СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредмет. Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метапредмет. Внеурочная деятельность»






Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Метапредмет»
1 класс



















СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка;

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;

  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

  3. Тематическое планирование

Приложения:

  • Приложение №1: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности












    1. Пояснительная записка

Программа по метапредмету для 1 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:


  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12.2014г.);

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»;

  • Пособия Криволаповой Н.А. «Учимся учиться. Развиваем мышление», Курган, 2013 г.


Главная цель курса «Метапредмет»:



Сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и таким образом сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.


Задачи курса «Метапредмет»:

  • развитие психических, познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно – ориентированного тренинга;

  • формирование приемов мыследеятельности и освоение рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;

  • формирование собственного стиля мышления;

  • формирование учебно – информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

  • освоение приемов творчества и методов решения творческих задач;

  • формирование основ исследовательской культуры.

Общая характеристика курса

Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и не обоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе.

В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у обучающихся 1 класса с целью развития мышления, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения; проверять их, делать выводы, находить в отношениях часть – целое.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное) осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Для проведения занятий используются рабочие тетради: Криволапова Н.А. Учимся учиться. Развиваем мышление. Часть 1: Рабочая тетрадь.

В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задания, направленные на развитие мышления у обучающихся 4 класса. Задания отобраны с учётом возрастных особенностей и возможностей детей. В процессе выполнения каждого из них идет развитие всех познавательных процессов: логического, творческого мышлений, внимания, памяти, воображения.


Развитие логического мышления

Изучение различных способов классификаций, сравнение понятий, составление предложений, смысловыми сочетаниями, умение понимать смысл текста. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями. Составление логических цепочек: общее – менее общее – частное. Последние формируются, совершенствуются у обучающихся в процессе всего периода обучения.



Выделение существенных признаков понятий

Описание, характеристика, разъяснение, сравнение понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Загадки на определение понятий.

Функциональные отношения между понятиями

Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей, когда одно из понятий указывает на причину, а другое на следствие.

Сравнение понятий

Выявление сходства и различия по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Противоположные отношения между понятиями.

Классификация понятий

Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным.

Развитие творческого мышления

Учащиеся знакомятся с понятием творчества. В процессе изучения, учащиеся обретут навыки задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, находить ассоциации, создавать фигуры по заданным рисункам.

Методы решения творческих задач

Учащиеся знакомятся с различными методами решения творческих задач.Каждый из изучаемых разделов тесно связан со всеми предметами, четко прослеживаются межпредметные связи.

Закономерность

Формирование умений анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерность, завершать схемы.

Практические работы курса

Приобретение обучающимися практических навыков в составлении предложений, в решении творческих задач следующими способами: мозговой штурм, метод контрольных вопросов, ассоциаций, а так же конструирование на плоскости, ведение дискуссий. В процессе реализации программы осуществляется деятельностный подход в условиях личностно - ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

С этой целью организуется самостоятельная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками информации, с привлечением литературных произведений, материалов Интернета


Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает изучение метапредметав 1 классе в количестве17 часов (0,5 час в неделю), в том числе интегрированное изучение вопросов профориентационного содержания в количестве 2 часов.



      1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение метапредмета в школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. в личностном направлении:

  • формирование мотивации изучения метапредмета и стремление к самосовершенствованию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений;

  1. в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах метапредмета как универсальном языке науки и техники, сред­стве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть задачу в контексте проб­лемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях не­полной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать сред­ства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алгоритмы для решения проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, на­правленную на решение задач исследовательского характера;

  1. в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изуча­емых понятиях;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

  • развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

  • Создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;

  • Научиться разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;

  • Научиться приемам самоорганизации;

  • Осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;

  • Планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;Овладеть способами

  • ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий;

  • Самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;

    1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Тема: Человек и его интеллект. Диагностическое тестирование – 2 часа;


Тема: Обобщение и ограничение понятий – 1 час;


Тема: Выделение существенных признаков – 2 часа;


Тема: Обобщение понятий – 1 час;


Тема: Отношения между понятиями: рядоположности, часть – целое – 1 час;


Тема: Сравнение понятий. Установление сходства и различия – 1 часа;


Тема: Мы сравниваем (Сравнение понятий. Отношение противоположности) – 1 часа;


Тема: Установление причинно – следственных связей– 1 часа;


Тема: Логические задачи – 1 час;


Тема: Классификация понятий – 1 час;


Тема: Сравнение понятий. Аналогия – 1 час;


Тема: Поиск закономерностей – 1 час;


Тема: Объяснение понятий в зависимости от контекста – 1 час;


Тема: Диагностическое тестирование (выходное тестирование) – 1 час;


Тема: Анализ курса (заключительный урок) – 1 час.



    1. Тематическое планирование


Раздел, название темы, темы интегрированных курсов регионального, профориентационного и других направлений

К-во

часов

Дата


УИТМ

ИКТ

Основные виды учебной деятельности

План

Факт

1

Человек и его интеллект

1


01.01.2015


ИД, Пр.

Формировать представление об интеллекте человека.

Решать задачи на сообразительность.

2

Диагностическое тестирование

1




ИД, Пр.

Решать диагностическое тестирование.

3

Обобщение и ограничение понятий

1




ИД, Пр.

Формировать представление о понятии.

Овладеть навыками общения и ограничения понятий.

4

Выделение существенных признаков

1




ИД, Пр.

Формировать представление о существенных признаках.

Овладеть навыками нахождения существенных признаков.

5

Выделение существенных признаков

1




ИД, Пр.

6

Обобщение понятий

1




ИД, Пр.

Использовать знания обобщения понятий.

7

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

1




ИД, Пр.

Формировать представление отношения между понятиями.

8

Сравнение понятий. Установление сходства и различия

1




ИД, Пр.

Формировать представление сравнения понятий.

Выработать навыки установления сходства и различия между понятиями.

9

Мы сравниваем (Сравнение понятий. Отношение противоположности)

1




ИД, Пр.

10

Установление причинно – следственных связей

1




ИД, Пр.

Формировать и выработать навыки установления причинно – следственных связей.

11

Логические задачи

1




ИД, Пр.

Использовать навыки в решении поставленных задач.

12

Классификация понятий

1




ИД, Пр.

Формирование представления о классификациях понятий.

13

Сравнение понятий. Аналогия

1




ИД, Пр.

Выработать навыки сравнения понятий.

14

Поиск закономерностей

1




ИД, Пр.

Овладеть навыками поиска закономерностей.

Использовать навыки при решении поставленных задач.

15

Объяснение понятий в зависимости от контекста

1




ИД, Пр.

16

Диагностическое тестирование (выходное тестирование)

1




ИД, Пр.

Применить полученные навыки в ходе решения поставленных задач.

17

Анализ курса (заключительный урок)

1




ИД, Пр.

Обобщение и систематизация знаний.


Итого

17 ч.







Приложение №1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Литература для учителя:


  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)



Литература для обучающихся:


  1. Криволапова, Н.А. Учимся учиться. Развиваем мышление. Часть 1: рабочая тетрадь для учащихся / Н.А. Криволапова; государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2013 г.


Материально-техническое обеспечение:


  1. Компьютер;

  2. Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам литературы: тесты, карточки;

  3. Мультимедия проектор;

  4. Принтер