СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Развитие социальной активности обучающихся начальных классов во внеклассной воспитательной работе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная работа – ежедневная реальность жизни учителя. А социальное воспитание  – реальность жизни любого человека. Задача педагога как классного руководителя:

 - помочь понять, осознать, научить позитивному отношению к жизни младших школьников.

Конечно, нельзя стать оптимистом по заказу. Но можно научиться видеть многоцветие окружающего мира и выбирать добро или зло, дружбу или ссору, любовь или ненависть. Выбор, особенно у ребенка, часто может быть импульсивным, а не осознанным, поэтому классный руководитель учит детей воспринимать типичные жизненные ситуации “умом и сердцем” и понимать ценность оптимистичного взгляда на жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Развитие социальной активности обучающихся начальных классов во внеклассной воспитательной работе"»

МКОУ Вальдиватская средняя

общеобразовательная школа

МО «Карсунский район» Ульяновской области


Школьный этап конкурса классных руководителей «Самый классный классный»


Номинация:

«Классный

руководитель

- социальный

организатор»




ТЕМА:

«Развитие социальной активности обучающихся начальных классов во внеклассной воспитательной работе»


Разработала:

учитель начальных классов, классный руководитель

Генералова Тамара Николаевна


с. Вальдиватское

Содержание

1. Цели и задачи воспитательной деятельности классного руководителя

2. Содержание воспитательной деятельности

3. Формы и методы, используемые в работе

4. Инновационная деятельность

5. Работа с семьей, детскими общественными организациями, социумом

6. Ожидаемые результаты воспитательной деятельности

7. Список использованной литературы

8. Приложения






















Цели и задачи воспитательной деятельности классного руководителя

Воспитательная работа – ежедневная реальность жизни учителя. А социальное воспитание – реальность жизни любого человека. Задача педагога как классного руководителя:

- помочь понять, осознать, научить позитивному отношению к жизни младших школьников.

Конечно, нельзя стать оптимистом по заказу. Но можно научиться видеть многоцветие окружающего мира и выбирать добро или зло, дружбу или ссору, любовь или ненависть. Выбор, особенно у ребенка, часто может быть импульсивным, а не осознанным, поэтому классный руководитель учит детей воспринимать типичные жизненные ситуации “умом и сердцем” и понимать ценность оптимистичного взгляда на жизнь.

Природе ребенка свойственно жизнерадостное оптимистическое мироощущение, проблемы “большого мира” он не осознает, и они его в основном не касаются. Однако ситуация “оптимистичный ребенок в пессимистичном мире” длится недолго, и, если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, в обществе появится на одного пессимиста больше.

Утверждаемая ценность позитивного взгляда на жизнь состоит в:

- субъектной позиции ученика, т.е. умении ребенка оценивать ситуацию на основе собственного действия, решения, а не слов, оценок, действий других людей;

- толерантности, как умения принимать разное, отличное от собственного или привычного;

- рефлексивной оценке как способе решения жизненных задач.

Цели и задачи:

- в соответствии с основными целями и задачами новых государственных стандартов развивать социальную компетентность учащихся с учетом закономерностей возрастного психического развития младших школьников.


Теоретическую основу развития социальной адаптации составляют:

1. Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития.

2. Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.

3. Теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы.

4. Теоретическое содержание понятия “сензитивность” (Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое применительно к младшему школьному возрасту означает, что в течение этого периода у ребенка активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития.

Основываясь на этих фундаментальных теоретических положениях, педагог определяет главную цель – создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответственного выбора и оптимистичного взгляда на жизнь.

Основные задачи развития социальной адаптации младших школьников:

- формировать представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;

- дать ребенку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни;

- побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;

- формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности;

- способствовать разнообразному самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.



























Содержание воспитательной деятельности

Отличительные черты работы классного руководителя - социального организатора:

- соединение дошкольного и внешкольного опыта учеников со школьным. Через игру, общение, познание создается возможность освоения ребенком социальной жизни.

- школьная и социальная адаптация ребенка осуществляется более успешно, если ребенку присущи не только высокий уровень познавательного развития и сформированность учебных навыков, но и игровая культура, культура общения и поведения.

Таким образом, работа над социальными проектами способствует успешной адаптации учащихся к школьной жизни и адекватного восприятия социальной жизни.

Воспитательные мероприятия с социальной направленностью позволяют педагогам создать в классе атмосферу внутреннего комфорта и защищенности, что обусловлено личностно–ориентированным стилем общения. Воспитательная работа по развитию адаптации к социальной жизни предполагает проведение занятий с детьми как во внеурочное время, так и включенными в структуру урока, что позволяет учителю решать широкий спектр учебно-воспитательных задач и разнообразить методический арсенал.

Придерживаясь концепции развивающего обучения, классный руководитель - социальный организатор ориентируется на развитие у детей важнейших психических новообразований возраста, сложность заданий с сензитивностью возраста и зоной ближайшего развития детей, применяет задания, предполагающие вариативность в подборе изучаемого материала с учетом возможностей и интересов детей.

Особенностью воспитательной работы классного руководителя по развитию социальной адаптации у младших школьников является ее построение на основе принципа событийности. Усвоение социальных, психологических, этических и других знаний является результатом анализа собственного опыта, что позволяет придать информации личностный смысл, облегчает ее дальнейшее применение в жизни. Это также предполагает живой отклик педагога и класса на реальные события, происходящие в жизни детей.

Содержательным стержнем, определяющим цели работы, является понятие “оптимизм”. Выделенные аспекты позитивного взгляда на жизнь составляют основу содержания воспитательной работы классного руководителя- социального организатора в начальной школе. Интеграция этих аспектов позволяет построить в сознании детей адекватную возрасту целостную “картину человека” и целостный образ “Я”.

Специфика предмета изучения определяет особенности форм и методов работы с детьми.

Общие рекомендации по проведению классных часов:

- в конце занятия проводить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатление осталось у детей от работы;

- обсудить, что они поняли и чего не поняли, что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось;

- спросить их, для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и др.

Нужно уметь гибко реагировать на высказывания детей, быть готовым обсуждать то, что их интересует в настоящий момент больше всего.

Важно, чтобы учитель служил для учеников хорошей ролевой моделью. Это предполагает принятие педагогом игровой позиции, его готовность взять на себя игровые роли, владение режиссерскими и актерскими умениями, раскрепощенность и непосредственность.

Необходимо поддерживать не только даже небольшой успех учащегося, но и его усилия;

- оценивать действия ребенка, а не личность;

- давать ребенку конструктивную оценку, показывать ему положительные перспективы его развития.

Целесообразно учащимся фиксировать пройденный материал и свой личный опыт в виде заданий, рисунков, записей для осознания и запоминания впечатлений, фотографий ит.д.

Для более эффективной работы имеет смысл привлекать родителей, семью к выполнению заданий;

- присутствие родителей на классных часах и участие в них;

- полезно и для родителей, и для детей, и для педагогов получение обратной связи по поводу отработки изучаемых навыков.

Тематика воспитательных мероприятий по развитию социальной адаптации младших школьников предполагает построение различных сценарных линий занятий в зависимости от ситуации на уроке, состава класса, времени и места проведения занятий.

Тематика воспитательных мероприятий по развитию социальной адаптации младших школьников.

Уроки социальной жизни - это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного взгляда на жизнь.

Тематика основана не на возрастном подходе, а на психологической и социальной подготовленности классов. Учитель выбирает такие задания, которые будут соответствовать социальному опыту учеников его класса и будут отображать проблемы, которые существуют в данном классе.

Для решения проблем выбора необходимо показать ученикам весь спектр той или иной проблемы. В названиях тем можно выделить несколько приоритетных тем:

“Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?”

“Любить или ненавидеть?”

“Дружить или ссориться?”

“Верить в успех или надеяться на удачу?”

“Стремиться к цели или ждать чуда?”

“Творить добро или разрушать то, что сделали другие?”

Темы классных часов

- Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?

- Когда, как и почему мы радуемся?

- Как мы проявляем радость?

- Что мешает человеку радоваться жизни?

- Как можно изменить плохое настроение?

- Как улучшить настроение близким людям?

- Любить или ненавидеть?

- Как мы понимаем, что любим?

- Как проявлять свою любовь с помощью действий, слов, мыслей?

- Можно ли заставить любить?

- От любви до ненависти один шаг?

- Дружить или ссориться?

- Есть ли у дружбы законы?

- Как научиться быть другом?

- Можно сохранить дружбу на всю жизнь?

- Из-за чего возникают ссоры?

- Как не ссориться или как мириться?

- Можно ли стать другом всем? А себе?

- Верить в успех или надеяться на удачу?

- Нужно добиваться успеха?

- Как поверить в себя?

- Кого мы считаем удачливым?

- Почему хочется получить все сразу?

- Правда, что одним людям везет, а другим нет?

- Стремиться к цели или ждать чуда?

- Нужна ли человеку цель в жизни? Зачем?

- Что такое целеустремленность?

- Как стать целеустремленным?

- Почему это трудно?

- Что мешает человеку идти к цели?

- К какому человеку цель стремиться сама?

- Творить добро или разрушать то, что сделали другие?

- Что такое “добродетель”?

- Что значит, делать “просто так”?

- Добро побеждает зло?

- Почему создавать трудно, а разрушать легко?

- Когда бывает стыдно?

- Можно ли исправить то, что сделано?






















Формы и методы, используемые в работе

Формы внеклассной работы – это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы, такие, как классный час и классное собрание, час общения и информационный час. Помимо классических форм внеклассной работы существуют современные формы внеклассной работы. Такими формами являются: рефлексивные часы, игры, праздники, конкурсы, викторины, состязания, турниры, тренинги и т.д.

Одной из главных форм внеклассной работы является классный час. Его содержание определяется классным руководителем совместно с учащимися.

Классный час имеет различные функции:

  1. Просветительская (расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в семье; обсуждение тем, наиболее актуальных для данного возраста и для миропонимания).

  2. Направляющая (способствует приобретению практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем).

  3. Ориентирующая (обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста).

  4. Формирующая (направлена на развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа).

Разновидностью классного часа является классное собрание. Оно проводится один раз в месяц. Классное собрание обсуждает вопросы жизни в детском коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит учащихся общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Результатом являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Помимо классного собрания существует ещё одна форма воспитательной работы с классным коллективом – это час общения. Час общения имеет свои преимущества перед другими формами работы с классом.

  1. Общение с учащимися может быть полилогичным, такое общение предлагает обратную связь в виде мнения учащихся даёт возможность педагогу наблюдать за реакцией учащихся.

  2. Час общения создаёт условия, которые способствуют улучшению результативности в работе с классом.

  3. Час общения позволяет создать естественную атмосферу общения.

Формы часа общения могут быть самыми различными:

- беседы;

- викторины по различным областям знаний;

- КВН;

- игры;

- встречи с интересными людьми;

- читательские конференции;

- праздники.

Ещё одна форма воспитательной работы – это информационный час. Раньше он именовался «политическая информация». Назначение информационного часа сегодня – это формирование политической культуры и коммуникативных умений учащихся.

Информационный час должен расширять кругозор детей, знакомить их с периодической печатью и извлекать из неё много интересного и полезного для собственного развития, формировать пытливость ума и исследовательские умения учащихся. Информационные часы могут быть тематическими и обзорными.

Основные формы работы во время информационного часа:

- газетные сообщения;

- пересказ событий в мире и стране с использованием газетных текстов;

- путешествие по картам и глобусам;

- комментированное чтение газетных и журнальных материалов.

Большое значение в воспитательной работе с классом имеют викторины. Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний. Викторины могут быть обзорными и тематическими.

Очень нравится детям такая форма работы, как экскурсии. Экскурсии могут быть различными. Цель каждой экскурсии: формирование мировоззрения учащихся, нравственной и этнической культуры, развитие наблюдательности. Экскурсии влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, помогают выбрать линию поведения. Я с ребятами чаще всего провожу экскурсии в природу: в парк, в лесополосы, в лес, в луга, к водоёмам и т.д. по возможности стараюсь вывезти детей в город для посещения музеев, театров, памятных мест выдающихся людей.

Мы вместе с ребятами проводим различные праздники: День Знаний, Новый год, День именинника, Праздник Осени (Весны) и т.д.

При проведении этих праздников большую работу играют сами дети, а часто помогают и родители.

Наряду с традиционными методами преподавания используются адаптированные психологические методы:

- групповая дискуссия;

- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;

- создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;

- элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимент, исследовательские работы;

- ролевые игры;

- драматизация;

- тестирование и другие диагностические процедуры;

- элементы социально-психологического тренинга.




Инновационная деятельность

Успешному процессу воспитания учащихся способствует личностно-ориентированный подход, под которым понимается ориентация на развитие личности, позволяющая посредством опоры, системы взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самоопределения личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности. Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности, подготовить к самостоятельной жизни в социуме активно используются следующие воспитательные технологии:

1. Исследовательский метод;

2. Проектные методы обучения и воспитания;

3. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, обучающих игр;

4. Информационные технологии.

Поисково-исследовательская технология позволяет включать в содержание воспитания чувства, переживания школьников. Данная методика оценивает не только знания, но также и умения исследовательского характера: найти и проанализировать материал из различных источников, сформулировать, отстоять свою точку зрения, подготовить собственные предложения по решению конкретной проблемной ситуации. Исследовательский метод способствует широкому использованию различных нетрадиционных форм: экскурсии, путешествия, семинарские занятия, конференции, ролевые игры.

Во второй половине 90-х годов как-то незаметно, но стремительно вошло в нашу жизнь слово проект. Термин вошёл и в педагогику. Что такое проект? Вот какое определение даёт Е.Г. Кагаров: «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью…»

В своей практике я тоже стала использовать метод проектов.

Отличительные черты проектного метода:

1. Основной принцип проектного метода гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня.

2. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой задачи, но и практическое выполнение её.

3. Громадное педагогическое значение имеет место, отводимое методом проектов принципу самостоятельности и от всего сердца производимой работы ученика.

Процесс работы по методу проектов состоит из нескольких основных этапов:

1. Составление плана.

2. Выполнение данного проекта:

- собирание конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых учениками;

- изучение дополнительного материала;

- применение полученных знаний на практике;

3. Подведение итогов произведённой работы.

Каждый проект – маленький шажок на пути к формированию жизненного опыта.

Темы социальных проектов, ориентированных на внесение детьми своего вклада в улучшение социума (школы, внешкольной социальной среды):

  1. Обо мне заботятся… Я забочусь о... (оказание посильной помощи ветеранам, ребятам детского сада);

  2. Подарок ветерану (изготовление памятных подарков ветеранам ВОВ);

  3. Моя мама - лучшая на свете (подарок для мамы);

  4. Бабушка рядышком с дедушкой… (подготовка концерта для пожилых людей, сбор данных для Книги памяти о детях войны);

  5. Школьный двор (проект по улучшению состояния школьных клумб. Посев семян, уход за цветниками);

  6. Парк моего детства (регулярная уборка школьного парка, посадка саженцев, изготовление скворечников, кормушек для птиц, уход за территорией памятников неизвестному солдату, В.И. Ленину);

  7. Школьный сад (закладка плодово-ягодного участка, наблюдение за саженцами с целью сортоизучения сортов ягодных растений, занесение данных в опытный дневник);

  8. Не рубите ель! (создание школьной агитбригады, выступление перед жителями села с целью привлечения внимания к вырубке елей и сосен в период новогодних праздников, проведение соцопроса жителей сел Вальдиватское и Потьма, изготовление и расклеивание листовок о вреде вырубок, письма в защиту елей и публикация экологических произведений в печатных изданиях, посадка саженцев елей и сосен, сбор семян, создание моделей искусственных елей, выставка);

  9. Весенний дым (выступление агитбригады, изготовление и расклеивание листовок с целью привлечения внимания к проблеме сжигания сухостоя весной, публикация экологических произведений в печатных изданиях, организация и проведение выставки «Фотофакт», изучения состава мусора на улицах села, рейды по уборке мусора на территориях школы, своих дворов);

  10. Что такое воздух? (изучение состава воздуха на территории села в различных его зонах: лес, парк, свалка, ферма, транспортная зона);

  11. Моя школа самая… (эстетическое оформление различных школьных выставок, подготовка к юбилею школы);

  12. Я – путешественник! (исследование своей малой родины, экскурсии по Ульяновской области);

  13. Русь православная (активное сотрудничество с Арским, участие в акциях «Пасха радость нам несет», «Вестник добра», фестивале «Возродим Русь святую!», в православных чтениях, конкурсе «Экология и душа», викторине по истории мировых религий)

  14. Клуб семейного общения и т.д.

Методический материал подбирается в соответствии:

- с основными возрастными закономерностями развития младших школьников;

- с положениями теории развивающего обучения и содержит:

- фрагменты текстов, стихов, басен курса “Литературное чтение” для начальной школы. Они используются как иллюстрация анализа жизненных ситуаций, поведения героев, в ходе группового обсуждения;

- пословицы (в том числе В. Даля) используются для стимулирования высказываний учащихся, формирования их собственной позиции по обсуждаемой теме;

- высказывания героев детских книг (Маленький принц, Алиса, Незнайка и др.) полезны для формирования у ребенка собственного отношения к разным жизненным ситуациям;

- сказки (например, “Уроки фантазии” Дж. Родари и др.), задания к сказкам (А что будет, если…”, “Придумай разные окончания сказки” и т.п.) способствуют развитию творческого моделирования детьми собственного отношения к жизни;

- карикатуры, рисунки, “Вредные советы” Г. Остера и др. позволяют развивать у детей умение видеть смешное, соотносить анализируемые ситуации со своим поведением;

- “шпаргалки” используются на уроках, как форма составления детьми алгоритма своих действий (например, “Пять шагов на пути к моей цели”, “Как принять решение”, “Советы для тренировки уверенности к себе” и др.);

- “задачник”, составленный из социальных задач по образцу математических: условие, преобразующие действия и результат, что также способствует закреплению в сознании детей конструктивных, успешных способов действия.

Используемый учителем материал часто не является субъективно новым для ребенка, однако новой является цель обращения к нему. Этот прием позволяет одновременно, и опираться на опыт ребенка, и обогащать его “социальным знанием”.

Работа над темой предполагает прохождение нескольких этапов.

1–й этап. Введение в понятие может проходить в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации с последующим обсуждением.

2-й этап. Обсуждение темы в классе, подкрепляется обсуждением в семье. Для этой цели предусмотрены специальные задания для выполнения в домашнем кругу, например: интервью, совместное рисование, игры и др.

3-й этап. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят. Для этого этапа используются такие формы работы, как групповая дискуссия, моделирование ситуаций, тестирование, драматизация и др.

4-й этап. Анализ различных жизненных ситуаций с одноклассниками и учителем должен быть подкреплен домашним советом, что может значительно обогатить социальный опыт ребенка и помочь ему сформировать свой взгляд на проблему. Для этого также предусматриваются задания для совместного выполнения в кругу семьи.

5-й этап. Проанализировав и обсудив многообразие жизненных ситуаций, ребята готовы формулировать личные принципы поведения, планы действий в тех или иных ситуациях. Такую работу они выполняют индивидуально и в группах, составляя правила, законы своей жизни, вырабатывая алгоритмы действий.

6-й этап. На данном этапе предусмотрена работа по реализации плана действий детей в виде позитивного решения проблемных ситуаций, нахождения конструктивных способов взаимодействия в повседневной жизни. Для этой работы берутся задания в виде дневников, составления книги отзывов, писем благодарностей и других форм работы.

7-й этап. При условии организации успешной, продуктивной деятельности на всех этапах работы над темой учащиеся приобретают навыки позитивного, творческого решения социальных задач, формируют новое отношение к изучаемым понятиям, что возможно выявить, организуя различные формы обратной связи с учащимися и их семьями.

Критерии эффективности социальных проектов и классных часов.

Критериями эффективности является формирование у учащихся социально-личностных умений и навыков. К ним относятся:

1. Усвоение детьми основных понятий социума.

2. Освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем.

3. Освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем, как в ситуации игры, так и в ситуации моделирующей реальную деятельность.

4. Освоение детьми технологии коллективного обсуждения и принятия решения.

5. Формирование позитивной психологической установки учащихся на сотрудничество в ситуации коллективной деятельности.

6. Перенос полученных навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы.

Личные впечатления учителей, наблюдения за ребятами на занятиях, беседы с родителями, организация обратной связи, рефлексия на занятиях позволяют сделать вывод о том, что на социально - ориентированных воспитательных мероприятиях учащиеся:

- приобретают навыки позитивного, творческого решения социальных задач;

- учатся приемам и способам конструктивного взаимодействия;

- получают опыт формирования представления о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;

- стремятся вносить свой вклад в улучшение социума (школы, внешкольной среды).

Одним из направлений совершенствования воспитания является информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности – социально востребованные задачи. Применение электронных материалов в воспитательной работе способствует развитию информационной компетентности учеников, позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем. Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий появляются неограниченные возможности для всестороннего развития личности.

Работа с семьей, детскими общественными организациями, социумом

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складываются взаимоотношения взрослых в этом процессе. И родители, и классный руководитель – воспитатели одних и тех же детей. Результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками.

В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели, воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Каждые отец и мать желают видеть своих детей успешными, готовы поддерживать начинания педагога. Чтобы лучше узнать ребёнка, классный руководитель обращается к родителям. Это помогает узнать индивидуальные особенности ребёнка, его поведение.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка. Поэтому приходится проявлять терпение и искать другие пути решения этой проблемы.

Мы живём в сельской местности. Я знаю всех родителей в классе и стараюсь соблюдать законы классного руководителя:

  • Не поучать, а советовать

  • Не критиковать, а размышлять

  • Не навредить

Среди моих родителей очень много единомышленников. Они видят результат моей работы и помогают мне в решении многих проблем.

Я считаю, что самая действенная форма работы с родителями – это хорошо спланированная совместная деятельность, общение. И среди основных направлений выделяю следующие:

- Психолого-педагогическое просвещение родителей;

- Привлечение родителей к образовательно-воспитательному процессу;

- Диагностическая деятельность;

- Индивидуально-коррекционная работа;

- Посещение семей учеников (по графику);

- Родительский лекторий;

- Индивидуальные беседы;

- Участие родителей во внеклассных мероприятиях: соревнованиях, праздниках, походах, экскурсиях;

- Деятельность родительского комитета;

- Благодарственные письма родителям;

- День открытых дверей в классе;

- Родительские собрания (не менее 4 раз в год).

Очень эффективной формой работы с родителями я считаю родительский всеобуч, где я не читаю лекций и наставлений, а мы вместе обсуждаем вопросы воспитания и проблемы.

В классе создан родительский комитет, активный. Он – моя опора и поддержка.

Также активная совместная работа ведется и с детскими общественными организациями. Таковой в нашей школе является экологическая организация «Берегиня», созданная в 2001 году и успешно действующая по настоящее время. 2 класс является звеном «Светлячки» детской организации. Детской организацией проводится множество мероприятий, как традиционных, так и нет. И здесь отрадно заметить, что мои малыши принимают активное участие в мероприятиях, проводимых детской организацией.

Вывод: Осуществляется тесное взаимодействие классного руководителя как с родителями, так и с детской общественной организацией на основе сотрудничества.






Ожидаемые результаты воспитательной деятельности

Деятельность классного руководителя не должна замыкаться на двух или трёх направлениях его работы. Ведь есть ещё и спорт, и краеведение, и многое другое. Деятельность многогранна и загнать её в определённые рамки невозможно. Нельзя забывать и о детской инициативе. Ведь классный руководитель лишь направляет и корректирует работу, опираясь, в первую очередь, на те идеи, что рождаются в детских головах. В этом и заключается моя педагогическая роль как классного - социального организатора». В конце учебного года я провожу анкетирование по итогам прошедших дел. Я предлагаю сформировать все проведённые дела по следующим группам:

- Это понравилось, надо ещё;

- Это не понравилось, больше не надо;

- Это не понравилось, но надо; (в эту группу попадают дела не очень интересные: уборка мусора, субботники).

Но дети понимают необходимость этой работы, понимают, что их труд важен не только для окружающих, но и, в первую очередь, для них самих. Операции «Обелиск», «Ветеран», «Забота» - всё это важно, это память. Оставляем «Узелки на память». Значит, мне, как классному руководителю, удалось поддержать, направить детские идеи в нужное русло.

За всеми важными делами, целями и задачами не нужно забывать о самих детях. Ведь самый увлечённый спортсмен, эколог, отличник хочет сбегать с друзьями на дискотеку, посидеть у костра, поговорить по душам. Я знаю, что спустя 10, 20 лет мои дети с радостью откроют школьные двери, потому что им здесь было тепло и уютно, их поддерживали, им помогали, лечили душу и согревали сердце, вместе радовались успехам, грустили о промахах, ходили на «ковёр» к директору, встречались с участковым. Можно долго и красиво говорить о воспитании, но если ты не чувствуешь ребёнка, его состояние вот в эту минуту, колебания его души сейчас, рядом, то грош цена всем твоим правильным принципам и законам, формам и методам, которые не будут приняты и поняты ребёнком. «Классная Мама» - это звучит гордо!!!

Ожидаемые результаты социального развития и воспитания учащихся при выходе из начальной школы:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.















Список использованной литературы

1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 2005.

2. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. – М., 2004.

3. Безруких М.М., Макеева А.Г. и др. Все цвета, кроме черного. – М., 2003.

4. Гаджиева Н.М. и др. Основы самосовершенствования. Тренинг – М., 1998.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2003.

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1999.

7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках. - М., 2000.

8. Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2008.- 160 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

9. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей. – М., 2002.

10. Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы. (Под ред. Романовой О.Л.). – М., 1999.

11. Практическая психология образования. (Под ред. Дубровиной И.В.) – М., 1997.

12. Родионов В.А. Я и все-все-все. – Ярославль, 2002.

13. Родари Дж. Уроки фантазии. – М., 2003.

14. Роджерс К. и др. Свобода учиться. – М., 2002.

15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.

16. Смит Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2003.

17. Учимся общаться с ребенком. ( Под ред. Петровского В.А.) – М., 1993.

18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1999.