МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ШКОЛА ТРИЗ»
2016 г.
Паспорт проекта
Тема проекта | Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс ДОУ как средства реализации ФГОС ДО |
Место реализации проекта | Свердловская область, город Нижний Тагил. |
Тип проекта | Практико-ориентированный |
Цель проекта | Создание условий для внедрения ТРИЗ технологии в образовательный процесс ДОУ как средства реализации ФГОС ДО |
Задачи проекта | 1. Создать условия для введения технологии ТРИЗ в образовательный процесс ДОУ. 2. Обеспечить методическое сопровождение педагогов по изучению и внедрению технологии ТРИЗ. 3. Повысить профессиональные компетентности педагогов в области изучения, внедрения и обобщения технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. 6. Проанализировать результаты и предоставить опыт использования технологии педагогическому сообществу. |
Сроки реализации проекта | Предполагаемый срок реализации проекта: январь 2016 года - сентябрь 2018 года. |
Нормативно-правовое обеспечение проекта | 1. ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 3. СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. |
Руководитель проекта | Старший воспитатель. |
Творческая группа проекта | ФИО– воспитатель старшей группы, ФИО. – воспитатель средней группы, ФИО. – воспитатель старшей группы. |
Участники проекта | Педагоги ДОУ |
Актуальность проекта
На современном этапе развития образования в России основной целью каждой дошкольной образовательной организации является поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющих реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для развития ребенка. Новое время предъявляет новые требования к качеству образования и организации образовательного процесса как стратегии поддержки личностного становления дошкольника в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В стандарте определены основные принципы дошкольного образования, среди которых: построение образовательной деятельности на основе индивидуализации дошкольного образования; признание ребенка субъектом образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
ФГОС ДО направлен на изменение подхода к организации образовательной деятельности дошкольного учреждения. Но на практике возникает противоречие, восходящее в разряд проблем, когда детский сад, педагог, декларируя, что он реализует стандарт, на практике применяет все те же формы организации, содержание, методы и приемы, что и в прошлом, XX веке, ориентируется на усвоение детьми знаний, умений и навыков. В итоге получается, ФГОС ДО реализуется лишь на бумаге. Следует отметить, что педагогами еще недостаточно осознаны и не приняты особенности построения образовательного процесса в соответствии с особенностями современного ребенка, предполагающие создание ситуаций для условия его развития и жизни в быстро изменяющимся мире. Современному ребенку важно усвоить способы познания мира. Человеку будущего важно замечать происходящие изменения в жизни общества и быстро адаптироваться к новым условиям, уметь решать нестандартные жизненные задачи. Технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (общая теория сильного мышления – теория решения изобретательских задач – развитие творческого воображения), которые далее обозначаются как ТРИЗ, позволяют в полной мере реализовать ФГОС ДО и подготовить в дошкольнике «человека будущего». Цель ТРИЗ – развить в ребенке с одной стороны гибкость, подвижность, системность и диалектичность мышления, а с другой – стремление познавать новое, активность и самостоятельность, творческое воображение и речь. Кроме того, технология ТРИЗ является универсальной, в нее легко вплетаются другие технологии: проектные, сотрудничества, развития исследовательских умений, здоровьесбережения, развивающего и проблемного обучения, интерактивные и т.д.
Новизна проекта состоит в том, что ТРИЗ, мы считаем, необходимо применять на практике как ведущую технологию, использовать ее как универсальный инструмент во всех видах образовательной деятельности. Ранее в детском саду применялись элементы ТРИЗ, но это носило случайный, эпизодичный характер, и должного эффекта не имело. Постановка ТРИЗ в разряд ведущей технологии позволяет формировать у детей единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира, дает возможность проявить свою индивидуальность, учит нестандартно мыслить, находить и разрешать противоречия. В результате создается ситуация успеха, ребенок сам открывает для себя знания. А решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения и стимулирует его развитие. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей самим находить истину, а не раскрывать ее и не давать им готовые знания.
Краткое описание проекта
Данный проект направлен на создание условий для успешного внедрения технологии ТРИЗ в ДОУ.
Проект рассчитан на повышение квалификации педагогов и направлен на развитие познавательных способностей, творческого мышления и речи детей дошкольного возраста, посещающих детский сад № 72. Он позволяет обеспечить внедрение новой технологии поэтапно, системно, учитывая все необходимые направления преобразования.
Реализация проекта предполагает комплексную работу педагогов по следующим направлениям:
1. Создание организационно-правовых условий реализации проекта
2. Методическое сопровождение внедрения технологии ТРИЗ
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов
4. Организация РППС для реализации технологии ТРИЗ
5. Организация образовательной деятельности с детьми
6. Взаимодействие с семьями воспитанников
7. Трансляция опыта использования технологии ТРИЗ
В ходе проекта будут использованы разработки А.М. Страунинг, З.Р. Шустерман, Т.А. Сидорчук, Э.Э. Байрамовой, Т.В. Владимировой, Н.Ю. Прокофьевой.
Проект реализуется в четыре этапа:
1. Подготовительный (анализ условий, приобретение литературы, создание творческой группы, разработка проекта)
2. Содержательный (проведение институционального ПДС, создание РППС, разработка системы организации образовательной деятельности, организация и участие в конкурсах, конференциях)
3. Заключительный (анализ результатов реализации проекта, динамики развития детей и отзывов родителей о качестве образования, трансляция опыта)
Проект является долгосрочным и рассчитан на три года (с января 2016г. по сентябрь 2018 г.)
Продукт
1 Нормативно-правовая база
2. Объекты РППС, способствующие реализации технологии ТРИЗ.
3. Банк методических материалов (конспекты занятий, методические рекомендации и т.д.)
4. Банк материалов по диагностике детей всех возрастов.
5. Детские образовательные проекты.
Критерии результативности проекта
1. Наличие продукта проекта.
2. Использование технологии ТРИЗ, как ведущей, в образовательной деятельности групп дошкольного возраста.
3. Положительная оценка при внешней оценке качества предоставления образовательной услуги детского сада.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятия | Срок | Ответственные лица | Результат |
Подготовительный этап |
Изучение нормативной базы | сентябрь 2015 | Руководитель и творческая группа проекта | Четкое представление о происходящих изменениях в системе образования России |
Доведение решения о реализации проекта до всех участников образовательного процесса | октябрь 2015 | Руководитель проекта | Осознание всеми участниками проекта о необходимости работы в инновационном режиме и внедрения технологии ТРИЗ как одного из средств реализации ФГОС ДО |
Разработка критериев достижения цели проекта | октябрь 2015 | Руководитель и творческая группа проекта | Перечень критериев успеха проекта |
Приобретение литературы по ТРИЗ | октябрь 2015 | Руководитель проекта | Повышение профессиональной компетентности, приобретение знаний о технологии ТРИЗ Методическое обеспечение внедрения инновации. |
Сравнительный анализ ФГОС ДО и ТРИЗ технологии | ноябрь 2015 | Руководитель и творческая группа проекта | Соотнесение технологии ТРИЗ с ФГОС ДО и определение соответствия их целевых установок |
Деловая игра «Как помешать кошке добраться до скворечника» | декабрь 2015 | Руководитель проекта | Определение единого понимания технологии ТРИЗ и единых подходов к ее внедрению. Заинтересованность работников в участии внедрения проекта |
Содержательный этап |
ПДС «Что такое ТРИЗ – технология» | Январь 2016 – май 2018 | Руководитель и творческая группа проекта | Совершенствование профессиональной компетентности, уточнение и корректировка знаний о применении технологии ТРИЗ в образовательной деятельности. Работа в инновационном режиме. Построение инновационной деятельности на основе технологии ТРИЗ. |
Разработка системы организации образовательной деятельности на все возраста | Руководитель, творческая группа проекта | Технологические карты. |
Пополнение банка методических материалов, РППС, изготовление пособий для работы с детьми | Руководитель, творческая группа проекта, педагоги | Методические разработки для организации и проведения образовательной деятельности с детьми. Центры, в которых сконцентрированы пособия для работы с детьми. |
Мастер класс по изготовлению наглядных и методических пособий для освоения ТРИЗ – технологии и их применения в образовательном процессе | Руководитель, творческая группа проекта | Использование пособий в образовательном процессе ДОУ. |
Презентация промежуточных результатов опыта работы педагогов | Педагоги | Совершенствование индивидуальной самообразовательной работы педагогов. Самоанализ, Взаимоанализ. |
Организация взаимодействия с семьями по вопросам использования игр ТРИЗ | Педагоги | Повышение компетентности родителей в вопросах развития ребенка. |
Участие педагогов в конференциях и конкурсах различного уровня | Педагоги | Повышение профессиональной компетентности, рейтинга ДОУ. |
Участие детей в конкурсах | Педагоги |
Мониторинг реализации ТРИЗ | Руководитель, творческая группа проекта, педагоги | Своевременное уточнение икорректировкаобразовательного процесса ДОУ. |
Заключительный этап |
Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования | май 2018 | педагоги | Определение качества образовательных услуг |
Анализ результатов выполнения проекта | Май – сентябрь 2018 | Руководитель, творческая группа проекта, педагоги | Оценка качества реализации |
Функциональные обязанности участников проекта
| Руководитель проекта | Творческая группа проекта | Педагоги |
Создание организационно-правовых условий внедрения технологии ТРИЗ | Изучение нормативных документов. Доведение до участников проекта нормативных документов. Внутренняя экспертиза создаваемых документов участниками проекта. Разъяснение участникам проекта их задач. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий в рамках проекта. | Изучение нормативных документов. Участие в разработке проекта.Внутренняя экспертиза создаваемых педагогических условий участниками проекта. | Изучение нормативных документов. Осознание необходимости работы в инновационном режиме и внедрения. технологии ТРИЗ как одного из средств реализации ФГОС ДО. Создание педагогических условий. |