Горохова М.П. Координатная плоскость Имя задачи: Задача о координатной плоскости
Автор: Горохова Маргарита Петровна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51», г. Брянск
Предмет: математика
Класс 6
Тема: Координаты на плоскости
Профиль: общеобразовательный
Уровень: минимальный
Текст задачи. Существует несколько легенд о гениальном французском учёном и мыслителе XVII века Рене Декарте (1596-1650). До наших времён дошли такие истории.
Легенда 1. Посещая парижские театры, Декарт не уставал удивляться путанице, перебранкам, а подчас и вызовам на дуэль, которые случались из-за отсутствия элементарного порядка распределения публики в зрительном зале. Предложенная им система нумерации, в которой каждое место получало номер ряда и порядковый номер от края, сразу сняла все поводы для раздоров и произвела настоящий фурор в парижском высшем обществе.
Легенда 2. Однажды Рене Декарт весь день пролежал в кровати, думая о чём-то, а муха жужжала вокруг и не давала ему сосредоточиться. Он стал размышлять, как бы описать положение мухи в любой момент времени математически, чтобы иметь возможность прихлопнуть её без промаха. И... придумал декартовы координаты, одно из величайших изобретений в истории человечества.
В математике существует аргументированное мнение, что введение Декартом координатной плоскости совершило переворот в науке. Ведь он был первым, кто по достоинству оценил, какие широкие горизонты открывает идея связывать точки с числами (координатами). Что из себя представляет декартова система координат и почему её так назвали, для чего она нужна?
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.
Возможные информационные источники.
Книги:
1. Детская энциклопедия, том 2, Мир небесных тел. Числа и фигуры. Издательство «Педагогика», Москва, 1972
2. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. Э 68 А.П. Савин. – М.: Педагогика, 1985.-352 с., ил.
3. Универсальная школьная энциклопедия. Т. 1, Т. 2. / Глав. ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта+, 2003.
Web-сайты:
http://dic.academic.ru
www.coop.chuvashia.ru
http://www. langeman. net
http://www. mathsisgoodforyou. com
www.krugosvet.ru
slovari.sosh.ru
ru.wikipedia.
nauka.relis.ru
nuclphys.sinp.msu.ru
http:// www. math. omsu. omskred. ru
Культурный образец
http://enciklopediya1.ru/index/0-432Декартовы координаты точки Положение точки на плоскости можно задать при помощи двух чисел х и у, если предварительно: 1) выбрать на этой плоскости две какие-нибудь взаимно перпендикулярные прямые (обычно одну горизонтальную, другую вертикальную: например, на листе бумаги — нижний и левый его края), 2) снабдить эти прямые направлениями (например, направо и вверх) и 3) условиться о единице для измерения длин (нап
ример, сантиметр). Точку О пересечения прямых называют началом, а сами направленные прямые — осями координат: первую из них — осью Ох или осью абсцисс, вторую — осью Оу или осью ординат. Теперь для задания положения точки нужно лишь указать: 1) на каком расстоянии от оси Оу она находится: это расстояние, взятое со знаком «+» или «-», обозначается буквой х и называется абсциссой точки; 2) на каком расстоянии она лежит от оси Ох; это расстояние, со знаком «+» или «-», обозначается у и называется ее ординатой. Если точка лежит по ту сторону от оси Оу, куда направлена ось Ох, то для абсциссы берут знак «+», в противном случае — знак «-». Подобным же образом выбирается знак «+» или «-» для ординаты. У точек самой оси Ох ординаты равны нулю (у=0), у точек оси Оу абсциссы равны нулю (x=0). Если у точки А абсцисса равна х, а ордината равна у, то пишут: А (х;у) (рис. 2). Числа х, у называют декартовыми координатами точки (х;у).
В обозначении (х;у) на первом месте всегда стоит абсцисса, на втором — ордината. На рис. 3 указаны знаки координат для точек различных координатных углов (четвертей, или квадрантов): на первом месте — знак абсциссы, на втором — знак ординаты. Обе координаты начала О равны нулю, что записывают так: 0(0; 0).
Задача 1. Проверьте правильность обоз
начения точек на рис. 4.
Нужно привыкнуть безошибочно решать при заданном расположении и направлении осей и заданной единице длины две первоначальные задачи: 1) найти координаты каждой указанной на рисунке точки, 2) по заданным координатам х, у построить точку(х;у).
Вот пример более сложной задачи:
Задача 2. Построить пятиугольник ABCDE, если А (-3; 1), В (2; -2), С (0; 31/2), D(-2;-2), E(3;1).
Задача 3. Какую фигуру образуют все точки, у которых: 1) абсцисса равна нулю (х=0); 2) ордината больше двух (y2); 3) абсцисса равна ординате (х=у); 4) х=-у; 5) |х|=|y| (где |х| — обозначение для абсолютной величины числа х: если х отрицательно, то |х| =-х, в противном случае |х|=x); 6) x=0 и y2
Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 кл.: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
Идея координат зародилась в древности. Первоначальное их применение связано с астрономией и географией, с потребностью определять положение светил на небе и определенных пунктов на поверхности Земли при составлении календаря, звездных и географических карт. Знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (II век) уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Следы применения идеи прямоугольных координат в виде квадратной сетки (палетки) обнаружены на стене одной из погребальных камер Древнего Египта. Прямоугольной сеткой пользовались и художники Возрождения.
Общематематическое значение метода координат открыли и впервые выявили французские математики XVII в. П. Ферма и Р. Декарт. Изложение метода координат было впервые опубликовано в «Геометрии» Декарта в 1637 г. Отсюда и названия: «Декартова система координат», «Декартовы координаты».
Термины «абсцисса», от латинского abscissus – отсекаемый (отрезок на оси иксов), «ордината» от латинского ordinatus – упорядоченный (отрезок на оси игреков) восходят к латинскому переводу (XVI в.) сочинений великого древнегреческого математика Аполлония и были введены в употребление в 70-80-х гг. XVII в. Г.В. Лейбницем. Им же абсцисса вместе с ординатой были названы координатами.
Методический комментарий
Ключевыми словами для решения данной задачи являются: «координаты», «координатная плоскость», «декартовы координаты», «система координат», «декартова система координат».
Решая данную задачу, учащиеся должны научиться безошибочно выполнять следующие действия (при заданном расположении и направлении осей и заданной единице длины): 1) находить координаты указанных на рисунке точек, 2) по заданным координатам х, у построить точку (х;у).