МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Зам. директора по УВР | Директор МБОУ |
___________Малахова Н.С. «____» ___________ 2018 г. | _____________Трещёва Н. В. «____» ___________ 2018 г. |
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО______ Савва О.Ю.
Протокол № ___от «___» _______ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Крымскотатарская литература»
8 классы
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
на 2018/2019 учебный год
Составитель: Люманова Ш.Я.,
учитель крымскотатарского языка
и литературы
Симферополь, 2018
Результаты освоения курса внеурочной деятельности: 1.Личностные результаты: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; • использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). 2.Метапредметные результаты: • умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы; формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. В результате освоения курса обучающийся научится понимать проблематику изученных произведений крымскотатарской литературы; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; будет уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, характеризовать его героев; определять в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.
Содержание курса внеурочной деятельности
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и
эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота,
совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее
используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь.
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (4 ч.)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры
фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных
произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Легенды. «Аюв дагъ», «Арзы къыз».
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о легенде.
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (1 ч.)
Общие сведения. Орхоно-Енисейская письменность (продолжение и углубление изученного).
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (1 ч.)
Продолжение и углубление изученного. Сейфи Сарайи. Газель.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (3 ч.)
Основные направления поэзии ханского времени.
Гъазайи (16 в.). Любовная лирика. Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей. Тематическое богатство. Философское содержание поэзии.
Ашыкъ Умер. Обзор творчества. Тематическое богатство.
Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и
творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества.
ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (1 ч.)
Исметий. Слово о поэте. «Кефе дестаны». Отражении в дестане трагических
событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная –
основная тема произведения. Основная проблематика произведения –
бесправие и беззащитность народа.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (8 ч.)
И. Гаспринский. Рассказы «Иван ве Сулейман», «Арслан къыз».
О. Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси».
Историческая основа повести. Трагическая гибель главных героев.
А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ». Повествование
о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини.
А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». Судьба
крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье. Трагический образ Эсмы.
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (12 ч.)
Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде»,
«Ой, сувукъ шу гъурбет».
А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай».
Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъман
къал, татарлыкъ», «Кобелек».
Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии: родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ
хатирелери». Основные темы и характеристики образов.
Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение
трагедии войны и голода.
Э. Шемьи-заде. «Озьбекистан балладасы». Аллегория как основной прием раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости.
Ш.Алядин. Рассказ «Эльмаз».
Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское
отношение к персонажам. Сценическая история пьесы.
РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ (3 ч.). Повторение и обобщение.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов | Развитие речи |
1 | Литература как искусство слова. | 1 | |
2 | Крымскотатарский фольклор. | 4 | |
3 | Литература Древнего периода. | 1 | |
4 | Литература периода Золотой Орды. | 1 | |
5 | Литература периода Крымского ханства. | 3 | |
6 | Литература XVIII-XIX веков. | 1 | |
7 | Литература периода «Пробуждения». | 8 | 2 |
8 | Литература XX века. | 12 | 5 |
9 | Резервные часы. Повторение и обобщение. | 3 | |
| Итого | 34 | 7 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Зам. директора по УВР | Директор МБОУ |
___________Малахова Н.С. «____» ___________ 2019 г. | _____________Трещёва Н. В. «____» ___________ 2019 г. |
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО______ Савва О.Ю.
Протокол № ___от «___» _______ 2019 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Крымскотатарская литература»
8 классы
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
на 2019/2020 учебный год
Составитель: Люманова Ш.Я.,
учитель крымскотатарского языка
и литературы
Симферополь, 2019
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Дата проведе ния | Коррек ция |
1. | 1 | Литература - искусство слова -1ч. | 04.09 | |
2. | 1 | Крымскотатарский фольклор - 4 ч. Жанры. Значение. | 11.09 | |
3. | 2 | Легенды и их особенности. ТЛ: понятие о легенде. «Арзы къыз» (Девушка Арзы). | 18.09 | |
4. | 3 | Происхождение географических названий (легенда «Аюв-дагъ» (Медведь-гора). | 25.09 | |
5. | 4 | Пословицы и поговорки. | 02.10 | |
6. | 1 | Литература Древнего периода — 1 ч. Общие сведения. Орхоно-Енисейская письменность. | 09.10 | |
7. | 1 | Литература периода Золотой Орды - 1 ч. Сейфи Сарайи. Газель. | 16.10 | |
8. | 1 | Литература периода Крымского ханства – 3 ч. Гъазайи (16 в.). Краткие сведения о жизни и творчестве. Любовная лирика. | 23.10 | |
9. | 2 | Ашыкъ Умер. Обзор творчества. Тематическое богатство. | 30.10 | |
10. | 3 | Мустафа Джевхерий. Общие сведения о жизни и творчестве. | 06.11 | |
11. | 1 | Литература XVIII-XIX веков – 1 ч. Исметий «Кефе дестаны» (Быль о Кефе). Изображение трагической судьбы народа. | 13.11 | |
12. | 1 | Литература периода «Пробуждения» - 8 ч. И.Гаспринский. Рассказ «Иван и Сулейман». | 20.11 | |
13. | 2 | И.Гаспринский. Рассказ «Арслан къыз» (Девушка-львица). | 27.11 | |
14. | 3 | О.Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. | 04.12 | |
15. | 4 | РР 1: «Ненкеджан ханым тюрбеси» (Мавзолей Ненкеджан ханум). Трагическая гибель главных героев. | 11.12 | |
16. | 5 | А.Одабаш. Жизнь и творчество. | 18.12 | |
17. | 6 | РР 2: Мужество и сила воли главной героини в рассказе А.Одабаша «Унутмайджакъ» (Не забудет). | 25.12 | |
18. | 7 | А.Чергеев. Поэма «Такъдир» (Судьба). | 15.01 | |
19. | 8 | Обобщающий урок по теме «Литература периода «Пробуждения». | 22.01 | |
20. | 1 | Литература XX века – 13 ч. Б.Чобан-заде. Жизнь и творчество. | 29.01 | |
21. | 2 | РР 3: Особенности творчества Б.Чобан-заде. Поэзия. | 05.02 | |
22. | 3 | А.Гирайбай. РР 4: Стихотворения «Джигитке» (Джигиту), «Багъчасарай» (Бахчисарай). | 12.02 | |
23. | 4 | Н.Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди татар яшлары!» (Крымскотатарской молодёжи). | 19.02 | |
24. | 5 | Основные мотивы поэзии Н.Челеджихана. | 26.02 | |
25. | 6 | У.Ипчи. Рассказ «Зейнеп тизе» (Тётушка Зейнеп). | 04.03 | |
26. | 7 | РР 5: Изображение трагедии войны и голода в рассказе У.Ипчи «Ачлыкъ хатирелери» (Воспоминание о голоде). | 11.03 | |
27. | 8 | Э.Шемьи-заде. Жизнь и творчество («Озьбекистан балладасы» (Узбекистанская баллада). ТЛ: Аллегория. | 25.03 | |
28. | 9 | Ш.Алядин. Рассказ «Эльмаз». | 01.04 | |
29. | 10 | РР 6: Трагические судьбы женщин в годы войны. | 08.04 | |
30. | 11 | Ю.Болат.: «Арзы къыз»./Девушка Арзы/ Фольклорная основа произведения. | 15.04 | |
31. | 12 | РР 7: Авторское отношение к персонажам пьесы «Арзы къыз» (Девушка Арзы). | 22.04 | |
32. | 1 | Резервный час. Повторение и обобщение. | 29.04 | |
33. | 2 | Резервный час. Повторение и обобщение. | 06.05 | |
34. | 3 | Резервный час. Повторение и обобщение. | 13.05 | |