СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая схема обучения учащихся решению задачи (Технология РКМЧП)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методическая схема обучения учащихся решению задачи

(Технология РКМЧП)

Просмотр содержимого документа
«Методическая схема обучения учащихся решению задачи (Технология РКМЧП)»


Методическая схема обучения учащихся решению задачи

(Технология РКМЧП)

  1. Решите задачу: Из города А в город В выезжает велосипедист, а через 3 часа после его выезда из города В навстречу ему выезжает мотоциклист, скорость которого в 3 раза больше, чем скорость велосипедиста. Велосипедист и мотоциклист встречаются посередине между А и В. Сколько часов в пути до встречи был велосипедист?

Методическая схема обучения учащихся решению задачи 1. Подготовительный этап.

Полезно повторить зависимость между скоростью, временем и расстоянием. С этой целью можно включить в урок следующие устные задания:

1. Два велосипедиста движутся с одинаковой скоростью. Первый – 2 часа, второй - 3 часа. Кто из них проедет большее расстояние?

2.За какое время пешеход, движущийся со скоростью 4 км/ч, пройдет расстояние 12 км?

3.Какое расстояние за 2 часа проедет лыжник, движущийся со скоростью 7 км/ч.

2. Анализ текста задачи и составление краткой записи условия.

- О чём эта задача? О движении велосипедиста и мотоциклиста.

- На какие участки можно разделить путь, пройденный велосипедистом? Мотоциклистом? Весь путь 2S, а половина пути S.

- Что в задаче спрашивается? Сколько часов в пути до встречи был велосипедист?

- Что в задаче известно? Известно, что велосипедист был в пути на 3 часа больше, чем мотоциклист. Скорость мотоциклиста в 3 раза больше скорости велосипедиста.

- Что неизвестно? Неизвестно расстояние между пунктами А и В. Время велосипедиста на половине участке пути, его скорость, время, расстояние и скорость мотоциклиста на втором участке пути.

- Что известно про скорость велосипедиста и скорость мотоциклиста? Скорость мотоциклиста в 3 раза больше, чем скорость велосипедиста.

Обозначим на схеме основные величины и их значения.

Vв  2S Vм Vв в 3 раза


А 3час В

- Как связаны между собой величины «скорость», «время» и «расстояние»? Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время, чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время, чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

- Занесем данные, неизвестные и искомое в таблицу.


Участки пути  

Скорость (км/ч)

Расстояние

2S (км)

Время (ч)

велосипедист

1/2 пути

х

S

S/х? на 3 ч. больше

мотоциклист

1/2 пути

S

S/3х

 3. Разбор задачи.

Можно провести аналитический способ разбора задачи.

Аналитический способ разбора.

· О чем спрашивается в задаче? Сколько часов в пути до встречи был велосипедист?

· Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? Нужно знать скорость велосипедиста и мотоциклиста и расстояние, пройденное велосипедистом и мотоциклистом.

∙Известны эти величины в задаче? Нет, мы не знаем.

∙ Что для этого необходимо сделать? Скорость велосипедиста удобно принять за Х, тогда скорость мотоциклиста 3Х.

∙Известно расстояние пройденное велосипедистом? Мотоциклистом? Нет, мы не знаем

∙ Что для этого необходимо сделать? Половину пути удобно обозначить S.

∙Известно расстояние между пунктами А и В? Нет, мы не знаем. Расстояние между пунктами А и В равно 2S (км).

∙Знаем мы время движения на первом участке пути? Нет

·Можно ли выразить время велосипедиста до встречи? ДА. S

∙Знаем мы время движения на втором участке пути? Нет

∙Можно ли выразить время мотоциклиста до встречи? ДА. S/3х

∙Известна ли разница во времени? Да, велосипедист был в пути до встречи на 3 часа больше, чем мотоциклист, поэтому можно составить уравнение для решения задачи.


4. Составление плана решения.

Учитель предлагает учащимся составить план решения задачи, который выглядит следующим образом:

1. Принимаем скорость велосипедиста за х (км/ч), скорость мотоциклиста - 3 х (км/ч).

2. Принимаем расстояние между пунктами А и В за 2S (км), тогда половина пути - S (км).

3.Зная формулу t = S : V и разницу во времени, составим уравнение для решения задачи.

5. Запись решения и ответа.

;

2S = 9х;

Х = ; Значит, скорость велосипедиста (км/ч).

S : = 4,5 (час). Был в пути велосипедист до встречи.

Ответ: 4,5 часа.

6. Работа над задачей после решения.

После решения задачи необходимо организовать проверку решения задачи. Для этого можно использовать следующий методический прием:

Выбор ответа из предложенных учителем вариантов.

2/9 часа, 4,5час, 9/2 час, 4,5 км/ч.

Выбор учеником ответа 4,5 км/ч говорит – об ошибке в наименовании; 2/9 часа - об ошибке при делении; важно заметить, что 4,5 = 9/2, однако ответ желательно записать в виде десятичной дроби.