиграфов.
В романе 17 эпиграфов: один относится к роману, остальные к главам.
Эпиграф к роману Береги честь смолоду. (Пословица) | Эпиграф представляет собой русскую народную пословицу. Эпиграф указывает на одну из центральных проблем романа - проблему чести и долга. |
Эпиграф к главе I «Сержант гвардии» — Был бы гвардии он завтра ж капитан. — Того не надобно; пусть в армии послужит. — Изрядно сказано! пускай его потужит... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Да кто его отец? (Княжнин.)
| Это отрывок из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун» (1784 или 1785 г.), действие III, явление 6-е. Пушкин несколько изменил текст. Эпиграф намекает на биографию главного героя: Петр Гринев с рождения числится в престижном гвардейском полку в Петербурге. Но строгий отец решает научить сына жизни и отправляет его на службу в обычный полк в глубинке России.
|
Эпиграф к главе II «Вожатый» Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. (Старинная песня | Эпиграф взят «Собрания разных песен» Чулкова (ч.III, №167). Это отрывок из песни о молодом солдате, отправившемся на службу в далекие края. Эпиграф намекает на биографию главного героя: 16-летний дворянин Петр Гринев едет в другой город, чтобы служить в армии.
|
Эпиграфы к главе III «Крепость» Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня) Старинные люди, мой батюшка. («Недоросль» Фонвизина)
| первый эпиграф – солдатская песня, предположительно написанная самим Пушкиным. Второй эпиграф намекает на общие черты семей Гриневых и Первый эпиграф – солдатская песня, предположительно написанная самим Пушкиным. Эпиграф намекает на Белогорскую крепость, где офицеры лишь делают вид, что служат. В результате крепость оказывается не в состоянии отразить нашествие пугачевцев. Второй эпиграф намекает на общие черты семей Гриневых и Мироновых, людей «старинных», для которых важны понятия долга и чести.
|
Эпиграф к главе IV «Поединок» — Ин изволь, и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру! (Княжнин)
| Эпиграф представляет собой отрывок из комедии Я. Б. Княжнина «Чудаки» (1790) – действие IV, явление 12-е. В этом эпизоде Княжнин комически изображает дуэль двух слуг — Высоноса и Пролаза, дерущихся на кортиках (кинжалах). Эпиграф намекает на рассказ капитанши о дуэли Швабрина. |
Эпиграфы к главе V «Любовь» Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова. (Песня народная) Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. (Песня народная) | Первый эпиграф - фрагмент из народной песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен» (ч. 1. М., 1780, № 176). Второй эпиграф - отрывок из песни «Вещевало мое сердце, вещевало» (тот же сборник, № 135). Эпиграфы намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним. |
Эпиграф к главе VI «Пугачевщина» Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати. (Песня)
| Эпиграф представляет собой отрывок из песни о взятии Казани Иваном Грозным («Новое и полное собрание российских песен», ч. 1. М., 1780, с. 156, № 125). Эпиграф намекает на взятие Белогорской крепости пугачевцами. |
Эпиграф к главе VII «Приступ» Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Еще петельку шелковую. (Народная песня)
| Эпиграф представляет собой отрывок из песни о казни стрелецкого атамана: «Голова ль ты моя, головушка, Голова моя послуживая» («Новое и полное собрание российских песен», ч. II. М., 1780, № 130). Эпиграф намекает на историю капитана Миронова, который служит в Белогорской крепости более 20 лет и в конце концов погибает на виселице от рук пугачевцев. |
Эпиграф к главе VIII «Незваный гость» Незваный гость хуже татарина. (Пословица)
| Эпиграф намекает на нашествие Пугачевцев и захват Белогорской крепости. В данном случае незваный гость – это Пугачев и его шайка. |
Эпиграф к главе IX «Разлука» Сладко было спознаваться Мне, прекрасная, с тобой; Грустно, грустно расставаться, Грустно, будто бы с душой. (Херасков)
| Эпиграф представляет собой отрывок из стихотворения М. М. Хераскова "Вид прелестный, милы взоры!.." М. М. Херасков — поэт, драматург и романист XVIII века. Пушкин, судя по всему, считал творчество Хераскова безнадежно устаревшим. Эпиграф намекает на разлуку Гринев и Маши Мироновой. |
Эпиграф к главе X «Осада города» Заняв луга и горы, С вершины, как орел, бросал на град он взоры. За станом повелел соорудить раскат И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град. (Херасков)
| Эпиграф представляет собой фрагмент из эпической поэмы М. М. Хераскова «Россияда» (песнь XI) о взятии Казани войсками Ивана IV. Этим эпиграфом Пушкин как бы уподобляет Пугачева царю и намекает на его «царственный» облик. |
Эпиграф к главе XI «Мятежная слобода» В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» — Спросил он ласково. (А. Сумароков)
| Эпиграф сочинен самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Сумарокова. Эпиграф намекает на сходство Пугачева со львом – царем зверей. |
Эпиграф к главе XII «Сирота» Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому. (Свадебная песня) | Эпиграф представляет собой переделанную Пушкиным свадебную песню. Подобная песня пелась в случае, когда выдавали замуж сироту. В данном случае речь идет о сироте Марье Мироновой, чьи родители были убиты пугачевцами. |
Эпиграф к главе XIII «Арест» Не гневайтесь, сударь: по долгу моему Я должен сей же час отправить вас в тюрьму. — Извольте, я готов; но я в такой надежде, Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжнин)
| Данное четверостишие написано самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Княжнина. Эпиграф намекает на событие из этой главы: арест Петра Гринева за его «дружеские» отношения с Пугачевым. |
Эпиграф к главе XIV «Суд» Мирская молва — Морская волна. (Пословица)
| Пословица говорит о том, что мирская молва, то есть слухи и пересуды людей – это вещь переменчивая, как морская волна. В этой главе Гринева объявляют шпионом Пугачева. Императрица верит «молве», слухам, и назначает ему в наказание ссылку в Сибирь. Отец Гринева также верит «мирской молве», то есть слухам о том, что его сын – сообщник Пугачева. |
8. Сравнительная Характеристика Петра Гринева и Швабрина в таблице с цитатами
Петр Гринев - это главный положительный герой романа, честный и добрый молодой офицер.
Офицер Швабрин - это яркий отрицательный герой, подлый, лживый и злой человек.
Петр Андреевич Гринев
| Алексей Иванович Швабрин |
Внешность | |
(о внешности Гринева ничего не известно)
| «...молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым...» "... Волоса его, недавно черные как смоль…» |
Характер и личность | |
Состоятельный потомственный дворянин: «…у батюшки триста душ крестьян…»
| Состоятельный потомственный дворянин: «…хорошей фамилии, и имеет состояние…» |
Возраст – 16 лет: «…Между тем минуло мне шестнадцать лет…» | Возраст – молодой человек: «…молодой офицер…»
|
Начинающий офицер: «…Я был произведен в офицеры…»
| Офицер со стажем: «…Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен…» (служит в армии, как минимум, около 5 лет) |
Добрый: «...вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь...» | Злобный: "...Он усмехнулся злобной усмешкою… |
Незлопамятный: "...Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору...»
| Злопамятный: «…В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия…» |
Стыдливый: "..."...Мне было стыдно..."
| Бесстыдный: «...Бесстыдство Швабрина чуть меня не взбесило...» «…ты лжешь самым бесстыдным образом…» |
Жалостливый: "...Мне было жаль бедного старика…»
| Безжалостный, жестокий: "...Он обходится со мною очень жестоко..." (Маша о Швабрине) |
Искренний: «...решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным..."
| Лживый, клеветник: «...В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия...» |
Сильный и смелый: «…я сильнее и смелее…» (чем Швабрин)
| Трусливый: «…Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним…» |
Честный дворянин: "...Я природный дворянин; я присягал государыне императрице…» | Дворянин без чести и принципов: «…С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака…» |
Великодушный: "...великодушно извинял своего несчастного соперника..."
| Гнусный, подлый: "...все испытания, которым подвергал ее гнусный Швабрин..." "...из рук гнусного Швабрина..." |
9. Сходство Гринёва и Швабрина.
Гринёв и Швабрин - потомственные дворяне из состоятельных семей.
Они оба - умные молодые люди.
Они оба знают французский язык и умеют фехтовать.
Кроме того, Гринёв и Швабрин оба влюбляются в одну и ту же девушку - капитанскую дочку Машу Миронову.
10. Положительные и отрицательные герои романа "Капитанская дочка".
Положительные и отрицательные герои романа "Капитанская дочка" - это две группы персонажей, которые воплощают в себе две стихии - добро и зло.
Главными отрицательными героями романа "Капитанская дочка" являются:
Емельян Пугачев
Офицер Швабрин
Также в романе есть и другие отрицательные герои, но их, скорее, можно назвать эпизодическими, третьестепенными персонажами (например, разбойники из шайки Пугачева и т.д.).
Положительные герои романа "Капитанская дочка" - это большинство главных и второстепенных персонажей:
Петр Гринев
Маша Миронова
Савельич
капитан Миронов
капитанша Василиса Егоровна
Иван Игнатьич
мать и отец Петра Гринева
Екатерина II
Остальные персонажи романа это, скорее, нейтральные образы, ни остро-отрицательные, ни ярко-положительные. Автор показывает как их отрицательные, так и положительные свойства. Нейтральными героями романа можно назвать следующих персонажей:
Зурин
учитель Бопре
генерал Андрей Карлович и др.
11. Белогорская крепость в романе "Капитанская дочка" Пушкина: описание в цитатах
Белогорская крепость в романе "Капитанская дочка" - это место, где разворачиваются основные события произведения. В Белгорской крепости служит главный герой романа, Петр Гринев. Белогорская крепость находится в Оренбургской губернии, в 40 верстах от Оренбурга. Начальником крепости является капитан Миронов. Иногда крепость в "Капитанской дочке" ошибочно называют Белгородской, но на самом деле крепость зовется Белогорской (от слова "гора"). Ниже представлена цитатная характеристика Белогорской крепости в романе "Капитанская дочка" Пушкина.
О внешнем виде и расположении Белогорской крепости известно следующее: "...в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость..." "...Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика*. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи..." "...Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» – спросил я с удивлением. «Да вот она», – отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.(*река Урал называлась рекой Яик до 1775 года) "...Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость!.." "...Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз-кайсацких степей!.." "...Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости..." "...Будьте исправны, учредите караулы да ночные дозоры; в случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. Ты, Максимыч, смотри крепко за своими казаками. Пушку осмотреть да хорошенько вычистить..." "...Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. Там уже толпились все жители крепости. Гарнизон стоял в ружье. Пушку туда перетащили накануне..."
В Белогорской крепости служат 130 военных, а также казаки: "...Злодей-то, видно, силен; а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда..." "...Комендант расхаживал перед своим малочисленным строем. Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной..." "...Подходя к комендантскому дому, мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате. Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать..."
Комендантом крепости является капитан Миронов: "...поезжай в Белогорскую крепость, где ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине..."
Капитан Миронов с семьей живет и служит в Белогорской крепости более 20 лет: "...Чем Белогорская ненадежна? Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев: авось и от Пугачева отсидимся!.."
Главный герой романа, Петр Гринев, поступает на службу в Белогорскую крепость. Здесь он поселяется в избе на берегу реки: "...Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости. Половина избы занята была семьею Семена Кузова, другую отвели мне. Она состояла из одной горницы довольно опрятной, разделенной надвое перегородкой..." О своей службе в Белогорской крепости Петр Гринев говорит следующее: "...Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая, хотя многие из них, дабы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста..."
Во время восстания Пугачева разбойники захватывают Белогорскую крепость и убивают капитана Миронова и его жену, а также других офицеров. Подлый офицер Швабрин переходит на сторону самозванца Пугачева и становится начальником Белогорской крепости: "Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно."
Однако Швабрин недолго правит крепостью. Когда восстание Пугачева наконец подавляют, Швабрина арестовывают: "Его с конвоем отправили в Казань."
12. Все герои романа "Капитанская дочка": краткая характеристика главных и второстепенных персонажей в таблице
Главными героями романа "Капитанская дочка" являются Петр Гринев, Маша Миронова и Емельян Пугачев. Их можно называть центральными персонажами.
Второстепенные герои романа - это такие яркие фигуры, как капитанша Василиса Егоровна, офицер Швабрин, учитель Бопре и др.
Петр Гринев
| Петр Андреевич Гринев. 16-летний дворянин. Поступает на службу в Белогорскую крепость под Оренбургом. Здесь он влюбляется в дочку начальника – капитанскую дочку Машу Миронову. |
Маша Миронова
| Марья Ивановна Миронова, капитанская дочка. 18-летняя дочь капитана Миронова. Умная и добрая девушка, бедная дворянка. Маша и Петр Гринев влюбляются друг в друга. Они преодолевают много трудностей на пути к счастью. |
Емельян Пугачев
| Донской казак. Поднимает восстание и выдает себя за покойного императора Петра III (мужа Екатерины II). Он нападает на Белогорскую крепость, где служит Гринев. У Пугачева складываются приятельские отношения с Гриневым несмотря на то, что тот – жестокий разбойник. |
Швабрин
| Молодой офицер, дворянин из хорошей семьи. Служит вместе с Гриневым в Белогорской крепости. Подлый и лживый человек. Во время Пугачевского бунта он переходит на сторону самозванца Пугачева. |
Савельич | Архип Савельев, или Савельич – старый слуга Петра Гринева. Хозяйственный и добрый старик. Любит Гринева и готов отдать за него жизнь. Ворчлив и любит "читать проповеди" своему хозяину, но всегда желает ему добра.
|
Капитан Миронов
| Иван Кузьмич Миронов – старый офицер, комендант (начальник) Белогорской крепости. Добрый и гостеприимный человек. Опытный воин, около 40 лет на военной службе. «Подкаблучник» и плохой руководитель. |
Капитанша Василиса Егоровна
| Василиса Егоровна Миронова – старушка-жена капитана Миронова, «капитанша», «комендантша». Добрая, гостеприимная хозяйка. Бойкая и храбрая женщина. Управляет и своим мужем, и всей крепостью. |
Иван Игнатьич
| Старый офицер, поручик. Служит в Белогорской крепости и дружит с семьей Мироновых. Опытный воин. В боях он лишился одного глаза. Добрый одинокий старик. |
Зурин
| Иван Иванович Зурин, 35-летний офицер, приятель Гринева. Зурин знакомится с Гриневым в Симбирске за игрой в бильярд. Зурин любит выпить, играть в карты и в бильярд. При этом Зурин – хороший, честный офицер. |
Бопре | Учитель юного Петруши Гринева. Бывший парикмахер из Франции, служил солдатом в Германии. Плохой учитель, любитель выпивки и женщин. Научил Гринева фехтованию. |
Екатерина II
| Императрица Екатерина II Великая. Маша Миронова однажды знакомится с императрицей лично в саду. Екатерина II помогает Маше. Императрица решает помиловать Гринева, арестованного за «дружбу» с Пугачевым. |
Генерал Андрей Карлович
| Андрей Карлович Р. - старый приятель Андрея Гринева (отца Петра Гринева). Генерал руководит войсками Оренбургской губернии. Он – немец по происхождению. Старый одинокий офицер. Добрый и умный человек. Любит порядок и экономию. |
Отец Петра Гринева
| Андрей Петрович Гринев – бывший офицер, премьер-майор в отставке. Состоятельный дворянин. Строгий, твердый и гордый человек. Не балует сына и хочет воспитать в нем характер. |
Мать Петра Гринева
| Авдотья Васильевна Ю. – добрая женщина, вышла из бедной дворянской семьи. Петр Гринев – ее единственный сын. Хорошая хозяйка, терпеливая и понимающая жена. |
13. Анализ романа "Капитанская дочка" Пушкина: анализ героев и сюжета (статья М. Гофмана из книги "Пушкин. Библиотека великих писателей")
"В «Капитанской дочке» необходимо различать два наслоения, два плана: один... план военных действий, картина Пугачевщины, и другой, возникший на этом фоне... хроника семейства простых людей Гриневых и Мироновых. Достоинства этих двух планов далеко не одинаковы: в том время, как мы не можем сделать ни единого упрека семейной хронике, фон этой семейной хроники страдает крупными недостатками. ...в повести совершенно не затронута социальная сторона движения, все ограничивается бродягой Емелькой, господами "енаралами" и башкирцами, весь бунт стянут к очень маловажному и начальному пункту: от... такого художника, каким был Пушкин, мы в праве требовать стихии бунта, картины того движения, которое захватило чуть ли не всю Россию, а эта-то стихия бунта как раз и отсутствует в повести Пушкина. Но геройская смерть простого русского человека, героизм смерти никогда не изображался до Пушкина так правдиво и такими простыми и величавыми словами. Соединены оба плана в повести анекдотической благодарностью и великодушием Пугачева к автору записок - Петру Андреевичу Гриневу: завязкой служит заячий тулуп, подаренный Гриневым бродяге Емельке на постоялом дворе - и это соединение нельзя не признать мелодраматичным. Слишком неествественно и вредит правдивости образа Пугачева многократное спасение Гринева милостями Емельки. Но как прекрасно семейное предание Гриневых, по которому благодарный Пугачев и перед казнью кивнул головою Гриневу, как трогательна эта легендарность предания. И. А. Гринев - полная противоположность Швабрину. Если Швабрина мы можем назвать человеком по преимуществу головным, рационалистом - аналитиком, то Гринева - человеком душевным, сердечным: центр жизни Гринева находится в сердце, сердце - его единственное и драгоценное сокровище. Подобно Марье Ивановне, он всегда руководится побуждениями сердца и даже в решительные, критические минуты - ум его "безмолствует"... В нем сильно чувство долга и сознание своих обязанностей - чувства эти он унаследовал от своего отца, в котором, однако, сердце никогда не господствует. Гринев - настоящий сын несколько крутого, но доброго Андрея Петровича и мягкой доброй "матушки" Авдотьи Васильевны, и в обрисовке этого семейства... Пушкин оказался великим психологом. ...семейство Гриневых иным мы не можем себе и представить. Швабрин только набросан, но набросан яркими, резкими чертами; Гринев нарисован гораздо тщательнее и тоньше. Тонкий рисунок Гринева и давал повод видеть в нем нашей критике совершенно бесцветное лицо, его назначительность. Между тем Гринев, автор записок, вырисовывается перед нами совершенно явственно; правда мы не знаем его внешнего облика... но внутренний мир его души, все его помысли и чувства - его чистое и своей простотой, целомудрием и свежей силой сердце мы знаем вполне. Гринев в высшей степени прост и в этом значение его образа. Нельзя не видеть, однако, некоторых недочетов в повествовании Пушкина о Гриневе. Так, нам остается совершенно непонятным его слишком скорый физический и духовный рост.... ...мы совершенно не можем уяснить себе, как этот 16-летний деревенский недоросль, который только то и делал, что гонял голубей, играл в чехарду... рассуждает о литературе с образованным и умным Швабриным. Трудно также понять, как умный и образованный Швабрин мог снизойти до нашего Петрушки, как мог серьезно драться, видя в 16-летнем мальчике опасного противника... С... чувством любви, с... нежным отношением, Пушкин создавал и образ Марьи Ивановны в "Капитанской дочке". Не потому ли и мы очаровываемся Марьей Ивановной, что Пушкин какою-то магической силой передал нам свое отношение, свою любовь к этой совсем простой и совсем не замечательной девушке и заставил нас проникнуть в это чудное простое сердце - в святое святых красоты. В самом деле, что, казалось бы, замечательного в девушке "лет осьмнадцати, круглолицой, румяной, с свтело-русыми волосами...". Такой представляется Марья Ивановна на первый, беглый взгляд. Швабрин описал ее Гриневу совершенной дурочкой, и вряд ли описание его далеко от истины. По крайней мере, немногое можно сказать об уме Марьи Ивановны по ее разговору с Гриневым. Пушкин сознательно лишает всякого ореола эту "благоразумную и чувствительную девушку"...: она не красива, не образована, не умна - и тем не менее всякий, прочитавший "Капитанскую дочку", никогда не забудет эту неумную, необразованную и некарсивуют девушку. ...русская природа создала и воспитала... Марью Ивановну: Марья Ивановна вышла из сердца русской природы и из сердца простого русского народа, которых не поймет и не оценить гордый взор. Марья Ивановна от дедов и прадедов усвоила свою красоту души, свой героизм и свою мудрость. Марья Ивановна не умна, но она мудра мудростью русской сказки и многовекового прадедовского опыта. Она только унаследовала от своих отцов-созидателей лучшие черты: "добродетели" Марьи Ивановны, если можно выразиться, не личные, не индивидуальные, а семейные, принадлежащие всему роду... Отсюда и проистекает та бессознательность, которая так характерна для героизма Марьи Ивановны; отсюда же проистекают и другие характерные ее черты: необычайная чуткость (при небольшом уме) и нежная, глубокая красота души. Марья Ивановна, конечно, героиня, но как странно звучит это имя, прилагаемое к ней, и как удивилась бы она сама, если бы узнала, что ее называют этим громким именем. Героизм Марьи Ивановны совершенно не имеет личной инициативы... Героизм Марьи Ивановны, истинный, подлинный, но скромный, бессознательный героизм сказался не только в ее путешествии в Петербург к императрице Екатерине с просьбой о помиловании ее жениха Гринева, но и в том особенном героизме любви, на который была способна природа Пушкина и которым он оделил Капитанскую дочку. Необычайная чуткость и мудрость сказывается в каждом поступке, в каждом слове капитанской дочки. Не умом своим, а мудростью и чуткостью она сразу угадала и оценила Гринева и Швабрина, и мы не удивляемся тому, что она отдала предпочтение бесхитростному, правдивому Гриневу пред блестяшим, образованным, едким Швабриным. Швабрин... имеет много нравственно-чудесного. Швабрин чудесен, и не только нравственно-непонятно, чудесно появление этого мелодраматического злодея. Откуда Пушкин его взял, что хотел рассказать Пушкин, набрасывая, а не рисуя "чудесный" образ Швабрина? ...надо признать, что этот образ не принадлежит к числу лучших, художественно-выдержанных созданий Пушкина. Одно можно сказать с полною достоверностью... это то, что Пушкин хотел представить им чужое, чуждое, вторгающееся в мирную обстановку Белогорской крепости. Пушкин вводит Швабрина в мир Гриневых и Мироновых, чтобы оттенить им этот нравственно-здоровый мир. Швабрин - это чуждая стихия... та чуждая стихия, которая производит всюду, где ни коснется, бурю и опустошение, стихия, разрушающая диссонансом первобытную гармонию. ...он необходим для романа... без него мы не узнали бы так и не полюбили бы Гриневых и Мироновых... без него пропали бы лучшие страницы повести. Швабрин оттеняет Марью Ивановну, как Онегин оттеняет Татьяну... Швабрин не имеет никакого очарования, его не окружает никакой романтический ореол... Швабрин не только не производит накакой бури и опустошения, он не может смутить ничей покой. Почему? Потому что Швабрин набросан, а не нарисован... Швабрин непонятен... Спесивый дворянин-циник мог изменить долгу, но не мог вступить в союз со "смердами". Непонятна и история отношений Швабрина к Марье Ивановне... Швабрин не живое лицо в портретной галлерее Пушкина. ...Емелька Пугачев нарисован... такими же правдивыми огромными чертами, какими рисует своих богатырей русская народная песня и сказка. Пугачев Пушкина не соответствует Пугачеву истории, но вполне соответствует тому богатырю, каким его создал народ. Пушкинский Пугачев - этот тот народный богатырь, у которого силы рвутся из груди от избытка, от перенолнения и которому некуда деть их, некуда приложить свои силы, которые тяжело носить в груди. Пушкин не сделал из Пугачева малодраматическим злодеем, но он впал в другую крайность, в другую ошибку и сделал Пугачева мелодраматическим великодушцем. Как не подходит к этому "страшному мужику" женская чувствительность и сентиментальность... Совершенно непонятно, почему Пугачев могу так растрогаться от подаренного ему заячьего тулупа, который ему стол нескольких рюмок водки и который ему не был вовсе необходим... ...с точки зрения художественного творчества создание образа Пугачева является одним из значительных у Пушкина, хотя и обладает указанным нами существенным недостатком." (Модест Гофман, статья в книге "Пушкин. Библиотека великих писателей" под ред. С. А. Венгерова, издание "Брокгауз-Ефрон", 1910 г.)
14. Пословицы и поговорки в романе "Капитанская дочка" Пушкина
"...На грех мастера нет..." (Василиса Егоровна) "...Стерпится, слюбится..." (Василиса Егоровна) «…лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой…» (ямщик) «…зашел к куме, да засел в тюрьме…» (Савельич) «…береги платье снову, а честь смолоду…» (Андрей Петрович Гринев) «…Семь бед, один ответ…» (Петр Гринев) «...Брань на вороту не виснет…» (Иван Игнатьич) «…худой мир лучше доброй ссоры…» (Иван Игнатьич) «…а и нечестен, так здоров…» («бежок и нечестен, да здоров» – то есть бегать от дуэли нечестно, но разумно) (Иван Игнатьич) «…быль молодцу не укора…» (Савельич) «... конь и о четырех ногах, да спотыкается…» (Савельич) «…Незваный гость хуже татарина…» (эпиграф автора) «…Кто ни поп, тот батька…» (Пугачев) «…Долг платежом красен…» (Пугачев) «…Мирская молва – Морская волна…» (эпиграф автора) «…Час от часу не легче!..» (Гринев) «…Из огня да в полымя…» (Савельич) «…приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…» (Василиса Егоровна) «…В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо…» (Пугачев)
15. Цитаты из романа "Капитанская дочка": крылатые выражения, афоризмы
«…Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!..» (Гринев)
«…рассеяние вредно молодому человеку…» (генерал Андрей Карлович)
«…будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов…» (Пугачев)
«…Человек пьющий ни на что не годен…» (Савельич)
«…Известно, что сочинители иногда, под видом требования советов, ищут благосклонного слушателя…» (Гринев)
«…стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом…» (Швабрин)
«…Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию, и благополучием тех, которые…» (Маша Миронова)
«…Думали, что собственное признание преступника необходимо было для его полного обличения, – мысль не только неосновательная, но даже и совершенно противная здравому юридическому смыслу: ибо, если отрицание подсудимого не приемлется в доказательство его невинности, то признание его и того менее должно быть доказательством его виновности…» (Гринев)
«…ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра…» (Гринев)
«…лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений…» (Гринев)
«…Где такая крепость, куда бы пули не залетали?..» (Василиса Егоровна)
«…А разве нет удачи удалому?..» (Пугачев)
«Я думаю, ваше превосходительство, что не должно действовать ни наступательно, ни оборонительно двигайтесь подкупательно…» (директор таможни)
16. Критика о романе "Капитанская дочка" Пушкина, отзывы современников
В. Ф. Одоевский: "Вы знаете все, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, но вот критика не в художественном, но в читательском отношении: Пугачев слишком скоро после того, как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто — читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята. Семейство Гринева хотелось бы видеть еще раз после всей передряги [не верится], хочется знать, что скажет Гринев, увидя Машу с Савельичем. Савельич чудо! это лицо самое трагическое, т. е. которого больше всех жаль в Повести. Пугачев чудесен, он нарисован мастерски. Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов Читателя трудно пережевать его переход из Гвардии Офицера в сообщники Пугачева: [неужели] по выражению Иосифа прекрасного, Швабрин слишком умен и тонок, чтобы поверить возможности успеха Пугачева, и недовольно страстей, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами. Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно‑чудесного; может быть, как прочту в 3‑й раз, лучше пойму. О подробностях не говорю, об интересе тоже — я не мог ни на минуту оставить книги, читая ее даже не как Художник, но стараясь быть просто Читателем, добравшимся до Повести." (В. Ф. Одоевский - А. С. Пушкину, конец декабря 1836 г.)
П. А. Катенин: "Проза Пушкина тем только хуже его стихов, что проза, и не знаю, кто бы у нас писал лучше, разумеется, в тех же родах, а в других нет ни причины, ни способа сравнивать. ...картинную, сценическую сторону любопытной эпохи схватил он и представил мастерски в «Капитанской дочке»; сия повесть, пусть и побочная, но все-таки родная сестра «Евгению Онегину»: одного отца дети и во многом сходны между собою. Другие маленькие романы его не так отличны, но все умны, натуральны и приманчивы..." (П. А. Катенин "Воспоминания о Пушкине")
В. А. Соллогуб: "Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной стороны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его воображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной природы. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов. Но Пушкин превозмог самого себя. Он не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, — спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод. В этом произведении нельзя не видеть, как художник мог управлять своим талантом, но нельзя же было и поэту удержать избыток своих личных ощущений, и они вылились в "Капитанской дочке", они придали ей цвет, верность, прелесть, законченность, до которой Пушкин никогда еще не возвышался в цельности своих произведений. "Капитанская дочка" была, так сказать, наградой за Пугачевский бунт. Она служит доказательством, что в делах искусства всякое усилие таланта, всякое критическое самообуздывание приносит свое плодотворное последствие и дает дальнейшим попыткам новые силы, новую твердость." (В. А. Соллогуб "Опыты критических оценок. Пушкин в его сочинениях. 15 апреля 1865 года.")
Н. В. Гоголь: "Кстати о литературных новостях: они, однако ж, не тощи. Где выберется у нас полугодие, в течение которого явились бы разом две такие вещи, каковы «Полководец» и «Капитанская дочь». Видана ли была где такая прелесть! Я рад, что «Капитанская дочь» произвела всеобщий эффект." (Н. В. Гоголь - Н. Я. Прокоповичу, 25 января 1837 года) "Пушкин... написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде. Сравнительно с «Капитанскою дочкою» все наши романы и повести кажутся приторною размазнею. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурною. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая правда, но еще как бы лучше ее. Так оно и быть должно: на то и призвание поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном и лучшем виде." (Н. В. Гоголь, статья "В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность")
В. Г. Белинский: "«Капитанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины, по верности, истине содержания и мастерству изложения, - чудо совершенства. Таковы портреты отца и матери героя, его гувернера-француза и в особенности его дядьки из псарей, Савельича, этого русского Калеба, - Зурина, Миронова и его жены, их кума Ивана Игнатьевича, наконец, самого Пугачева, с его "господами енаралами"; таковы многие сцены, которых, за их множеством, не находим нужным пересчитывать. Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы. (В. Г. Белинский "Сочинения Александра Пушкина")
Н. Н. Страхов: "Есть в русской литературе классическое произведение, с которым «Война и мир» имеет больше сходства, чем с каким бы то ни было другим произведением. Это — «Капитанская дочка» Пушкина. Сходство есть и во внешней манере, в самом тоне и предмете рассказа; но главное сходство — во внутреннем духе обоих произведений. «Капитанская дочка» тоже не исторический роман, то есть вовсе не имеет в виду в форме романа рисовать жизнь и нравы, уже ставшие для нас чуждыми, и лица, игравшие важную роль в истории того времени. Исторические лица, Пугачев, Екатерина, являются у Пушкина мельком, в немногих сценах, совершенно так, как в «Войне и мире» являются Кутузов, Наполеон и пр. Главное же внимание сосредоточено на событиях частной жизни Гриневых и Мироновых, и исторические события описаны лишь в той мере, в какой они прикасались к жизни этих простых людей. «Капитанская дочка», собственно говоря, есть хроника семейства Гриневых; это — тот рассказ, о котором Пушкин мечтал еще в третьей главе «Онегина», — рассказ, изображающий "Преданья русского семейства"." (Н. Н. Страхов "Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом", статья о романе "Война и мир", март 1869 г.)
В. О. Ключевский: "Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удается стать им настоящему историку. «Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману. Среди образов XVIII в. не мог Пушкин не отметить и недоросля и отметил его беспристрастнее и правдивее Фонвизина. Пушкин отметил два вида недоросля или, точнее, два момента его истории: один является в Петре Андреевиче Гриневе, невольном приятеле Пугачева, другой — в наивном беллетристе и летописце села Горюхина Иване Петровиче Белкине, уже человеке XIX в., «времен новейших Митрофанов». К обоим Пушкин отнесся с сочувствием. Недаром и капитанская дочь М. И. Миронова предпочла добродушного армейца Гринева остроумному и знакомому с французской литературой гвардейцу Швабрину. Историку XVIII в. остается одобрить и сочувствие Пушкина и вкус Марьи Ивановны." (В. О. Ключевский "Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину")
П. И. Чайковский: "«Капитанскую дочку» я не пишу и вряд ли когда-нибудь напишу. По зрелом обдумании я пришел к заключению, что этот сюжет не оперный. Он слишком дробен, требует слишком многих не подлежащих музыкальному воспроизведению разговоров, разъяснений и действий. Кроме того, героиня, Мария Ивановна, недостаточно интересна и характерна, ибо она безупречно добрая и честная девушка и больше ничего, а этого для музыки недостаточно. При распределении сюжета на действия и картины оказалось, что таковых потребуется ужасно много, как бы ни заботиться о краткости. Но самое важное препятствие... это Пугачев, пугачевщина, Берда и все эти Хлопуши, Чики и т. п. Чувствую себя бессильным их художественно воспроизвести музыкальными красками. Быть может, задача и выполнима, но она не по мне. Наконец, несмотря на самые благоприятные условия, я не думаю, чтобы оказалось возможным появление на сцене Пугачева. Ведь без него обойтись нельзя, а изображать его приходится таким, каким он у Пушкина, т. е. в сущности удивительно симпатичным злодеем. Думаю, что как бы цензура ни оказалась благосклонной, она затруднится пропустить такое сценическое представление, из коего зритель уходит совершенно очарованный Пугачевым. В повести это возможно — в драме и опере вряд ли, по крайней мере у нас." (П. И. Чайковский - великому князу Константину Константиновичу, 30 мая 1888 г.)
А. М. Скабичевский: "...историческое беспристрастие, полное отсутствие каких-либо патриотических славословий и трезвый реализм видите вы... в "Капитанской дочке" Пушкина. ...здесь нет героя в том пошлом виде безукоризненно идеального молодого человека, блещущего всеми и материальными, и умственными доблестями, в каком подобный герой подвизался в то время во всех романах... Гринев... Это самый заурядный помещичий сынок 18-го века, не особенно далекий, не Бог весть как образованный, отличающийся всего на всего доброю душою и нежным сердцем. Детство его описано не без юмора, именно того добродушного, тонкого и чисто народного пушкинского юмора, который, к сожалению, до сих пор еще не оценен в должной мере, хотя, по моему мнению, он нисколько не уступает гоголевскому юмору. ...здесь... Пушкин является перед нами не только реалистом вообще, но и натуралистом в том смысле, что... перед вами развертывается картина жизни не каких-либл идеальных и эксцентрических личностей, а самых заурядных людей; вы переноситесь в обыденную массовую жизнб 18-ого века и видите, как эта жизнь текла день за день со всеми своими мелкими будничными интересами. Этим и отличаются исторические романы Пушкина от всех последующих изображений жизни 18-ого века... Перенесясь за сто лет назад к его "Капитанской дочке", вы отнюдь не попадаете в какой-то сказочный мир, а видите все ту же самую жизнь, которая, катясб года за год, докатилась и до сего дня. Но верх художественного совершенства по строгой, трезвой реальности, историческиому беспристрастию и глубине понимания бесспорно представляет собою образ самого Пугачева. Можно смело сказать, что во всей нашей литературе другого такого Пугачева вы не найдете. ...Пугачев... Это вовсе не злодей и не герой, вовсе не человек, устрашающий и увлекающий толпу обаянием какой-нибудь грозной и бездонной мрачности своей титанической натуры, и тем более отнюдь не фанатик, сознательно стремившийся к раз намеченной цели. До самого конца романа он остается все тем же случайным степным бродягою и добродушным плутом. Натура его, с сущности, вовсе не хищная и не кровожадная... ...он поневоле должен напускать на себя грозное величие и беспощадность. До какой степени он весь отдален влекущему его течению, не преследуя никакой сознательной личной цели, и был вполне в руках толпы..." (А. М. Скабичевский "Сочинения А. Скабичевского. Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики", 1890 г.)
М. Гофман: "«Капитанская дочка» - венец творчества Пушкина-прозаика... Ни одно из произведений Пушкина, за исключением "Евгения Онегина", не занимало так долго его внимания, как "Капитанская дочка"... История Пугачевского бунта... дала фон для семейной хроники Гриневых. "Капитанская Дочка"... немыслима вне занятий Пушкиным Пугачевщиной; также немыслим и весь второй, зрелый период творчества Пушкина вне его занятий историей. ...Пушкин своей гармонией, своим мягким человечным всеоправдывающим объективизмом сильно обязан занятиям историей, которая научила его беспристрастно и справедливо смотреть на вещи. Зрелый Пушкин, по его собственному свидетельству, на все взирает очами истории. Пушкина влекла к истории его природа, и интерес к ней начинает в нем пробуждаться очень рано. ...необходимо отметить два существенных недостатка: образ Пугачева... созданный Пушкиным, не соответствует историческому Пугачеву и социальный элемент движения Пугачевщины совершенно оставлен без внимания Пушкиным. "Капитанская дочка", одно из наиболее зрелых произведений Пушкина, останется и на все времена образцовой повестью, образцовой «семейной хроникой» и «историческим романом»." (Модест Гофман, статья в книге "Пушкин. Библиотека великих писателей" под ред. С. А. Венгерова, издание "Брокгауз-Ефрон", 1910 г.)