Классный час, посвященный Дню инвалида
В строю со всеми.
Цель:Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.
Задачи:
Сформировать представление об "особых людях".
Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Сформировать представление о людях-инвалидах как о значимых членах общества.
Ход классного часа:
Вступительное слово классного руководителя:
С первого по десятое декабря в нашей школе проходит декада, посвящённая Дню инвалида. Традиционно этот день принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. В этот день приковано внимание к этим людям, к их проблемам. Инвалиды – это люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не такие как мы с вами, и они нуждаются в поддержке и понимании. Это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может двигаться в силу каких – то жизненных обстоятельств, встречались ли вы с такими людьми? А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях.
Наш классный час посвящен этой теме.
СЛАЙД № 1. Во всех странах День инвалидов проводится с целью привлечения внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, а также изменения устоявшегося мнения об инвалидах, как людях неполноценных и неспособных к жизни в современном обществе. Он напоминает всем о том, что общество обязано заботиться о тех, кто слаб, болен и немощен, нуждается в содействии и поддержке. Мы обязаны помочь им реализовать себя, свои способности и возможности. Кто же это такие – инвалиды?
СЛАЙД № 2. Вот что сказано в словаре Д.Н.Ушакова, что означает слово – инвалид.
ИНВАЛИД (франц.) – человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости.
Согласно Конституции, люди с ограниченными возможностями имеют равные права со всеми гражданами страны. Между тем, свою особенность они ощущают уже в детские годы, когда понимают, что не могут, к примеру, просто так выйти во двор, что не все дети могут учиться в школе. Есть дети, которые больны. Им требуется помощь. На территории нашего города тоже проживает много людей с ограниченными возможностями здоровья.Он не чувствует себя отгороженным от окружающего мира.
Многие из людей, ограниченных в своих физических возможностях – люди удивительной судьбы. Их мужеством и силой воли можно только восхищаться. Несмотря на трудности, они не просто умеют жить и выживать в порой неприветливом для них мире, но и ведут активную деятельность, занимаются творчеством.
СЛАЙД № 3. Людвиг ван Бетховен. Немногие люди знают, что этот знаменитый немецкий композитор, настоящий гений музыки был… глухим. Родился он здоровым, но в 26 лет у него развилось заболевание, которое привело к полной глухоте. Удивительно то, что самые знаменитые его произведения были созданы уже после того, как он полностью потерял слух. Так, в частности, это его легендарная Девятая симфония и Торжественная месса.
СЛАЙД № 4. Лорд Гордон Байрон. "Сумасшедший, лихой и опасный" - изучаемый в школе английский поэт с косолапостью. Ходил с большим трудом, но при этом изъездил всю Европу. Поэзия Байрона является отражением его эгоизма и сатирического реализма. В наше время он мог быть лидером каких-нибудь новомодных, революционных течений.
СЛАЙД № 5. Сара Бернар. Французская актриса с серьёзным повреждением колен. В 1914 году ей ампутировали ногу, но она продолжала сниматься в фильмах до самой смерти. Её считали величайшей актрисой и называли великолепной, неподражаемой Сарой.
СЛАЙД № 6. Винсент Ван Гог. Тип инвалидности - ментальные, психические заболевания. Является одним из самых дорогих художников мира. Внес огромный вклад в современное искусство. Создал около 2000 картин и рисунков.
СЛАЙД № 7. Франклин Делано Рузвельт. История 32-го президента США – это еще одна история человека, который родился здоровым, однако перенесенное заболевание приковало его к инвалидной коляске. Уже, будучи инвалидом, Рузвельт стал президентом и занимал этот пост на протяжении 12 лет, до самой своей смерти, войдя в историю США как один из самых выдающихся американских лидеров.
СЛАЙДЫ № 8,9. А людей на этих фотографиях вы хорошо знаете (Ванга и Диана Гурцкая).
А еще я познакомлю вас с сильными духом, мужественными людьми, которые становятся примером для всех нас. Это спортсменах, участвовавшие в зимних паралимпийских играх в Сочи в 2014 году и принесшие нашей стране 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовых медалей. Всего – 80! Было разыграно всего 72 комплекта наград (216 медалей)
На паралимпийских играх в Сочи соревнования проходили по шести видам: хоккей, лыжные гонки, керлинг, горнолыжный спорт, биатлон и пара-сноуборд. Среди победителей были:
СЛАЙД № 10. Роман Петушков выиграл шесть золотых медалей в соревнованиях по биатлону ,37 лет, москвич.
СЛАЙД № 11. Алена Кауфман – трижды Олимпийская чемпионка по лыжным гонкам в биатлоне, четырёхкратная паралимпийская чемпионка,28 лет.
СЛАЙД № 12. Александра Францева – дважды чемпионка по горнолыжным соревнованиям. Двукратная паралимпийская чемпионка.
СЛАЙД № 13. Владислав Лекомцев- дважды завоевал золото на лыжных гонках. Двукратный паралимпийский чемпион(20 лет)
СЛАЙД № 14. Давайте заглянем внутрь себя как в зеркало. Обладаем ли мы качествами, которые позволили бы быть толерантными по отношению к людям – инвалидам, помогать им?
Какие это должны быть качества?
Доброта. Отзывчивость.Сострадание.Сердечность. Понимание.Уважение. Вежливость.
СЛАЙД № 15. Золотое правило поведения: «Не поступай по отношению к инвалидам так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали так по отношению к тебе».
Практикум: Есть люди, у которых нарушение зрения, и есть люди с нарушениями слуха. Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе, как это не просто, предлагаю 2 учащимся выйти из класса. Остальные дети договариваются что-либо изобразить. Затем, те, кто были вне класса входят, им демонстрируется задание. Задача, тех кто выходил, понять что нужно выполнить.
Задача, тех, кто оставался: «сердиться, что у глухих не получается».
Рефлексия:
- Что чувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Что ограничивало ваши возможности?
Учитель: Загляните внутрь себя как в зеркало. Обладаете ли вы качествами, которые позволили бы быть толерантными по отношению к людям – инвалидам, помогать им?Помните, что с каждым из нас может случиться беда. И тогда окружающие нас люди обязательно придут на помощь.Каждый человек живет своей жизнью в большом мире. Но люди, которые нуждаются в помощи, чувствуют мир по-другому.
Прощаясь с вами хочется прочитать стихотворение Татьяны Страва «Я- инвалид».
Первый чтец.
Я инвалид...ну и что?
Душа не болит уж давно.
Смеялись всегда надо мной,
Грустила я ранней весной...
Теперь это в прошлом уже,
Спокойно у меня на душе.
Второй чтец.
Смогла переступить через все это
Искала в книгах долго я ответы
На вопросы: почему и за что
Люди делают друг другу зло.
Третий чтец.
Ведь мы такие, как и вы,
Нам так же хочется любви,
Смеяться, плакать и грустить,
Минуты счастья ощутить...
Простила, позабыла,
Влюбилась, вышла замуж, родила!
Желаю всем друзей, удачи,
А главное - здоровья и добра!