Министерство образования и науки РК БПОУ РК «Политехнический техникум»
Методическое пособие
« Рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов» (по дисциплине «История»)
для специальностей технического профиля
Рассмотрено:
На заседании МК
гуманитарных дисциплин:
Протокол №____ от
«___» ____________2019 г.
Председатель: _______Т.Н. Каширская
Составитель:
Преподаватель
истории и обществознания:
_______________ О.А. Люлякин
г. Лагань, 2019
1. Пояснительная записка.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по общеобразовательной дисциплине «История» составлены для обучающихся профессий СПО
Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Цель самостоятельной работы:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
углубление и расширение теоретических и практических знаний;
формирование умений использовать справочную и учебную литературу; интернет-источники; СМИ; архивы;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
«Организации самостоятельной работы студентов»
Самостоятельная работа–это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосред-ственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студен-тов).Самостоятельная работа студентов является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования –«под-готовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, кон-курентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно вла-деющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий пе-речень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпуск-ников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в тече-ние всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, вы-полнение контрольных заданий и тестов, написание исследовательскихработи т.д.
Современные реалии актуализируют учебные установки и требования к личным качествам обучающихся в СПО - умению активно самостоятельно расширять объем знаний, вести целенаправленный и самостоятельный поиск необходимого материала.
Соответственно, ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса - воспитание компетентной личности, ориентированной на будущую профессию, ее способность решать проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимули-рование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей са-мостоятельной работы активно способствует модернизации учебного
процесса.
Необходимость организации с обучающимися разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:
Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение
Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной);
основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: само-стоятельности, развивающе-творческой направленности, целевого плани-рования, личностно-деятельностного подхода.
Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:
— систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
умений обучающихся;
— углубления и расширения теоретических знаний;
— формирования умений использовать справочную и специальную литературу;
— развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
— формирования самостоятельности мышления, способностей к са-моразвитию, самосовершенствованию и самореализации;
— развития исследовательских умений.
Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
индивидуальное занятие (домашние занятия) - важный элемент в работе студента по расширению и закреплению знаний;
подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения («Круглые столы», деловые игры, конференции);
подготовка докладов, рефератов, эссе и др.
учебном процессе учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
При разработке рабочей программы по учебной дисциплине при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы препо-давателем устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы
контроля результатов. По каждой теме программы, на которую выделено определенное количество часов самостоятельной работы, следует расписать эти часы по видам работ. Необходимо конкретно указать:
— какая форма самостоятельной работы предполагается (чтение ре-комендованной литературы, ее письменное реферирование, решение задач, письменные ответы на предлагаемые вопросы, выполнение компьютерных практикумов, тестов, подготовка к выступлениям на семинарских занятиях, конференциях и т. п.;
— какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.
При планировании внеаудиторной самостоятельной работы студентов
особое внимание следует уделить: нормам времени затрачиваемым на вы-
полнение отдельных типовых заданий; соответствию планируемой трудности реальному еженедельному бюджету времени студентов; равномерности нагрузки на протяжении всего учебного года (скоординировать сроки выполнения заданий и контрольные мероприятия с другими параллельно изучаемыми дисциплинами). Для внеаудиторного изучения предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен на аудиторных
занятиях, индивидуальные задания призваны расширить кругозор студентов,
углубить их знания, развить умения исследовательской деятельности,
проявить элементы творчества. Современный поток информации требует от
студентов новых видов умений и навыков работы с ней, которые необходимо
сформировать к началу профессиональной деятельности.
При выполнении заданий самостоятельной работы студентам необходимо:
1.самостоятельная формулировка темы задания;
2.сбор, анализ, систематизация и изучение информации;
3.отображение информации в необходимой форме;
4.консультация у преподавателя;
5.коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);
6.оформление работы;
7.поиск способа подачи выполненного задания;
8.представление работы на оценку и анализ
По итогам самостоятельной работы студенты должны:
развить такие универсальные умения, как умение учиться самостоятельно, принимать решения,
- проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;
научиться проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;
- работы студентов должен сопровождать педагог
Виды самостоятельных работ
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам. Оформляется фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 10 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.
Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Выделяется следующая роль преподавателя:
-определить тему и цель сообщения;
-определить место и сроки подготовки сообщения;
-оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
-рекомендовать базовую и дополнительную литературу
по теме сообщения;
-оценить сообщение в контексте занятия.
И роль студента:
-собрать и изучить литературу по теме;
-составить план или графическую структуру сообщения; -выделить основные понятия;
-ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
-оформить текст письменно;
-сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
А также следующие критерии оценки:
-актуальность темы;
-соответствие содержания теме;
-глубина проработки материала;
-грамотность и полнота использования источников;
-наличие элементов наглядности;
-способность ответить на заданные вопросы.
Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую
развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии,
статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.
качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);
составления плана реферата (порядок изложения материала); формулирования основных выводов (соответствие цели);
оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).
Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора литературы (основной и дополнительной);
изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
оформления реферата согласно установленной форме.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме; глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников; соответствие оформления реферата требованиям.
– представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в
рамках аудиторных занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта параграфа учебника – 2 ч (максимальное количество баллов – 3).
Задания по составлению конспекта, как вида внеаудиторной самостоятельной работы, вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя:
• усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы;
консультирование при затруднениях.
Роль студента:
прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное; установить логическую связь между элементами темы; записывать только то, что хорошо уяснил; выделять ключевые слова и понятия;
заменятьсложныеразвёрнутыеоборотытекстаболее
лаконичными (свертывание);
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работы
автора, выводов;
ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 10 слов – 1ч, максимальное количество баллов – 1.
Задания по составлению глоссария вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.
Роль преподавателя:
определить тему, рекомендовать источник информации;
проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.
Роль студента:
прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);
оформить работу и представить в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие терминов теме;
многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их
трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
соответствие оформления требованиям; работа сдана в срок.
5.Составление тестов с эталонами ответов– это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем её дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами
тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней
сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора,
главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных
единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества
тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты
более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на занятии. Оценку
их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание
оформляется письменно.
Затраты времени на составление тестов зависит от объёма информации,
сложности её структурирования и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания –1 ч.
Роль преподавателя:
конкретизировать задание, уточнить цель;
Роль студента:
Критерии оценки:
6.Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч, максимальное количество баллов – 4.
Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся
карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.
Роль преподавателя:
• помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
Роль студента:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное; установить логическую связь между элементами темы; представить характеристику элементов в краткой форме;
выбратьопорныесигналыдляакцентированияглавной
информации и отобразить в структуре работы;
Критерии оценки:
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ / ИСТОЧНИКОВ:
История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. 2012.
Пасенко С.И. Методические рекомендации для студентов всех специальностей СПО по организации самостоятельной работы в рамках дисциплины «Ис-тория»/ С.И. Пасенко. –Армавир, 2018. –30 с.
Самыгин, П.С. История: учебник для ссузов/ П.С.Самыгин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006.- 408 с.
Радугин, А.А. История России (Россия в мировой цивилизации). Курс лекций: учеб. пос. для ссузов и вузов/ А.А.Радугин, - М.: Библионика, 2007. - 352 с.
Шевелев, В.Н. История для колледжей. / В.Н.Шевелев, Е.В.Шевелева. – Ростов на/Д: Феникс, 2007 – 443 с
Россия и мир. ХХ век: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учреждений / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин. 2009.
Апальков, В.С. История Отечества./ В.С.Апальков, И.М.Миняева. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2009. - 544 с.
Самыгин, П.С. История России: учебник для ссузов./П.С.Самыгин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 408 с.
ОБЩАЯ ИСТОРИЯ
http://ithistory.siteedit.su/history – на данной страничке сайта представлены
домены сайтов, посвященных ИСТОРИИ и ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Состоит из
всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов;
подразделяется на историю первобытного общества, древнюю, средневековую,
новую, новейшую историю. Отрасли: экономическая, военная история и т.п.,
историческая география, историография и др.
http://historylinks.ru/ – представляет собой попытку упорядочить ту часть
Рунета, которая посвящена истории. Рубрики каталога затрагивают обширные
временные и географические рамки. Категории: История древних народов,
История Европы от Средневековья до Новейшего времени, История России и
СССР, Вторая Мировая война, Общеисторические сайты
http://www.history.ru/ – Мультимедиаучебник по всемирной истории и
истории России
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
http://www.pereplet.ru/XPOHOC
– представлены хронологические
таблицы, охватывающие всю историю цивилизации. Одновременно на сайте
расположены в большом количестве справочные материалы об исторических
персоналиях и событиях, а также выдержки из текстов исторических источников.
http://lib.ru/HISTORY – исторические тексты знаменитой библиотеки
На сайте есть как исследования (в основном
Максима Мошкова.
публицистического характера), так и тексты источников.
historyatlas.narod.ru – "Геосинхрония" – Атлас всемирной истории. Карты
и схемы по всеобщей истории. Схемы образования и карты древних государств.
Таблицы династий и правителей.
istorya.ru – сайт "История.Ру". Имеются разделы: древний мир, средние
века, новое, новейшее время; хронология изменения границ Европы с 1000 по 1997
год (25 цветных карт последовательно по 1 странице), литература, ссылки и др.
www.vivl.ru – сайт "Всемирная история в лицах". Великие личности всех
времен и народов. Энциклопедический словарь "Государи и династии зарубежной
Европы"
ИСТОРИЯ РОССИИ
http://www.rubricon.com – энциклопедические словари и справочники. Из
интересного с исторической точки зрения – словарь Брокгауза и Ефрона, Большая
Советская Энциклопедия, словарь Даля, энциклопедические словари «История
Отечества» и «Всемирная история». Информация выдается результатам поиска в
базе данных, причем ключевые слова ищутся не только в заголовках, но и внутри
статей.
http://www.tuad.nsk.ru/~history – сайт содержит большое количество
материалов по Отечественной и в меньшей степени по всеобщей истории, в том
числе большое количество текстов источников. Большая часть источников – по
внешней и по национальной политике России.
http://www.klio.webservis.ru – в разделе «История» представлен курс
лекций по истории России, подготовленный преподавателями Уральского
государственного технического университета (Екатеринбург).
http://kolibry.astroguru.com – представлены краткие статьи о многих
выдающихся деятелях российской истории и культуры XVII–XIX в.
http://www.hist.msu.ru/ER – в этой библиотеке выставлены несколько
десятков текстов исторических источников по отечественной и всеобщей истории,
в первую очередь такие, которые широко используются в историческом
образовании – законы Хаммурапи, Салическая правда, Русская правда, Соборное
Уложение, план всеобщего государственного образования М.М. Сперанского,
«Записка о древней и новой России» Н.М. Карамзина и др.
avorhist.narod.ru – сайт "Русь Древняя и Удельная". В разделе
"Публикации" очень удобная библиотека по истории Руси с древнейших времен до
конца XVII века. В разделе "Источники" – Библия, Геродот, Лев Диакон, Жития
святых и др. Раздел "Справочные материалы" – Словарьуказатель имен и понятий,
краткий словарь агиографических терминов, Жития, Биобиблиографический
словарь.
history.ru – сайт "Мультимедийный учебник по истории России" от Рюрика
до наших дней.
ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Официальный сайт колледжа http://lpk.lysva.ru/
Раздел: Книги в свободном доступе http://www.twirpx.com/
Исторические дисциплины – Всемирная история, история России
15