МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
Методическая разработка
классного часа на тему:
«Здоровым быть модно!»
Автор: Г.В.Морозова
2010
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании предметной (цикловой) зам.директора по ВР
комиссии математических и ФГОУ СПО «Борисоглебский
естественнонаучных дисциплин сельскохозяйственный техникум»
__________ С.Ю.Второва
«___» _________2010г.
Протокол № ____
от «___» ______ 2010г.
Председатель _______ В.В.Цыплакова
Рецензент: Н.В.Кувшинова, методист ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей с целью передачи опыта по проведению классных часов по пропаганде здорового образа жизни. Разработка включает в себя разнообразные сведения о здоровом образе жизни, результаты анкетирования студентов, позволяющие более четко представить предмет рассмотрения классного часа.
Оглавление
Введение 3-4
Подготовительная часть 5
Ход классного часа 6-11
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества студенческая подростковая молодежь испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.
Обороноспособность, экономический и интеллектуальный потенциал России, здоровье последующего поколения в значительной степени определяются количественными и качественными характеристиками здоровья, которыми обладает молодёжь сегодня. К сожалению, психология человека такова, что, пока он молод и здоров, проблема здоровья его мало интересует. До тех пор, пока «вдруг» не появляются конкретные признаки ухудшения самочувствия.
Студенты - это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства.
Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально - психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов.
По данным анкетирования, проведённого в нашем учебном заведении среди студентов первого курса, уровень факторов риска среди студентов достаточно высок: распространенность курения составляет 76%, алкогольные напитки употребляют более 60%, число студентов, проявляющих активную физическую деятельность - не более 25%.
Так какие же специальные средства, мы как преподаватели, воспитатели и администрация нашего учебного заведения, должны использовать, чтобы воспитать и вырастить здоровых студентов?
Только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
В нашем учебном заведении реализуется программа «Здоровье» в рамках, которой студенты группы 2-1 подготовили и повели открытый классный час по теме «Здоровым быть модно». К классному часу была подготовлена выставка книг по соответствующей тематике. Волонтеры Борисоглебского медицинского колледжа выступили с сообщением о своей работе в направлении ЗОЖ. Волонтерская группа нашего техникума «Азимут здоровья» провела предварительное анкетирование студентов 1 курса, результаты которого были озвучены на классном часе. Студенты группы 2-1 подготовили презентацию и музыкальное оформление.
Цели:
Образовательные: донести до студентов, закрепить и расширить знания о здоровье, его компонентах, здоровом образе жизни; формирование умения активного противостояния пагубным привычкам.
Воспитательные: воспитание потребности в здоровом образе жизни; воспитание способности правильного выбора между здоровой пищей, культурным отдыхом, занятиями спортом и вредными привычками.
Развивающая: развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, анализировать, обобщать факты.
ТСО: мультимедийная установка
Подготовительная часть
Выбор темы классного часа, изучение методической литературы.
Анкетирование студентов первого курса по следующим вопросам
Когда вы выкурили первую сигарету?
Когда стали курить ежедневно
В каком возрасте Вы впервые выпили …..?
Как давно был день, когда Вы последний раз употребляли алкоголь?
Сколько раз (если такое было) Вы употребляли марихуану («травку», план, анашу) или гашиш?
Подготовка сценок. Три сценки, моделирующие ситуацию: двое ребят предлагают третьему закурить, выпить, принять наркотики; третий студент соглашается или отказывается, приводя различные аргументы
Подготовка выставки книг по ЗОЖ.
Подготовка плакатов с высказываниями о ЗОЖ.
Подготовка буклетов с советами о том, как не попасть в зависимость от никотина, алкоголя, наркотиков.
Согласование выступления волонтерской бригады из Борисоглебского мед.колледжа.
Подготовка презентации по заявленной теме. Группа «Бандерос» - «Ты спортсмен».
Подготовка музыкального сопровождения по заявленной теме.
Разработка сценария.
Ход классного часа
1.-первый ведущий
2. второй ведущий
1. Джон Локк сказал
Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.
2. И сегодня мы с вами в этом зале собрались для того чтобы доказать тезис что – здоровым быть модно, здоровым быть круто, здоровым быть надо.
1.Я уверен что в сегодня в зале нет такого человека, который с этим утверждением был бы не согласен.
2.Разговор на эту тему сегодня будут вести студенты группы 2-1, члены волонтерского отряда «Азимут здоровья» и наши гости - волонтеры медицинского колледжа.
1.На протяжении нашего разговора работает служба «Спрашивайте - отвечаем» , если у вас возникнут вопросы по ходу нашей встречи, вы можете передать ваши вопросы волонтерам, а мы постараемся на них ответить.
2.Также на сцене расположен стенд, на котором представлена литература и мы приглашаем на сцену Шестерненкову Валентину Васильевну – главного сотрудника нашей библиотеки с рекомендациями и комментариями.
1.Итак начинаем наш разговор (начало презентации, музыкальный фон)
2.По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни".
1. Большинство сегодняшних ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному функционированию в окружающей его среде.
2. Медики, как правило, выделяют в отдельные категории
физическое здоровье
психическое здоровье
нравственное здоровье
1.Первая категория физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем в целом.
2.Базовыми критериями физического здоровья являются: состояние сердечно-сосудистой системы; состояние иммунной системы; состояние опорно-двигательного аппарата; состояние нервной системы; состояние пищеварительной и мочеполовой систем; способность организма усваивать кислород воздуха. Показатели деятельности этих систем имеют прямое отношение не только к здоровью человека, от них напрямую зависит его жизнь.
1. Основными признаками физического нездоровья (при отсутствии клинических признаков, как, например, температура, головная боль и т.п.) являются:
нарушение сна,
отсутствие аппетита,
плохое функционирование пищеварительной системы;
низкая сексуальная активность;
неустойчивость к физическим нагрузкам;
плохие зубы;
нездоровая кожа;
ощущение усталости и общей слабости.
2.Вторая категория психическое здоровье - собственный потенциал человека, при котором человек может справляться с жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
1.«Психически здоровый человек должен быть максимально полезен многим людям; если это невозможно - то хотя бы немногим; если и это невозможно - то хотя бы своим ближним; а если даже это невозможно - то хоть самому себе!»
Так думал древнегреческий философ Сенека.
2.И третий компонент - духовно-нравственное здоровье - это прежде всего, сила духа человека и иерархия его жизненных ценностей, на основе которой формируется индивидуальная программа жизнедеятельности. Основу духовно – нравственного здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в социальной среде.
1.В упрощенном виде критерием нравственного здоровья человека являются слова - я должен.
2.Очевидно, для того чтобы человек был здоров он должен быть здоров по всем трем компонентам. Для этого главным принципом должен быть здоровый образ жизни.
1.Здоровый образ жизни предполагает
оптимальный режим труда и отдыха,
правильное питание,
достаточную двигательную активность,
личную гигиену,
закаливание,
искоренение вредных привычек,
любовь к близким,
позитивное восприятие жизни.
Здоровый образ жизни позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
2.Вместе с этим можно перечислить факторы, способствующие потере здоровья.
плохая экология,
стрессы (длительные - утрата близкого человека, развод, война, потеря работы, хроническая нищета),
вредные привычки-зависимости (курение, алкоголизм, наркомания),
несоблюдение санитарных норм (на рабочем месте),
несоблюдение правил техники безопасности,
аварии-крушения,
неправильное питание (недостаток витаминов, переизбыток холестерина),
неправильный образ жизни (маленькая или чрезмерное физическая нагрузка, недосыпание)
Обратите внимание на эти факторы. А теперь вопрос залу: «Как вы думаете, какие из факторов напрямую зависят лично от нас, меня, тебя, и каждого сидящего в зале (продумать возгласы из зала те вредные привычки, неправильный образ жизни и тд.)
1.В нашем техникуме реализуется программа «Здоровье» по пропаганде здорового образа жизни», в рамках этой программы с декабря прошлого года работает волонтерская группа «Азимут здоровья» и многие ребята студенты нашего техникума входят в этот отряд. Группа «Азимут здоровья» среди студентов первого курса провела анкетирование о состоянии здоровья наших студентов.
Посмотрим на результаты анкетирования
2.Студентам был предложен ряд вопросов и несколько вариантов ответов
На вопрос
Когда вы выкурили первую сигарету?
Были получены следующие ответы
никогда – 29%
в 9 лет – 0,1%
в 10 лет – 0,9%)
в 11 лет – 8%
в 12 лет - 12%
в 13 лет - 15%
в 14 лет – 20%
в 15 лет – 40%
в 16 лет - 43%
1.Когда стали курить ежедневно
никогда – 29%
с 9 лет – нет
с 10 лет – 0,1 %
с 11 лет - 0,9%
с 12 лет – 3%
с 13 лет - 17%
с 14 лет – 23%
с 15 лет – 50%
с 16 лет – 76%
2.В каком возрасте Вы впервые выпили …..?
никогда –17%
10 лет - 1%
11 лет – 4%
12 лет – 8%
13 лет –12%
14 лет – 16 %
15 лет – 20%
16 лет – 40%
1.Как давно был день, когда Вы последний раз употребляли алкоголь?
Я никогда не употреблял алкоголь – 17%
1-7 дней назад -37%
8-14 дней назад -20%
15-30 дней назад -22%
1 месяц – 1 год назад-2%
Более чем год назад -2%
2.Сколько раз (если такое было) Вы употребляли марихуану («травку», план, анашу) или гашиш?
0 раз – 83%
1-2 раза – 8%
3-5 раз – 1%
6-9 раз – 1%
10-19 раз – 3%
20-39 раз – 4%
1.Анкетирование, показывает, что мы довольно далеки от здорового образа жизни, мало, что о нем знаем и не понимаем какие непоправимые последствия наносит нашему здоровью наш нездоровый образ жизни. Более глубже изучением проблемой состояния здоровья молодежи нашего города занимаются волонтеры Борисоглебского мед.колледжа. И сегодня ребята принимают участие в нашем разговоре. Встречаем наших гостей (волонтеры говорят)
2.Если у вас вопросы к ребятам (вопросы от студентов)
1.Спасибо волонтерской бригаде за интересное общение, за участие в нашем серьезном разговоре. И если вы хотите продолжить нашу тему в своих группах, то вы можете обратиться за помощью к этим ребятам (могут сказать сами волонтеры)
2.Каждый из нас хоть раз в жизни оказывался в ситуации выбора: закурить в компании или отказаться, поднять настроение алкоголем или ограничиться миниралкой, познать остроту ощущений от наркотических препаратов или категорично сказать НЕТ.
Музыка фрагмент 1-2сек внимание
1.А теперь сценки из жизни
2.Но сначала к вам вопрос на который вы ответите после просмотра миниатюр: В каком случае студент смог противостоять давлению со стороны.
музыка
Сценки ( после каждой музыка) Сценки подготовлены студентами. Три студента моделируют ситуацию, когда ин предлагают курить, выпить алкоголь, наркотики. Ребята либо отказываются от этого, либо соглашаются.
1.А теперь ваш ответ на вопрос
В каком случае студент смог противостоять давлению со стороны.
музыка
2 Вы правильно оценили ситуацию. Ведь все зависит лично от каждого из нас.
1.Ведь в жизни есть право выбора и альтернатива : спорт, музыка, танцы, рисование, компьютер, семья, путешествия, книги и многое другое, потому что здоровым быть модно, здоровым быть круто, здоровым быть надо.
2.И сейчас наши волонтеры раздадут вам памятки, которые многим из вас смогут помочь. И закончить нашу встречу мы хотели бы стихотворением Если хочешь быть здоров…
студента нашего техникума Власова Дмитрия
Если хочешь быть здоровым - все зависит от тебя.
Заниматься спортом нужно – лучше сделай для себя.
Брось все вредные привычки – сигареты не кури.
Ведь Минздрав предупреждает, что здоровье быстро тает,
Жизнь мгновенно пролетает.
Так что сделай выбор свой – будь здоров, живи мечтой.
Вот такой совет Вам мой.
Музыка
Заключение
Охрана здоровья студентов считается одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой подростковой молодежи.
Формирование навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения является приоритетным направлением работы нашего учебного заведения. Открытый классный час – одна из форм внеклассной деятельности, оказывающая на человека определенное просветительское и воспитательное влияние.
Студенты, побывав на классном часе, получили возможность расширить свои знания о здоровом образе жизни, задать интересующие их вопросы, убедились в том, что всегда можно сделать выбор в пользу своего здоровья. Классный час предполагал большую подготовительную работу, в процессе которой студенты сами узнали много нового о своем здоровье.
Данная методическая разработка может быть использована классными руководителями для проведения внеклассных мероприятий.
Литература
Классные часы в лицее и колледже / Н.Ф. Дик – Ростов н/Д: «Феникс». – 2006. - 320 с.
Классные часы в выпускных классах/ Е.П. Сгибнева – Ростов н/Д: «Феникс». – 2007. - 320 с.
Краткая педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни студенческой молодежи». – Острогожск: ФГОУ СПО «Острогожский аграрный техникум», НМЦ. – 2009. – 62 с.
Интернет-ресурсы
13