Урок «Съедобные и несъедобные грибы»
Учитель биологии Нескородова Н.Ю.
МКОУ «Ленинская СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов»
Цель урока: создание образовательной среды урока, способствующей развитию творческой самостоятельности ученика.
Задачи урока:
научить распознавать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами их сбора и выращивания;
развивать творческое мышление учащихся, учить принимать решение в нестандартных ситуациях;
воспитывать интерес к познанию живой природы;
создать благоприятные условия для сохранения здоровья обучающихся.
Этапы урока.
I. Организационный.
II. «Погружение в тему».
1. Какие царства органического мира вам известны?
2. Какие царства органического мира мы изучили?
3. С каким царством органического мира мы познакомились на прошлом уроке?
4. О каких грибах мы говорили на прошлом уроке?
5. Почему шляпочные грибы получили такое название?
6. Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?
Тайны о каких грибах мы будем сегодня на уроке открывать?
Тема нашего урока как вы догадались……(Съедобные и ядовитые грибы).
Цель урока: ……(научиться различать съедобные и ядовитые шляпочных грибов).
III. Совместное открытие знаний.
Богат и разнообразен мир шляпочных грибов. Их насчитывается около 200 видов, но употребляется в пищу около 40, а местами 15-20 видов, так как кроме съедобных грибов существуют и ядовитые.
Какие вы знаете ядовитые грибы?
Какие вы знаете съедобные грибы?
Для проверки знаний о съедобных и ядовитых грибах организуется:
индивидуальная работа с использованием рабочей тетради на печатной основе. Задание: выполните задание № 51. на стр. 32 в тетради. Определите, какие из нарисованных грибов относятся к съедобным, а какие – к ядовитым?
групповая работа с использованием текста учебника параграфа 14, на стр. 74- 75. и дополнительной литературы.
Задания:
обучающимся 1 группы предлагается: найдите отличительные признаки между белым, сатанинским и желчным грибами;
Дополнительная литература:
1. «Сатанинский гриб».
Я гриб сатанинский
Красив и пригож,
На гриб боровик,
Как две капли, похож.
Меня под березой,
Ты встретишь в траве.
И жизнь под угрозой.
Поверь, друг, молве.
Краснею на срезе,
На ножке узор.
Не знать мои признаки –
Просто позор!
обучающимся 2 группы предлагается: найдите отличительные признаки между лисичками настоящими и ложными, опятами съедобными и ложными.
Дополнительная литература.
2. «Про лисичек и опят».
Семейкою дружной
Растём на пеньках.
Мы в шляпках кирпичных,
На тонких ногах.
Собой ядовиты,
И в рот брать не смей!
От вкусных опят,
Отличить нас сумей!
Дополнительная литература.
3. «Бледная поганка».
Меня грибники очень редко срывают.
Что я ядовитая, многие знают.
Бледна и стройна я, как гриб шампиньон.
Не будь тороплив, присмотрись: я не он!
У самой земли покрывала кусочки.
Меня оставляй красоваться в лесочке.
4. «Мухомор».
Нас даже дети узнают.
Житья в лесу нам не дают.
Пинают, шляпки всем сшибают,
За ядовитость упрекают.
Но мы растём не для людей,
Собою лечим всех зверей.
Больные лоси нас едят
И как врачей благодарят.
Мы лес собою украшаем.
Любуйтесь! Вам мы не мешаем.
По итогу работы представители от каждой группы по очереди выходят к доске и представляют результаты, используя слайд-заготовки в презентации. Обучающие дополняют и корректируют ответы одноклассников. Учитель контролирует правильность заполнения строк таблицы с помощью таблицы выведенной на слайде, и задает проблемные вопросы всему классу.
Грибы-двойники.
Таблица 1.
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | На срезе мякоть | Съедобность |
Белый | | | | |
Желчный | | | | |
Сатанинский | | | | |
Опенок | | | | |
Ложный опенок | | | | |
Шампиньон | | | | |
Бледная поганка | | | | |
Лисичка | | | | |
Ложная лисичка | | | | |
Обобщение знаний: «Найди свою ошибку» – проверка выполненного задания № 51 на
стр. 32 в печатной тетради до совместного открытия знаний.
Обучающиеся ищут допущенные ошибки и корректируют их.
IY. Самостоятельное применение знаний.
1. Первая помощь при отравлении грибами.
Грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям. Как поступить если отравление грибами все же произошло?
Подведение беседы к знаниям: при любом отравлении грибами следует - немедленно вызвать скорую помощь, промыть желудок, выпить активированный уголь для уменьшения всасывания яда, дать холодный чай, кофе, ставить остатки грибов для экспертизы, вызвавших отравление.
2. Правила сбора грибов.
Чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов!
Проверка опережающего домашнего задания «Правила сбора грибов».
3. Время сбора грибов.
Задание классу: используя тест учебника параграфа 14, на стр. 73- 74 найдите биологическую ошибку в дополнительной информации:
Сморчками полно лукошко,
А опенков некуда деть.
У камня большого черника
Раскинула листьев сеть.
4. Искусственное выращивание грибов.
Грибы – удивительное творение природы, но урожаи грибов часто неустойчивы, да и
леса не везде растут. Как можно решить данную проблему?
Знакомство ребят с земляками, которые самостоятельно выращивают грибы в домашних условиях.
Y. Вывод по уроку.
О чем говорили в начале урока?
Что мы делали сегодня на уроке?
С какой целью?
Какой вывод по уроку можем сделать?
Общий вывод:
1. Велика необычность грибного царства.
2. В природе действительно есть грибы – двойники.
3. При сборе надо обязательно быть внимательным.
3. Если гриб не знаешь или сомневаешься в нем – лучше его брать не надо.
4. Надо бережно и разумно относится к грибам, чтобы не нарушалась взаимосвязь
в жизни природы.
YI. Рефлексия.
Каков результат нашей деятельности?
До урока:
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Не мог выполнить…
Сейчас:
Выяснил…
Выучил…
Познакомился…
Запомнил…
YII. Домашнее задание: параграф 26, составить кроссворд «Съедобные и ядовитые грибы», памятку сборщику грибов.
Карточка №1
Словарная работа
Клетка грибов называется…
Часть гриба, скрытая в почве…
Запасной крахмал грибов называется….
Пенициллы, аспергиллы – это группа ….. грибов
По типу питания фитофтора относится к грибам- ….
Карточка №2
Из списка грибов выберите только шляпочные грибы:
Масленок, мукор, спорынья, подберезовик, пеницилл, шампиньон, груздь, дрожжи, трутовик, сыроежка.
Ответьте на вопрос: на какие две группы по строению делятся шляпочные грибы?
Карточка №3
Словарная работа
Растущая над землей часть гриба называется…
У большинства грибов тело покрыто твердой оболочкой, образованной …
Трутовик относится к группе грибов ….
Покоящаяся стадия гриба называется …
Мукор, луговые опята, шампиньон по типу питания ….