СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: Программа по учебному курсу кружка: Рабочая программа внеурочной деятельности: «В мире книг»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа включает в себя пояснительную записку, тематическое и календарное планирование.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: Программа по учебному курсу кружка: Рабочая программа внеурочной деятельности: «В мире книг»»





Пояснительная записка


Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности “В мире книг” разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы курса внеурочной деятельности “В мире книг” Л.А. Ефросининой (3 класс), авторов Примерной программы начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Н. Ф. Виноградовой, с учетом образовательных потребностей и запросами обучающихся и их родителей.

Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, этот учебный предмет способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственных личностных качеств ребенка. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта риторической и читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области.

Курс внеурочной деятельности «В мире книг» является комплексным и интегрированным, потому что предполагает тесную взаимосвязь со всеми предметами начальной школы:

С русским языком - развитие устной речи в процессе использования различных видов речевой деятельности;

С литературным чтением - анализ и интерпретация различных видов текста, ведение диалога с авторами и сверстниками по содержанию прочитанного;

С математикой - моделирование: перевод словесных форм в схемы, работа с таблицами, графиками;

С изобразительным искусством - использование средств художественной выразительности, эстетическое оценивание предметов и явлений и построение высказываний о них;

С окружающим миром - примеры взаимосвязи жизнедеятельности человека и природы, применение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его назначения.

  Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки - читальный зал и т.д.

В силу особенностей курса “В мире книг”, решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

  • духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

  • духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали); литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));

  • библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным

аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

Цель занятий: создание благоприятных условий для развития читательских умений, привитие потребности в чтении книг.

Одна из важных метапредметных целей, реализуемых средствами курса, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на

собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому курс «В мире книг» как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».


Общая характеристика курса

Рабочая программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).

Новизна программы курса «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Рабочая программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских интересов и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, программой предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, игры.

Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

  • все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

  • все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;

  • мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

  • к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.

Подведение итогов реализации данной программы осуществляется в форме конкурсов чтецов, рассказчиков, инсценирования наиболее понравившихся произведений.


Место курса внеурочной деятельности «В мире книг» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение курса внеурочной деятельности “В мире книг” в 3 классе выделяется 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).


Содержание курса внеурочной деятельности «В мире книг» 3 класс

Тема 1. История книги. Библиотеки. 

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра в «В библиотеке».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

Тема 2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник.

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская»,

А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Тема 3. Книги-сборники. Басни и баснописцы.

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Тема 4. Книги о родной природе.

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Тема 5. Книги Л.Н. Толстого для детей.

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Тема 6. Животные — герои детской литературы.

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный

лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-

дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Тема 7. Дети — герои книг.

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Тема 8. Книги зарубежных писателей.

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Тема 9. Книги о детях войны.

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Тема 10. Газеты и журналы для детей.

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет

и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

Формирование библиографической культуры.


Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание хрестоматии и учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих в комплект «Школа ХХI века». Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

Тема 11. «Книги, книги, книги…» 

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Работа с текстами разных видов и жанров литературы.

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста.

Повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль), главные переживания в лирическом стихотворении. Противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в былине, сказке и т. д.). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.


Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Структура, вывод в рассуждении. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах.

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия исходного текста.

Правила пересказа.

Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выбора нужного материала из исходного текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Примерной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:

  • Ценность патриотизма, гражданственности – любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

  • Ценность нравственных чувств – нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.

  • Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

  • Ценность природы, окружающей среды – родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.

  • Ценность прекрасного – красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.


Ожидаемые результаты изучения курса к концу 3-го года обучения

Личностными результатами изучения курса риторики во 3-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать свою вежливость;

  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

  • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать литероведческие знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Изучение риторики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Ученик стремиться чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

  • устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач

  • адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

  • формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

  • продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

  • знать основные приёмы подготовки устного выступления;

  • учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

  • пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

  • отличать подробный пересказ от краткого;

  • пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

  • реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

  • реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

  • при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

  • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять

взаимопроверку выполненной работы;

  • выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • ставить вопросы к тексту и искать ответы;

  • давать оценку и самооценку выполненным заданиям.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

  • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

  • понимать, что разные точки зрения имеют разные основания

В области регулятивных учебных действий выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Предметными результатами изучения курса «В мире книг» является формирование следующих умений:

  • работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

  • сравнивать басни по структуре и сюжету;

  • выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

  • собирать информацию для библиографической справки об авторе;

  • составлять таблицу жанров произведений писателя;

  • выполнять поисковую работу по проекту;

  • презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

  • готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

  • находить по каталогу нужную книгу;

  • заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

  • писать отзыв о книге или героях книги;

  • пользоваться библиографическим справочником;

  • рассматривать и читать детские газеты и журналы;

  • находить нужную информацию в газетах и журналах;

  • собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

  • готовить материал для классной и школьной газеты;

  • пользоваться электронными газетами и журналами;

  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

  • определять тему, основную мысль несложного текста;

  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

  • оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм;

  • обращаться к нормативным словарям за справкой;

  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями.


Формы контроля и оценки планируемых результатов


В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г. (методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах:

  • публичные выступления ребёнка;

  • участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

  • иллюстрирование, выразительное чтение;

  • сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

  • решение риторических задач;

  • знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время);

  • конкурсов чтецов и рассказчиков, конкурса «Лучший читательский дневник» среди учащихся.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.


Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности “В мире книг” (34 часа в год)


п/п

кол. час.

Тема урока


Предметные

Основные виды деятельности

Элементы содержания

  1. четверть - 8 часов

1.


1 час

Книги-сборники былин, легенд, сказов. Проверь себя.

Мозговой штурм”.

Познакомиться с книгами сборниками о былинных героях. Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; собирать информацию для библиографической справки об авторе.

Оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой.

Воспринимать на слух тексты, прочитанные учителем, учащимися, в аудио или видеозаписи. Передавать последовательность сюжета, описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий. Оценивать ход и результат выполнения. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Объяснять значение речи, общения в жизни людей.

Познакомиться со сборниками былин, легенд, сказов.

Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль), главные переживания в былинах, легендах, сказах. Повторение изученного о значении речи, о некоторых этикетных средствах. Передача жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения. Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение согласие/несогласие.

2.


1 час

Первые книги. Библия. Детская библия.

Устный журнал.

Познакомиться с разными изданиями детской Библии. Определять вид речевой ситуации, деятельности, характеризовать её особенности. Делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания о Библии в новой (проблемной) ситуации.
Использовать связную речь для выражения своих мыслей.


Читать текст про себя, вслух, осознавать текст, отвечать на вопросы. Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания (в тех случаях, когда это возможно).
Подчинять свое высказывание речевой задаче (в пределах изучаемых жанров).

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации совместной работы.

Значение изучения разновидностей литературного жанра как предмета, который учит эффективному общению. Уметь называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Повторение о некоторых этикетных средствах.


3.


1 час

Летописи. Рукописные книги.

Литературная гостиная.

Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом).

Оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой.



Исследовать и сделать выводы о признаках летописи, рукописной книги. Понимать и аргументированно объяснять ценность книг, сделанных своими руками.

Воспринимать на слух текст, читаемый учениками или учителем, понимать его содержание, формулировать ответы на поставленные вопросы. Объяснять выбор автора названия произведения.

Примеры использования рукописных книг в жизни людей и в литературных произведениях.

Значение летописи в истории. Приглашение в литературную гостиную: игры, загадки, кроссворды, трудные вопросы. Освоение особенностей выразительного чтения.

4.


1 час

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Путешествие во времени.

Знать аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Анализировать и продуцировать рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика. Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда.

Создавать описательный образ по тексту произведения. Различать слова устаревшей лексики, различать их в речи, объяснять значение по контексту. Подчинять свое высказывание речевой задаче (в пределах изучаемых жанров).

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия).

Называть задачи книгопечатания. Называть некоторые профессии для производства и распространения книг. Уметь реализовывать высказывание с учетом коммуникативной задачи. Речевые роли. Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда. Собирать информацию для библиографической справки об авторе.

5.


1 час

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

Исследовательская деятельность.

Разгадывать кроссворд «Волшебные предметы». Разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника.

Давать оценку невежливому речевому поведению. Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).




Сочинять устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений). Делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Выступать с устными высказываниями, пользуясь необходимыми приемами подготовки.


Чтение текста сказок по ролям. Выделение главных героев. Определение основной мысли сказки. Формулирование вывода: «Чему нас учат сказки А.С. Пушкина?» Особенности выразительного чтения. Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение согласие/несогласие.

6-7.


2 часа

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

Игровой турнир.


Уметь рассматривать и сравнивать книги. Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку. Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования.

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись.

Участвовать в конкурсах чтецов, в игре с героями сказок.

Анализировать живую устную речь, определять ее особенности. Сравнивать выразительные средства сказок, находить общее и особенное.

Называть несловесные средства общения.

Воспринимать на слух текст, читаемый учителем, формулирование ответов на поставленные вопросы.

Называть приемы подготовки устного высказывания.

Демонстрировать уместное использование приемов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

Характеристика разных видов речи: от устной до письменной. Определение признаков речи. Нахождение примеров. Определение речи по характерным признакам.

8.


1 час

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Творческая мастерская.


Понимать развитие сказки во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

Оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой. Объяснять образные слова, выражения, фразеологизмы.

Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию. Осознавать прием слушания, рекомендуемый учителем (запись ключевых слов, составление плана, схемы и т.д.).
Составлять план услышанного и воспроизводить его.

Уместно пользоваться сигналами внимательного слушания.

Восстанавливать деформированный текст повествовательного характера.


Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда - кратко.

Громкость, темп и тон речи как средства выразительности устной речи.

Несловесные средства общения: мимика, взгляд, жесты, поза. Темп. Тон речи.

То же слово, да не так бы молвить. Освоение особенностей выразительного чтения.

9.


1 час

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника.

Проектная деятельность.

Знать аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Интерпретировать литературный текст.

Анализировать и продуцировать басни, соотносить речевое содержание басни с задачей рассказчика.

Осознавать прием слушания, рекомендуемый учителем (запись ключевых слов, составление плана, схемы и т.д.). При чтении использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз и логических ударений.
Составлять план услышанного и воспроизводить его.

Принимать участие в проектной деятельности: от замысла к публичному представлению результатов своей группы.

Басни Эзопа и Крылова. Общее и различное. Характерные признаки басни. Слушание аудио, видеозаписи, чтение вслух. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

10-11.


2

часа

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

Конференция.


Знать аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Разыгрывать диалоги, пользуясь нестандартными заданиями.

Работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.


Осознавать прием слушания, рекомендуемый учителем (запись ключевых слов, составление плана, схемы и т.д.).
Составлять план услышанного и воспроизводить его.

Уместно пользоваться сигналами внимательного слушания.

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают.

Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения. Конструировать монологическое высказывание: Составлять рассказ о героях по плану.

Называть задачи слушания. Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации. Развитие умения слушать: выделять непонятные слова, понимать, о чем и как говорится в услышанном тексте. Культура поведения при слушании.

Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов.



12.


1 час


Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

Учебный салон.



Инсценировать басни (работа в группах). Выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста.

Определять тему, основную мысль текста.

Анализировать и продуцировать басни, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика. Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда.



Приглашает библиотека.

Подготовка: биография писателя,

вопросы.

Обмен впечатлениями. Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст.

Осознавать прием слушания, рекомендуемый учителем (запись ключевых слов, составление плана, схемы и т.д.).
Составлять план услышанного и воспроизводить его.

Воспринимать на слух текст, читаемый учителем, понимать

его содержание, формулировать ответы на поставленные вопросы.

Работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.

13.


1 час

Герои басен. Инсценирование басен.

Фестиваль идей.

Знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка.

.

Читать по ролям и инсценировать басни, участвовать в драматизации. Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.

Называть правила выразительного чтения при инсценировании басен.

Объяснять, почему их следует соблюдать.

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

Объяснять, зачем нужно инсценировать басню. Использование средств художественной выразительности при пересказе басни.

Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов.

14.


1 час

Родные поэты. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. Беседа.

Слушать стихотворения, обмениваться мнениями. Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; собирать информацию для библиографической справки об авторе.


Предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора. Определять тему. Знакомиться со сборниками стихотворений о родной природе. Знакомиться с творчеством Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н. Некрасова.

Выразительное чтение по цепочке. Нахождение метафор, эпитетов, слов, используемых в переносном значении. Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

15.


1 час

Проект «Краски и звуки поэтического слова». Работа в группе: «Создание книжки-малышки любимых стихотворений»



Слушать стихотворения, обмениваться мнениями. Выполнять поисковую работу по проекту.

Оценивать свое эмоциональное состояние, возникшее во время слушания. Создание книжек-малышек стихотворений Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н. Некрасова. Выбор формата, формы, иллюстративного материала в группе для создания продукта литературного творчества. Распределение обязанностей и выбор защиты проекта.

Поэзия как этикетный речевой жанр. Передача жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника.

16.


1 час

Книги Л.Н. Толстого для детей.

Конкурс на лучшего рассказчика.

Работать с каталогом, составлять выставки книг. Собирать информацию для библиографической справки об авторе. Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.


Читать вслух рассказы Л.Н.Толстого. Удерживать в памяти последовательность событий. Анализировать текст. Находить сравнения.

Составление плана, выбор ключевых слов. Обсуждение поступков героев с позиции общечеловеческих ценностей. Ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений. Конкурс на лучшего рассказчика. Поощрение.

Давать определение «хороший поступок», «добрые дела», следовать правилам.

Передача жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение согласие/несогла

сие.

17.


1 час

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.

Инсценировка небольших произведений.

Составлять таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Характеризовать героев с точки зрения решения поставленной задачи: определение линии поведения, манер, характера при инсценировании. Определять: понравился ли изображаемый сюжет: игра актеров, жестикуляция, создаваемый образ, знание текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои и одноклассников выступления при инсценировании. Устанавливать добрые, уважительные взаимоотношения. Читать о Л.Н.Толстом из разных библиографических источников. Инсценировать рассказы Л.Н.Толстого (по выбору), используя голос – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз и логических ударений.

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.

Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Роль шрифтовых выделений в учебных текстах. Построение аргументированных высказываний на употребление разных шрифтов к одному и тому же тексту. Приведение примеров на заданную тему учителя. Нахождение в тексте необходимых сведений, а в словарях - нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

18.


1 час

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

Тестовый экзамен.


Делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему).

Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников.

Самостоятельно работать с разными источниками информации, включая каталог.

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах. Участвовать в диалоге, объяснять выбор автором заглавия произведения.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Приводить примеры добрых дел, вежливого поведения из своего жизненного опыта. Роль оформления письменного текста для его понимания. Значение схем, таблиц, рисунков в учебных книгах. Нахождение в тексте необходимых сведений, а в словарях - нужные словарные статьи.

19.


1 час

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю»

Вернисаж.

Определять тему, основную мысль несложного текста. Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).

Подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью.

Воспринимать на слух тексты. Читать вслух и про себя, работать с разными видами текста: библиографической, художественной, научно-популярной. Устно составлять отзыв по плану. Записывать аннотацию.

Выступать с устными высказываниями, пользуясь необходимыми приемами подготовки.

Уметь называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты. Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

20.


1 час

Книга Джека Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

Круглый стол.

Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку). Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; собирать информацию для библиографической справки об авторе.

Ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия в следующих частях текста.
Составлять план прочитанного текста. Определять нужный способ правки текста (из известных). Вносить правку в текст по замечаниям редактора (заменить слово, словосочетания, предложения; изменить последовательность.

Различать диалог и монолог. Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения. Нахождение в тексте необходимых сведений, а в словарях - нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения. Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста.

21.


1 час

Художники-иллюстраторы книг о животных.

Презентация и выставка работ.

Определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности. Определять тему, основную мысль несложного текста. Разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника.

Давать оценку невежливому речевому поведению. Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).



Формулировать вопросительные предложения.

Ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия в следующих частях текста и т.д.).
Составлять план прочитанного текста. Вносить правку в текст для создания краткого пересказа (заменить слово, словосочетания, предложения; изменить последовательность).

Объяснить, как нарушение норм мешают взаимопониманию, успешному общению. Отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания. Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Различение видов текста и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям.

22.


1 час

Дети — герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях.

Импровизированный спектакль.

Определять тему, основную мысль текста. Анализировать и продуцировать рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика. Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку). Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; собирать информацию для библиографической справки об авторе.

Пересказывать текст подробно.

Ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия в следующих частях текста и т.д.).
Составлять план прочитанного текста. Определять участников драматизации или инсценировки, словесно и на практике создавать нужные образы героев.

Определить, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения. Создание текста на основе исходного. Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарем.

23.


1 час

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках».

Подготовленный спектакль.




Характеризовать пересказ (как успешный или неуспешный) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи. Определять тему, основную мысль несложного текста. Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).


Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста. Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.

Решать практические задачи общения для формирования навыков, определяющих культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщенного изложения текста. Нахождение в тексте необходимых сведений, а в словарях - нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

24.


1 час

Книги зарубежных писателей. Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

Тренинг-мастерская.

Оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой. Определять тему, основную мысль несложного текста. Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; собирать информацию для библиографической справки об авторе.

Читать вслух рассказы зарубежных писателей. Удерживать в памяти последовательность событий. Анализировать текст. Находить сравнения.

Составление плана, выбор ключевых слов. Обсуждение поступков героев с позиции общечеловеческих ценностей. Ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений. Конкурс на лучшего рассказчика. Поощрение.

Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения возможностей и способом обобщения. Реализовывать выборочный (подробный и краткий) пересказ произведения на основе выбора частей текста. Нахождение в тексте необходимых сведений, а в словарях - нужные словарные статьи.

25.


1 час

Цитата в пересказе. Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

Эстафета.

Использовать цитату для подтверждения мысли, оценке героя, поступка. Определять характер героя, его поступков, характеризовать сюжетные особенности. особенности.


Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Выбирать точную формулировку главной мысли, находить в тексте доказательства на заданный вопрос. Создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста. Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе. Вводить в пересказ подтверждающие цитаты. Выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями. Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях,

26.


1 час

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая»

Проведение игры: «Узнай по описанию героя».

Определять тему, основную мысль нового текста. Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; собирать информацию для библиографической справки об авторе.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Оценивать поступок героя с точки зрения его соответствия общечеловеческим ценностям. Воспринимать учебные задачи, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Моделировать этикетный диалог.


Анализировать структуру книги-сборника. Оценивать произведение с точки зрения его соответствия речевой ситуации. Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения.

27.


1 час

Кто они — дети войны? Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление альбома «Книги памяти»).

Проектная деятельность в группе.

Определять тему, основную мысль несложного текста. Анализировать и продуцировать рассказы.



Распределить обязанности между участниками в группе. Собрать, извлечь необходимый текстовой и иллюстративный материал. Придумать заголовки, эстетику оформления. Решать практические задачи проекта для формирования личностно-социальных компетенций.

Реализовывать творческую работу в устной и письменной форме с праздником. Выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев. Различение видов текста: краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям.

28.


1 час

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.


Оценивать правильность рассуждения с точки зрения речевой деятельности, характеризовать её особенности.


Определять жанр текста.

Анализировать монолог и диалог.

Называть части рассуждения.

Решать практические задачи. Отвечать на вопросы по тексту: основные герои, события, главная мысль. Осуществлять самоконтроль выполнения заданий.


Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе, рассуждение с выводом. Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения.

29.


1 час

Детские газеты и журналы. Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и

Исследование.


Делать вывод в рассуждении, опираясь на прочитанный сюжет рассказа. Определять тему, основную мысль несложного текста.



Рассмотреть детские газеты и журналы в бумажной и электронной версии. Найти одинаковые рубрики. Обратить внимание на общие и различные рубрики в периодике. Вводить в рассуждение убеждающие примеры.

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон.

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников.

.

Структура простейших рассуждений: то, что доказывается, объясняется;

аргументы (ссылка на правило, закон; примеры).

Требования к аргументам. Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе, рассуждение с выводом.

30.


1 час

Создание классной газеты «В мире книг». Генерация идей.

Продуцировать уместные, эффективные цитаты применительно к использованию в газете. Обращаться к нормативным словарям за справкой;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).

Подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью.

Сделать отбор необходимой литературы. Определить тематику или писателя, по которым будет изготовлена газета (Например, «Друзья Пришвина» или «Голоса природы»). Выбрать необходимое для выполнения, написания, иллюстрирования. Осуществить практическую деятельность. Осуществить защиту газеты.

Объяснять роль правила и цитаты при создании газеты. Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами, как доказательствами. Нахождение в тексте необходимых сведений, а в словарях - нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения. Участие в инсценировках и драматизациях.

31.


1 час

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книголюба.

Калейдоскоп.


Оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой. Определять тему, основную мысль несложного текста. Анализировать и продуцировать рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика.

Сравнивать книги: находить общее и различия. Находить в текстах книг выразительные средства речи, объяснять: как они влияют на эмоциональную сторону слушателя. Объяснять трудные для понимания слова и выражения.
Создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения.

Описание как тип текста, в котором раскрываются признаки предметов. Анализировать соревновательные описания, их структуру. Выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев.

32.


1 час

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Творческая лаборатория.

Характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи. Выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; собирать информацию для библиографической справки об авторе.

Создавать рекламу книги. Выбирать книгу, несложные для восприятия предложения, точно характеризующие основную мысль текста. Решать творческие практические задачи для наилучшего восприятия и выбора для чтения именно этой книги. Определять сравнительное описание в различных текстах.

Называть правила сравнения. Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учетом задач сравнения. Описание как тип текста, в котором раскрываются признаки предметов. Употребление описания в разных видах жанров.

33.


1 час

Конкурс чтецов и рассказчиков.

Семинар.

Определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности. Определять тему, основную мысль несложного текста. Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).




Анализировать живую устную речь, определять ее особенности.
Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность. Выступать с устными высказываниями, пользуясь необходимыми приемами подготовки.


Реализовывать сравнительное описание разными способами. Выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев.

34.


1 час

Подведем итоги. Литературное соревнование: «Суперчита

тель».


Характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи. Определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности. Анализировать и продуцировать рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика.

Принимать участие в литературных играх, соревнований по знанию книг.

Решать практические задачи общения для формирования навыков, определяющих культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Выступать с устными высказываниями, пользуясь необходимыми приемами подготовки. Находить ответ на поставленный вопрос учителя. Использовать словесные формы поощрения.

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать литературные игры, соревнование. Участие в инсценировках и драматизациях. Обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования. Употреблять выразительные средства высказывания в своей речи, отвечая на вопросы учителя, одноклассников, выполняя творческое задание.