СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации ЕГЭ 2019 для учителей физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для учителей из анализа ФИПИ ЕГЭ 2019. Разработка предназначена для учителей по подготовке учеников к ЕГЭ 2020 года, для проработки типичных ошибок.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации ЕГЭ 2019 для учителей физики»

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  для учителей,  подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 год   по физике

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для учителей,

подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 год по физике

Число участников ЕГЭ по физике в 2019 г. составило 149 400 человек ( 98,8% выпускников 2019 года ) . Наблюдается снижение численности участников экзамена в течение трех последних лет: 155 281 человек в 2017 г.  150 650 человек в 2018 г. 149 400 человек в 2019 г

Число участников ЕГЭ по физике в 2019 г. составило 149 400 человек ( 98,8% выпускников 2019 года ) .

Наблюдается снижение численности участников экзамена в течение трех последних лет:

155 281 человек в 2017 г.

150 650 человек в 2018 г.

149 400 человек в 2019 г

Каждый вариант  состоял из 2 частей и включал 32 задания В часть 1 было включено: 24 задания с кратким ответом: 13 заданий с записью ответа в виде числа, слова или двух чисел, 11 заданий на установление соответствия и множественный выбор.  Задание № 21 проверяло освоение понятийного аппарата по механике, молекулярной физике, электродинамике и квантовой физике.  Последние 2 задания в части 1 оценивали сформированность методологических умений.  Задание № 24 на множественный выбор проверяло элементы астрофизики.

Каждый вариант состоял из 2 частей и включал 32 задания

В часть 1 было включено:

24 задания с кратким ответом:

  • 13 заданий с записью ответа в виде числа, слова или двух чисел,
  • 11 заданий на установление соответствия и множественный выбор.

Задание № 21 проверяло освоение понятийного аппарата по механике, молекулярной физике, электродинамике и квантовой физике.

Последние 2 задания в части 1 оценивали сформированность методологических умений.

Задание № 24 на множественный выбор проверяло элементы астрофизики.

Каждый вариант  состоял из 2 частей и включал 32 задания Часть 2 содержала :  8 заданий ,  объединенных общим видом деятельности –  решение задач:   3 задания с кратким ответом  5 заданий с развернутым ответом: *1 качественная задача *4 расчетные задачи высокого уровня сложности

Каждый вариант состоял из 2 частей и включал 32 задания

Часть 2 содержала :

8 заданий ,

объединенных общим видом деятельности –

решение задач:

  • 3 задания с кратким ответом
  • 5 заданий с развернутым ответом:

*1 качественная задача

*4 расчетные задачи высокого уровня сложности

Средний балл ЕГЭ по физике 2019 г. составил 54,4  2018 г. составил 53,22  2017 г. составил 53,16  2016 г. составил 50,02 2015 г. составил

Средний балл ЕГЭ по физике

  • 2019 г. составил 54,4
  • 2018 г. составил 53,22
  • 2017 г. составил 53,16
  • 2016 г. составил 50,02
  • 2015 г. составил
В экзаменационной работе по физике контролировались элементы содержания из всех разделов (тем) школьного курса физики:   Механика (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны); Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика); Электродинамика (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика;  Квантовая физика и элементы астрофизики (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра, элементы астрофизики).

В экзаменационной работе по физике контролировались элементы содержания из всех разделов (тем) школьного курса физики:

  • Механика (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны);
  • Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика);
  • Электродинамика (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика;
  • Квантовая физика и элементы астрофизики (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра, элементы астрофизики).
 В течение трех лет несколько увеличивается доля слабо подготовленных участников (0–40 б) и наблюдается существенный рост доли высокобалльников (61– 100 б). Это позволяет говорить об усилении дифференциации в подготовке выпускников: растет качество подготовки обучающихся, изучающих профильный курс физики, и снижается уровень подготовки выпускников классов с изучением курса базового уровня.

В течение трех лет несколько увеличивается доля слабо подготовленных участников (0–40 б) и наблюдается существенный рост доли высокобалльников (61– 100 б).

Это позволяет говорить об усилении дифференциации в подготовке выпускников: растет качество подготовки обучающихся, изучающих профильный курс физики, и снижается уровень подготовки выпускников классов с изучением курса базового уровня.

Результаты  выполнения заданий по содержательным разделам школьного курса физики.

Результаты выполнения заданий по содержательным разделам школьного курса физики.

Результаты  выполнения групп заданий направленных на оценку различных способов действий, формируемых в процессе обучения физике.

Результаты выполнения групп заданий направленных на оценку различных способов действий, формируемых в процессе обучения физике.

Диаграмма средних процентов выполнения заданий

Диаграмма средних процентов выполнения заданий

Применение законов и  формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и  формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и  формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и  формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и  формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и  формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и  формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и  формул в типовых учебных ситуациях

Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях

Анализ и объяснение явлений и процессов   Умение анализировать и объяснять протекание различных физических явлений и процессов проверялось заданиями на соответствие (изменение величин) и на множественный выбор (2 верных утверждений из 5 ).  В каждом варианте предлагалось по 3 задания на определение характера изменения физических величин в различных процессах: по механике, электродинамике, молекулярной или квантовой физике.

Анализ и объяснение явлений и процессов

Умение анализировать и объяснять протекание различных физических явлений и процессов проверялось заданиями на соответствие (изменение величин) и на множественный выбор

(2 верных утверждений из 5 ).

В каждом варианте предлагалось по 3 задания на определение характера изменения физических величин в различных процессах: по механике, электродинамике, молекулярной или квантовой физике.

Участники экзамена успешно справились с заданиями : по механике : для движения тела под углом к горизонту (50%); для движения искусственных спутников Земли (62%); на изменение сил, действующих на брусок на вращающемся диске при изменении его скорости (70%); на плавания тел (71%); на колебания пружинного маятника (64%); по молекулярной физике: на изменение параметров, характеризующих работу тепловой машины (62%); на изменение параметров газов в различных изопроцессах (77%);  по электродинамике: на изменение параметров цепи постоянного тока (54%);  на движение заряженной частицы в магнитном поле (58%); по квантовой физике: на изменение параметров ядра в изотопах (54%), на явление фотоэффекта (55%).

Участники экзамена успешно справились с заданиями :

по механике :

  • для движения тела под углом к горизонту (50%);
  • для движения искусственных спутников Земли (62%);
  • на изменение сил, действующих на брусок на вращающемся диске при изменении его скорости (70%);
  • на плавания тел (71%);
  • на колебания пружинного маятника (64%);

по молекулярной физике:

  • на изменение параметров, характеризующих работу тепловой машины (62%);
  • на изменение параметров газов в различных изопроцессах (77%);

по электродинамике:

  • на изменение параметров цепи постоянного тока (54%);
  • на движение заряженной частицы в магнитном поле (58%); по квантовой физике:
  • на изменение параметров ядра в изотопах (54%),
  • на явление фотоэффекта (55%).
Анализ и объяснение явлений и процессов

Анализ и объяснение явлений и процессов

Элементы астрофизики в задании 24 В основной день предлагалось три модели заданий: на базе диаграммы Герцшпрунга – Рессела, на базе таблицы с характеристиками ярких звезд (температура поверхности, масса, радиус, средняя плотность)  на базе таблицы с характеристиками звезд (температура поверхности, масса, радиус, название созвездия, к которому относится звезда).

Элементы астрофизики в задании 24

В основной день предлагалось

три модели заданий:

  • на базе диаграммы Герцшпрунга – Рессела,
  • на базе таблицы с характеристиками ярких звезд (температура поверхности, масса, радиус, средняя плотность)
  • на базе таблицы с характеристиками звезд (температура поверхности, масса, радиус, название созвездия, к которому относится звезда).
С заданиями с привлечением диаграммы Герцшпрунга – Рессела справляются в среднем 66% учащихся.  При этом большинство успешно: сравнивает длительность «жизненного цикла» звезд различных спектральных классов главной последовательности; распознает по описаниям звезд их отношение к главной последовательности, красным гигантам или белым карликам; распознает различия в плотности красных гигантов, звезд главной последовательности и белых карликов.

С заданиями с привлечением диаграммы Герцшпрунга – Рессела справляются в среднем 66% учащихся.

При этом большинство успешно:

  • сравнивает длительность «жизненного цикла» звезд различных спектральных классов главной последовательности;
  • распознает по описаниям звезд их отношение к главной последовательности, красным гигантам или белым карликам;
  • распознает различия в плотности красных гигантов, звезд главной последовательности и белых карликов.
С заданиями с привлечением  диаграммы Герцшпрунга – Рессела  Затруднения вызывают утверждения, связанные с понятиями «светимость» и «абсолютная звездная величина». Например, к типичным ошибкам можно отнести выбор в качестве верных утверждений:  «Чем выше температура звезды, тем больше ее светимость» «Чем ниже температура поверхности звезды, тем меньше ее абсолютная звездная величина».

С заданиями с привлечением диаграммы Герцшпрунга – Рессела

Затруднения вызывают утверждения, связанные с понятиями «светимость» и «абсолютная звездная величина». Например, к типичным ошибкам можно отнести выбор в качестве верных утверждений:

  • «Чем выше температура звезды, тем больше ее светимость»
  • «Чем ниже температура поверхности звезды, тем меньше ее абсолютная звездная величина».
Задания с привлечением  диаграммы Герцшпрунга – Рессела  С заданиями на базе таблицы с характеристиками звезд (температура поверхности, масса, радиус, название созвездия, к которому относится звезда) справляются в среднем около 68% выпускников. Здесь затруднения были связаны с отнесением звезд по их характеристикам к красным гигантам и сверхгигантам.  Более трудными оказались задания с использованием таблицы с характеристиками звезд, в числе которых указывалась средняя плотность.

Задания с привлечением диаграммы Герцшпрунга – Рессела

С заданиями на базе таблицы с характеристиками звезд (температура поверхности, масса, радиус, название созвездия, к которому относится звезда) справляются в среднем около 68% выпускников. Здесь затруднения были связаны с отнесением звезд по их характеристикам к красным гигантам и сверхгигантам.

Более трудными оказались задания с использованием таблицы с характеристиками звезд, в числе которых указывалась средняя плотность.

Методологические умения Каждый вариант содержал 2 задания базового уровня сложности. Задание 22 проверяло умение записывать показания измерительных приборов с учетом заданной погрешности измерений. В тексте задания либо указывалось, что погрешность равна цене деления прибора, либо предлагалось конкретное значение абсолютной погрешности. В текущем году выпускники в целом справлялись со снятием показаний амперметров, вольтметров и динамометров. Но значительные затруднения вызвали задания, в которых необходимо было определить массу или длину объекта, определяемую с использованием метода рядов. 30%- процент выполнения этой группы заданий.

Методологические умения

Каждый вариант содержал

2 задания базового уровня сложности.

  • Задание 22 проверяло умение записывать показания измерительных приборов с учетом заданной погрешности измерений. В тексте задания либо указывалось, что погрешность равна цене деления прибора, либо предлагалось конкретное значение абсолютной погрешности.
  • В текущем году выпускники в целом справлялись со снятием показаний амперметров, вольтметров и динамометров.
  • Но значительные затруднения вызвали задания, в которых необходимо было определить массу или длину объекта, определяемую с использованием метода рядов.
  • 30%- процент выполнения этой группы заданий.
Решение задач В каждом варианте предлагалось по 8 задач по разным темам школьного курса физики. Задания с кратким ответом включали в себя задачи по механике, молекулярной физике и электродинамике.  В среднем выполнение по всем расчетным задачам повышенного уровня сложности составило 37%. При этом для задач по механике – 38%; для задач по молекулярной физике – 40%;  для задач по электродинамике – 29%.  Уровень освоения достигнут только для 2 групп задач: на движение связанных тел на нити, перекинутой через неподвижный блок, и на применение уравнения Менделеева – Клапейрона с учетом данных графика зависимости давления газа от его объема.  В механике с задачами по кинематике справляются в среднем около 44% участников, с задачами на применение закона сохранения импульса к разрыву снаряда – 45%.

Решение задач

В каждом варианте предлагалось по 8 задач по разным темам школьного курса физики.

Задания с кратким ответом включали в себя задачи по механике, молекулярной физике и электродинамике.

В среднем выполнение по всем расчетным задачам повышенного уровня сложности составило 37%.

При этом для задач по механике – 38%;

для задач по молекулярной физике – 40%;

для задач по электродинамике – 29%.

Уровень освоения достигнут только для 2 групп задач: на движение связанных тел на нити, перекинутой через неподвижный блок, и на применение уравнения Менделеева – Клапейрона с учетом данных графика зависимости давления газа от его объема.

В механике с задачами по кинематике справляются в среднем около 44% участников, с задачами на применение закона сохранения импульса к разрыву снаряда – 45%.

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Качественная задача

Качественная задача

2 часть

2 часть

2 часть

2 часть

2019-2020

2019-2020