Русский язык. Урок 66. Тема: Родительный падеж имен существительных множественного числа
Цели: познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа; развивать умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе, правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имён существительных в именительном падеже.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите падеж существительного метели в каждом случае. Докажите.
— В каком предложении это слово употреблено в переносном значении? (В предложении 4.)
— Назовите синоним слова метели. (Вьюга.)
(Два ученика выполняют на доске разбор предложений по членам.)
III. Актуализация знаний
Зрительно-слуховой диктант
Нет, грибные имена непонятны для меня! Ведь не хрюкают свинушки, не волнуются волнушки, не кричат «опять» опята, не бодаются козлята, у лисичек нету шубки. Как узнать, чьи это шутки?
Ю. Леонтьев
(Взаимопроверка по образцу на доске, самооценка.)
— Разберите по составу слова, обозначающие названия грибов.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте группы слов.
земли | леса | ночи |
юноши | окна | вещи |
рощи | поля | кровати |
мамы | слоны | вести |
деды | дожди | площади |
— Что общего у всех этих слов? (Это существительные в форме множественного числа.)
— Чем отличаются слова каждого столбика? (В первом столбике записаны существительные 1-го склонения, во втором — 2-го склонения, в третьем — 3-го склонения.)
— Как вы определили склонение? (Поставили имена существительные в форму единственного числа.)
— На какой вопрос отвечают слова? (Кто?что?)
— В каком падеже имена существительные могут отвечать на вопрос кто! (В именительном.)
— В каких падежах имена существительные могут отвечать на вопрос что? (В именительном и винительном.)
— Какие окончания имеют существительные 1, 2 и 3-го склонения в именительном падеже?
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже, узнать, какие окончания имеют имена существительные множественного числа в именительном падеже, научиться распознавать имена существительные множественного числа в именительном падеже.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 253 (с. 133).
— Рассмотрите таблицу.
— Какие окончания могут быть у имён существительных множественного числа в именительном падеже?
(Учащиеся называют склонение, читают слова и определяют окончания существительных в именительном падеже.)
— Какие из данных имён существительных будут иметь такие же окончания и в винительном падеже? (Неодушевлённые имена существительные.)
— Подберите в каждую группу по два слова с такими же окончаниями.
(Работа в парах. Проверка. Одна пара называет свои примеры.)
Упр. 254 (с. 133). (Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их лексическое значение, при необходимости обращаются к толковому словарю.)
— Запишите слово директор в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Что означает это слово? (Руководитель предприятия, школы.)
— Составьте и запишите предложение со словом директора.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 255 (с. 134).
— Прочитайте текст.
— Сколько в нём предложений?
— Прочитайте текст ещё раз, выделяя интонацией начало и конец каждого предложения.
— Поставьте вопросы к выделенным именам существительным. Определите их падеж.
— Все ли эти существительные стоят в одном падеже? (Нет, существительное богатыри стоит в именительном падеже, остальные — в винительном падеже.)
— Как вы определили падеж? (Если существительное — главный член предложения, то оно стоит в именительном падеже, если второстепенный — то в винительном падеже.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают предложения, называют главные члены предложения, падеж имён существительных. Два ученика выполняют на доске грамматические разборы. Самооценка.)
VIII. Рефлексия
— Образуйте от данных существительных форму множественного числа, запишите. Поставьте ударение в словах, выделите окончания.
Доктор, сторож, директор, век, трактор, инженер, торт, договор, шофёр, герб.
(Самопроверка по образцу на с. 133 учебника.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Какие окончания могут быть у имён существительных множественного числа в именительном падеже?
- Как различить именительный и винительный падежи имён существительных множественного числа?
Домашнее задание
Упр. 254 (с. 133) — списать слова, поставить ударение, запомнить произношение.