СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка прогулок с детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка прогулок с детьми»


Конспект прогулок с детьми

«Наблюдение за осенним лесом».


Цели:

— формировать обобщенное представление об осени как о времени года;

— учить различать березу и осину по форме, окраске ствола и листьев;

— закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень);

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.


Ход наблюдения

Воспитатель:

Вот и осень наступила,

Листья пожелтели

И, скользя по воздуху,

На землю улетели!

Вот и лес стоит густой,

Качает нам всем головой,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Мы никого здесь не обидим

И чудеса твои увидим! (Воспитатель предлагает детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем — лесом).

Воспитатель:

- Ребята, ответьте мне на вопросы:

♦ Как нам узнать березу среди других деревьев?

♦ Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)

♦ Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)

♦ Какого цвета ветки?

♦ Зачем корень дереву?

♦ Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)

♦ Какого цвета они были летом? (Зеленые.)

Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме.

Воспитатель организует игры с детьми.

«На месте не стой, вокруг березки хоровод построй».

Цель: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Березку мы нашли. Какое еще дерево мы найдем?

«Раз, два, три быстрей осину найди».

♦ Как называется это дерево? (Осина.)

♦ Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый.)

♦ Какие ветки? Какого цвета? (Тонкие, светло-зеленые.)

♦ Сколько стволов у осины?

♦ Какого цвета листья?

Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, что осинки переговариваются друг с другом.

Исследовательская деятельность

Собрать листья осины и березы для гербария.

Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).

Приложить березовый листок к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых листьев запах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются с нами.)

Воспитатель:

- Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес — это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Можно оставлять мусор на лесной полянке? (Нет.)

♦ Что нужно делать с мусором? (Подобрать, сложить в пакет и вынести.)

♦ Почему не нужно срезать и ломать ветки?

♦ Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.)

♦ Можно ли срывать цветы? (Нельзя.)

♦А что можно делать с цветами? (Рассматривать, нюхать, рисовать.)

Подвижная игра «С кочки на кочку».

Цели:

— воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;

— упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни;

— развивать силовые качества.




















Конспект прогулок с детьми

«Наблюдение за листопадом».


Цели:

— расширять знания о сезонных изменениях в природе;

— формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.


Ход наблюдения


Воспитатель задает детям вопросы:

♦ Все ли деревья изменили окраску листьев?

♦ Какими были летом деревья, кусты?

♦ Как они изменились с приходом осени?

♦ Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)

♦ У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)

♦ У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)

Воспитатель:

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат!

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

— Ты не жалуйся врачу,

Конопушки я лечу,

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.

♦ Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)

♦ Все листочки падают одинаково? (Нет.)

♦ Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

Воспитатель:

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад.)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки.)

Исследовательская деятельность.

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.

Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.

Трудовая деятельность

Уборка листьев на участке школы-интернат.

Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры «Лиса и зайцы».

Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.

«Хищник — добыча».

Цели:

— упражнять в установлении связи «хищник — добыча»;

— развивать быстроту бега, ловкость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.































Конспект прогулок с детьми

«Наблюдение за перелетными птицами».


Цели:

— расширять представления о перелетных птицах;

— воспитывать познавательный интерес к птицам.


Ход наблюдения


Воспитатель:

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

♦ Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)

♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)

♦ Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)

♦ Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, и птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)

♦ Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)

♦ Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)

♦ Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)

♦ Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)

♦ Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)

Воспитатель предлагает детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином, прямой линией и т.д.

Воспитатель:

- Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.)

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

Трудовая деятельность

Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.

Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Подвижные игры «Гуси-лебеди».

Цель: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания.

«Найди свой дом».

Цели:

— развивать физические качества — быстроту, ловкость;

— совершенствовать ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа

Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).

Цель: развивать двигательную активность.






















Конспект прогулок с детьми

«Наблюдение за ивой осенью».


Цель: расширять знания о разновидностях ивы (верба, ракита, лоза и др.).


Ход наблюдения


Воспитатель:

Плыви, плыви, листочек золотой,

Вниз по реке, как маленький кораблик.

Работу отложу, поставлю грабли

К стволу ветлы, склоненной над водой,

И побреду, кораблик, за тобой.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как выглядит ива?

♦ Какие у нее ветки и листья?

♦ Где чаще растут ивы? (По берегам реки.)

♦ Какие вы знаете разновидности ивы? (Верба, ракита, ветла, лоза.)

♦ Что дает ива людям? (Из ее веток плетут корзины.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты? (Светло-серым налетом.)

Трудовая деятельность

Сбор листьев для изготовления поделок

Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки.

Подвижные игры «Перелет птиц», «Охотники и звери».

Цели:

— упражнять в беге через разные препятствия;

— развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Прыжки со скакалкой.

Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.
















Конспект прогулок с детьми

«Наблюдение за цветником».


Цели:

— продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе;

— уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).


Ход наблюдения


Воспитатель:

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо красит,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какое сейчас время года?

♦ Что происходит с растениями осенью?

♦ Для чего нужны растениям листья, корень?

♦ Как называются цветы, растущие на клумбе?

♦ Можно ли их срывать с клумбы?

♦ Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?

♦ Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Исследовательская деятельность

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Трудовая деятельность

Сбор семян растений в разные пакеты.

Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Цель: упражнять в беге в определенном направлении.

Индивидуальная работа

Упражнение с мячом.

Цель: упражнять в ловле и броске мяча.