СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал по крымскотатарской литературе (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для преподавания крымскотатарской литературы в 8 классе только во внеурочной деятельности (не как предмет) по Примерной программе "Крымскотатарская литература" (5-9 классы) под редакцией А.С.Аблятипова ("Просвещение", 2015), поэтому нет проверочных работ и оценивания. 

Просмотр содержимого документа
«Методический материал по крымскотатарской литературе (8 класс)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ

___________Малахова Н.С.

«____» ___________ 2018 г.

_____________Трещёва Н. В.

«____» ___________ 2018 г.



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО______ Савва О.Ю.

Протокол № ___от «___» _______ 2018 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Крымскотатарская литература»

8 классы

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

на 2018/2019 учебный год





Составитель: Люманова Ш.Я.,

учитель крымскотатарского языка

и литературы








Симферополь, 2018

Результаты освоения курса внеурочной деятельности: 1.Личностные результаты: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; • использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). 2.Метапредметные результаты: • умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы; формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. В результате освоения курса обучающийся научится понимать проблематику изученных произведений крымскотатарской литературы; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; будет уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, характеризовать его героев; определять в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.

Содержание курса внеурочной деятельности

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и

эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота,

совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее

используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь.

КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (4 ч.)

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры

фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных

произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Легенды. «Аюв дагъ», «Арзы къыз».

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о легенде.

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (1 ч.)

Общие сведения. Орхоно-Енисейская письменность (продолжение и углубление изученного).

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (1 ч.)

Продолжение и углубление изученного. Сейфи Сарайи. Газель.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (3 ч.)

Основные направления поэзии ханского времени.

Гъазайи (16 в.). Любовная лирика. Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей. Тематическое богатство. Философское содержание поэзии.

Ашыкъ Умер. Обзор творчества. Тематическое богатство.

Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и

творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества.

ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (1 ч.)

Исметий. Слово о поэте. «Кефе дестаны». Отражении в дестане трагических

событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная –

основная тема произведения. Основная проблематика произведения –

бесправие и беззащитность народа.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (8 ч.)

И. Гаспринский. Рассказы «Иван ве Сулейман», «Арслан къыз».

О. Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси».

Историческая основа повести. Трагическая гибель главных героев.

А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ». Повествование

о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини.

А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». Судьба

крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье. Трагический образ Эсмы.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (12 ч.)

Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде»,

«Ой, сувукъ шу гъурбет».

А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай».

Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъман

къал, татарлыкъ», «Кобелек».

Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии: родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.

У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ

хатирелери». Основные темы и характеристики образов.

Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение

трагедии войны и голода.

Э. Шемьи-заде. «Озьбекистан балладасы». Аллегория как основной прием раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости.

Ш.Алядин. Рассказ «Эльмаз».

Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское

отношение к персонажам. Сценическая история пьесы.

РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ (3 ч.). Повторение и обобщение.

Тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов

Развитие

речи

1

Литература как искусство слова.

1


2

Крымскотатарский фольклор.

4


3

Литература Древнего периода.

1


4

Литература периода Золотой Орды.

1


5

Литература периода Крымского ханства.

3


6

Литература XVIII-XIX веков.

1


7

Литература периода «Пробуждения».

8

2

8

Литература XX века.

12

5

9

Резервные часы.

Повторение и обобщение.

3



Итого

34

7













МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ

___________Малахова Н.С.

«____» ___________ 2019 г.

_____________Трещёва Н. В.

«____» ___________ 2019 г.



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО______ Савва О.Ю.

Протокол № ___от «___» _______ 2019 г.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Крымскотатарская литература»

8 классы

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

на 2019/2020 учебный год





Составитель: Люманова Ш.Я.,

учитель крымскотатарского языка

и литературы







Симферополь, 2019

урока

урока

в теме

Тема урока

Дата проведе

ния

Коррек

ция

1.

1

Литература - искусство слова -1ч.

04.09


2.

1

Крымскотатарский фольклор - 4 ч.

Жанры. Значение.

11.09



3.

2

Легенды и их особенности. ТЛ: понятие о легенде. «Арзы къыз» (Девушка Арзы).

18.09


4.

3

Происхождение географических названий (легенда «Аюв-дагъ» (Медведь-гора).

25.09


5.

4

Пословицы и поговорки.

02.10


6.

1

Литература Древнего периода — 1 ч.

Общие сведения. Орхоно-Енисейская письменность.

09.10


7.

1

Литература периода Золотой Орды - 1 ч.

Сейфи Сарайи. Газель.

16.10


8.

1

Литература периода Крымского

ханства – 3 ч.

Гъазайи (16 в.). Краткие сведения о жизни и творчестве. Любовная лирика.

23.10


9.

2

Ашыкъ Умер. Обзор творчества. Тематическое богатство.

30.10


10.

3

Мустафа Джевхерий. Общие сведения о жизни и творчестве.

06.11


11.

1

Литература XVIII-XIX веков – 1 ч.

Исметий «Кефе дестаны» (Быль о Кефе). Изображение трагической судьбы народа.

13.11


12.

1

Литература периода «Пробуждения» - 8 ч.

И.Гаспринский. Рассказ «Иван и Сулейман».

20.11


13.

2

И.Гаспринский. Рассказ «Арслан къыз» (Девушка-львица).

27.11


14.

3

О.Акъчокъракълы. Жизнь и творчество.

04.12


15.

4

РР 1: «Ненкеджан ханым тюрбеси» (Мавзолей Ненкеджан ханум). Трагическая гибель главных героев.

11.12


16.

5

А.Одабаш. Жизнь и творчество.

18.12


17.

6

РР 2: Мужество и сила воли главной героини в рассказе А.Одабаша «Унутмайджакъ» (Не забудет).

25.12


18.

7

А.Чергеев. Поэма «Такъдир» (Судьба).

15.01


19.

8

Обобщающий урок по теме «Литература периода «Пробуждения».

22.01


20.

1

Литература XX века – 13 ч.

Б.Чобан-заде. Жизнь и творчество.

29.01


21.

2

РР 3: Особенности творчества Б.Чобан-заде. Поэзия.

05.02


22.

3

А.Гирайбай. РР 4: Стихотворения «Джигитке» (Джигиту), «Багъчасарай» (Бахчисарай).

12.02


23.

4

Н.Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди татар яшлары!» (Крымскотатарской молодёжи).

19.02


24.

5

Основные мотивы поэзии Н.Челеджихана.

26.02


25.

6

У.Ипчи. Рассказ «Зейнеп тизе» (Тётушка Зейнеп).

04.03


26.

7

РР 5: Изображение трагедии войны и голода в рассказе У.Ипчи «Ачлыкъ хатирелери» (Воспоминание о голоде).

11.03


27.

8

Э.Шемьи-заде. Жизнь и творчество («Озьбекистан балладасы» (Узбекистанская баллада).

ТЛ: Аллегория.

25.03


28.

9

Ш.Алядин. Рассказ «Эльмаз».

01.04


29.

10

РР 6: Трагические судьбы женщин в годы войны.

08.04


30.

11

Ю.Болат.: «Арзы къыз»./Девушка Арзы/ Фольклорная основа произведения.

15.04


31.

12

РР 7: Авторское отношение к персонажам пьесы «Арзы къыз» (Девушка Арзы).

22.04


32.

1

Резервный час.

Повторение и обобщение.

29.04


33.

2

Резервный час.

Повторение и обобщение.

06.05


34.

3

Резервный час.

Повторение и обобщение.

13.05