СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический проект "Школа ТРИЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект направлен на создание условий для успешного внедрения технологии ТРИЗ в ДОО. Проект расчитан на повышение квалификации педагогов и направлен на развитие познавательных способностей, творческого мышления и речи детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Методический проект "Школа ТРИЗ"»













МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


«ШКОЛА ТРИЗ»































2016 г.



Паспорт проекта


Тема проекта

Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс ДОУ как средства реализации ФГОС ДО

Место реализации проекта

Свердловская область, город Нижний Тагил.

Тип проекта

Практико-ориентированный

Цель проекта

Создание условий для внедрения ТРИЗ технологии в образовательный процесс ДОУ как средства реализации ФГОС ДО

Задачи проекта

1. Создать условия для введения технологии ТРИЗ в образовательный процесс ДОУ.

2. Обеспечить методическое сопровождение педагогов по изучению и внедрению технологии ТРИЗ.

3. Повысить профессиональные компетентности педагогов в области изучения, внедрения и обобщения технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

6. Проанализировать результаты и предоставить опыт использования технологии педагогическому сообществу.

Сроки реализации проекта

Предполагаемый срок реализации проекта:

январь 2016 года - сентябрь 2018 года.

Нормативно-правовое обеспечение проекта

1. ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3. СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Руководитель проекта

Старший воспитатель.

Творческая группа проекта

ФИО– воспитатель старшей группы, ФИО. – воспитатель средней группы, ФИО. – воспитатель старшей группы.

Участники проекта

Педагоги ДОУ












Актуальность проекта

На современном этапе развития образования в России основной целью каждой дошкольной образовательной организации является поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющих реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для развития ребенка. Новое время предъявляет новые требования к качеству образования и организации образовательного процесса как стратегии поддержки личностного становления дошкольника в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В стандарте определены основные принципы дошкольного образования, среди которых: построение образовательной деятельности на основе индивидуализации дошкольного образования; признание ребенка субъектом образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

ФГОС ДО направлен на изменение подхода к организации образовательной деятельности дошкольного учреждения. Но на практике возникает противоречие, восходящее в разряд проблем, когда детский сад, педагог, декларируя, что он реализует стандарт, на практике применяет все те же формы организации, содержание, методы и приемы, что и в прошлом, XX веке, ориентируется на усвоение детьми знаний, умений и навыков. В итоге получается, ФГОС ДО реализуется лишь на бумаге. Следует отметить, что педагогами еще недостаточно осознаны и не приняты особенности построения образовательного процесса в соответствии с особенностями современного ребенка, предполагающие создание ситуаций для условия его развития и жизни в быстро изменяющимся мире. Современному ребенку важно усвоить способы познания мира. Человеку будущего важно замечать происходящие изменения в жизни общества и быстро адаптироваться к новым условиям, уметь решать нестандартные жизненные задачи. Технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (общая теория сильного мышления – теория решения изобретательских задач – развитие творческого воображения), которые далее обозначаются как ТРИЗ, позволяют в полной мере реализовать ФГОС ДО и подготовить в дошкольнике «человека будущего». Цель ТРИЗ – развить в ребенке с одной стороны гибкость, подвижность, системность и диалектичность мышления, а с другой – стремление познавать новое, активность и самостоятельность, творческое воображение и речь. Кроме того, технология ТРИЗ является универсальной, в нее легко вплетаются другие технологии: проектные, сотрудничества, развития исследовательских умений, здоровьесбережения, развивающего и проблемного обучения, интерактивные и т.д.

Новизна проекта состоит в том, что ТРИЗ, мы считаем, необходимо применять на практике как ведущую технологию, использовать ее как универсальный инструмент во всех видах образовательной деятельности. Ранее в детском саду применялись элементы ТРИЗ, но это носило случайный, эпизодичный характер, и должного эффекта не имело. Постановка ТРИЗ в разряд ведущей технологии позволяет формировать у детей единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира, дает возможность проявить свою индивидуальность, учит нестандартно мыслить, находить и разрешать противоречия. В результате создается ситуация успеха, ребенок сам открывает для себя знания. А решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения и стимулирует его развитие. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей самим находить истину, а не раскрывать ее и не давать им готовые знания.

Краткое описание проекта

Данный проект направлен на создание условий для успешного внедрения технологии ТРИЗ в ДОУ.

Проект рассчитан на повышение квалификации педагогов и направлен на развитие познавательных способностей, творческого мышления и речи детей дошкольного возраста, посещающих детский сад № 72. Он позволяет обеспечить внедрение новой технологии поэтапно, системно, учитывая все необходимые направления преобразования.

Реализация проекта предполагает комплексную работу педагогов по следующим направлениям:

1. Создание организационно-правовых условий реализации проекта

2. Методическое сопровождение внедрения технологии ТРИЗ

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов

4. Организация РППС для реализации технологии ТРИЗ

5. Организация образовательной деятельности с детьми

6. Взаимодействие с семьями воспитанников

7. Трансляция опыта использования технологии ТРИЗ

В ходе проекта будут использованы разработки А.М. Страунинг, З.Р. Шустерман, Т.А. Сидорчук, Э.Э. Байрамовой, Т.В. Владимировой, Н.Ю. Прокофьевой.

Проект реализуется в четыре этапа:

1. Подготовительный (анализ условий, приобретение литературы, создание творческой группы, разработка проекта)

2. Содержательный (проведение институционального ПДС, создание РППС, разработка системы организации образовательной деятельности, организация и участие в конкурсах, конференциях)

3. Заключительный (анализ результатов реализации проекта, динамики развития детей и отзывов родителей о качестве образования, трансляция опыта)

Проект является долгосрочным и рассчитан на три года (с января 2016г. по сентябрь 2018 г.)


Продукт

1 Нормативно-правовая база

2. Объекты РППС, способствующие реализации технологии ТРИЗ.

3. Банк методических материалов (конспекты занятий, методические рекомендации и т.д.)

4. Банк материалов по диагностике детей всех возрастов.

5. Детские образовательные проекты.


Критерии результативности проекта

1. Наличие продукта проекта.

2. Использование технологии ТРИЗ, как ведущей, в образовательной деятельности групп дошкольного возраста.

3. Положительная оценка при внешней оценке качества предоставления образовательной услуги детского сада.













ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Мероприятия

Срок

Ответственные лица

Результат

Подготовительный этап

Изучение нормативной базы

сентябрь 2015

Руководитель и творческая группа проекта

Четкое представление о происходящих изменениях в системе образования России

Доведение решения о реализации проекта до всех участников образовательного процесса

октябрь 2015

Руководитель проекта

Осознание всеми участниками проекта о необходимости работы в инновационном режиме и внедрения технологии ТРИЗ как одного из средств реализации ФГОС ДО

Разработка критериев достижения цели проекта

октябрь 2015

Руководитель и творческая группа проекта

Перечень критериев успеха проекта

Приобретение литературы по ТРИЗ

октябрь 2015

Руководитель проекта

Повышение профессиональной компетентности, приобретение знаний о технологии ТРИЗ Методическое обеспечение внедрения инновации.

Сравнительный анализ ФГОС ДО и ТРИЗ технологии

ноябрь 2015

Руководитель и творческая группа проекта

Соотнесение технологии ТРИЗ с ФГОС ДО и определение соответствия их целевых установок

Деловая игра «Как помешать кошке добраться до скворечника»

декабрь 2015

Руководитель проекта

Определение единого понимания технологии ТРИЗ и единых подходов к ее внедрению. Заинтересованность работников в участии внедрения проекта

Содержательный этап

ПДС «Что такое ТРИЗ – технология»

Январь 2016 – май 2018


Руководитель и творческая группа проекта

Совершенствование профессиональной компетентности, уточнение и корректировка знаний о применении технологии ТРИЗ в образовательной деятельности.

Работа в инновационном режиме.

Построение инновационной деятельности на основе технологии ТРИЗ.

Разработка системы организации образовательной деятельности на все возраста

Руководитель, творческая группа проекта

Технологические карты.

Пополнение банка методических материалов, РППС, изготовление пособий для работы с детьми

Руководитель, творческая группа проекта, педагоги

Методические разработки для организации и проведения образовательной деятельности с детьми.

Центры, в которых сконцентрированы пособия для работы с детьми.


Мастер класс по изготовлению наглядных и методических пособий для освоения ТРИЗ – технологии и их применения в образовательном процессе

Руководитель, творческая группа проекта

Использование пособий в образовательном процессе ДОУ.

Презентация промежуточных результатов опыта работы педагогов


Педагоги

Совершенствование индивидуальной самообразовательной работы педагогов.

Самоанализ, Взаимоанализ.

Организация взаимодействия с семьями по вопросам использования игр ТРИЗ

Педагоги

Повышение компетентности родителей в вопросах развития ребенка.

Участие педагогов в конференциях и конкурсах различного уровня

Педагоги

Повышение профессиональной компетентности, рейтинга ДОУ.

Участие детей в конкурсах

Педагоги

Мониторинг реализации ТРИЗ

Руководитель, творческая группа проекта, педагоги

Своевременное уточнение икорректировкаобразовательного процесса ДОУ.

Заключительный этап

Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования

май 2018

педагоги

Определение качества образовательных услуг

Анализ результатов выполнения проекта

Май – сентябрь 2018

Руководитель, творческая группа проекта, педагоги

Оценка качества реализации



Функциональные обязанности участников проекта


Руководитель проекта

Творческая группа проекта

Педагоги

Создание организационно-правовых условий внедрения технологии ТРИЗ

Изучение нормативных документов.

Доведение до участников проекта нормативных документов.

Внутренняя экспертиза создаваемых документов участниками проекта.

Разъяснение участникам проекта их задач.

Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий в рамках проекта.

Изучение нормативных документов.

Участие в разработке проекта.Внутренняя экспертиза создаваемых педагогических условий участниками проекта.

Изучение нормативных документов.

Осознание необходимости работы в инновационном режиме и внедрения. технологии ТРИЗ как одного из средств реализации ФГОС ДО.

Создание педагогических условий.