Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Сибирский межрегиональный методический центр
по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования
Методическая разработка контрольно-измерительного материала учебного занятия по географии по теме «Многообразие стран мира»
Разработчики проекта:
Якунина Марина Борисовна, учитель географии, МБОУ СОШ №108
Давыдова Анастасия Владимировна, начальник инженерной кафедры МБОУ СОШ №165
Новопольцева Ольга Николаевна, учитель географии, МКОУ «Краснояровская школа №30 им. Героя России А.Галле»
Турбанова Елена Михайловна, учитель географии МКОУ «Сосновская СШ №32»
Новосибирск, 2018
Контрольно-измерительные материалы
- 10 класс
- Раздел «Политическая карта мира»
- Тема «Многообразие стран мира»
- Блок «Финансовая грамотность»
- Модуль «Благосостояние семьи»
Планируемые результаты
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
различать краткосрочные и долгосрочные потребности и определять приоритетные траты;
выделять плюсы и минусы использования кредита;
различать российские деньги и иностранную валюту;
переводить стоимость валюты с помощью курсов.
Метапредметные
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
• осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией.
Оценочные средства
- Объект – регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия:
«исследовательские» оценочные средства
- участие в работе группы (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности);
- работа с текстами;
- построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу, обоснование высказанного суждения);
- представление материала в табличном виде, с помощью диаграмм и графиков.
- Таблица самооценки (каждый обучающийся самостоятельно оценивает свой вклад в общую работу группы и итоговый результат)
Лист самооценки
Критерии
Полная
Заполнение таблицы
Частичная
Поиск информации
Не участвовал
Подготовка презентации
Подготовка доклада
Выступление
Ответы на вопросы к группе
Участие в работе других групп
Инструкция
- Заполните таблицу, отметив плюсами степень своего вклада в итог работы группы
Пример таблицы
Показатель
Государство
Германия
ВВП
Россия
Средняя заработная плата
Индия
Средний доход семьи
Банковские вклады (на душу населения)
Чад
Банковские кредиты (на душу населения)
Потребительская корзина
Средняя продолжительность жизни
Уровень образования
Уровень развития здравоохранения
Практическая часть урока (относительно ФГ)
- Организация работы в группах (4 группы):
Каждая группа анализируя статистические данные по одной из стран, заполняет таблицу (5 минут).
Группы проводят презентацию своей части таблицы и заполняют данные по другим странам, в ходе презентации других групп (7 минут).
Анализ таблицы,
Выявление взаимосвязи уровня социально- экономического развития страны и уровня благосостояния семьи,
Выводы по итогам урока.