Доклад по теме «Проектная деятельность. Обобщение своего опыта работы».
Хочется начать свое выступление со слов лингвиста-международника Евгении Полат: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить».
В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, более известная в педагогике как метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.
Слово «проект» толкуется в словаре иностранных слов следующим образом, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа.
Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, практическая деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Целью проектной деятельности является:
- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков;
- повышение мотивации учащихся;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и учащимся.
Задачи проектной деятельности:
-Обучение планированию;
- Формирование навыков сбора и обработки информации;
- Умение анализировать;
- Умение составлять письменный отчет;
- Формировать позитивное отношение к работе.
Методика организации проекта (по теории Ирины Викторовны Кругловой, начальника Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы) представлена следующими критериями, их вы видите на слайде:
1. Планирование работы над проектом.
2. Аналитический этап.
3. Этап обобщения.
4. Презентация полученных результатов.
Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом я использую и отдаю приоритет следующим проектам. Вот их классификация.
1. Исследовательский проект.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
В ходе работы учащийся:
- Определяет объект и предмет исследования,
- Обозначает цели и задачи, формулирует гипотезу исследования,
- Характеризует методы исследования,
- Оформляет проект в виде выводов,
- Подтверждает или опровергает гипотезу,
- Выходит на новый спектр проблем.
Примером такого проекта может служить работа Грязевой Татьяны (ст.гр.09-22ТМ) на тему: «Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». В ходе исследования были поставлены вопросы: Какова была система образования и воспитания в России в 18веке на примере комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»? Как была представлена система образования и воспитания в стране как общественного явления? Какими путями шло воспитание и образование русских дворян того времени? Почему появлялись «недоросли» в среде дворян 18века? Актуальна ли проблема воспитания и образования в наши дни? Работа презентовалась в рамках областной конференции «Галактика знаний». Подобные же исследовательские проекты были представлены на ежегодной конференции «Ступени роста» студентами: гр.09-22ТМ Шалиной Неллей, Грязевой Татьяной, гр.330 Кораблевой Мариной, Мольковой Алиной. Темами их проектов были «Система образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Проблема пьянства в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Тема Родины в лирике С.Есенина», «Образ России в лирике А.С.Пушкина», «Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны», «Поэты фронтового времени и их трагическая судьба» и другие.
2. Информационный проект.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения информации (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование) и методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). Результат работы над проектом – это (статья, реферат, доклад, видео) - презентация (которую можно использовать на уроках).
Примерами таких проектов могут являться работы студентов по биографии и творчеству поэтов и писателей, например, на тему «С.Есенин. Сведения из биографии. Россия в лирике», а так же «А.А. Блок. Личность и творчество». В ходе работы студенты собирают и обобщают материал по биографии и творчеству этих поэтов, читают художественные и научные книги по теме, смотрят художественные фильмы о них. Презентации, созданные студентами, использовались на открытых уроках. Так же ребята создают презентации заочных экскурсий по творчеству поэтов и писателей, например, работа по теме «Щелыково - родовое имение А.Н. Островского», которая тоже использовалась на занятиях. И вот один из примеров работы студентов над биографией и творчеством писателя И.Э.Бабеля, которую представил (ст.гр. 11-16ТОА) Ярунин Максим.
3. Творческий проект.
Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, он только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, ролике, рисунках, стихотворениях на заданные темы.
В рамках работы над творческим проектом преподаватель:
- Договаривается с группой или отдельными студентами о жанре,
- Контролирует развитие проекта, подчиняя конечный результат избранному жанру;
- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
Примерами таких проектов могут служить мини-сочинения, а так же стихи и рекламы студентов о техникуме, с которыми они выступают на поэтических гостиных, в этом году поэтическая гостиная была посвящена 117-летию выпуска первого русского автомобиля в России, где ребята выступали со своими работами ( стихами об автомобилях и рекламами АКТТ), хотя этот проект можно назвать и исследовательским, так как учащиеся в ходе работы изучают и систематизируют все имеющиеся сведения о рифмах, удержании словах в рифмах, сами пишут свои первые стихи, а потом и выступают с ними.
Так же в рамках предметной недели по литературе ребята выполняют рисунки на тему «Литературные герои» в 3-х номинациях «Графика. Карандаш. Акварель», лучшие и призовые места потом демонстрируются в техникуме. Как уже было сказано, результат работы над творческим проектом может быть представлена в виде стенгазеты, на протяжении нескольких лет подобная работа мною ведется. Вот некоторые из стенгазет –это «Мы читаем С.Есенина», «149лет со дня рождения А.П.Чехова», «М.Горький в Арзамасе» и другие.
4. Игровой проект.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием темы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в самом начале, а могут вырисовываться лишь к концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая.
На уроке по творчеству С. Есенина «Сведения из биографии. Россия в лирике» каждая группа студентов должна была представить свою сценку из жизни поэта, инсценировать ее. Ребята выбирали фрагмент, распределяли роли, обсуждали персонажей, продумывали костюмы, работали над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к уроку, помогает лучше познакомиться с творчеством поэта и кусочком его жизни.
5. Практико-ориентированный проект. Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы участников (газета, документ, видеофильм, спектакль, справочный материал). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. Преподаватель в рамках работы:
- Обозначает результат в начале проектной деятельности;
- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партнера;
- Задает жесткую структуру.
На уроках литературы, работая над такими практико-ориентированными проектами, продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Думаю, многие это делают. Но ещё лучше - оформить работу в виде презентации. Тогда это и нагляднее, и легче используется на уроке. В этом году ребята создавали кроссворды по теме «Поэты и писатели серебряного века» и «Творчество поэтов и писателей 20века», многие действительно создали хорошие проекты, где использовали новые факты по творчеству поэтов серебряного века.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения ребята учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если студент получит исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет свой жизненный путь, будет жить творческой жизнью.
Спасибо за внимание!
