СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пособии дана характеристика различных форм самостоятельной работы студентов, указана технология организации самостоятельной работы и критерий олценки каждого вида самостоятельной работы. Пособие рекомендовано как для преподавателей , так и студентов СПО для всех специальностей

Просмотр содержимого документа
«П. С . РАб.ПОС Малиновская Н.В.»

















Составитель:

Заместитель директора колледжа

Н.В. Малиновская

СПО





Одобрено:

Методическим советом Филиала

«16» марта 2017 г.



















Оглавление

Введение 4

1. Методические рекомендации по организации и выполнению индивидуальной и групповой самостоятельной работы студентов 6

1.1. Аннотация 6

1.2. Методические рекомендации по написанию реферата 9

1.3. Методические рекомендации по составлению и решению ситуационных задач (кейсов) 13

1.4. Методические рекомендации по выполнению конспекта 16

1.5. Методические рекомендации по составлению опорного конспекта 19

1.6. Методические рекомендации по организации проектной деятельности. 22

Оценка формы самостоятельной работы «Индивидуальный (групповой) проект» 26

1.7. Методические рекомендации по составлению доклада 28

1.8. Методические рекомендации по созданию презентации 30

1.9. Методические рекомендации по подготовке к участию в «Оксфордских» дебатах. 34

1.10. Методические рекомендации по составлению кроссвордов 41

1.11. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям 43

1.12. Методические рекомендации по подготовке к деловой игре 45

1.13. Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам 47

Список литературы 51

Нормативная литература: 51

Основная литература: 51

Дополнительная литература: 51

Интернет-ресурсы: 52



Введение

Самостоятельная работа предполагает высокую активность каждого обучающегося. Эта активность проявляется и в организации работы, и в использовании целенаправленного восприятия, переработки, закреплении, применении знаний, в стремлении превратить усваиваемые знания в личные убеждения, установки, компетенции для того, чтобы последовательно руководствоваться ими в своей повседневной деятельности.

Организация самостоятельной работы студентов определяется следующими формами: аудиторная, внеаудиторная, творческая, в том числе исследовательская.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, определяет уменьшение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объёма часов на самостоятельную работу и значимости текущего контроля знаний студентов.

Целью самостоятельной работы студента является: способствование реализации требований ФГОС СПО в части, относящейся к знаниям, умениям и профессиональным компетенциям. Освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования выпускника являются основными результатами его обучения.

Одним из этапов к решению этих задач является формирование у студентов умения работать с текстом, поскольку самостоятельная работа студента предполагает использование ресурсов библиотек для получения дополнительных сведений по изучаемым курсам. Актуальность данного вида работы обусловлена тем, что во всем многонациональном мире резко возросло внимание к вопросам подготовки и обучения кадров.

К текстам относятся аннотации, рефераты, учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы.

Пособие содержит описание нескольких форм самостоятельной работы студентов, структура каждой формы самостоятельной работы включает в себя: методические рекомендации по выполнению определенного вида самостоятельной работы, время на выполнение самостоятельной работы , последовательность этапов деятельности студента при выполнении данной самостоятельной работы, критерии оценки деятельности студента.

Пособие послужит ориентиром по организации реферативной и исследовательской деятельности (с элементами поисковых исследований) для студентов.



  1. Методические рекомендации по организации и выполнению индивидуальной и групповой самостоятельной работы студентов
    1. Аннотация

Аннотация - краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги, статьи), включающая иногда и его оценку. Это наикратчайшее изложение содержания первичного документа, дающее общее представление о теме. Основное ее назначение - дать некоторое представление о книге (статье, научной работе) с тем, чтобы рекомендовать ее определенному кругу студентов или воспользоваться своими записями при выполнении работы исследовательского, реферативного характера.

Особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание, при этом не повторять их.

Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?», даёт представление только о главной теме и перечне вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника.

По своему характеру аннотации могут быть:

  • Справочными (без критической оценки произведения). Обязательными требованиями к справочным аннотациям являются четкость и простота изложения.

Схема справочной аннотации содержит: Уточнение заглавия; краткие сведения, связанные с содержанием; сведения, связанные с автором; особенности издания; на какую категорию студентов издание рассчитано. Полноценное справочное аннотирование призвано обратить внимание студента на специфику книги (статьи), источники и теоретический уровень текста, характер приложений.

  • Рекомендательными (содержат критическую оценку произведения). В рекомендательной аннотации дается обоснование значимости произведения: Включается указание на то, почему книга (статья) будет полезна и интересна студенту; что в книге должно привлечь внимание студента; что поможет читателю в повышении его квалификации, ознакомлении с новейшими достижениями науки и техники и т.д.

Рекомендательная аннотация включает: Сведения об авторе (дают представление о направленности произведения); замечания по существу вопроса (с целью привлечения внимания студента к аннотируемому произведению); оценка произведения в ряду других аналогичных книг (статей); (с целью обращения внимания студента именно на это произведение).

По охвату содержания аннотируемого документа и студенческому назначению различают:

  • Общие аннотации (характеризуют документ в целом, рассчитаны на широкий круг студентов);

  • Специализированные (раскрывают документ лишь в определенных аспектах, интересующих узких специалистов). Аннотации могут быть обзорными (или групповыми).

Обзорная аннотация — это аннотация, содержащая обобщенную характеристику двух или более документов, близких по тематике. Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнение особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.

В рекомендательных обзорных аннотациях приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера. Наиболее эффективными в предоставлении современной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники применяются справочные аннотации. Они применяются при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

В соответствии с требованиями к аннотациям, их объём должен составлять от нескольких слов до 10-15 строчек. Аннотация не допускает цитирования, в ней не используются смысловые абзацы оригинала, основное содержание первоисточника передается «своими словами». Особенностью аннотации является использование в ней языковых оценочных клише. Аннотация, как правило, состоит из простых предложений. Текст аннотации не стандартизирован. В научной литературе можно встретить различные требования к составлению аннотаций. Например, текст справочной аннотации может включать следующие сведения тип и название аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник, статья, задачи, поставленные автором аннотируемого документа; метод, которым пользовался автор (эксперимент, сравнительный анализ, компиляция других источников) принадлежность автора к определенной научной школе или направлению структуру аннотируемого документа; предмет и тему произведения, основные положения и выводы автора; характеристику вспомогательных иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографический список.

Деятельность студента:

Время на выполнение самостоятельной работы 4 часа.

  1. Внимательно изучить информацию;

  2. Составить план аннотации;

  3. Кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;

  4. Оформить аннотацию и сдать в установленный срок.



Критерии оценки.

Выставляемая оценка

Критерии оценки

Отлично

Грамотность и точность изложения —информационный поиск абсолютно точный. Соответствие оформления требованиям. Аннотация сдана в срок.

Хорошо

Аннотация содержательна и передает основные положения первоисточника. Информационный поиск имеет незначительные неточности. Аннотация сдана в срок.

Удовлетворительно

Содержательность аннотации, полнота выбора источников поиска (формальное соответствие требованиям). Выбор источников осуществлен не в соответствии с заданными требованиями. В установленные сроки аннотация не сдана.

    1. Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат — письменная работа объёмом 18-24 печатных страницы, выполняемая студентом в течение определенного срока (от одной недели до месяца). Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности, и может состоять из 3 этапов:

  1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

  2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;

  3. Устное сообщение по теме реферата. В процессе учебной работы студенты должен изучить справочную, научную, популярную литературу.

Приступая к написанию реферата, студенту необходимо:

  1. Выбрать тему и согласовать ее с научным руководителем или с ведущим преподавателем, организующим семинар;

  2. Составить список литературы, используя каталоги учебной библиотеки колледжа Западного филиала РАНХиГС, городских библиотек, использование интернет-контента;

  3. Разработать план реферата и изучить относящиеся к данной теме источники и литературу.

  4. Конспектировать надо только то, что имеет непосредственное отношение к избранной теме: выписки рекомендуется делать не в общей тетради, а по системе научной картотеки.

После систематизации материала составляется подробный план реферата, и только после этого можно приступить к его литературному оформлению.

Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследование, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос.

Задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, следовательно, просмотреть текст, выделяя его структурные единицы.

Общие требования к тексту:

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста. С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения.

Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

Планом реферата называют универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения.

Требования к введению:

Введение – одна из составных и важных частей реферата. В объёме реферата введение, как правило, составляет 1-2 печатные страницы или более. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и выводы.

Вступление это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным. Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал (а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью. Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.

История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны. Вывод это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункт.

Заключение — последняя часть научного текста, самостоятельная часть реферата. В ней в краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы, а также оценка полноты и глубины решения тех вопросов, которые Вы рассматривали в процессе изучения темы.

Оформление приложения:

Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.

В тексте реферата необходимо делать примечания. Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.

Оформление списка литературы:

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком литературы, с помощью которой Вы описывали теоретический блок реферата, и может иметь рекомендательный характер. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг, согласно ГОСТу 7.60-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Общие требования и правила составления».

Время на выполнение самостоятельной работы 4 -6 часов.

Деятельность студента:

  • Изучить проблему;

  • Проанализировать ситуацию;

  • Оценить альтернативные возможности решения ситуации;

  • Выбрать оптимальный вариант решения;

  • Составлять план его осуществления;

  • Изучить учебную информацию по теме;

  • Провести системно структурированный анализ содержания темы;

  • Обоснование актуальности выбранной темы;

  • Изложить материал по составленному плану.

  • Критерии оценки.

Выставляемая оценка

Критерии оценки

Отлично

Тема реферата раскрыта полностью, актуальна.
Объём использования литературы, интернет-контента достаточный. Предоставленная в реферате информация точная, обоснованная, есть ссылки на источники первичной информации. Приведенные данные и факты служат целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений реферата.

Хорошо

Тема реферата раскрыта частично. Приведенные данные и факты служат целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений реферата частично.

Удовлетворительно

Тема реферата раскрыта не достаточно, объём литературы недостаточный. Объём использования литературы и интернет-контента недостаточный. Приведенные данные и факты не служат целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений реферата. Ссылки на источники первичной информации приведены не все.

    1. Методические рекомендации по составлению и решению ситуационных задач (кейсов)

Метод case-study (разбор конкретных ситуаций) является одним из вариантов применения в практике образования современных педагогических технологий, нацеленных на решение задач ФГОС СПО.

Кейс-технологии (сase-study) - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рационально. Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в работе, развивать общекультурные и профессиональные компетенции. Продумывая систему проблемных вопросов, вы должны опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагают третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.

Различают три типа кейсов:

  • Практические кейсы, отражающие реальные жизненные ситуации;

  • Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

  • Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

В процессе индивидуальной работы студенты должны ознакомиться с материалами ситуации (задачей) и подготовить свои решения по вопросам, представленным в схеме анализа; Если решение кейс-ситуации осуществляется в группе, то необходимо согласование со всеми участниками, различных представлений о ситуации, основных проблем и путей их решения, нахождение взаимоприемлемого варианта решения, доработка и экспертиза предложений, оформление предложения в виде текста и плакатов для презентации. Итогом работы над кейсом является как устное обсуждение сформулированных проблем, так и письменные отчеты студентов. Важно при решении кейса, опираться на теории, рассмотренные в ходе лекционного курса.

Время на выполнение самостоятельной работы 2- 4 часа.

Деятельность студента:

Изучить учебную информацию по теме; провести системно структурированный анализ содержания темы; выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем; дать обстоятельную характеристику условий задачи; критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности); выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она нестандартная); оформить и сдать на контроль в установленный срок.


Критерии оценки

Выставляемая оценка

Критерии оценки

Отлично

Структура кейса соответствует требованиям. Определено установление корректности общенациональных действий в рамках изучаемой темы и выстраиваемой концепции. Операциональные действия корректны. Установлена вся полнота причинных связей
(общая валидность).

Хорошо

Структура кейса соответствует требованиям частично. Полнота причинных связей установлена частично. Операциональные действия корректны частично.

Удовлетворительно

Структура соответствует требованиям частично. Операциональные действия не корректны. Полнота причинных связей не установлена.

    1. Методические рекомендации по выполнению конспекта

Конспект (от лат. conspectus — обзор, изложение) письменный текст, систематически, кратко, логично и связно передающий содержание основного источника информации (статьи, книги, лекции и др.); синтезирующая форма записи, которая может включать в себя план источника информации, выписки из него и его тезисы. Конспект представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме.

Цель самостоятельной работы: выработка умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме в виде конспекта.

В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами.

Виды конспектов:

  • Плановый конспект (план-конспект) — конспект на основе сформированного плана, состоящего из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов, соответствующих определенным частям источника информации;

  • Текстуальный конспект — подробная форма изложения, основанная на выписках из текста-источника и его цитировании (с логическими связями);

  • Произвольный конспект — конспект, включающий несколько способов работы над материалом (выписки, цитирование, план и др.);

  • Схематический конспект (контекст-схема) — конспект на основе плана, составленного из пунктов в виде вопросов, на которые нужно дать ответ;

  • Тематический конспект — разработка и освещение в конспективной форме определенного вопроса, темы;

  • Опорный конспект (введён В.Ф. Шаталовым) — конспект, в котором содержание источника информации закодировано с помощью графических символов, рисунков, цифр, ключевых слов и др.;

  • Сводный конспект — обработка нескольких текстов с целью их сопоставления, сравнения и сведения к единой конструкции;

  • Выборочный конспект — выбор из текста информации на определенную тему.

Формы конспектирования:

  • План (простой, сложный) — форма конспектирования, которая включает анализ структуры текста, обобщение, выделение логики развития событий и их сути;

  • Выписки — простейшая форма конспектирования, почти дословно воспроизводящая текст;

  • Тезисы — форма конспектирования, которая представляет собой выводы, сделанные на основе прочитанного. Выделяют простые и осложненные тезисы (кроме основных положений, включают также второстепенные);

  • Цитирование — дословная выписка, которая используется, когда передать мысль автора своими словами невозможно.

Технология составления конспекта:

  1. Определить цель составления конспекта; написать название текста или его части;

  2. Записать выходные данные текста (автор, место и год издания);

  3. Выделить при первичном чтении основные смысловые части текста;

  4. Выделить основные положения текста;

  5. Выделить понятия, термины, которые требуют разъяснений;

  6. Последовательно и кратко изложить своими словами существенные положения изучаемого материала; включить в запись выводы по основным положениям, конкретным фактам и примерам (без подробного описания); использовать приемы наглядного отражения содержания (абзацы «ступеньками», различные способы подчеркивания, ручки разного цвета); соблюдать правила цитирования (цитата должна быть заключена в кавычки, дана ссылка на ее источник, указана страница).

Время на выполнение самостоятельной работы 1-2 часа .

Деятельность студента:

  1. Прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;

  2. Установить логическую связь между элементами темы;

  3. Записывать только то, что хорошо уяснил;

  4. Выделять ключевые слова и понятия;

  5. Заменять сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание).

Критерии оценки:

Выставляемая оценка

Критерии оценки

Отлично

Конспект соответствует плану содержания Основные положения отражены, выводы представлены. Изложение ясное и лаконичное (наличие схем, рисунков, символов в изложении материала – для опорного конспекта); взаимосвязи блоков понятий определены в полном объёме (для опорного конспекта); конспект выполнен аккуратно. Терминологически и орфографически грамотен.

Хорошо

Конспект частично соответствует плану содержания, основные положения отражены частично, выводы частично представлены; взаимосвязи блоков понятий определены частично (для опорного конспекта); недостаточно логически грамотен. Терминологически и орфографически грамотен.

Удовлетворительно

Конспект не соответствует плану содержания. Использование учебного материала неполное. Недостаточно логически изложен. Взаимосвязи блоков понятий не определены (для опорного конспекта); отсутствуют связанные предложения. Неразборчивый почерк.

    1. Методические рекомендации по составлению опорного конспекта

Опорный конспект - это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.

Опорный конспект представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.

Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.

Таким образом, опорный конспект - это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.

Опорные конспекты состоят из нескольких основных подсистем:

  1. Опорный сигнал, как ассоциативный символ, несущий определенную смысловую нагрузку (условно - единица информации);

  2. Опорный рисунок - условное, схематическое, легко воспроизводимое изображение информации или объекта;

  3. Опорный блок - взаимное расположение опорных сигналов, содержащая в себе информацию части темы; блок-схема - в некоторых случаях несколько опорных блоков, структурирующих в более объёмную конструкцию.

В процессе выполнения опорного конспекта студент должен строго выполнять требования к его составлению прежде всего:

  1. Это лаконичность изложения материала, содержание в опорном конспекте печатных знаков должно быть (не более 400). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. Нужно помнить о том, что в конспекте должно найти отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

  2. Материал должен излагаться блоками (связками). Необходимо чтобы структура их расположения была удобной, для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

  3. Стремитесь унифицировать определенные знаки символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы.

Основные принципы составления опорного конспекта:

  • Небольшое количество крупных единиц информации;

  • Конспективное изображение изучаемого материала;

  • Выбор оптимального варианта изучения темы урока;

  • Логическая взаимосвязь, последовательность событий;

  • Указание главных понятий, их признаков, причинно-следственных связей.

Время на выполнение самостоятельной работы 2- 4 часа.

Деятельность студента:

  1. Изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

  2. Установить логическую связь между элементами темы;

  3. Представить характеристику элементов в краткой форме;

  4. Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

  5. Оформить работу и предоставить в установленный срок.


Критерии оценки.

Выставляемая оценка

Критерии оценки

Отлично

Опорный конспект соответствует плану содержания темы. Изложение ясное и лаконичное с использование схем, рисунков, символов. Взаимосвязь блоков понятий определены в лаконичном виде. Конспект выполнен аккуратно. Терминологически и орфографически грамотен.

Хорошо

Опорный конспект составлен в виде текста, без использования схем. Конспект выполнен аккуратно. Взаимосвязь блоков понятий определены. Терминологически и орфографически грамотен.

Удовлетворительно

Опорный конспект не в полном объеме соответствует плану содержания. Использование учебного материала неполное. Недостаточно логически изложен, взаимосвязи блоков понятий определены частично.

    1. Методические рекомендации по организации проектной деятельности.

Проект - организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентом комплекс действий по решению значимой для студента проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проектов следует понимать технологию организации образовательных ситуаций, в которых студент ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности студента.

При работе над проектом студенты различного уровней подготовленности, в сотрудничестве, на уровне творческого применения усвоенных знаний, принимая сообща активное участие, при этом получают и свой самостоятельный участок работы.

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции, бизнес-план, программа, результаты исследований).

Последовательное выполнение проекта с помощью предложенных преподавателем и переработанных студентами памяток, алгоритмов деятельности выводит осуществление проекта на более высокий организационный уровень. Освоив образец работы над проектом, студенты могут самостоятельно планировать свою деятельность, составлять план действий при изучении других предметов и в жизненных ситуациях.

Образовательная деятельность над проектом состоит из нескольких этапов, которые нужно выполнять последовательно:

  1. Организационный этап включает в себя представление и создание группы студентов для работы над проектом. Появляется ядро группы, определяются сферы интересов.

  2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта включает определение целей и задач (зачем затеваем проект, что узнаем и чему научимся по завершении работы); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. какие конкретно темы помогут моим студентам узнать то-то и научиться тому-то, каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).

  3. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп студентов, подбор необходимых материалов начинается с составления общего простого плана, который позже становится развёрнутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами студентов с учётом их интересов (например, подбор исторического, литературного и краеведческого материала, подбор иллюстративного материала, обработка иллюстрации, оформление ресурса, редактирование, перевод на английский язык – в соответствии с возможностями и интересами каждого участника), определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

  4. Собственно работа над проектом включает тщательно разработанные задания для всех студентов. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами. Работа над проектом создаёт возможности формирования у студентов компетенций сотрудничества и сотворчества.

  5. Подведение итогов состоит в рассказе о проделанной работе, анализе успехов и неудач в работе над проектом.

При подготовке к защите проекта Вам необходимо подготовить презентацию результатов, которая может быть представлена в форме студенческого исторического вечера, спектакля, видеофильма, слайд-программы, фотовыставки, компьютерной презентации, выставки реального и виртуального музея, конференции, суда, заседания «круглого стола», театрализованного представления, участия с докладами
по исследованию, проведенному в рамках проекта на научно-практических конференциях, выступлений по-городскому, региональному радио- и телевидению с продуктами труда, полученными в результате осуществления проекта.

Технология работы над проектами различных видов

Учебный проект – это организованная преподавателем деятельность обучающихся по достижению цели, лежащей за пределами образовательной программы, в рамках содержания, определенного программой.

Учебный проект является видом практического задания, характерными особенностями которого являются:

  • Постановка задачи с фиксацией отдельных характеристик результата/продукта и обязательным шагом обучающегося по определению оптимального набора характеристик в процессе выполнения проектного задания;

  • Отсутствие указания на способ решения поставленной задачи;

  • Имеется несколько или множество способов корректно решить поставленную задачу; результат решения задачи (продукт или результат) также может иметь множество верных (отвечающих условиям задачи) вариантов;

  • Выполняя задание, обучающийся должен пройти полный алгоритм проектной деятельности (разработка-реализация-оценка);

  • Выполнение задания требует значительного времени и может быть распределено по времени;

  • Задание построено так, что для его выполнения недостаточно вашего интеллектуального ресурса (знаний, умений, имеющегося опыта в области проектной области исследования), следует также дополнительно при выполнении задания обратиться к внешним ресурсам (информация, люди и организации, результаты деятельности иных субъектов и т.п.).

Работа над сетевым проектом включает в себя проектную деятельность студентов, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата этой деятельности, организованная на основе компьютерной коммуникации.

Этапы презентации проекта:

  1. Оформить материал на стендах из ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);

  2. Подготовить устную презентацию проекта (5-6 человек принимают участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмами и прочими техническими средствами);

  3. Подготовить команды для ответов на серьёзные вопросы оппонентов (для этого предусмотреть тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству);

  4. Создать специальные папки документов (портфолио), в котором полно и доказательно представлена структура работы над проектом.

Время на выполнение самостоятельной работы 4 -6 часов .

Деятельность студента:

  1. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта;

  2. Структурирование проекта с выделением подзадач;

  3. Работа над проектом; подведение итогов;

  4. Презентация результатов проекта.

Критерии оценки.

Критерии оценки проекта включает в себя: рейтинговую оценку проекта (оценку самого проекта и его защиту), представленную в следующей таблице.

Критерии оценки.









Отлично



Глубина раскрытия темы, выполнение поставленных задач.

Практическая и теоретическая ценность проекта.

Проект соответствует всем разделам плана .

Сделаны конкретные ,обоснованные выводы.

Оригинальность и разнообразие подходов разработки и реализации проекта.

Правильность и грамотность оформления.



Хорошо




Тема раскрыта не глубоко.

Не совсем выражена практическая и теоретическая ценность проекта.

Содержание проекта соответствует плану.

Выводы носят обобщенный характер.

Оформление проекта в основном соответствует требованиям.



Удовлетворительно




Тема раскрыта не полностью .

Ценность темы проекта отражена повехностно. .

Содержание проекта не в полной мере соответствует плану.

Выводы носят обобщенный характер.

Оформление проекта не по всем разделам плана соответствует требованиям.















    1. Методические рекомендации по составлению доклада

Доклад — публичное сообщение или документ, которые содержат информацию и отражают суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации.

Самые распространённые виды докладов, предлагаемые для самостоятельной работы студентам:

  • Устный доклад — читается по итогам проделанной работы и является эффективным средством разъяснения ее результатов.

  • Письменный доклад: краткий (до 20 печатных страниц) — резюмирует наиболее важную информацию, полученную в ходе исследования;

  • Подробный (до 60 печатных страниц) — включает не только текстовую структуру с заголовками, но и диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.

Технология выполнения доклада.

Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.

Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.

В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».

Требования к оформлению доклада: объём доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в её объём. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

Время на выполнение самостоятельной работы 6 – 10 часов .

Деятельность студента:

1. Определить тему доклада.

2. Составить план написания доклада.

3. Изучить информационные источник необходимые для составления доклада

4.Ознакомиться с требованиями предъявляемые к выполнению и оформлению самостоятельной работы- доклада.

5 Составить доклад.


Критерии оценки.

Выставляемая оценка

Критерии оценки

Отлично

Тема доклада полностью раскрыта. Объём доклада 9-15 печатных страниц. Объём использованной литературы и интернет-контента достаточный. Информация точная, обоснованная, есть ссылки на источники первичной информации. Доклад написан грамотным языком,
без ошибок, текст напечатан аккуратно,
в соответствии с требованиями. При защите доклада студент демонстрирует отличное знание материала, даёт развернутые ответы
на вопросы, аргументирует их.

Хорошо

Тема доклада раскрыта частично, есть ссылки
на источники первичной информации. Информация взята из нескольких источников. Объём доклада – 5-8 печатных страниц. Доклад написан грамотным языком, без ошибок, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, имеются незначительные опечатки. При защите доклада студент демонстрирует хорошее знание материала, не даёт развернутых, содержательных ответов на вопросы.

Удовлетворительно

Тема доклада раскрыта частично, приведенные данные и факты не служат целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений доклада. Объем доклада – менее 5 печатных страниц. Информация взята из одного источника, текст доклада написан со значительными ошибками, неаккуратно. При защите доклада студент демонстрирует слабые знания материала, не может привести соответствующие доводы и дать аргументированные ответы на задаваемые вопросы.

    1. Методические рекомендации по созданию презентации

Презентация - это «представление», «показ» в наглядной форме какой-либо информации. Это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point. Создание презентаций требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Одной из форм задания может быть реферат-презентация. Данная форма выполнения самостоятельной работы отличается от написания реферата и доклада тем, что студент результаты своего исследования представляет в виде презентации. Серией слайдов он передаёт содержание темы своего исследования, её главную проблему и социальную значимость. Слайды позволяют значительно структурировать содержание материала и, одновременно, заостряют внимание на логике его изложения. Происходит постановка проблемы, определяются цели и задачи, формулируются вероятные подходы её разрешения.

После проведения демонстрации слайдов реферата студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.

Требования и ограничения при создании презентации:

  1. «Светлый фон – темный шрифт, темный фон – светлый шрифт». Хорошо сочетаются: белый фон и черный, синий, красный цвета шрифта; синий фон в сочетании с белым и желтым шрифтом. Предпочтительнее использовать светлый фон и темный шрифт (а не наоборот).

  2. Недопустимо использовать, например, белый фон и желтый шрифт, зеленый фон и светло-зеленый шрифт, т.к. на экране текст будет не виден. Не сочетаются синий и красный цвета, т.е. на слайде синего цвета недопустимо использовать красные заголовки и текст. Не приветствуется черный фон в сочетании со светлым шрифтом.

  3. Если презентация предназначена для показа в небольшой аудитории, то размер шрифта основного текста должен быть не меньше 18 пт, заголовки – 20 пт и больше. Если презентация предназначена для показа в большом зале – размер шрифта основного текста 28-32 пт, заголовки – 36 пт и более (для шрифта Arial). Если текст не помещается на одном слайде, разбейте его на фрагменты и разместите на нескольких слайдах.

  4. Презентация не должна состоять из слайдов, целиком заполненных текстом.

  5. Не перегружайте презентацию анимацией, не используйте слишком много разных эффектов. Если слайды однотипные, применяйте к похожим объектам одинаковые эффекты.

  6. Размер презентации – не более 15 слайдов, не менее 15 предложений.

  7. Слайд должен служить опорой для говорения и не должен быть целиком заполнен текстом.

  8. Фотографии и картинки должны быть достаточно крупными и четкими

  9. Презентация должна иметь титульный лист (см. Титульный лист для презентации – ресурсы).

  10. В презентации должна быть отражена информация, отвечающая заявленной теме.

  11. Презентация должна иметь образовательную ценность, иметь высокий уровень технического исполнения (цветовая палитра, анимационные эффекты, возможно музыкальное и звуковое сопровождение, видеофрагменты).

Время на выполнение самостоятельной работы 2– 4часа .

Деятельность студента:

  1. Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

  2. Установить логическую связь между элементами темы;

  3. Представить характеристику элементов в краткой форме;

  4. Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

  5. Оформить работу и предоставить к установленному сроку.



Критерии оценки.

Выставляемая оценка

Критерии оценки

Отлично

Структура презентации:

Отмечены информационные ресурсы. Логическая последовательность информации на слайдах.

Оформление презентации:

Единый стиль оформления. Использование на слайдах разного рода объектов. Использование анимационных объектов. Правильность изложения текста

Содержание презентации:

Сформулированы цель, гипотезы. Понятны задачи и ход исследования. Методы исследования ясны. Эксперимент проведен, достоверность полученных результатов обоснована. Сделаны выводы. Результаты и выводы соответствуют поставленной цели

Хорошо

Структура презентации:

Отмечены информационные ресурсы. Логическая последовательность информации на слайдах.

Оформление презентации:

Единый стиль оформления. Правильность изложения текста.

Содержание презентации:

Сформулированы цель, гипотезы. Понятны задачи и ход исследования. Эксперимент проведен, сделаны выводы. Результаты и выводы соответствуют поставленной цели. Общее впечатление от просмотра презентации хорошее.

Удовлетворительно

Структура презентации:

Отмечены информационные ресурсы. Не в полной мере соблюдена логичность и последовательность изложения материала на слайдах.

Оформление презентации:

В целом соответствуют общим требованиям. Правильность изложения текста

Содержание презентации:

Сформулированы цель, гипотезы. Результаты и выводы соответствуют поставленной цели. Общее впечатление от просмотра презентации хорошее. Сделаны выводы.

    1. Методические рекомендации по подготовке к участию в «Оксфордских» дебатах.

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики.

В дебатах участвуют 2 команды, по четыре человек в каждой команде (они называются спикерами). Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая команда) его опровергает. Каждому участнику команды отводится определенная роль.

За соблюдением регламента игры следит секретарь (таймкипер), который показывает спикерам, сколько осталось времени до конца выступления.

Каждый раунд дебатов судит публика, обладающая нейтральными взглядами, состоящая из нечетного числа судей. По ходу игры публика фиксирует все аргументы и контраргументы команд, а по окончании дебатов, не совещаясь между собой, принимает решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными). Команда, набравшая большее количество голосов побеждает.

То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне.

Победа всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры.

Основные элементы дебатов:

Первый шаг в любых дебатах – это формулировка темы. Это не простая задача. Во-первых, тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы. Во-вторых, тема должна быть пригодной для вынесения на дебаты. Формулировка должна следовать определенным принципам: тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения и не давать преимуществ ни одной из сторон, т.е. чтобы и сторона «за», и сторона «против» могли одинаково эффективно развивать свои аргументы.

Определение темы (определение терминов и понятий, содержащихся в формулировке темы).

Определения необходимы как отправная точка. Определения очень важны в дебатах, поскольку нужно знать, что можно обсуждать, а что нельзя. Определения рассматриваются, с одной стороны, как путь к исследованию темы, с другой стороны, как необходимые ограничения. Перед тем, как представить свои аргументы перед судьей или оппонентами, вам необходимо определить термины темы, чтобы было проще проводить исследование темы.

  • Система аргументации.

Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации, то есть совокупность аспектов и аргументов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы – наилучшая.

  • Поддержка и доказательства.

Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства поддержки (цитаты, факты, статистические данные), доказывающие их позицию.

  • Перекрестные вопросы.

Большинство видов (не все) дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой команды называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

Основные приемы ведения спора

Большое внимание в разговоре о дебатах следует уделить приемам (уловкам), с помощью которых можно облегчить спор для себя и затруднить его для противника. Если логические ошибки совершают люди неопытные и неумелые, то к уловкам, напротив, прибегают полемисты искушенные, но не очень щепетильные в отношении тактики спора.

Также необходимо в процессе подготовки к дебатам хорошо изучить процесс организации учебного процесса на основе использования методики дебатов, который состоит из следующих этапов: ориентация, подготовка к проведению, проведение дебатов, обсуждение игры. Каждая команда состоит из 3-4 человек, которых принято называть спикерами (докладчиками), перед началом дебатов команда узнает, какой она будет стороной, защищающая тему игры, называется утверждающей (А), а команда, опровергающая тему, - отрицающей (N);

Важным элементом в подготовке к уроку, считается изучение всех ролей участниками дебатов (маршал, секретарь, оратор, вмешиватель).

Участник

Время

Роль

Личностные качества

Маршал


  • Начинает и оканчивает дебаты

  • Сообщает тему дебатов

  • Представляет участников дебатов, гостей

  • Ведет дебаты, заботится о соблюдении регламента

  • Предоставляет слово, анонсирует очередных участников дебатов, может лишить слова, остается беспристрастным.

Умеет управлять и контролировать аудиторию, обладает авторитетом

Секретарь


  • Помощник Маршала

  • Информирует ораторов о том, сколько времени осталось до конца выступления.

Точность, внимательность, корректность

А1. N1

3 мин

Представляет участников команды, делает презентацию и дает определение темы, объясняет ключевые слова, дает анализ предметам, представляет все аргументы команды в организованной форме. Представляет позицию команды, называет аргументы «за» или «против», не обсуждая их

Человек способный произвести первое впечатление

А2, N2

3 мин

Усиливает утверждающую или опровергающую линию и представляет доказательства, развивает аргументацию, приводит примеры, может высказать мнение эксперта или свое мнение

Обладает аналитическим умом

А3, N3

3 мин

Делает записи во время выступления противника, опровергает аргументы и доказательства отрицающей или утверждающей линии и представляет контраргументы.

Быстродумающий, активный участник, способный к стремительному парированию высказываний противника

А4, N4

3 мин

Подводит итоги. Предоставляет финальный контраст вопросов для усиления и доказательства утверждающей линии.

Самый сильный и хороший оратор

Представители публики

Публика «За», публика «Против», нейтральная публика


Участвует в голосовании, реагирует на высказывания, задает вопросы.


Оратор

2 мин

Доброволец, может взять слово после выступления главных ораторов (если хочет взять слово, должен встать и предупредить Маршала, после его разрешения подать Секретарю свое имя и фамилию и после разрешения выступать)

Умение убеждать, оппонировать, точно высказываться и доказывать

Вмешиватель

20сек

Имеет право требовать слово: нужно поднять руку во время выступления оратора или закричать: «Вопрос!» или «Информация!». Нельзя вмешиваться во время первых и последних 30 секунд выступления)

Хороший оратор, способен на провокацию





Время на выполнение самостоятельной работы - 2 часа .

Деятельность студентов:

  1. Изучение темы дебатов.

  2. Изучение процесса проведения дебатов.

  3. Подготовка материала в устной и письменной форме для роли.

  4. Формирование компетенций в области технологии ведения спора и аргументирования.

  5. Изучения принципов и правил поведения участников дебатов.

Критерии оценки.

Выставляемая оценка

Критерии оценки

Отлично

Высказывание, касающееся содержания (существенно обоснованное). Окончание собственного высказывания личным мнением, итогом. Меткое дополнение или комментирование чужого высказывания. Использование доказательств для поддержки позиции. Показание в высказывании сходства с другими проблемами, ситуациями.

Хорошо

Использование доказательств для поддержки позиции. Показание в высказывании сходства с другими проблемами, ситуациями. Показание ошибки в чужом высказывании. Формулировка существенного замечания.

Удовлетворительно

Формулировка несущественного замечания.

Отсутствие реакции на ошибку в чужом высказывании. Высказывание не на тему. Неполное высказывание. Несоблюдение определенных принципов дискуссии.

    1. Методические рекомендации по составлению кроссвордов

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям и при этом никак не наказывает за ошибки.

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности:

  1. Не допускается наличие незаполненных клеток в сетке кроссворда.

  2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

  3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

  4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

  5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

  6. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

Требования к оформлению:

  1. Рисунок кроссворда должен быть четким.

  2. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. - с заполненными словами;

2-й экз. - только с цифрами позиций.

Составление условий (толкований) кроссворда:

  1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

  2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

  3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.


Время на выполнение самостоятельной работы - 2 часа .

Деятельность студента:

  1. Изучить информацию по теме;

  2. Создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

  3. Представить на контроль в установленный срок.


Критерии оценки:

Выставляемая оценка

Критерии оценки

Отлично

Кроссворд соответствует содержанию темы; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; работа представлена на контроль в срок.

Хорошо

Кроссворд соответствует содержанию темы; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с 1-2 ошибками; работа представлена на контроль в срок.

удовлетворительно

Кроссворд не в полной мере соответствует содержанию темы; формулировка вопросов не всегда носит лаконичный характер; кроссворд выполнен с 2-3 ошибками; работа оформлена не совсем аккуратно.

    1. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Практические занятия (греч prakticos - деятельный) - форма учебного занятия. В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа студентов, направленная на выработку у студентов практических умений и навыков для изучения дисциплин (модулей) и для решения профессиональных задач.

Цель проведения практических занятий - формирование, закрепление практических умений (профессиональных компетенций). В процессе проведения практических и лабораторных занятий студентам необходимо научиться:

  • Пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами;

  • Работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками;

  • Решать задачи;

  • Определять характеристики различных веществ, предметов, явлений;

  • Конструировать по заданному алгоритму, диагностировать тот или иной процесс, анализировать различного рода производственные ситуации.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике.

Для успешной самостоятельной подготовки к практическому занятию, необходимо уяснить его структуру проведения, которое состоит из следующих основных этапов:

Вводная часть:

  • Сообщение темы, постановка целей;

  • Повторение теоретических знаний, необходимых для работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;

  • Инструктаж по технике безопасности (при необходимости);

  • Ознакомление со способами фиксации полученных результатов;

  • Допуск к выполнению работы, выполнение работы.

  • Время на выполнение самостоятельной работы - 2- 4 часа.

Деятельность студента:

  1. Изучить методические материалы по организации и проведению практического занятия по данной теме.

  2. Ознакомиться с темой и целью практического занятия, согласно содержанию учебного материала образовательной программы, учебной дисциплины или профессионального модуля.

  3. Определить, какие общие и профессиональные компетенции будут формироваться в процессе подготовки и участия в практической работе.

  4. Изучить этапы занятия и необходимый объем времени, определенный на их выполнение.

  5. Повторить теоретический материал по данной теме.

  6. Ознакомиться с критериями оценивания практической работы.

Время на выполнение самостоятельной работы - 2 часа.

Деятельность студента.




Критерии оценки:

Выставляемая оценка

Критерии оценки практических (лабораторных) работ

Отлично

«5» (отлично): выполнены все задания практической (лабораторной) работы, студент четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.

Хорошо

«4» (хорошо): выполнены все задания практической (лабораторной) работы; студент ответил на все контрольные вопросы с замечаниями

Удовлетворительно

«3» (удовлетворительно): выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; студент ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.

    1. Методические рекомендации по подготовке к деловой игре

Деловая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию будущей профессиональной деятельности. Отличительным признаком деловой игры является наличие имитационной модели.

Данный метод обучения является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования систем, профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях. Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, так как может включать целый комплекс методов: дискуссию, мозговой штурм, тренинг.

Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она позволяет осваивать социально-значимые компетенции, способность сотрудничества и взаимодействия; психологическую совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам; умение работать в составе малой группы; умение пользоваться различными средствами коммуникации. Приобрести опыт эффективно разрешать конфликты; эффективно обучаться в своей профессиональной области.

Деловая игра имеет следующие основные атрибуты:

1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.

2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.

3. Игровые действия регламентируются системой правил.

4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.

5. Игра носит условный характер.

Деловая игра реорганизуется и проводится по следующей технологии:

I этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта и состоит из последовательных операций:

Выбор темы. Обязательным условием является то, чтобы используемый в игре материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

Формирование целей и задач. Содержанием игровых целей является для участника успешное выполнение принятой роли, реализации игровых действий.

Содержание педагогических целей включается в развитие профессионального практического и теоретического мышления, формирование систем отношений с другими людьми, овладение нравственными нормами, развитие творческих и профессиональных способностей, иначе говоря – в развитии личности. В конечном итоге от цели зависит динамика игры и прогнозируемый результат.

Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, выбранной темы, состава участников и включает в себя план деловой игры и общее описание процедуры игры. Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, когда и при каких условиях будет проходить деловая игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты.

II этап проведения – процесс игры. С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

III этап - анализ, обсуждение и оценка результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием воспитательной проблемы.

Алгоритм деловой игры:

I Этап подготовки:

разработка игры

ввод в игру

разработка сценария

постановка проблемы, целей

регламент, правила

содержание инструктажа

• разработка сценария

• постановка проблемы, целей

• план деловой игры

• условия, инструктаж

• общее описание игры

• регламент, правила

• содержание инструктажа

• распределение ролей

• подготовка материального обеспечения

• формирование групп

II Этап проведения:

• работа в группах

• выполнение индивидуальных заданий

• тренинг

III Этап анализа и обобщения, вывод из игры

• анализ, рефлексия

• оценка и самооценка работы

• выводы и обобщения

• рекомендации


Проведению деловой игры предшествует тщательная предварительная подготовка. Начальным этапом этой подготовки является обстоятельный разбор деловой игры в учебной группе и определения время на изучения сценария игры. Затем идет распределения ролей. Получив роль, вам необходимо осознанно войти в неё, то есть понять и осознать, что от вас требует эта роль. Каждый студент, получивший роль, должен чётко знать, каким статусом он обладает, какие полномочия вправе и должен осуществлять в связи с занимаемым положением в процессе. При любых неясностях относительно своей исполняемой роли необходимо задать вопросы преподавателю.

Начиная подготовку к деловой игре, следует вдумчиво, не торопясь вновь прочитать её сценарий, представить себя в роли соответствующего участника, вообразить, как бы действовал в реальной ситуации, какими знаниями, навыками и умениями должен был бы обладать, какие действия требовались бы от него. А также продумать взаимодействие с другими участниками. Изучить правила поведения, ознакомиться с критериями оценки, умений, знаний, компетенций.

Время на выполнение самостоятельной работы - 2- 4 часа.

Деятельность студента:

1. Изучить сценарий игры.

2. Подготовиться в устной и письменной форме в соответствии с полученным заданием или ролью.

2. Ознакомиться с правилами игры, критериями оценки деятельности студента.

Критерии оценки:

Выставляемая оценка

Критерии оценки

Отлично

Даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы, правильно и рационально (с использованием рациональных методик) решены практические задачи; при ответах выделялось главное, все теоретические положения умело увязывались с требованиями руководящих документов; ответы были четкими и краткими, а мысли излагались в логической последовательности; показано умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии.

Хорошо

Даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, правильно решены практические задания; при ответах не всегда выделялось главное, отдельные положения недостаточно увязывались с требованиями руководящих документов, при решении практических задач не всегда использовались рациональные методики расчётов; ответы в основном были краткими, но не всегда четкими.

Удовлетворительно

Даны в основном правильные ответы на все поставленные вопросы, но без должной глубины и обоснования, при решении практических задач студент использовал прежний опыт и не применял новые методики выполнения расчётов и экспресс оценки показателей эффективности управления организацией, однако, на уточняющие вопросы даны правильные ответы; при ответах не выделялось главное; ответы были многословными, нечеткими и без должной логической последовательности; на отдельные дополнительные вопросы не даны положительные ответы.

    1. Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам

Экзамен – одна из форм проверки знаний, в образовательных организациях проводится во время сессий. Термин «экзамен» переводится с латинского как «язычок» или «стрелка весов». Однако данное слово употребляется также в переносном значении: «оценка», «испытание».

Зачет - форма проверки уровня усвоения студентами учебного материала во время лекционных, практических и семинарских занятий, лабораторных и расчетно-графических работ, а также проверки результатов учебно-ознакомительной и производственной практик.

Чтобы лучше, продуктивнее использовать время на подготовку к зачетам и экзаменам, необходимо еще до начала сессии составить план своей работы.

Первоначально лучше просмотреть весь текст, оценить роль и место каждого из его разделов, параграфов, вопросов, а потом начинать их детальную проработку.

Для основательного запоминания и усвоения материала желательно повторить несколько раз. При просмотре всего материала дисциплины очень помогает составление различных схем, сводных таблиц, графиков, которые позволяют наглядно связывать воедино различные темы и обобщать их.

Система подготовки, при которой тщательно изучается лишь часть вопросов, на остальные не остается времени - неэффективна. Даже при остром дефиците времени по каждой теме нужно усвоить, по крайней мере, основные положения и понятия.

При повторении материала непосредственно перед зачетом или экзаменом нежелательно использовать много книг. Такое всестороннее и глубокое изучение материала нужно проводить в течение семестра, а в сессию резерв времени ограничен, поэтому достаточно одного-двух учебников и конспекта лекций.

По ходу повторения материала полезно выписывать все основные определения, понятия, формулы. В структуре каждой дисциплины или раздела существуют ключевые лекции, в которых сформулированы основные законы, определения и положения, получившие развитие в дальнейших лекциях. Эти лекции необходимо проработать наиболее тщательно.

В ходе подготовки к зачетам и экзаменам следует активно использовать групповые и индивидуальные консультации. Максимальную пользу от консультаций можно получить тогда, когда вы приходите на нее с собственными конкретными вопросами.

Подготовку по билету на экзамене надо начинать с того, что вы знаете лучше всего. Однако, готовясь по одному вопросу, на отдельном листе нужно постоянно кратко записывать и те моменты, которые «всплывают» в памяти и по другим вопросам билета.

На ответ обычно отводится не более 20 минут. Поэтому следует постараться, в первую очередь, выделить и сформулировать самое главное - то, что важно для понимания материала в целом, и именно это скажите в самом начале, а потом уже конкретизируйте. До начала ответа полезно показать или рассказать преподавателю свой план изложения вопроса. Это поможет избежать многих дополнительных вопросов, особенно, если логика вашего ответа не совсем совпадает с предложенной на лекциях.


Время на выполнение самостоятельной работы - 3-6 часов.

Деятельность студента:

  1. Просмотр всего конспекта или раздела - общая ориентировка;

  2. Выявление основных идей и их взаимосвязи;

  3. Повторение наиболее существенных фактов;

  4. Составление плана или вопросов и дальнейшее повторение материала уже по составленному плану и вопросам.


Критерии оценки:

Выставляемая оценка

Критерии оценки

Отлично

- «отлично» – основные вопросы освещены на высоком уровне, без затруднений ориентируется в материале, полно отвечает на дополнительные вопросы. Качество ответов свидетельствует о свободном владении материалом лекционных и практических занятий, а также о знакомстве с дополнительными материалами по изучаемому предмету;

Хорошо

- «хорошо» – широко освещены основные вопросы, на дополнительные не отвечает или отвечает не полностью. Качество ответов выявляет свободное владение лекционных и практических занятий. Однако, знакомство с дополнительными источниками отсутствует, или не систематично, не осмыслено.

Удовлетворительно

- «удовлетворительно» – владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изучаемом предмете, не полностью раскрыты основные вопросы. Студент с затруднениями ориентируется в лекционном материале;



Список литературы

Нормативная литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  2. Положение об организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов, утвержденное приказом директора Филиала от 05 декабря 2016 г. № 122/01-17-107.

  3. Положение об организации и осуществлении в РАНХиГС образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (приложение № 1 к приказу Академии от 11 января 2014 г. № 01-88).

  4. Положение об организации самостоятельной работы студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (в ред. приказа РАНХиГС от 11 мая 2016 г. № 01-2211), утверждено приказом Ректора РАНХиГС от 25 января 2012 г. № 01-354).

Основная литература:

  1. Кондауров М.Т. Самостоятельная работа студентов/М.Т.Кандауров//Профессиональное образование. – 2011. - № 9.

  2. Методические рекомендации по написанию рефератов. Экономика недвижимости, 2012. - с.35-41.

  3. Методические рекомендации по написанию рефератов/Реинжиниринг бизнес-производства. – 2012. – с.27-32.

Дополнительная литература:

  1. Управление самостоятельной работой студентов: метод пособие/под общ. ред. И.П. Пастуховой, Т.Г. Аргуновой. - М.: Библиотека журнала «СПО», 2010.

  2. Еропкина А.С. Методические указания и индивидуальные задания по дисциплине «Электронный документооборот» по направлению 100700.62 Торговое дело, профилю «Электронная коммерция», 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html

  2. Бурняшов Б.А. Применение информационных технологий при написании рефератов и квалификационных работ [Электронный ресурс]: учебное пособие/Бурняшов Б.А.— Электрон. Текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 97 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12826. — ЭБС «IPRbooks».

  3. Губарев В.В. Квалификационные исследовательские работы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Губарев В.В., Казанская О.В.— Электрон. Текстовые данные. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. — 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47691. — ЭБС «IPRbooks».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!