МКОУ Вальдиватская средняя
общеобразовательная школа
МО «Карсунский район» Ульяновской области
Школьный этап конкурса классных руководителей «Самый классный классный»
Номинация:
«Классный
руководитель
- социальный
организатор»
ТЕМА:
«Развитие социальной активности обучающихся начальных классов во внеклассной воспитательной работе»
Разработала:
учитель начальных классов, классный руководитель
Генералова Тамара Николаевна
с. Вальдиватское
Содержание
1. Цели и задачи воспитательной деятельности классного руководителя
2. Содержание воспитательной деятельности
3. Формы и методы, используемые в работе
4. Инновационная деятельность
5. Работа с семьей, детскими общественными организациями, социумом
6. Ожидаемые результаты воспитательной деятельности
7. Список использованной литературы
8. Приложения
Цели и задачи воспитательной деятельности классного руководителя
Воспитательная работа – ежедневная реальность жизни учителя. А социальное воспитание – реальность жизни любого человека. Задача педагога как классного руководителя:
- помочь понять, осознать, научить позитивному отношению к жизни младших школьников.
Конечно, нельзя стать оптимистом по заказу. Но можно научиться видеть многоцветие окружающего мира и выбирать добро или зло, дружбу или ссору, любовь или ненависть. Выбор, особенно у ребенка, часто может быть импульсивным, а не осознанным, поэтому классный руководитель учит детей воспринимать типичные жизненные ситуации “умом и сердцем” и понимать ценность оптимистичного взгляда на жизнь.
Природе ребенка свойственно жизнерадостное оптимистическое мироощущение, проблемы “большого мира” он не осознает, и они его в основном не касаются. Однако ситуация “оптимистичный ребенок в пессимистичном мире” длится недолго, и, если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, в обществе появится на одного пессимиста больше.
Утверждаемая ценность позитивного взгляда на жизнь состоит в:
- субъектной позиции ученика, т.е. умении ребенка оценивать ситуацию на основе собственного действия, решения, а не слов, оценок, действий других людей;
- толерантности, как умения принимать разное, отличное от собственного или привычного;
- рефлексивной оценке как способе решения жизненных задач.
Цели и задачи:
- в соответствии с основными целями и задачами новых государственных стандартов развивать социальную компетентность учащихся с учетом закономерностей возрастного психического развития младших школьников.
Теоретическую основу развития социальной адаптации составляют:
1. Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития.
2. Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.
3. Теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы.
4. Теоретическое содержание понятия “сензитивность” (Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое применительно к младшему школьному возрасту означает, что в течение этого периода у ребенка активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития.
Основываясь на этих фундаментальных теоретических положениях, педагог определяет главную цель – создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответственного выбора и оптимистичного взгляда на жизнь.
Основные задачи развития социальной адаптации младших школьников:
- формировать представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;
- дать ребенку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни;
- побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
- формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности;
- способствовать разнообразному самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.
Содержание воспитательной деятельности
Отличительные черты работы классного руководителя - социального организатора:
- соединение дошкольного и внешкольного опыта учеников со школьным. Через игру, общение, познание создается возможность освоения ребенком социальной жизни.
- школьная и социальная адаптация ребенка осуществляется более успешно, если ребенку присущи не только высокий уровень познавательного развития и сформированность учебных навыков, но и игровая культура, культура общения и поведения.
Таким образом, работа над социальными проектами способствует успешной адаптации учащихся к школьной жизни и адекватного восприятия социальной жизни.
Воспитательные мероприятия с социальной направленностью позволяют педагогам создать в классе атмосферу внутреннего комфорта и защищенности, что обусловлено личностно–ориентированным стилем общения. Воспитательная работа по развитию адаптации к социальной жизни предполагает проведение занятий с детьми как во внеурочное время, так и включенными в структуру урока, что позволяет учителю решать широкий спектр учебно-воспитательных задач и разнообразить методический арсенал.
Придерживаясь концепции развивающего обучения, классный руководитель - социальный организатор ориентируется на развитие у детей важнейших психических новообразований возраста, сложность заданий с сензитивностью возраста и зоной ближайшего развития детей, применяет задания, предполагающие вариативность в подборе изучаемого материала с учетом возможностей и интересов детей.
Особенностью воспитательной работы классного руководителя по развитию социальной адаптации у младших школьников является ее построение на основе принципа событийности. Усвоение социальных, психологических, этических и других знаний является результатом анализа собственного опыта, что позволяет придать информации личностный смысл, облегчает ее дальнейшее применение в жизни. Это также предполагает живой отклик педагога и класса на реальные события, происходящие в жизни детей.
Содержательным стержнем, определяющим цели работы, является понятие “оптимизм”. Выделенные аспекты позитивного взгляда на жизнь составляют основу содержания воспитательной работы классного руководителя- социального организатора в начальной школе. Интеграция этих аспектов позволяет построить в сознании детей адекватную возрасту целостную “картину человека” и целостный образ “Я”.
Специфика предмета изучения определяет особенности форм и методов работы с детьми.
Общие рекомендации по проведению классных часов:
- в конце занятия проводить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатление осталось у детей от работы;
- обсудить, что они поняли и чего не поняли, что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось;
- спросить их, для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и др.
Нужно уметь гибко реагировать на высказывания детей, быть готовым обсуждать то, что их интересует в настоящий момент больше всего.
Важно, чтобы учитель служил для учеников хорошей ролевой моделью. Это предполагает принятие педагогом игровой позиции, его готовность взять на себя игровые роли, владение режиссерскими и актерскими умениями, раскрепощенность и непосредственность.
Необходимо поддерживать не только даже небольшой успех учащегося, но и его усилия;
- оценивать действия ребенка, а не личность;
- давать ребенку конструктивную оценку, показывать ему положительные перспективы его развития.
Целесообразно учащимся фиксировать пройденный материал и свой личный опыт в виде заданий, рисунков, записей для осознания и запоминания впечатлений, фотографий ит.д.
Для более эффективной работы имеет смысл привлекать родителей, семью к выполнению заданий;
- присутствие родителей на классных часах и участие в них;
- полезно и для родителей, и для детей, и для педагогов получение обратной связи по поводу отработки изучаемых навыков.
Тематика воспитательных мероприятий по развитию социальной адаптации младших школьников предполагает построение различных сценарных линий занятий в зависимости от ситуации на уроке, состава класса, времени и места проведения занятий.
Тематика воспитательных мероприятий по развитию социальной адаптации младших школьников.
Уроки социальной жизни - это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного взгляда на жизнь.
Тематика основана не на возрастном подходе, а на психологической и социальной подготовленности классов. Учитель выбирает такие задания, которые будут соответствовать социальному опыту учеников его класса и будут отображать проблемы, которые существуют в данном классе.
Для решения проблем выбора необходимо показать ученикам весь спектр той или иной проблемы. В названиях тем можно выделить несколько приоритетных тем:
“Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?”
“Любить или ненавидеть?”
“Дружить или ссориться?”
“Верить в успех или надеяться на удачу?”
“Стремиться к цели или ждать чуда?”
“Творить добро или разрушать то, что сделали другие?”
Темы классных часов
- Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?
- Когда, как и почему мы радуемся?
- Как мы проявляем радость?
- Что мешает человеку радоваться жизни?
- Как можно изменить плохое настроение?
- Как улучшить настроение близким людям?
- Любить или ненавидеть?
- Как мы понимаем, что любим?
- Как проявлять свою любовь с помощью действий, слов, мыслей?
- Можно ли заставить любить?
- От любви до ненависти один шаг?
- Дружить или ссориться?
- Есть ли у дружбы законы?
- Как научиться быть другом?
- Можно сохранить дружбу на всю жизнь?
- Из-за чего возникают ссоры?
- Как не ссориться или как мириться?
- Можно ли стать другом всем? А себе?
- Верить в успех или надеяться на удачу?
- Нужно добиваться успеха?
- Как поверить в себя?
- Кого мы считаем удачливым?
- Почему хочется получить все сразу?
- Правда, что одним людям везет, а другим нет?
- Стремиться к цели или ждать чуда?
- Нужна ли человеку цель в жизни? Зачем?
- Что такое целеустремленность?
- Как стать целеустремленным?
- Почему это трудно?
- Что мешает человеку идти к цели?
- К какому человеку цель стремиться сама?
- Творить добро или разрушать то, что сделали другие?
- Что такое “добродетель”?
- Что значит, делать “просто так”?
- Добро побеждает зло?
- Почему создавать трудно, а разрушать легко?
- Когда бывает стыдно?
- Можно ли исправить то, что сделано?
Формы и методы, используемые в работе
Формы внеклассной работы – это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы, такие, как классный час и классное собрание, час общения и информационный час. Помимо классических форм внеклассной работы существуют современные формы внеклассной работы. Такими формами являются: рефлексивные часы, игры, праздники, конкурсы, викторины, состязания, турниры, тренинги и т.д.
Одной из главных форм внеклассной работы является классный час. Его содержание определяется классным руководителем совместно с учащимися.
Классный час имеет различные функции:
Просветительская (расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в семье; обсуждение тем, наиболее актуальных для данного возраста и для миропонимания).
Направляющая (способствует приобретению практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем).
Ориентирующая (обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста).
Формирующая (направлена на развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа).
Разновидностью классного часа является классное собрание. Оно проводится один раз в месяц. Классное собрание обсуждает вопросы жизни в детском коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит учащихся общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Результатом являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Помимо классного собрания существует ещё одна форма воспитательной работы с классным коллективом – это час общения. Час общения имеет свои преимущества перед другими формами работы с классом.
Общение с учащимися может быть полилогичным, такое общение предлагает обратную связь в виде мнения учащихся даёт возможность педагогу наблюдать за реакцией учащихся.
Час общения создаёт условия, которые способствуют улучшению результативности в работе с классом.
Час общения позволяет создать естественную атмосферу общения.
Формы часа общения могут быть самыми различными:
- беседы;
- викторины по различным областям знаний;
- КВН;
- игры;
- встречи с интересными людьми;
- читательские конференции;
- праздники.
Ещё одна форма воспитательной работы – это информационный час. Раньше он именовался «политическая информация». Назначение информационного часа сегодня – это формирование политической культуры и коммуникативных умений учащихся.
Информационный час должен расширять кругозор детей, знакомить их с периодической печатью и извлекать из неё много интересного и полезного для собственного развития, формировать пытливость ума и исследовательские умения учащихся. Информационные часы могут быть тематическими и обзорными.
Основные формы работы во время информационного часа:
- газетные сообщения;
- пересказ событий в мире и стране с использованием газетных текстов;
- путешествие по картам и глобусам;
- комментированное чтение газетных и журнальных материалов.
Большое значение в воспитательной работе с классом имеют викторины. Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний. Викторины могут быть обзорными и тематическими.
Очень нравится детям такая форма работы, как экскурсии. Экскурсии могут быть различными. Цель каждой экскурсии: формирование мировоззрения учащихся, нравственной и этнической культуры, развитие наблюдательности. Экскурсии влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, помогают выбрать линию поведения. Я с ребятами чаще всего провожу экскурсии в природу: в парк, в лесополосы, в лес, в луга, к водоёмам и т.д. по возможности стараюсь вывезти детей в город для посещения музеев, театров, памятных мест выдающихся людей.
Мы вместе с ребятами проводим различные праздники: День Знаний, Новый год, День именинника, Праздник Осени (Весны) и т.д.
При проведении этих праздников большую работу играют сами дети, а часто помогают и родители.
Наряду с традиционными методами преподавания используются адаптированные психологические методы:
- групповая дискуссия;
- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
- создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
- элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимент, исследовательские работы;
- ролевые игры;
- драматизация;
- тестирование и другие диагностические процедуры;
- элементы социально-психологического тренинга.
Инновационная деятельность
Успешному процессу воспитания учащихся способствует личностно-ориентированный подход, под которым понимается ориентация на развитие личности, позволяющая посредством опоры, системы взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самоопределения личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности. Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности, подготовить к самостоятельной жизни в социуме активно используются следующие воспитательные технологии:
1. Исследовательский метод;
2. Проектные методы обучения и воспитания;
3. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, обучающих игр;
4. Информационные технологии.
Поисково-исследовательская технология позволяет включать в содержание воспитания чувства, переживания школьников. Данная методика оценивает не только знания, но также и умения исследовательского характера: найти и проанализировать материал из различных источников, сформулировать, отстоять свою точку зрения, подготовить собственные предложения по решению конкретной проблемной ситуации. Исследовательский метод способствует широкому использованию различных нетрадиционных форм: экскурсии, путешествия, семинарские занятия, конференции, ролевые игры.
Во второй половине 90-х годов как-то незаметно, но стремительно вошло в нашу жизнь слово проект. Термин вошёл и в педагогику. Что такое проект? Вот какое определение даёт Е.Г. Кагаров: «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью…»
В своей практике я тоже стала использовать метод проектов.
Отличительные черты проектного метода:
1. Основной принцип проектного метода гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня.
2. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой задачи, но и практическое выполнение её.
3. Громадное педагогическое значение имеет место, отводимое методом проектов принципу самостоятельности и от всего сердца производимой работы ученика.
Процесс работы по методу проектов состоит из нескольких основных этапов:
1. Составление плана.
2. Выполнение данного проекта:
- собирание конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых учениками;
- изучение дополнительного материала;
- применение полученных знаний на практике;
3. Подведение итогов произведённой работы.
Каждый проект – маленький шажок на пути к формированию жизненного опыта.
Темы социальных проектов, ориентированных на внесение детьми своего вклада в улучшение социума (школы, внешкольной социальной среды):
Обо мне заботятся… Я забочусь о... (оказание посильной помощи ветеранам, ребятам детского сада);
Подарок ветерану (изготовление памятных подарков ветеранам ВОВ);
Моя мама - лучшая на свете (подарок для мамы);
Бабушка рядышком с дедушкой… (подготовка концерта для пожилых людей, сбор данных для Книги памяти о детях войны);
Школьный двор (проект по улучшению состояния школьных клумб. Посев семян, уход за цветниками);
Парк моего детства (регулярная уборка школьного парка, посадка саженцев, изготовление скворечников, кормушек для птиц, уход за территорией памятников неизвестному солдату, В.И. Ленину);
Школьный сад (закладка плодово-ягодного участка, наблюдение за саженцами с целью сортоизучения сортов ягодных растений, занесение данных в опытный дневник);
Не рубите ель! (создание школьной агитбригады, выступление перед жителями села с целью привлечения внимания к вырубке елей и сосен в период новогодних праздников, проведение соцопроса жителей сел Вальдиватское и Потьма, изготовление и расклеивание листовок о вреде вырубок, письма в защиту елей и публикация экологических произведений в печатных изданиях, посадка саженцев елей и сосен, сбор семян, создание моделей искусственных елей, выставка);
Весенний дым (выступление агитбригады, изготовление и расклеивание листовок с целью привлечения внимания к проблеме сжигания сухостоя весной, публикация экологических произведений в печатных изданиях, организация и проведение выставки «Фотофакт», изучения состава мусора на улицах села, рейды по уборке мусора на территориях школы, своих дворов);
Что такое воздух? (изучение состава воздуха на территории села в различных его зонах: лес, парк, свалка, ферма, транспортная зона);
Моя школа самая… (эстетическое оформление различных школьных выставок, подготовка к юбилею школы);
Я – путешественник! (исследование своей малой родины, экскурсии по Ульяновской области);
Русь православная (активное сотрудничество с Арским, участие в акциях «Пасха радость нам несет», «Вестник добра», фестивале «Возродим Русь святую!», в православных чтениях, конкурсе «Экология и душа», викторине по истории мировых религий)
Клуб семейного общения и т.д.
Методический материал подбирается в соответствии:
- с основными возрастными закономерностями развития младших школьников;
- с положениями теории развивающего обучения и содержит:
- фрагменты текстов, стихов, басен курса “Литературное чтение” для начальной школы. Они используются как иллюстрация анализа жизненных ситуаций, поведения героев, в ходе группового обсуждения;
- пословицы (в том числе В. Даля) используются для стимулирования высказываний учащихся, формирования их собственной позиции по обсуждаемой теме;
- высказывания героев детских книг (Маленький принц, Алиса, Незнайка и др.) полезны для формирования у ребенка собственного отношения к разным жизненным ситуациям;
- сказки (например, “Уроки фантазии” Дж. Родари и др.), задания к сказкам (А что будет, если…”, “Придумай разные окончания сказки” и т.п.) способствуют развитию творческого моделирования детьми собственного отношения к жизни;
- карикатуры, рисунки, “Вредные советы” Г. Остера и др. позволяют развивать у детей умение видеть смешное, соотносить анализируемые ситуации со своим поведением;
- “шпаргалки” используются на уроках, как форма составления детьми алгоритма своих действий (например, “Пять шагов на пути к моей цели”, “Как принять решение”, “Советы для тренировки уверенности к себе” и др.);
- “задачник”, составленный из социальных задач по образцу математических: условие, преобразующие действия и результат, что также способствует закреплению в сознании детей конструктивных, успешных способов действия.
Используемый учителем материал часто не является субъективно новым для ребенка, однако новой является цель обращения к нему. Этот прием позволяет одновременно, и опираться на опыт ребенка, и обогащать его “социальным знанием”.
Работа над темой предполагает прохождение нескольких этапов.
1–й этап. Введение в понятие может проходить в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации с последующим обсуждением.
2-й этап. Обсуждение темы в классе, подкрепляется обсуждением в семье. Для этой цели предусмотрены специальные задания для выполнения в домашнем кругу, например: интервью, совместное рисование, игры и др.
3-й этап. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят. Для этого этапа используются такие формы работы, как групповая дискуссия, моделирование ситуаций, тестирование, драматизация и др.
4-й этап. Анализ различных жизненных ситуаций с одноклассниками и учителем должен быть подкреплен домашним советом, что может значительно обогатить социальный опыт ребенка и помочь ему сформировать свой взгляд на проблему. Для этого также предусматриваются задания для совместного выполнения в кругу семьи.
5-й этап. Проанализировав и обсудив многообразие жизненных ситуаций, ребята готовы формулировать личные принципы поведения, планы действий в тех или иных ситуациях. Такую работу они выполняют индивидуально и в группах, составляя правила, законы своей жизни, вырабатывая алгоритмы действий.
6-й этап. На данном этапе предусмотрена работа по реализации плана действий детей в виде позитивного решения проблемных ситуаций, нахождения конструктивных способов взаимодействия в повседневной жизни. Для этой работы берутся задания в виде дневников, составления книги отзывов, писем благодарностей и других форм работы.
7-й этап. При условии организации успешной, продуктивной деятельности на всех этапах работы над темой учащиеся приобретают навыки позитивного, творческого решения социальных задач, формируют новое отношение к изучаемым понятиям, что возможно выявить, организуя различные формы обратной связи с учащимися и их семьями.
Критерии эффективности социальных проектов и классных часов.
Критериями эффективности является формирование у учащихся социально-личностных умений и навыков. К ним относятся:
1. Усвоение детьми основных понятий социума.
2. Освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем.
3. Освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем, как в ситуации игры, так и в ситуации моделирующей реальную деятельность.
4. Освоение детьми технологии коллективного обсуждения и принятия решения.
5. Формирование позитивной психологической установки учащихся на сотрудничество в ситуации коллективной деятельности.
6. Перенос полученных навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы.
Личные впечатления учителей, наблюдения за ребятами на занятиях, беседы с родителями, организация обратной связи, рефлексия на занятиях позволяют сделать вывод о том, что на социально - ориентированных воспитательных мероприятиях учащиеся:
- приобретают навыки позитивного, творческого решения социальных задач;
- учатся приемам и способам конструктивного взаимодействия;
- получают опыт формирования представления о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;
- стремятся вносить свой вклад в улучшение социума (школы, внешкольной среды).
Одним из направлений совершенствования воспитания является информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности – социально востребованные задачи. Применение электронных материалов в воспитательной работе способствует развитию информационной компетентности учеников, позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем. Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий появляются неограниченные возможности для всестороннего развития личности.
Работа с семьей, детскими общественными организациями, социумом
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складываются взаимоотношения взрослых в этом процессе. И родители, и классный руководитель – воспитатели одних и тех же детей. Результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками.
В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели, воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Каждые отец и мать желают видеть своих детей успешными, готовы поддерживать начинания педагога. Чтобы лучше узнать ребёнка, классный руководитель обращается к родителям. Это помогает узнать индивидуальные особенности ребёнка, его поведение.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка. Поэтому приходится проявлять терпение и искать другие пути решения этой проблемы.
Мы живём в сельской местности. Я знаю всех родителей в классе и стараюсь соблюдать законы классного руководителя:
Не поучать, а советовать
Не критиковать, а размышлять
Не навредить
Среди моих родителей очень много единомышленников. Они видят результат моей работы и помогают мне в решении многих проблем.
Я считаю, что самая действенная форма работы с родителями – это хорошо спланированная совместная деятельность, общение. И среди основных направлений выделяю следующие:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Привлечение родителей к образовательно-воспитательному процессу;
- Диагностическая деятельность;
- Индивидуально-коррекционная работа;
- Посещение семей учеников (по графику);
- Родительский лекторий;
- Индивидуальные беседы;
- Участие родителей во внеклассных мероприятиях: соревнованиях, праздниках, походах, экскурсиях;
- Деятельность родительского комитета;
- Благодарственные письма родителям;
- День открытых дверей в классе;
- Родительские собрания (не менее 4 раз в год).
Очень эффективной формой работы с родителями я считаю родительский всеобуч, где я не читаю лекций и наставлений, а мы вместе обсуждаем вопросы воспитания и проблемы.
В классе создан родительский комитет, активный. Он – моя опора и поддержка.
Также активная совместная работа ведется и с детскими общественными организациями. Таковой в нашей школе является экологическая организация «Берегиня», созданная в 2001 году и успешно действующая по настоящее время. 2 класс является звеном «Светлячки» детской организации. Детской организацией проводится множество мероприятий, как традиционных, так и нет. И здесь отрадно заметить, что мои малыши принимают активное участие в мероприятиях, проводимых детской организацией.
Вывод: Осуществляется тесное взаимодействие классного руководителя как с родителями, так и с детской общественной организацией на основе сотрудничества.
Ожидаемые результаты воспитательной деятельности
Деятельность классного руководителя не должна замыкаться на двух или трёх направлениях его работы. Ведь есть ещё и спорт, и краеведение, и многое другое. Деятельность многогранна и загнать её в определённые рамки невозможно. Нельзя забывать и о детской инициативе. Ведь классный руководитель лишь направляет и корректирует работу, опираясь, в первую очередь, на те идеи, что рождаются в детских головах. В этом и заключается моя педагогическая роль как классного - социального организатора». В конце учебного года я провожу анкетирование по итогам прошедших дел. Я предлагаю сформировать все проведённые дела по следующим группам:
- Это понравилось, надо ещё;
- Это не понравилось, больше не надо;
- Это не понравилось, но надо; (в эту группу попадают дела не очень интересные: уборка мусора, субботники).
Но дети понимают необходимость этой работы, понимают, что их труд важен не только для окружающих, но и, в первую очередь, для них самих. Операции «Обелиск», «Ветеран», «Забота» - всё это важно, это память. Оставляем «Узелки на память». Значит, мне, как классному руководителю, удалось поддержать, направить детские идеи в нужное русло.
За всеми важными делами, целями и задачами не нужно забывать о самих детях. Ведь самый увлечённый спортсмен, эколог, отличник хочет сбегать с друзьями на дискотеку, посидеть у костра, поговорить по душам. Я знаю, что спустя 10, 20 лет мои дети с радостью откроют школьные двери, потому что им здесь было тепло и уютно, их поддерживали, им помогали, лечили душу и согревали сердце, вместе радовались успехам, грустили о промахах, ходили на «ковёр» к директору, встречались с участковым. Можно долго и красиво говорить о воспитании, но если ты не чувствуешь ребёнка, его состояние вот в эту минуту, колебания его души сейчас, рядом, то грош цена всем твоим правильным принципам и законам, формам и методам, которые не будут приняты и поняты ребёнком. «Классная Мама» - это звучит гордо!!!
Ожидаемые результаты социального развития и воспитания учащихся при выходе из начальной школы:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Список использованной литературы
1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 2005.
2. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. – М., 2004.
3. Безруких М.М., Макеева А.Г. и др. Все цвета, кроме черного. – М., 2003.
4. Гаджиева Н.М. и др. Основы самосовершенствования. Тренинг – М., 1998.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2003.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1999.
7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках. - М., 2000.
8. Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2008.- 160 с.- (Педагогика. Психология. Управление).
9. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей. – М., 2002.
10. Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы. (Под ред. Романовой О.Л.). – М., 1999.
11. Практическая психология образования. (Под ред. Дубровиной И.В.) – М., 1997.
12. Родионов В.А. Я и все-все-все. – Ярославль, 2002.
13. Родари Дж. Уроки фантазии. – М., 2003.
14. Роджерс К. и др. Свобода учиться. – М., 2002.
15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.
16. Смит Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2003.
17. Учимся общаться с ребенком. ( Под ред. Петровского В.А.) – М., 1993.
18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1999.