СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации для студентов и учителей физической культуры (обобщение опыта)
МОУО «Отдел образования администрации Куртамышского района»
Курганской области
Лешуков В.А.
Подвижные игры как средства
укрепления здоровья
Методические рекомендации
для студентов и учителей
Куртамыш 2018 г.
Лешуков В.А. Методические рекомендации для студентов и учителей
Подвижные игры как средства укрепления здоровья (обобщение опыта):
Автор-составитель: Лешуков Валерий Александрович - учитель физической культуры МКОУ Куртамышского района «Костылёвская основная общеобразовательная школа».
Утверждены на РМО учителей физической культуры Куртамышского района «18» марта 2019года.
Рецензенты: Тельминов П.М. преподаватель физического воспитания с оздоровительной направленностью, отличник народного просвещения «Куртамышского педагогического училища».
Маслова С. Ю. методист по физкультурно оздоровительной работе МОУО «Отдел образования администрации Куртамышского района ».
Данная методическая рекомендация содержат в себе подборку игр с оздоровительной направленностью, принципы организации и проведения подвижных игр в процессе урока, а также этапы с подробным описанием всех фрагментов проведения игр. Рекомендация предназначена для учителей физической культуры и студентов.
©В.А. Лешуков
©МКОУ «Костылёвская основная общеобразовательная школа»
Введение
В последнее время у нас в стране всё больше внимания уделяется физическому воспитанию. Особое место в физическом воспитании детей отводится подвижным играм. Игра – важнейшая потребность детей. В то же время, игра является универсальным способом воспитания.
Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Особенно ценным в подвижных играх является проведение игр на свежем воздухе и зимой, и летом, так как обмен веществ усиливается с увеличением притока кислорода. Игры на свежем воздухе способствуют закаливанию детей.
Подвижные игры могут быть активным отдыхом после длительной умственной работы. С этой целью их применяют на переменах в школе, во время прогулок и после уроков.
В процессе игры, ребёнок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребёнка и воздействовать на его развитие в нужном направлении.
Большое образовательное значение подвижных игр в подготовке детей к жизни, так как игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, способствовать и обобщать видение игры, а также направление игры на совершенствование и закрепление различных технических и тактических приёмов и навыков того или иного вида спорта. Подвижные игры воспитывают физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость. Эти качества развиваются здесь в комплексе.
Великое значение подвижных игр в нравственном воспитании детей.
Дети приучаются к деятельности в коллективе, у них развиваются чувства товарищества, солидарности и ответственности друг за друга. Правильное проведение игр воспитывает сознательную дисциплину, чёткость, выдержку.
Подвижные игры способствуют проявлению художественного творчества, художественного воображения: простая спортплощадка может быть и озером, и болотом, и рекой.
Итак, практика воспитания подрастающего поколения в нашей стране свидетельствует о том, что игра является одним из важных средств формирования у детей высоких нравственных и физических качеств.
Принципы организации и проведения подвижных игр в процессе урока
1.Выбор игры зависит от формы занятий, от задач урока, поставленных перед учителем. Учитель учитывает возрастные особенности детей, и их развитие, физическую подготовленность, количество детей, место проведения игры.
2. Учитель должен подготовить заранее пособия и инвентарь, если нужно разметить площадку.
3. Учитель обязан предварительно продумать процесс игры и предвидеть, какие моменты могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интереса к игре, чтобы предотвратить эти нежелательные моменты в процессе игры.
4. Прежде чем объяснить игру, необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели учителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить учащихся в исходное положение, из которого они начнут игру.
5. Рассказ учителя должен быть кратким, доступным, логичным, когда нужно сопровождается показом. При повторной игре нужно только напомнить основное содержание и правила.
6. Необходимо выявить ведущих с помощью считалки, по выбору играющих, по назначению учителя, по результатам предыдущих игр.
7. Распределить на команды можно: по усмотрению учителя, путём расчёта, путём сговора, по назначению капитана.
8. Учитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их. Надо приучить детей, осознано соблюдать правила игр. Очень важно чтобы игры вызывали у детей положительные эмоции.
9. Немаловажную роль играет объективное и точное судейство игр.
10. Необходимо обеспечение оптимальной нагрузки. Интенсивные нагрузки необходимо чередовать с отдыхом.
11. Очень важно заканчивать игру своевременно, как только появляются первые признаки утомления, рассеянное внимание, нарушение правил, недостаточное проявление заинтересованности.
12. При подведении итогов необходимо создать спокойную обстановку, объявлять результаты игры лояльно, никому не делать скидок, чтобы приучить детей к правильной оценке их действий и поступков.
13. Желательно игры проводить на свежем воздухе. Это способствует закаливанию детского организма, обеспечивающее укреплению их здоровья и профилактике заболеваний. Повышает защитные функции организма.
14. Успех всех игр зависит от правильной организации мероприятия.
I часть. Подготовка к игре. Первый период (до урока).
1-й этап. Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с её выбора. Правильно подобранная игра принесёт, ожидаемый результат в решении поставленных задач, как перед игрой, так и перед уроком в целом. Выбирая игру на урок, необходимо учитывать: задачи урока, задачи игры, место игры в уроке, состав играющих, соответствие игры учебной программе, условие проведения игры, наличие инвентаря.
1. Задачи урока. Выбранная игра должна соответствовать задачам урока. Если в поставленных на урок задачах есть закрепление и совершенствование изученных упражнений, тогда полезно провести подвижную игру, в которой встречаются данные упражнения, чтобы играющие умели применять и выполнять их в игровых, усложнённых условиях. Если же задачами урока предусмотрено ознакомление и разучивание упражнений или технических приёмов, то подвижную игру с выполнением изучаемых упражнений проводить не рекомендуется.
Задачи игры. Выбирая игру на уроке, надо знать, какие задачи решаются в ходе игры. Необходимо, чтобы задачи, решаемые в игре, были посильны играющим в тот или иной момент, чтобы они вписывались в задачи урока и его содержание.
Место игры в уроке. Продумывая содержание урока и, подбирая подвижную игру, следует предусмотреть место игры среди других упражнений. Необходимо, чтобы игра отвечала задачам определённой части урока и правильно сочеталась с другими упражнениями. Подвижные игры можно включать во все части урока. Для вводной части урока подбирают игры на развитие внимания, быстроты реакции. Здесь полезно давать игры, которые своими двигательными действиями частично или полностью подготавливают занимающихся к основной части урока.
В основную часть урока включают игры, способствующие развитию физических качеств, овладению двигательными умениями и навыками, овладению техникой выполнения изучаемых приёмов в игровых условиях, развитию игрового мышления, воспитанию морально-волевых качеств.
Для заключительной части подбирают малоподвижные игры, активизирующие внимание, способствующие снижению физической нагрузки, помогающие занимающимся без проблем переходить к другим видам деятельности.
Состав играющих. Подбирая игру, следует учитывать состав играющих (количество, пол, возраст, подготовленность), а также их интересы. Количество участников играет важную роль в выборе
игры. Надо обеспечить активное участие всех занимающихся в игре, которая должна соответствовать данному количеству играющих.
Для более активного вовлечения занимающихся в игру, необходимо продумать рациональную организацию игры. Например, распределить играющих на 2—3 группы, каждая из которых играет на своей части площадки (назначить двух-трёх водящих, разделить на 3—4 команды, увеличить количество инвентаря и т.п.).
Игра должна быть доступна (посильна) для занимающихся данного пола и возраста по сложности выполняемых движений и действий, по физической нагрузке, по умственному развитию, по игровому мышлению.
Для занятий на уроке следует подбирать такие игры, в которых двигательные действия и приёмы соответствовали бы физической подготовленности играющих, а содержание игры — их игровому мышлению.
Соответствие игры учебной программе. Подбирая игру, следует руководствоваться школьной программой по физической культуре для соответствующего класса.
Условия проведения игры. Выбирая ту или иную игру, необходимо учитывать условия, в которых проводится игра (спортивный зал или открытая площадка, их размеры, состояние площадки, температура воздуха, наличие ветра, солнца, отвлекающих объектов).
Наличие инвентаря. Игру выбирают исходя из имеющегося в наличии инвентаря. Желательно для повышения активности и интереса к игре иметь достаточное его количество или продумать варианты, обеспечивающие проведение игры с ограниченным количеством инвентаря.
2-й этап. Подготовка к игре. Подготовка к игре до урока заключается в подготовке и разметке места игры (площадки) и подготовке инвентаря. Хорошо продуманная подготовка к игре является залогом успешного её проведения.
1. Подготовка площадки. Для этого надо убрать оборудование, спортивные снаряды или разместить их на площадке так, чтобы предупредить травматизм. Продумать, в какой части площадки разместить играющих и где будут проходить игровые действия.
Разметка площадки. По возможности надо использовать стандартную разметку (волейбольную, баскетбольную); если её недостаточно, сделать дополнительную.
Подготовка инвентаря. Необходимый для проведения игры инвентарь надо подготовить и положить в удобное место, чтобы его расстановка (раздача) не занимала много времени. Продумать способы раздачи инвентаря и сбор его после игры.
II часть. Проведение игры. Второй период (на уроке).
1-й этап. Подготовка играющих к игре. До начала игры необходимо подготовить играющих. Для этого надо сделать расстановку играющих, распределить их на команды, группы, выбрать актив.
1. Расстановка играющих. Разместить играющих для объяснения и начала игры надо в том построении, из которого начинается игра. Так играющие яснее представят ход игры, направление движения, игровые действия.
2. Распределение на команды. В командных играх участвуют несколько команд. Чтобы игра проходила интересно, состав команд должен быть одинаков по силам, количеству, полу, росту играющих.
Явное неравенство сил делает игру неинтересной.
Для распределения на команды используют несколько способов:
а) играющие распределяются на команды учителем. Зная способности, уровень физической и технической подготовки ребят, учитель может составить равные по силам команды;
б) капитаны набирают в свою команду игроков по очереди. Чтобы избежать негативных эмоций, капитанам разрешается выбирать только обусловленное число игроков, остальные распределяются по расчёту или учителем;
в) играющие распределяются на команды при расчёте на первый, второй, третий... Первые номера — одна команда, вторые — вторая и т.д.;
г) распределение на команды проводится фигурной маршировкой. При передвижении в колонне по одному
подаётся команда: «Налево (направо) по два (три, четыре) марш!». Каждая колонна составляет одну команду.
3. Выбор актива. До начала игры учитель разъясняет функции актива, а в ходе игры руководит действиями активистов. Правильно выбранный актив играет значительную роль в успехе проводимой игры. В актив входят капитаны, водящие, судьи, помощники учителя.
Капитаны в командах выбираются игроками или назначаются учителем. Капитаны должны обладать организаторскими способностями, уметь принимать самостоятельные решения, следить за поведением играющих, устанавливать очерёдность в игре, помогать в расстановке игроков, раздаче инвентаря.
Водящие — это игроки, от инициативы и активности которых зависит успех в игре. Водящих можно выбирать несколькими способами. Их может назначить учитель, или выберут игроки, или выберут по расчёту. В данном случае играющие рассчитываются по порядку (кто окажется, например, девятым, тот становится водящим). Водящего также можно выбирать с помощью считалки. Она должна быть интересной по содержанию, краткой и чёткой.
Судьи назначаются учителем. Они помогают учителю в проведении игры, следят за соблюдением правил, участвуют в определении результата игры.
Помощников также назначает учитель. Они помогают учителю в организации игры, подготовке и разметке площадки, раздаче, установке и собирании инвентаря, следят за ходом игры, фиксируют встречающиеся ошибки, подсчитывают очки, участвуют в определении победителей.
2-й этап. Объяснение игры. Ознакомление с игрой и её изучение начинают с объяснения, в которое входят настройка на игру, собственно объяснение игры, разучивание текстов в соответствии с её содержанием, сообщение правил игры.
1. Настройка на игру. Настраивая на игру, учитель сообщает занимающимся цель игры, задачи, решаемые в игре: по укреплению здоровья, развитию физических качеств, закреплению и совершенствованию двигательных умений и навыков, воспитанию нравственных и волевых качеств. Сообщается также, какие изученные упражнения, действия и приёмы нужно применять в игре, как игра способствует овладению тем или иным видом спорта. Настройка на игру должна быть доказательной, конкретной и краткой, вызывать у занимающихся желание активно участвовать в изучаемой игре.
Объяснение игры должно быть логично изложенным, доступным, кратким, эмоциональным и образным. Такое объяснение развивает у играющих творческое воображение. Объяснение игры — это не просто пересказ её содержания, а переработанный, тщательно продуманный, адаптированный вариант рассказа, оптимально реализующий игровой сюжет. Объяснение лучше проводить в том построении и расстановке занимающихся, из которого начинается игра.
Разучивание текстов. Рифмованные тексты, которые надо произносить в ходе игры, разучиваются после объяснения. Только когда играющие хорошо запомнили данные тексты, можно начинать игру.
Сообщение правил игры. Все подвижные игры проводятся по определённым правилам, которые необходимо соблюдать играющим. Сначала учитель сообщает основные правила, без которых невозможно разучивание игры, затем в ходе игры вводит дополнительные, которые несколько усложняют игру. Следует сообщить играющим, что за невыполнение правил игрок или команда получают штрафные очки.
3-й этап. Показ игры. Когда объяснения для понимания игры недостаточно, необходимо показать игру: действия играющих, отдельные фрагменты, игру в целом, осуществить пробное проведение игры.
Показ действий играющих. Отдельные действия игроков показывают учитель или подготовленные ребята. Показывать можно ролевые действия игроков, действия водящих и т.д.
Показ отдельных фрагментов игры осуществляют играющие по указанию учителя. Например, в игре «Белые медведи» можно показать ловлю водящими одного игрока и увод его на «льдину».
Показ игры в целом. Сложную игру, трудную для понимания, можно показать в целом. Тогда в показе участвуют большинство игроков. Игру показывают в замедленном темпе, с остановками, с объяснением действий игроков.
Пробное проведение игры. Если игра сложная, то её проводят от начала до конца с учебной целью, чтобы запомнить очередность действий, применяемые приёмы. Игра проходит с комментарием учителя.
4-й этап. Ход игры. Это самый трудный и ответственный этап в проведении подвижной игры. Только педагогически правильное руководство ходом игры обеспечит достижение планируемого результата. Ход игры включает в себя начало игры, руководство игрой, окончание игры.
1. Начало игры. Начинать игру следует, когда учитель убедился, что всё готово к её проведению: играющие, площадка, инвентарь, помощники, судьи. Игру всегда начинают организованно, по сигналу, команде или распоряжению, которые должны быть чётко поданы, слышны или видны играющим.
2. Руководство игрой. Руководить игрой — значит вести её в нужном русле. Здесь проявляется мастерство учителя, которое основывается на умении видеть и понимать игру. Руководство игрой включает в себя наблюдение, обучение игровым действиям и приёмам, действия по усложнению игры, судейство игры.
За ходом игры учитель должен вести постоянное наблюдение, чтобы в поле зрения держать всех играющих. Во время наблюдения надо следить за действиями играющих, их активностью, по ходу делать замечания и направлять игру в нужное русло, учить играть, следить за соблюдением правил, деятельностью актива, взаимоотношениями и взаимодействиями играющих, за физической нагрузкой.
В ходе игры учитель должен учить играющих игровым действиям и приёмам. Для этого можно использовать несколько способов:
а) не останавливая игры, по её ходу подсказывать, как надо выполнить то или иное действие, куда перемещаться, какой приём применять;
б) останавливая игру. Остановив игру, объяснить и показать определённые действия или приём, не затрачивая на это много времени, и проконтролировать их выполнение;
в) в перерывах между повторениями игры. В перерыве обучению можно уделить больше времени, указать на ошибки, предложить более рациональное применение изученных двигательных действий, умений и навыков.
Когда играющие усвоили игру, то, чтобы повысить к ней интерес, её необходимо усложнить: путём введения дополнительных правил, новых действий играющих, разнообразных заданий, увеличением количества инвентаря (мячей), водящих, использованием различных вариантов игры и т.п.
Судейство игры осуществляют учитель или ученики. Честным, объективным судейством с соблюдением установленных правил судья удерживает ход игры в определённых рамках. Решение судьи должно быть быстрым, уверенным и понятным игрокам.
3. Окончание игры. Заканчивать игру нужно организованно и своевременно. Необходимо стремиться к тому, чтобы к моменту окончания были выполнены задачи, поставленные перед игрой. Заканчивать игру следует, когда играющие не переутомились и ещё проявляют к ней интерес. В этом случае игра доставит удовольствие участникам и вызовет желание её повторить.
5-й этап. Итог игры. Это конечный результат, к которому стремились играющие в ходе игры. Итог игры следует подводить тактично, доброжелательно, предварительно успокоив играющих. Данный итог предусматривает определение результата игры и анализ действий играющих.
/. Результат игры. После окончания игры учитель, выслушав мнения судей и помощников, объявляет результат игры. Называет победителей, последующие занятые игроками места, а в тех играх, где нет победителей, лучших игроков.
2. Анализ действий играющих. Делая анализ, учитель отмечает лучшие фрагменты игры, активность играющих, правильные и рациональные действия игроков, их взаимодействия, умение применять изученные двигательные умения и навыки в игре. Отмечает лучших капитанов, водящих, судей, помощников, оценивает деятельность играющих. Указывает на недостатки в игре, допущенные ошибки, неправильные действия, нарушения правил, состояние игровой дисциплины.
6-й этап. Оценивание деятельности играющих. Проводя игру, учитель может оценивать деятельность играющих в ходе игры или во время её анализа. Оценивать рекомендуется: а) умение выполнять и применять в игре изученные двигательные умения и навыки; б) знание правил и умение их соблюдать; в) умение согласованно действовать в игре с партнёрами; г) действия актива.
7-й этап. Закрепление и совершенствование игры.
/. Разучивание вариантов игры. Для лучшего овладения игрой и её закрепления рекомендуется разучивать различные её варианты, которые описаны в соответствующей литературе и рождаются в ходе проведения подвижных игр.
2. Проведение соревнований. Для совершенствования подвижных игр целесообразно проводить различные виды соревнований на уроках и во время внеклассной работы с целью совершенствования изученных умений и навыков и постепенного приобщения занимающихся к спортивной деятельности.
Ill часть. Корректировка методики проведения игры. Третий период (после урока). 1-й этап. Корректировка методики, использованной при проведении игры. Корректировка методики проведённой игры предусматривает экспресс-анализ и собственно корректировку.
1. Экспресс-анализ проведённой игры. Это быстрое осмысление своих действий в проведённой игре. Экспресс-анализ можно делать непосредственно в ходе игры после каждого этапа, а также после её проведения. Иногда полезно выполнить более глубокий анализ проведённой игры, это предостережёт в дальнейшем от многих собственных ошибок.
2. Корректировка методики обучения. После анализа проведенной игры надо сделать корректировку отдельных этапов методики обучения. Это будет способствовать совершенствованию всей методики обучения подвижным играм.
Участие школьников в подвижных играх следует рассматривать как составную часть управляемого процесса физическим развитием и воспитанием, эффективность которого можно повысить, если реализуются на практике научно обоснованные средства физического воспитания в сочетании с рациональной методикой обучения подвижным играм.
Используя в своей работе данную методику обучения подвижным играм, анализируя и корректируя её, учитель физической культуры постепенно, от игры к игре, по крупицам будет накапливать бесценный опыт обучения подвижным играм, становиться мастером своего дела.
Азбука считалок для школьников
(для выбора водящих в подвижных играх)
1.Эники – беники
Ели вареники,
Эники – беники – клос,
Вышел на берег
Весёлый матрос.
2. На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.?
Тот, на ком считалка закончилась, отвечает на вопрос,(например) «Царевич». После этого слова начинают считать, и теперь считалка заканчивается на слове «Царевич».
3.Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
«Пиф-паф!» - Ой-Ой-Ой!
Умирает зайчик мой.
Принесли его домой –
Оказался он живой!
4. Как на горке, на пригорке
Жили двадцать два Егорки.
Раз – Егорка,
Два – Егорка,
Три – Егорка и т. д.
Считать надо до двадцати двух. Двадцать второй Егорка выходит.
5. А – Бэ – Вэ – Гэ – Дэ – Е – Жэ
Едет жаба на еже;
Зэ – И – Кэ – Лэ – Мэ – Нэ – О,
Зайка, глянь ко мне в окно;
Цэ – Чэ – Шэ – Щэ – Э – Ю – Я,
А у щуки чешуя.
6. Аист – птица, аист – птица,
Что тебе ночами снится?
- Мне? Болотные опушки.
- А ещё?
- Ещё? Лягушки!
Их ловить - не изловить…
Вот и всё! Тебе водить!
7. Ахи, ахи, ахи – ох,
Баба сеяла горох.
Уродился он густой.
Мы помчимся – ты постой.
Любимые игры школьников в начальных классах
«Летает – не летает»
Игра проводится во время ходьбы по кругу по одному. Учитель называет предмет. Если он летает (например, птица, самолёт и.т.д.), то дети должны поднять руки в стороны и взмахнуть ими, как крыльями; если не летает, то рук поднимать не следует, продолжается обычная ходьба. Игру так же можно проводить во время медленного бега, прыжковых упражнений, выполняющихся поточно, и т. п.
«Кто самый внимательный?»
Один ученик становится перед классом на место, обозначенное точкой или небольшим кругом. Учащиеся по очереди дают ему команду «шаг вперёд!» Ученик должен выполнить команду, сделав шаг вперёд, а потом вернуться на прежнее место и ждать следующей команды. Следующими командами могут быть: «Два шага назад!», «Шаг влево!», «Два шага вправо!» Если ученик сделал все движения, верно, то ему на грудь крепится жетон.
«Узнай, чей голосок»
Все играющие разбегаются по площадке. Водящий стоит в центре. По сигналу учителя «Раз, два, три – вкруг скорей беги!» играющие, взявшись за руки, образуют круг и идут вправо (влево) по кругу со словами: «Ты загадку отгадай, кто назвал тебя, узнай!» После этого все останавливаются, водящий закрывает глаза, а один из играющих по указанию учителя называет имя и фамилию водящего. Если водящий узнаёт того, кто произнёс его имя, то этот игрок заменяет водящего и игра повторяется.
«Цепочка»
Класс делится на две команды. Первая команда берётся за руки, образуя «цепочку», а игроки второй команды разбегаются по площадке.
По сигналу учителя «цепочка» ловит игроков, но салят только крайние игроки. Через «цепочку» можно бегать, разрывая её. Учитель засекает время. Выигрывает та команда, которая набрала больше игроков за определённое время, чем другая.
«Охотники и утки»
Ученики делятся на равные две команды – «охотники» и «утки». Утки становятся в середину большого круга, охотники – снаружи. Охотники, перебрасывая мяч (обычно волейбольный или большой резиновый), стараются попасть им в уток. Утки, в которых попали мячом, выбывают из игры. Когда останется лишь треть уток, команды меняются местами. Выбывшими из игры считаются утки, которым мяч угодил выше пояса.
Охотнику в момент броска нельзя переходить линию круга. Игра командная, можно играть на количество выбитых уток за условное время (по секундомеру). Если команды сыграли со счётом 1:1, то даётся третий период. Игра может проводиться между классами на школьном спортивном празднике.
«Замороженные»
Дед Мороз пытается заморозить убегающих от него учеников, дотрагиваясь рукой. «Замороженный» ученик разводит руки в стороны и стоит неподвижно. Играющие могут его разморозить, дотронувшись рукой. Дед Мороз этого сделать не позволяет. Игра заканчивается, когда большая часть детей «заморожена».
«Волк и поросята»
Выбирается водящий - «Волк», ученикам раздаются хвостики они – «поросята». Они разбегаются по площадке, «Волк» - в логове. По сигналу учителя, волк выскакивает из логова и начинает ловить поросят.
Игра заключается в том, чтобы «волк» как можно больше собрал хвостиков поросят.
«Змейка»
Дети идут в колонне от одной стороны площадки к другой, затем поворачивают за направляющим, идут навстречу и так несколько раз (насколько позволит площадка). Правила: сохранять в ходьбе указанное построение (дистанции и интервалы).
Передвижение лучше выполнять под музыку. В начале игры учитель выполняет роль направляющего. В процессе игры темп ходьбы увеличивается.
«Иголка и нитка»
Дети держатся за руки, образуя цепочку. Обведя цепочку вокруг площадки, ведущий останавливает детей, предлагает им поднять вверх сцепленные с соседями руки, образуя ряд «ворот». Ведущий ведет цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди одного справа, другого — слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под воротами, ребенок, поднимавший руки для образования ворот, поворачивается на 360° и продолжает идти цепочкой.
Правила игры те же, что и в «Змейке».
«Пройди бесшумно!»
Нескольким детям завязывают глаза. Они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Остальные играющие стараются по одному проходить через «ворота» бесшумно, осторожно (можно пригнувшись или ползком). При малейшем шорохе стоящие в воротах поднимают руки, чтобы задержать проходящего. Побеждает тот, кто сумел благополучно пройти через все ворота. Правила: не стоять без движения — проходить в ворота; если стоящие в воротах поймают играющего, они сразу же опускают руки вниз.
«Тройка»
Дети, держась за руки, встают по трое. Между тройками расстояние не менее 1 м. В каждой тройке средний ученик стоит лицом по направлению движения, двое других (справа и слева от него) стоят спиной. По сигналу учителя тройки двигаются по площадке, по сигналу «Стой!» останавливаются и меняются местами в тройках. Правила: идти по трое, помогая друг другу, согласовывая движения, сохранять интервалы между тройками.
«Стоп!»
На расстоянии 10—16 шагов от границы площадки проводят линию, за которой стоят играющие. На другом конце площадки очерчивается круг диаметром 2—3 шага — это место водящего. Повернувшись спиной к детям, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри — не зевай! Стоп!»
При этих словах дети сначала передвигаются, а затем останавливаются. Водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел остановиться и сделал дополнительное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем вновь поворачивается спиной и повторяет слова команды. Играющие продолжают движение с того места, где остановились в первый раз по команде «Стоп!» Те, кого отослали на исходную линию, начинают движение от нее. Побеждает ученик, успевший встать в круг к ведущему до слова «Стоп!» Он и становится водящим. Правила: играющие начинают движение одновременно со словами водящего, выполняя на каждое слово один широкий шаг; водящий не должен поворачиваться до команды «Стоп!»; играющим нельзя двигаться после этой команды.
«Серая утка»
Один из играющих — охотник, другой — утка, несколько детей — утята. Остальные, взявшись за руки, образуют круг — пруд, в котором плавает утка с утятами. Дети, стоящие в кругу, идут по кругу и говорят:
Вот плавала серая утка по воде,
Закликала малых детушек к себе:
— Вы, утята, берегитесь,
Далеко не расходитесь.
В это время утка и утята ходят внутри круга, охотник — за кругом. При последних словах утка встает впереди утят, они идут за ней гуськом. Дети ведут хоровод в другую сторону:
Вот залаяла собака в камышах:
Не сидит ли там охотничек в кустах?
Он изловит малых детушек,
Малых детушек-утятушек.
Круг распадается на несколько маленьких кружков (по 3— 5 детей) — это кустики, в которых прячутся утята (по одному или несколько в каждом). Охотник громко считает: «Раз, два, три!» После этого утята должны перебежать от одного кустика к другому. Во время перебежки охотник старается их осалить. Утка защищает утят: расставляет руки в стороны, как бы взмахивает крыльями, преграждая путь охотнику. Правила: охотник ловит (салит) только утят; утенок, пойманный охотником, встает в кружок, изображающий кустик; после счета охотника утята не должны оставаться в том кустике, где прятались, — надо обязательно перебежать в другой. Усложнить игру можно, назначив нескольких охотников.
«Рыбки». Соревнуются одновременно две-три команды с равным числом играющих. Каждый ученик получает бумажную рыбку (длиной 25 см, шириной 6—7 см), к хвостику которой прикреплена нитка длиной 1 м. Дети заправляют конец нитки сзади за пояс так, чтобы рыбка свободно касалась пола, — это рыбки плавают. У каждой команды рыбки определенного цвета. По сигналу учителя все идут по площадке, стараясь наступить ногой на рыбку соперника (придерживать рыбку рукой нельзя) и в то же время не давая поймать свою. Ребенок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Через некоторое время учитель подсчитывает выбывших из каждой команды.
«Горелки»
Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2—3 шагов проводят линию. Учитель назначает водящего. Водящий становится на линию спиной к остальным играющим. Все стоящие парами говорят:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три — беги!
С окончанием слов дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один — справа, другой — слева), стремясь схватиться за руки. Водящий старается поймать одного из пары и соединить с ним руки. Если водящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится водящим. Правила: во время произнесения слов водящий не должен оглядываться; ловить можно только до того момента, как играющие возьмутся за руки.
«Салки, не попади в болото»
На площадке обозначаются места, куда нельзя забегать, — болота. Назначается водящий. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить. Правила: осаленный или попавший в болото выбывает из игры.
«Пингвины с мячом»
Дети стоят в четырех-пяти звеньях. Напротив каждого звена на расстоянии 4—5 м ставят ориентир — высокий кубик или гимнастическую булаву. Первые в звеньях получают мячи (резиновые или волейбольные). Зажав их между коленями, они прыгают к предмету, берут мяч, обегают ориентир, возвращаются каждый к своему звену и передают мяч следующему. Побеждает команда, игроки которой заканчивают эстафету первыми. Правила: прыгать не теряя
мяч; потерявший должен снова зажать мяч ногами и начать прыжки с того места, где мяч был потерян.
«Не оступись!»
Соревнуются команды (по 5—6 детей). Первые в каждой команде продвигаются вперед прыжками на одной ноге, остальные идут рядом. Как только прыгающий оступился, начинает прыгать второй ученик из этой же команды. Выигрывает команда, сумевшая одолеть прыжками более длинную дистанцию. Правила: прыгать на одной ноге, вставшего на обе ноги тут же сменяют; сменивший начинает с того места, где ошибся предыдущий играющий; остановки в прыжках и отдых на одной ноге не допускаются.
«Лягушки и цапля»
В середине площадки обозначают болото — вбивают колышки или ставят небольшие стойки. На них вешают ленточки с грузиками так, чтобы они не провисали. В стороне от болота — цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловя комаров. По сигналу цапля перешагивает через ленточку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли. Правила: из болота можно только выпрыгивать; перешагнувший через ленточку считается пойманным. Игру можно усложнить, подняв высоту ленточки и увеличив число цапель.
«Волк во рву»
Посередине площадки проводят две линии на расстоянии 70—100 см одна от другой — это ров. У одной из сторон площадки — дом коз. Все играющие — козы, один — волк. Козы располагаются в доме, волк — во рву. По сигналу учителя «Козы, на луг!» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров (волк не трогает коз); по сигналу «Козы, домой!» все перебегают в дом, перепрыгивая через ров. Волк, не выходя изо рва, ловит коз, касаясь их рукой. Пойманные отходят в конец рва. После 2—3 перебежек всех пойманных возвращают в дом. Назначается другой волк из числа тех, кто не попался. Правила: через ров можно только прыгать. Игра усложняется увеличением числа волков или обозначением еще одного рва.
«Брось — поймай!»
Дети распределяются на команды и выстраиваются по обе стороны (команды делятся пополам) от натянутой на высоте 1,5—2 м ленточки. По команде учителя ученики, стоящие первыми, перебрасывают волейбольный мяч через ленточку, пробегают под ней вперед, ловят мяч сразу или после отскока и передают его своему товарищу по команде, который выполняет те же действия. Победителем считается та команда, которая первой закончит игру. Правила: мяч обязательно должен пролететь над ленточкой. Игра может быть усложнена изменением либо высоты ленточки, либо расстояния до нее.
«Выстрел в небо»
Дети разделяются на команды. Каждая команда имеет свой мяч (например, определенного цвета). Команды располагаются вокруг очерченного круга диаметром 10—12 шагов. По одному играющему из каждой команды входят в центр круга и бросают мяч вверх как можно выше. Чей мяч приземлится позже, та команда получает очко. Правила: бросать мяч вверх одновременно по сигналу учителя; ловят мячи после отскока те, кто их бросал. Данная игра может быть усложнена использованием мячей разного веса (волейбольного, баскетбольного, набивного), сильным броском в пол с последующим отскоком, бросками двумя руками или поочередно правой и левой.
«Проползи — не урони!»
Дети ложатся на пол, кладут на живот небольшое кольцо или кубик. Опираясь руками и ногами о пол, прогибаются и в таком положении передвигаются, стараясь не уронить предмет. Выигрывает тот, кто быстрее пройдет заданную дистанцию, не уронив предмета.
«Больная птица»
4—5 детей встают у линии на расстоянии вытянутых в стороны рук. Стоят на одной ноге, вторая согнута в колене, руками крепко берутся за щиколотку. Затем они прыгают вперед — кто дальше. Правила: прыгать на одной ноге, вторую держать рукой не отпуская; опустившийся на обе ноги считается проигравшим и выходит из игры.
«Петрушки на скамейке»
Дети идут по скамейке, держа руки в стороны. На каждый шаг поднимают вперед поочередно правую и левую ногу, а руки быстро опускают, выполняя хлопок под коленом. Правила: ногу в колене не сгибать; чередовать движение правой и левой ногой.
«Через холодный ручей»
Дети идут по скамейке (руки на пояс), приседают на каждый шаг на одной ноге, другую ногу опускают вниз до касания пола носком.
«Салки-догонялки»
Играющие свободно располагаются в зале. Один из участников — водящий. По сигналу учителя водящий старается догнать бегающих и запятнать. Пойманный становится водящим. Для обозначения водящего на его руку повязывается ленточка. Новый водящий поднимает руку с ленточкой и громко говорит: «Я вот салка-догонялка!», после чего игра продолжается.
«У медведя во бору»
На одной стороне площадки — берлога медведя, на другой — дети. Дети идут к берлоге, взявшись за руки, со словами:
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь глядит и на всех рычит.
После этих слов медведь начинает ловить детей, а они стараются убежать. Пойманные идут в берлогу. Медведь меняется, когда в берлоге окажется четверо-пятеро пойманных.
«Совушка»
Выделяется совушка. Ее гнездо — в стороне от площадки. Играющие — на площадке, совушка — в гнезде. По сигналу учителя «День наступает — все оживает!» дети ходят, бегают, подражая полету бабочек, птиц, жуков. После слов «Ночь наступает — все замирает!» играющие останавливаются в той позе, в какой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться и шевельнувшихся уводит в свое гнездо. Снова учитель произносит: «День наступает — все оживает!» — совушка уходит в гнездо, играющие начинают двигаться.
«За мной!»
Играющие стоят в кругу. Место каждого обозначено кружком. Водящий ходит по площадке, дотрагивается до игроков (по своему выбору) и произносит: «За мной!» Играющие, которых пригласил водящий, идут и выполняют за ним все движения (руки в стороны, вверх, приседы и т. д.). Водящий, собрав значительную группу участников, уводит их в сторону, продолжая выполнять различные движения, а потом неожиданно произносит: «По местам!» Все устремляются к обозначенным местам, стараясь занять любое из них. Игрок, оставшийся без места, становится новым водящим.
«Передача мяча»
Играющих делят на две группы. Каждая группа строится в одну шеренгу. Шеренги располагаются друг против друга на расстоянии 6—10 м. У первых игроков в каждой шеренге по мячу. По сигналу учителя мяч передается из рук в руки по шеренге. Последний в шеренге, получив мяч, ударяет им о пол и передает обратно. Выигрывает команда, первой закончившая передачи.
«Мяч среднему»
Играющие образуют несколько команд, которые строятся по кругу лицом к центру. В середине каждого круга — водящий, который поочередно бросает мяч своим товарищам по команде, а те передают ему обратно. Получив от последнего игрока мяч, водящий поднимает его вверх. Выигрывает команда, первой закончившая передачу мяча.
Игра может быть усложнена увеличением расстояния между игроками и водящим, а также количества передач (по два-три раза подряд каждому или по два-три круга) или изменением поз игроков команды (например, все, кроме водящего, сидят на полу).
«Метко в цель»
Играющих делят на две команды. По жребию одна команда выходит на линию огня (обозначенная линия) и выстраивается в шеренгу. Каждый участник команды получает по одному (можно по два-три) малому мячу. В 5—8 м от играющих в линию параллельно команде расставляют 10— 12 городков на расстоянии 50—80 см один от другого. По команде все игроки команды залпом бросают мячи, стараясь сбить как можно больше городков. Сбитые городки подсчитывают и ставят на место. Стрелявшая команда собирает мячи и передает их другой команде, которая тоже старается сбить больше городков. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, сбившая большее количество городков.
«Мяч соседу»
Занимающиеся выстраиваются по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий — за кругом. Играющие передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Задача водящего — дотронуться до мяча. Если это ему удается, то игрок, у которого в этот момент был мяч, становится водящим. Игру можно усложнить: двое водящих и два мяча.
«Мышеловка»
Играющих делят на две группы. Одна группа берется за руки и образует круг — мышеловку. Остальные — мыши — находятся за кругом. Дети, изображающие мышеловку, ходят по кругу и произносят:
Ах, как мыши надоели: развелось их — просто страсть!
Все погрызли, все поели, всюду лезут — вот напасть!
Берегитесь же, плутовки. Доберемся мы до вас.
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх и продолжают:
Вот поставим мышеловку — переловим мы всех вас!
Мыши вбегают в круг, выбегают из него. По сигналу учителя «Хлоп!» мышеловка захлопывается (дети опускают руки вниз), а мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными — они тоже становятся в круг и берутся за руки. Игра продолжается до тех пор, пока останутся две-три мыши, после чего группы меняются ролями. Игру можно усложнить, например, положив в центр круга небольшие предметы (мешочки с песком, городки, малые мячи и т. д.). Задача мышей — вынести из круга как можно больше предметов.
«Космонавты»
На площадке или в спортивном зале в четырех-шести местах обозначаются ракеты. Сбоку у ракет надпись маршрута, например ЗЛЗ (Земля — Луна — Земля), ЗВЗ (Земля — Венера — Земля), ЗМЗ (Земля — Марс — Земля) и т. д. В каждой ракете 3—6 мест. Весь зал — космодром. Во всех ракетах на 3—4 места меньше, чем играющих. Играющие, держась за руки, идут по кругу со словами: Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,
На какую захотим — на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
После слова «нет» дети разбегаются и стараются занять места в ракете. Опоздавшие становятся в центр круга. Игра повторяется несколько раз. При каждом очередном повторении количество мест в ракетах уменьшается.
«Лиса и куры»
Из числа играющих выделяются лиса, петух и охотник. Остальные — куры. В зале расставляются три-четыре гимнастические скамейки. Это насесты. Лиса уходит в дальний угол зала. Охотник с двумя мячами находится в противоположном углу. Петух с курами гуляет по залу, куры собирают зерна, хлопают крыльями (руками). Лиса по сигналу учителя начинает подкрадываться к курам. Петух, заметив лису, дает сигнал: «Ку-ка-ре-ку!» Все куры взлетают (прыгают) на насесты. Петух взлетает последним. Лиса, ворвавшись в курятник, старается схватить и увести с собой какую-либо курицу, не успевшую взлететь на насест или соскочившую с него. Если лисе удается схватить и увести с собой добычу, охотник стреляет в нее. Лиса застрелена. Вместо застреленной выбирается другая лиса, и игра продолжается. За один набег лиса может утащить одну курицу. Лиса обязана покинуть курятник по сигналу учителя.
«Зайцы, сторож и Жучка»
Из числа играющих выделяют сторожа и Жучку. Остальные — зайцы. На площадке обозначают: с одной стороны — норы зайцев, с другой — огород, а за огородом — дом сторожа. Перед огородом ставят забор в виде препятствий, которые надо преодолеть любым способом. Перед началом игры зайцы находятся в норах, а сторож с Жучкой — дома. По сигналу первые семь-восемь зайцев выбегают из нор, перепрыгивают через забор и оказываются в огороде, где начинают собирать капусту (предметы), передвигаясь прыжками. По условному сигналу учителя сторож выходит из дома с Жучкой и стреляет в зайцев (хлопает три раза в ладоши). По первому хлопку зайцы убегают в норы, преодолевая забор. После третьего хлопка Жучка начинает догонять зайцев, которые остались в огороде, и кусает их (салит рукой). Зайцев, которые убежали за линию нор, догонять нельзя. Учитель запоминает пойманных зайцев и разрешает им присоединиться к играющим. После этого игра повторяется, но в огород отправляется другая группа зайцев. Сторож и Жучка могут поменяться ролями.
«Конники-спортсмены»
На расстоянии 2 м от стены и 1 м одно от другого обозначены стойла. Их должно быть на 2—3 меньше, чем играющих. Играющие стоят в кругу правым (левым) боком к центру, изображая лошадок. Инсценируется выездка спортивных лошадей. По команде учителя «Шаг коня!»_ лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях. Команда «Поворот!» — и лошадки поворачиваются кругом, продолжая движение в противоположном направлении.
Команда «Рысью!» — лошадки бегут, «Шаг коня!» — снова идут. Так повторяется два-три раза. По команде «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без стойла проигрывают. Участники игры снова становятся в круг — на этот раз другим боком к центру, и игра повторяется.
«Запрещенное движение»
Играющие вместе с учителем становятся в круг. Учитель объясняет, что он будет выполнять разные движения, а ученики должны их выполнять вместе с ним, но одно движение запрещено — его нельзя выполнить (например, движение «руки за голову»). Учитель начинает делать разные движения, все ученики повторяют их. Неожиданно учитель выполняет запрещенное движение. Ученик, повторивший его, делает шаг вперед, а затем продолжает играть. Запрещенные движения следует менять после четырех-пяти повторений.
«Эстафета с обручами»
Играющие строятся в колонну по четыре на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Перед каждой колонной в 15—20 м лежит обруч. По команде играющие (первые номера) бегут к своему обручу, пролезают через него, кладут на место и возвращаются назад. Подбегая к своей команде, они салят выставленную руку следующего игрока своей колонны, который после этого бежит к обручу. Выигрывает команда, первой закончившая упражнение.
«Не урони мешочек»
Детей разделяют на четыре команды, которые выстраиваются в колонны. Перед каждой колонной лежат 4—5 мячей в ряд на расстоянии 1 м друг от друга. В руках у детей, стоящих в колоннах первыми, — мешочки с песком. По команде они кладут мешочки на голову, идут «змейкой» между мячами, а затем возвращаются обратно и передают мешочки следующим игрокам, после чего встают в конец колонны. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.
«Медвежата за медом»
Играющих разделяют на команды и выстраивают против гимнастической стенки (дерево, на котором дупло с медом). По команде «Медвежата — за медом!» игроки, стоящие впереди каждой команды, влезают на гимнастическую стенку, касаются рукой верхней перекладины, спускаются вниз и становятся в конец своей команды. Игрок, выполнивший быстрее все упражнение, приносит своей команде очко. Затем по команде упражнение выполняют следующие медвежата. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. «Что изменилось?» Играющие сидят на скамейках. Водящий с закрытыми глазами стоит в 5—6 м спиной к ним и медленно считает до пяти. В это время дети пересаживаются, меняются местами, принимают различные позы (наклоняют голову, сгибают ногу и т. д.). Закончив считать, водящий поворачивается к играющим и старается запомнить расположение игроков и их позы. Затем снова поворачивается спиной к играющим. Они опять что-то изменяют. Повернувшись еще раз, водящий старается определить произошедшие изменения. Если он заметит изменения, то садится на скамейку, и назначается новый водящий.
«Перемена мест»
На площадке на расстоянии 3—5 м один от другого в произвольном порядке начерчены кружки. Каждый из участников игры стоит в кружке, а водящий ходит среди них. По сигналу играющие меняются кружками, а водящий старается занять какой-либо кружок. Оставшийся без кружка становится водящим.
«Прокати быстрее мяч»
Играющих разделяют на команды с одинаковым количеством игроков и выстраивают на линии старта в колонну по одному. В 8—10 м от линии старта кладут обручи по количеству команд (каждый обруч — напротив команды). У первых номеров каждой команды в руках набивной мяч. В центре каждого круга — малые мячи. По команде первые номера кладут набивной мяч на пол и начинают его катить в сторону своих обручей, закатывают в границы обруча, берут малый мяч и возвращаются к своей команде, где передают его следующему игроку. Тот бежит к обручу, оставляет малый мяч, берет набивной и начинает катить его по полу к своей команде. Побеждает команда, которая первой закончит игру.
«Третий лишний»
Все играющие становятся по кругу по два в затылок друг другу лицом к центру. За кругом — двое водящих: один убегает, другой догоняет. Убегающий, спасаясь от преследования, становится впереди какой-либо пары. Игрок, стоящий в паре последним, убегает, и догоняющий устремляется за ним. Если водящий осалил убегающего, то убегающий становится водящим.
«Посадка картофеля»
Две команды сидят на скамейках, поставленных вдоль сторон площадки, лицом друг к другу. Между ними — игровая площадка. Для каждой команды проведена стартовая линия, а в 2—3 м от нее — круги. В каждом круге лежит по одному мешочку с четырьмя картофелинами (малые мячи). На расстоянии 10—15 м обозначены четыре гнезда для посадки картофеля. На стартовой линии — два игрока, по одному от каждой команды. По сигналу они берут мешочки с картофелем, бегут к гнездам и сажают картофель (по одной картофелине в каждое гнездо). Закончив посадку, возвращаются, кладут мешочки в круги у стартовой линии и уходят на свои места. Во время перебежки первых игроков на стартовую линию выходят вторые номера. Когда первые положили мешочки, вторые берут их и бегут собирать картофель. Собрав, возвращаются, кладут мешочки с картофелем в круги на свои места и т. д. Выигрывает команда, первой закончившая посадку картофеля.
«Кузнечики»
Играющих разделяют на несколько команд и каждую выстраивают в колонну по одному у стартовой линии. По команде первые номера выполняют прыжок в длину с места, а его команда в это время шагом идет за ним. Затем из команды выходят вторые номера, встают рядом с первыми (после каждого прыжка поочередно с правой и левой стороны), выполняют свой прыжок и т. д. Победителем считается команда, которая продвинется прыжками дальше всех.
«Салки, ноги от земли!»
Все играющие свободно бегают по площадке, а водящий догоняет. Спасаясь от преследования, игроки могут занять любое положение, лишь бы ступни ног не касались земли (повиснуть на канате, сесть на скамейку, стать на колени, принять упор на бревне и т. д.). Игроков, которые приняли одно из этих положений, салить нельзя. Тот, кого салка догонит, становится водящим. Он поднимает руку, говорит «Я — салка», и игра продолжается.
«Оглянись!»
Играющие располагаются по кругу и садятся на пол лицом в центр круга. Водящий держит в руках мягкий мешочек и произвольно передвигается по внешней стороне круга. Незаметно он кладет мешочек либо за одним из играющих, либо между играющими и продолжает обманные движения. Затем он громко произносит: «Оглянись!» Все играющие оглядываются. Тот, у кого окажется мешочек, встает и начинает водить. Его место занимает прежний водящий.
«Парашютисты»
Играющих разделяют на две команды парашютистов. По количеству команд ставят гимнастические скамейки — самолеты. У одного из концов каждой скамейки обозначают круг диаметром 30—40 см. Это места приземления. У каждого из мест приземления — судья. По первому сигналу учителя команды по одному встают на скамейки — садятся в самолеты. По второму сигналу парашютисты начинают прыгать с самолета по одному, стараясь точно приземлиться (приземление считается точным и правильным, если парашютист спрыгнул в обозначенный круг, сохранил устойчивое равновесие, выпрямился в основную стойку и вышел из круга).
За каждое правильное приземление команде начисляется очко. Выигравшей считается команда, набравшая больше очков.
«Попади в мяч»
Играющих делят на две команды и выстраивают в шеренги лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 8—10 м. Посередине на табуретке лежит волейбольный мяч. У каждого из игроков — по малому мячу. По сигналу учителя игроки одной команды по очереди выполняют броски, стараясь сбить волейбольный мяч. Если кому-либо из участников это удается, команде засчитывается очко. После того как одна команда закончит броски, бросают игроки другой команды. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
«Кто обгонит». Все играющие делятся на четыре-пять команд и выстраиваются на одной линии шеренгами, держась за руки. По сигналу все команды прыгают на одной ноге до обозначенной линии. Выигрывает команда, первой достигшая границы.
Любимые игры школьников в среднем и старшем звене
«Вызов номеров»
Все играющие делятся на равные две команды. В каждой команде выбирается капитан. Команды рассчитываются на 1, 2, 3, и т. д. каждый игрок запоминает свой номер. По расчёту команды становятся друг напротив друга на определённом расстоянии. В центре между командами лежат два мяча. В кружке один мяч для одной команды, а в другом для другой.
По команде учителя они начинают выполнять упражнения, которые показывает учитель. Учитель называет число, входящее в расчёт игроков и игрок к которому относится число, выбегает к своему мячу и берёт его. Затем оббегает свою команду и кладёт его на место. Очко получает та команда, чей игрок первый становится на своё место.
«Бой петухов»
Весь класс делится на две равные команды, они строятся в шеренгу друг напротив друга, между ними расположен круг. Из каждой команды вызывают по 1 человеку. 2 игрока находятся в кругу и стараются вытолкнуть друг друга из круга на одной ноге. Тот, кто вытолкнет из круга противника, его команда получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки каждой команды не поиграют.
Правила: Игроки выталкивают друг друга стоя на одной ноге, руки строго за спиной. При выталкивании нельзя опираться на другую ногу и нельзя толкать руками.
«Борьба за мяч»
Класс делится на равные 4 команды, приготавливаются 2 баскетбольных мяча.4 команды располагаются по 2 команды на площадку (т. е зал или площадка делится пополам) ,эти две команды играют м/у собой и другие 2 команды тоже. Одна команда подвязывает красные ленточки, а другая синие ленточки. Эта игра связана с баскетболом. Правила те же, только здесь необходимо каждой команде сделать 10 передач, которая команда первой это сделает без потерь мяча, получает 1 очко.
Правила: Игрок передаёт мяч тому, у кого такая же цветом повязка.
«Перетягивание шеренги»
На площадке проводят 3 параллельные линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. Играющие (8-12 человек) делятся на 2 равные команды, выделяющие по 2-3 головных игрока. Первые головные каждой команды становятся у средней линии друг против друга и берутся за руки (или за палки). Остальные игроки становятся в затылок за своими головными, каждый обхватив за талию игрока, находящегося впереди. Команды по сигналу руководителя начинают перетягивание. Та из них, которая перетянет капитана противоположной команды за крайнюю линию, выигрывает 1 очко. Команда, набравшая 2 или3 очка, считается победившей.
«Борьба на палках»
Двое играющих садятся друг напротив друга на пол , и упираются в ступни один другому. Взявшись руками на ширине плеч за палку, каждый (по сигналу судьи) старается оторвать своего противника от пола. Сгибать ноги в коленях и отпускать палку не разрешается.
«Гонки тачек»
Класс делится на 2 команды, выстраиваются в колонну по одному, на против каждой команды стойка.
По команде учителя один игрок перемещается в упоре, а второй держит его за ноги. Добравшись до стойки, обегают её и меняются местами. Дальше возвращаются, и таким же образам делает вся команда. Которая команда первой возвращается до финиша, та команда выигрывает.
«Невод»
Класс делится на 2 равные команды, 1 команда, взявшись за руки, образует как бы (невод), 2 команда рыбы, разбегаются по площадке.
По команде учителя команда образует невод, догоняет, ловит, остальных игроков, при этом команда, которая ловит не расцепляются. Выигрывает та команда, которая за определённое время поймала больше игроков противоположной команды.
«Добеги и убеги»
На противоположных сторонах площадки чертятся линии 10 м друг от друга - это дом. Играющие делятся на равные две команды и встают у одной линии. Игру начинают первые номера. По сигналу они бегут к противоположной линии. Добегают до водящих (стоящих на линии) , ударяют по протянутой ладони и быстро возвращаются. Водящие стараются догнать убегающих и осалить. Если игрок осален, то он идёт на сторону водящего и встаёт впереди него. Игроки, которым удалось уйти не осаленными, встают в конец своего ряда. Игра заканчивается, когда пробегут последние игроки. Побеждает команда, в которой меньше осаленных участников. Расстояние можно увеличить. Количество участников неограниченное.
«Слон»
Класс делится на две равные команды. Чертится линия, 1 команда становится от неё на расстоянии 3м и наклоняется, игроки 2 команды разбегаются и стараются запрыгнуть на спины 1 команды, после того как все игроки оказались на спинах им необходимо удержатся, а игрокам 1 команды необходимо их донести до отметки.
Побеждает та команда, в которой как можно больше игроков удержалась на спинах слонов. (Можно придумывать свои варианты игры).
Игры с оздоровительной направленностью
Болезни носа, горла
Задачи, решаемые в процессе игр:
1.Востановить носовое дыхание.
2.Улучшить осанку.
3. Укреплять мышцы участвующие в выдохе и вдохе.
Дыхание носом способствует кондиционированию воздуха, поступающего в лёгкие. Воздух в носовых ходах очищается, увлажняется, согревается. Наиболее часто наблюдается расстройства носового дыхания, хронические катаральные состояния носоглотки, нарушение сна у детей с разрастанием аденоидов, которое наиболее выражено при экссудативным и лимфатическим диатезе. У детей, дышащих ртом, очень слабые мышцы носа. Для таких детей подбираются игры, развивающие носовое дыхание. Благодаря тому, что дыхание через нос требует более значительных усилий, постоянно тренируется дыхательная мускулатура. Восстановление дыхания через нос способствует улучшению местного кровообращения. Всё это препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, улучшению функционирования органов ротовой полости, содействуют также нормализации прикуса и правильной осанки, этому могут помочь соответствующие игры. Учителям, проводящим игровые занятия с детьми, необходимо одновременно контролировать правильность осанки во время занятий и смыкание губ.
1.Шарик (3 – 14 лет)
Дети сидят полукругом, «надувают шары»: Широко разводя руками в стороны и глубоко вдохнуть, выдохнуть воздух в шарик – «Ф Ф Ф ……»,
медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик «лопается». Дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух, «Ш Ш Ш……» - произносят
дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях, повторяют 2 – 3 раза.
2. Будем красить потолок (3 – 14 лет)
Дети за воспитателем повторяют: «Красить комнаты пора – пригласим мы моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром». Далее учитель говорит: «Сейчас и мы с вами будем красить потолок, только кисть будет
ваш язык, а потолком твёрдое нёбо!»
3. Отбойный молоток (3-7лет)
Учитель (воспитатель) говорит детям: «Все вы, наверное, видели отбойные молотки, которыми вскрывают освальд для ремонта труб под землёй », сейчас мы попробуем с вами подрожать этому молотку. Для этого нужно долото – долото произносит звук «ддддд……..»!! Упражнение проводится
в течение 3 – 4 минут.
Бронхолёгочные заболевания
Задачи, решаемые в процессе игр:
1.Улучшить дренажную функцию бронхов.
2.Улучшить диафрагмы.
3.Укрепить мышцы выдоха (живот, спина).
Для осуществления этих задач рекомендуются игры и упражнения игрового характера с произношением во время выхода различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе – звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению бронхоспазма. Полезные игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями. Это способствует улучшению функции терморегуляции, внешнего дыхания, гемодинамики. При бронхолёгочных заболеваний надо также включать игры, способствующие нормализации прикуса.
1.Совушка (6-12 лет)
Играющие свободно располагаются в зале, или на площадке. В стороне «в
дупле» сидит или стоит «сова». Учитель говорит: «День наступает – всё оживает». Все играющие свободно передвигаются по площадке,
выполняя различные движения, имитируя руками полёт бабочек, стрекоз и т.д. неожиданно инструктор произносит: «Ночь наступает, всё замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова медленно проходит
мимо играющих и зорко осматривает их» Кто пошевелится или засмеётся, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Игра начинается опять. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большое число играющих.
2.Дни недели (5-14 лет)
Двое детей, стоят лицом друг к другу, держат за концы верёвку на уровне
щиколоток. Остальные играющие по очереди перепрыгивают через неё. С
каждым днём «недели» верёвочку поднимают выше на 5-10 см. В субботу
верёвочка будет выше щиколотки на 25-50 см.Выигрывают те, кто в течении «недели» меньше всех задевал верёвку. Для детей младшего возраста расстояние между верёвкой и землёй сокращают.
3.Кто как сможет (6-14 лет)
Дети строятся в затылок друг за другом в две колонны. Перед первым в колонах чертят линию старта на расстоянии 20-30 м параллельно этой линии, чертят линию финиша. Задача заключается в том, чтобы по сигналу учителя первые в колоннах как можно быстрее достигли финишной черты. Однако бегом нельзя, можно кувыркаться, перекатываться сбоку на бок, ходить на коленках, на четвереньках (кто как сможет). Достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются в конец шеренги.
4.Не урони колечко (5-14 лет)
У стартовой черты выстраиваются две команды. На конце языка у каждого
ребенка резиновое колечко (рот открыт). По сигналу инструктора ЛФ дети должны пройти до финишной черты. Расстояние между стартовой и финишной чертой от 5 до 15 м. Выигрывает та команда, которая быстрее и
качественнее (не уронив колечко) достигает финиша. Инструктор контролирует осанку.
5.Петухи (5-14 лет)
Рисуют круг диаметром 5м. двое детей (петухи) становятся в круг и пытаются
вытолкнуть друг друга из круга, ударяя один другого ладонью о ладонь. Игру можно усложнить, если «петухи» будут прыгать на одной ноге, надувать щеки. Оставшийся в кругу выигрывает поединок.
Острая респираторная вирусная инфекция
Задачи, решаемые в процессе игр:
1.Формирование психических моторных функций.
2.Формирование правильной осанки.
3. Формирование нормализации мышечного тонуса, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение сопротивляемости растущего организма, создание эмоционального тонуса детей.
Для реализации этих задач предлагаются подвижные игры общефизиологического воздействия, направленные на всестороннее развитие детей, воспитание полезных навыков и качеств, стимулирующие естественные движения детей: ходьба, бег, лазание, перелезание, ползание, метание и т.д. Особенно полезны игры на воздухе.
1.Кошечка
Ребёнок ползёт на четвереньках. Потом он останавливается и поворачивает
голову («кошечка» оглядывается), затем наклоняет голову к полу («кошечка» пьёт). Игра проводится на гигиеничной подстилке.
2.Всё дальше и выше
Дети сидят. Учитель, отходя от детей, бросает им мяч и приговаривает:
«Бросим дальше, бросим выше». Игру можно проводить и с одним маленьким партнёром, дома и в группе. Во втором случае учитель бросает мяч детям по очереди.
3.Наседка и цыплята
Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки верёвкой огорожен
«дом», где помещаются «цыплята» (дети) с «наседкой» (учитель или воспитатель). С боку в стороне находится «большая птица», «наседка» покидает свой «дом» подлезает под верёвку и отправляется
на поиски корма. Она зовёт цыплят: «ко-ко-ко». На зов её «цыплята»
подлезают под верёвку и вместе с ней гуляют на площадке («клюют зёрнышки»: наклоняются, приседают и др.) при словах учителя «летит большая птица» «цыплята» убегают домой. Из игры выбывают «цыплята»,
поймавшиеся «большой птицей».
4.Котята и щенята
Играющих делят на две группы: «котята» и «щенята». «Котята» находятся
около гимнастической стенки «щенята» - на другой стороне комнаты, за скамеечками, в «будках». По сигналу учителя «котята» начинают
бегать легко, мягко. На слова учителя «котята!» они произносят «мяу». В ответ на это «щенята» лают «ав-ав-ав!», перелезают через скамейки, на четвереньках бегут за «котятами», которые быстро влезают на гимнастическую стенку, «щенята» возвращаются в свои «будки».После двух – трёх повторений дети меняются ролями. Закончить игру можно так: учитель предлагает всем пройти тихо, медленно, «по-кошачьи». Контролируется осанка и смыкание губ.
Нарушение осанки
Задачи, решаемые в процессе игр:
1.Воспитать навык правильной осанки.
2.Укрепить мышечный корсет.
3.Научить культуре движения.
Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний у детей , как проявление их общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата. Эти нарушения встречаются уже у детей раннего возраста. Дефекты осанки отрицательно сказываются на деятельности сердца, желудка, печени, почек. При использовании в подвижных играх корригирующих упражнений необходимо , прежде всего принимать во внимание основное заболевание ребёнка, чтобы, исправляя дефект осанки ребёнка, не повредить его организму в другом. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы и выполнения других основных элементарных движений. В играх должны использоваться разнообразные исходные положения, в том числе и положения, лёжа, стоя на четвереньках. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.
Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребёнку приходится многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка.
1.Подпрыгни до ладошки
Дети сидят на скамейке или стоят. Учитель подзывает к себе, то одного, то
другого ребёнка и предлагает ему дотянуться до ладони, а с 4-5 лет
подпрыгнуть повыше так, чтобы головой достать до его ладони. Руку учитель
держит на небольшом расстоянии от головы ребёнка.
2.Вариант: подпрыгнуть и достать рукой бубен, яркую игрушку или
колокольчик, который учитель держит на некотором расстоянии от головы
ребёнка, самые прыгучие дети соревнуются между собой, прыгая на ещё большую высоту.
2.Воздушный шар
Дети стоят и сидят., самостоятельно надувая шары. Учитель помогает
завязывать отверстия. Дети подбрасывают шары вверх и ловят их, бросая друг другу. Учитель предупреждает, что шар надо ловить осторожно, чтобы он не лопнул. Перебрасывать шар друг другу можно и
через верёвку. Для детей 7 лет и старше задание усложняется. Перед ними ставится задача хорошо надуть шар за меньшее число дыхательных движений.
3.Попади мешочком в круг
Дети стоят по кругу. В центре круга лежит обруч. В руках у детей мешочки с
песком, после того как учитель произносит «Бросай!», все дети бросают свои мешочки круг. Учитель отмечает, чей мешочек в кругу. Затем по указанию учителя дети поднимают мешочки и становятся на место. Выигрывает тот, кто чаще других попадал в круг.
4.Бегущая скакалка
Двое берут длинную скакалку за концы и ходят с ней вдоль площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет держащего её.
5.Кольцо ко мне
Дети сидят (стоят) в кругу или рядом. Они складывают ладони вместе перед
собой. Учитель, у которого между ладонями находится кольцо, подходит к каждому ребёнку, который слегка раскрывает ладони, и одному из них
незаметно вкладывает кольцо. Затем учитель говорит: «Кольцо, ко мне».
Ребёнок старается выбежать, а дети – не выпустить его. Учитель контролирует осанку, смыкание губ.
Повышенная масса тела
Задачи, решаемые в процессе игр:
1.Улучшить обменные процессы.
2.Увеличить двигательную активность.
3.Создать мотивацию на движение.
Подвижные игры при этом заболевании проводится с целью повышения интенсивных обменных процессов, увеличение энергетических затрат организма. С учетом резервных возможностей сердечнососудистой системы, определяемых врачом, необходимо постепенно подготовить организм ребёнка к возрастающей физической нагрузке в играх. Повысить эмоциональный тонус, увеличить общую работоспособность, улучшить функциональное состояние сердечнососудистой системы и дыхательной системы. Для выполнения этих задач необходимо вводить в занятия игры общефизического воздействия, оказывающие тренирующие влияние на весь организм. Выбираются игры в зависимости от физической подготовленности ребёнка, состояния его сердечнососудистой системы. Рекомендуются игры с бегом, чередующимся с ходьбой.
1.На то и щука в море, чтобы карась не дремал
По обе стороны площадки проводят прямые линии, за ними «моря». Один из детей «щука» находится в стороне, в своём «море», «караси»(остальные играющие) – в другом «море». По сигналу учителя «караси в море» «караси»
перебегают из одного «моря» в другое, а «щука» их ловит. Пойманные, взявшись за руки, образуют круг посередине площадки – «корзину». Перебегая из одного «моря» в другое, «караси» обязательно должны пробежать через «корзину». В «корзине» «щука» не имеет право ловить «карасей». «Карась», не перебежавший через корзину или осаленный «щекой», считается пойманным.Выигрывают «караси», которые не поймала «щука».
2.Кто скорее станет в круг
Все играющие, кроме водящего, становятся вкруг. Водящий обегает круг и слегка ударяет кого-нибудь из детей по плечу. Последний должен обежать
круг, но в обратном направлении и встать на своё место. Водящий, ударив по плечу стоячего в кругу, сам продолжает обегать во круг, стремясь занять
освободившееся место. Опоздавший становится водящим, и игра продолжается.
3.Спрыгни в кружочек
Около скамеечки чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий ещё дальше. Дети по очереди прыгают со скамейки в кружок.
Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадёт. Спрыгивать надо мягко, пружиня на носках.
4.Стоп, хлоп, раз
Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» подпрыгивают, и на сигнал «Раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Все три сигнала повторяются в ходьбе 5-8 раз.
Тот, кто ошибается, выходит из игры. Когда остаётся всего 2-3 играющих все снова становятся в колонну. Игра продолжается.
Зимние игры и развлечения
Задачи, решаемые в процессе игр:
1.Закаливание.
2.Развитие физических качеств.
3.Чувство взаимовыручки и коллективизма.
1. «Царь горы»
В игре принимают участие 10-15 человек. Проводится на невысокой горке (бугре, холме).Выбирают водящего, который встаёт на вершину горки. После выкрика « Я царь горы!» играющие устремляются на штурм горы толкая и стягивая друг друга стараются занять место водящего.
2. «Два мороза»
Игра проводится на площадке 6 на 12 м. Выбирают два водящих «Мороза».
«Морозы» становятся на середину площадки со словами: Два мороза молодые - Мы два брата удалые, Я мороз – синий нос, я мороз – красный нос
Ну – ка кто из вас решится в путь дороженьку пуститься. Ребята отвечают: - Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз! После ответа играющие перебегают на другую сторону площадки. Морозы ловят играющих «замораживают». Замороженные замирают без движений, «Разморозить» их могут другие игроки, коснувшись рукой. «Морозы» охраняют «замороженных». После 2-3 повторений Морозы меняются.
3.Белый ком
Играющие выбирают водящего и делятся на две команды. Водящий лепит снежок и выбегая на 10-15 метров вперёд забрасывает снежок как можно дальше. Как только водящий возвращается к исходному рубежу, играющие бегут искать снежок. Кто находит снежок первым, бежит обратно. «Соперники» из другой команды старается задержать несущего снежок и отнять его. Обладатель снежка может передать его другому из своей команды. Выигрывает команда первой донёсшая снежок водящему.
Игры на санках
1.«Карельские гонки»
Участники, сидя на санках и отталкиваясь лыжными палками должны доехать до финиша. Эту игру можно провести в виде эстафеты.
2. «Санные перетягушки»
Санки становятся носами в противоположные стороны, а сидящие на них игроки держат в руках шест или канат. Усевшись на санки, спиной друг к другу и взявшись за шест или канат, каждый стремится уехать вперёд.
Чтобы игра была справедливой, на санки садятся ребята одного веса и силы.
3. «Тройки»
К трём мальчикам привязывают ремни (скакалки). Девочка, встав на санки, держится за ремни. Дистанция для таких гонок не должна превышать 100м.
В каждом забеге должно быть не более трёх «троек». На 100 метровом отрезке мальчики должны развить предельную скорость, а девочка удержать равновесие. Победители каждого забега выходят в полуфинал, а затем – в финал.
Игры на лыжах
1.«Финские гонки»
Игра проводится на лыжне длиной 40-50 м. Лыжники выстраиваются на одной линии, ноги их связаны выше колен шарфами или ремнями. По сигналу передвигаются, толкаясь палками. Побеждает участник первым, пришедший к финишу. Игру можно проводить в виде эстафеты.
2. «Гонки за флажками»
В игре принимают участие 8 человек. Участники без палок выстраиваются в одну шеренгу на старте.100 м. от старта становится на одной линии 6 флажков, через 50 м. – 2 флажка, и через 50 м. – 1 флажок. Участник добегает до флажка, схватив его, продолжает бег и.т.д. Кому не досталось флажка, выбывает из игры. Побеждает лыжник, взявший последний флажок.
3. «На буксире»
Участники парами выстраиваются на линии старта. Первые номера держатся
за темляки лыжных палок. Вторые номера зажимают кольца этих же палок под мышками. По сигналу первые номера начинают скользить на лыжах,
буксируя за собой вторые номера. Пара, прибежавшая первой до финиша, считается победившей.
4. «Снежком в круг»
Лыжню прокладывают на пологом скате. На середине склона в 4-5 м. от лыжни флажки обозначают круг. Во время спуска (без палок) играющие
снежками стараются попасть в круг, сохраняя при этом равновесие. За каждое попадание засчитывается 1 очко. За падение со спуска 1 очко снимается. Побеждает тот, кто больше наберёт очков.
Заключение
Собственно подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требуют от учащихся активно двигательных действий. Выполнение, которых зависит от творчества и инициативы самих играющих. Соответственно подвижные игры не требуют от играющих специальной физической подготовленности. Правила назначаются самими учащимися и руководителем в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно устан6овленного числа играющих, точного размера площадки, а так же варьируется и инвентарь.
В этой брошюре мы вам предлагаем игры, которые сделают ваши уроки более интересными, разнообразными, весёлыми и полезными с точки зрения здоровья сохранения обучающихся. Надеемся что изложенные здесь рекомендации, помогут вам в вашей работе.
Всего вам доброго!
Список рекомендуемой и используемой литературы
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как получить «пятёрку» за здоровье. – Тула: Арктаус, 1997. – 50с.
2. Волкова О. Улыбайтесь, вам это понравится // АИФ. Здоровье. – 2004. -№28- 29. – с.10.
3.Малыхина М. Лесные забавы // Здоровье детей. – 2005. - №11 – с 47 – 48.
4. Вавилова Е.Н «Укрепляйте здоровье детей» м.1994г
5. Ковалько В. И. «Поурочные разработки по физкультуре» Игровой подход. Москва «ВАКО»2006.
6. Методические рекомендации для инструкторов – Зауралья. Курган 2008г
7. Диреклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 кл. – М.: ВАКО, 2004. – 152с.
8. Штода Л.З. Расслабление и здоровье. – Курган, 2002. – 42с.
9. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 288с.
10. Энциклопедия чудес природы / Пер. с анг. – М.: ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест». 2000 – 456с.
46