Материал выступления на заседании МО учителей среднего звена
Дата заседания: 18.01.2018 г.
Вопрос: Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения. Интегрированные уроки.
ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными.
Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные учащимися межпредметные, надпредметные умения и УУД (общеучебные умения), способность выпускника к построению индивидуальной образовательной траектории. Наибольшую сложность вызывают метапредметные результаты. Оно состоит из известного всем учителям понятия «учебный предмет».
Метапредметный результат может означать результат, который:
- соучаствует в освоении учебных предметов;
- соединяет в некую общность учебные предметы;
- означает совокупное действие учебных предметов;
- возникает между предметами;
- возникает вслед за освоением учебных предметов;
- возникает для того, чтобы освоить учебные предметы, так сказать, обслуживает учебные предметы;
- изменяет, углубляет, расширяет понимание учебных предметов.
К метапредметным результатам относят:
- УУД (общеучебные умения и навыки)
- межпредметные умения и навыки
- надпредметные умения и навыки
Метапредметный подход включает в себя следующее:
1. Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.
2. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
3. Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения, речевая и т.д.
4. Наконец, четвертая особенность – это новаторство в плане использования разного типа методических приемов. Таким образом, формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию, самообразованию (умению учиться).
Одним из новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.
Многие педагоги выдают межпредметные связи за интеграцию. Следует сразу развести понятие межпредметные связи и интегрированные уроки.
Межпредметные связи позволяют объяснить материал или закрепить его с опорой на знания по другому учебному предмету без участия педагога-специалиста.
При проведении интегрированного урока обязательно присутствие стольких учителей - предметников, сколько заявлено в теме урока. Работа их идет параллельно на протяжении всего урока. Все должно быть в унисон, тогда урок получается, как сказка. Довольны дети - рады учителя.
Для успешной реализации интегрированного обучения необходимо понимать функции интегрированных уроков:
1. Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
2. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
3. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
5. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
В свою очередь чтобы провести интегрированный урок необходимо учесть следующие условия (требования):
1. учитель должен выбрать объект изучения на уроке и внимательно проанализировать содержание урока;
2. определить тип урока, соответствующего ФГОС:
- урок формирования новых знаний ( урок-путешествие, урок-исследование, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, проблемный урок);
- урок открытия нового знания (урок-практикум, урок-сочинение, урок – деловая или ролевая игра, комбинированный урок, урок-путешествие);
- урок обобщения ( беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач);
3. подумать о технологиях самообразования учащихся (этот компонент выделяется и в УУД);
4. учитель не должен забывать и об использовании методов проблемного обучения;
5. продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы также является неотъемлемой частью интегрированного урока;
6. не забывать про учет возрастных психологических особенностей обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни;
Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом.
Приведу простейший пример. Многочисленные новые учителя пятиклассников обычно предъявляют им противоречивые требования к оформлению работы в тетради, и малыши теряются, долго не могут сориентироваться, найти золотую середину. В этом ярко проявляется один из недостатков школы: работающие в одном классе педагоги не имеют общей образовательной политики, не действуют как единый коллектив. В рамках же интегрированного курса учителя могут заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять работу, правильно строить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п.
Уроки, основанные на подобном взаимодействии преподавателей также относятся к интегрированным, хотя материал, изучаемый на них, может ни как не перекликаться между собой. Очень полезны взаимопосещения учителей, чтобы согласовать и скорректировать педагогические действия.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью ,компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока.
Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков).
Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортная.
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка».
Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.