7
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Употребление имён существительных в речи.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний УМК "Школа России".
Цель урока: развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.
Задачи урока:
Образовательные – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета, распознать одушевленные/неодушевленные существительные, собственные и нарицательные; умение определять род и число имен существительных.
Развивающие – развивать познавательный интерес, орфографическую интуицию, зоркость, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
Воспитательные- содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения в общественном транспорте.
Методы: проблемный, наглядный.
Формы: Урок обобщения ранее полученных знании.
Оборудование: презентация урока, учебник «Русский язык. 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2016 год.» карточки для парной работы, проектор, экран, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент. Сегодня у вас необычный урок русского языка. Каким вы хотите увидеть сегодняшний урок? ( Ответы детей)
Я старалась, готовилась к этому уроку, но мне нужна будет ваша помощь. Ребята, вы готовы мне помочь? Тогда встаньте, закройте глаза и скажите себе:
Я - великий языковед, и русский язык очень любит меня,
Я буду стараться и выполню все сложные задания,
А для этого мне нужно уметь мыслить, думать, преодолевать трудности.
Учитель, я помогу тебе провести этот урок. Спасибо, садитесь.
II. Актуализация знаний.
1. Рассказ учителя. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве есть город Морфология. В этом городе в большом районе был интересный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие.
А отправимся мы с вами на сказочном поезде. Хоть он и сказочный нам нужно соблюдать правила безопасности и правила поведения в поезде. Какие они?
(Ответы детей) .А чтобы сесть в поезд нам нужно приобрести билеты. А билет не надо покупать, он достанется тому, кто выполнил домашнее задание правильно, написал аккуратно и красиво.
2. Проверка домашнего задания.
Итак, все приобрели билеты. Обратите внимание на обратную сторону билета, туда вы нарисуете кружочки, как у светофора. Это кружочки самооценки
(показать Светофор на картоне)
Зелёный кружок - мне было всё понятно, я справился с заданием, я доволен
Жёлтый кружок - я испытывал некоторые трудности, сомневался, но все же справился с заданием
Красный кружок – мне было трудно, я ничего не понял, не смог выполнить это задание.
Внимание! На станциях вас будут проверять, поэтому не теряйте билеты! Двери закрываются, будьте осторожны! Поезд отправляется (Слайд, гудок поезда)
III. Формулирование проблемы
1.Первая остановка «Словарные слова» Вас встречает контролер с заданием. Откройте тетради, напишите дату. Классная работа. Контролер приготовил для нас словарные слова. Внимательно послушайте каждое слово, нужно поставить к ним вопросы про себя. Воробей, ворона, собака, обезьяна, горох, ботинки, лопата, костюм. Итак, на какие вопросы отвечали эти слова? А что вы можете сказать о словах на вопросы кто? и что? (Это имена существительные)
Вспомним нашу сказку (подойти к карте) В тридевятом царстве, в тридесятом государстве есть город Морфология. В этом городе в большом районе был интересный житель. Оказывается, вот он: Имя существительное. Вы первый раз слышите это слово? Итак, сформулируйте тему и основные задачи урока, что мы должны делать на сегодняшнем уроке? (Работать со словами, текстами, находить в них существительные, определять их роль в речи, повторить об им. сущ.) - А почему он такой важный? (Он обозначает предметы, а что значит предметы — это люди, животные, вещи, предметы, явления природы, состояния и чувства людей.) Итак, мы с вами формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
2. Минута чистописания. з в зв вз вв
1 Минутка чистописания.
з в зв вз вз в зв вз вв
IV. Развитие умений. Физкультминутка
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.
Имя существительное, очень удивительное,
на вопросы кто? и что? отвечать оно должно
- Сейчас я назову имена существительные. Если на вопрос кто?, т.е. одуш., -хлопают девочки, а если неодуш.- что? мальчики будут хлопать в ладоши. Будьте внимательны! ( школа, мама, парта, дом, поезд, цветок, девочка, мальчик, роза?? Роза??- Нарицательное или собственное? Внимание! Мы приближаемся к следующей остановке. Называется она "Разбор слов по составу" (Слайд)
1. Работа по учебнику. Задание 3 -стр 58
Чтение текста, учащиеся работают на доске, пишут, разбирают по составу только существительные в начальной форме. т.е. на вопросы кто? что?
Собака, лисица, кошка, человек, охота. (Самооценка: нарисуйте кружок)
2.Следующее задание Работа в парах (по листочкам) (Слайд )
1. Отметь только имена существительные знаком +
б
ег бежать беготня
б
еговой пробежка бегун
2. Отметь, к какому слову относятся эти признаки
Имя существительное, неодушевленное, женского рода, единственного числа
м
оре цветок водичка немножко
3
.Напишите слово, от которого образованы эти существительные.
Коток, котик, котёнок__________________________
Проверка ( Слайд )
(Самооценка: нарисуйте кружок)- Занимайте свои места. Поезд отправляется домой.
Пока поезд едет, давайте поиграем в игру «Кто я?»
В
школе я
В магазине я
Н
а улице я кто?
В транспорте я
Дома я
-А в будущем кем бы вы видели себя? Давайте ещё раз поиграем в эту игру.
(Слайд Гудок поезд) Вот мы и дома. Внимание! Конечная остановка. Уважаемые пассажиры! Будьте внимательны, соблюдайте правила личной безопасности!
V.Домашнее задание. 1) Упр 10 – стр 9-выполнение всем обязательно;
2) Желающим можно составить небольшой рассказ об имени существительном.
VI. Итог урока. Рефлексия. Давайте подведем итог нашего урока.
Рассказ по карте. Вспомним нашу сказку …
– Что в нашей работе показалось трудным? А что интересным? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Сосчитаем кружочки самооценки. Оценки за урок.
Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы ещё будем говорить о нём на следующих уроках. Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. До свидания!