ДОКЛАД
«Методическое сопровождение педагогов по реализации
ОО «Физическое развитие»
Современные условия развития образовательной организации требуют создания системы методического сопровождения педагогов.
Методическое сопровождение процесса физического воспитания в ДОУ представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на повышение качества и эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности, на реализацию задач физического воспитания и достижения его цели. Это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя.
Целью методического сопровождения физического воспитания в ДОУ является оказание методической поддержки педагогам ДОУ в осуществлении образовательной деятельности в области физкультуры; совершенствование профессиональной компетентности педагогов; обеспечение качества образовательных услуг образовательной организации, адекватного его статусу.
Задачи методического сопровождения физического воспитания в ДОУ:
изучение воспитателей в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, получение информации об их возможностях, потребностях и интересах, качестве их профессиональной деятельности;
проектирование и помощь в реализации маршрутов профессиональной деятельности воспитателей в контексте решения общих задач ДОУ;
использование образовательной среды, организация работы с ресурсами методического кабинета с учётом запросов педагогов;
обеспечение теоретической, психологической и методической поддержки воспитателей по физической культуре;
создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога в области физической культуры;
организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации образовательных проектов, в инновационных процессах, непосредственно относящихся к физическому развитию дошкольников;
организация процесса самообразования, повышения собственного уровня профессиональной компетентности в области физического воспитания;
осуществление обмена опытом между членами педагогического коллектива о методах и приёмах физического воспитания дошкольника;
изучение, обобщение и трансляция педагогического опыта по формам, методам и приёмам физического воспитания дошкольника.
Отличительными характеристиками методического сопровождения являются: персонифицированность и мобильность, вариативность, навигационный характер, возможность учитывать динамику индивидуального развития педагога и всего педагогического коллектива, продуктивное взаимодействие субъектов сопровождения; оказание помощи педагогу при проектировании программы профессионально-личностного развития и реализации маршрута индивидуального профессионального развития.
При построении маршрутов развития профессиональной компетентности я ориентировалась на теоретическое обучение и обучение через освоение, каких - либо умений, технологий («копирование эффективного опыта»).
Проведя предварительный анализ, проводимой мною, методической работы я выделила этапы построения методического сопровождения педагогов по организации физического развития дошкольников:
аналитико-диагностический;
проектировочный;
этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога;
контрольно-оценочный.
Рассмотрим подробнее каждый этап.
Аналитико-диагностический этап.
На первом этапе, с помощью диагностики и самодиагностики, выявили проблемы в профессиональной деятельности воспитателей.
Мною был подобран диагностический инструментарий, который включает в себя:
карту для самооценки профессиональных затруднений организации физического развития детей;
карту наблюдения за организацией воспитателями физического развития детей дошкольного возраста;
оценку способности к саморазвитию, самообразованию;
анкету изучения удовлетворенности методической работой в ДОУ.
Остановимся на характеристике затруднений, обозначенных педагогами при проведении самооценки. Наибольшее количество затруднений отмечено в методических вопросах, связанных с организацией и проведением разных форм работы по физическому развитию.
Следующий этап - Проектировочный.
Результаты диагностики педагогов послужили основой для проектирования индивидуальных маршрутов профессионального развития воспитателей по организации физического развития детей, а так же помогли определить состав группы педагогов, которые выступили в роли наставников.
Педагоги принимают активное участие в выборе организационных форм методического сопровождения и определении содержательной части маршрута, в которой используются следующие формы работы: педагогические советы, семинары, семинары - практикумы, консультации, взаимопосещения и коллективные просмотры педагогического процесса, деловые игры, мастер-классы и т.д.
На этапе реализации маршрута профессиональной деятельности, мною была организована систематическая, планомерная помощь педагогам. В целях повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации ОО «Физическое развитие» в нашем ДОУ были проведены:
Коллективные просмотры утренней гимнастики, гимнастики после сна, НОД по физической культуре, организации двигательной активности на прогулке, проведения подвижных игр.
Фестиваль мастер-классов: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду».
Издание групповых газет «Партнерство ДОУ и семьи: формируем у детей основы физической культуры и здоровья».
Педагогический совет: «Физическое развитие и здоровье дошкольников».
Консультации: «Формы работы по физическому воспитанию и их место в режиме дня», «НОД по физическому воспитанию – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям и развитию двигательной активности детей», «Методика проведения физкультурных занятий» и т.д.
Смотр-конкурс «Лучшее нестандартное оздоровительное оборудование».
КВН «Мы за здоровый образ жизни».
Для педагогов подготовлены памятки: «Подвижные игры по всем возрастным группам в соответствии с ООП», «Образец оформления НОД по физической культуре и утренней гимнастики» и т.д.
Семинар – практикум «Разработка и реализация проектов оздоровительной направленности».
В рамках контрольно-оценочного этапа мы совместно обсудили результаты, проанализировали реализацию индивидуальных маршрутов, оценили достигнутые изменения в профессиональной компетентности.
Таким образом, последовательная реализация всех этапов методического сопровождения привела к обогащению профессиональной деятельности воспитателей и более качественной организации физического развития детей.
Подведя итог вышесказанному, мною сделан вывод, что методическое сопровождение воспитателей по организации физического развития детей было эффективным благодаря:
построению индивидуального маршрута профессионального развития педагогов с учетом индивидуальных затруднений и запросов;
использованию активных форм, современных технологий методического сопровождения профессионально-личностного развития.
В заключении хочется сказать, что только грамотное методическое сопровождение педагогов обеспечивает выход системы образования по физическому развитию на новый качественный уровень функционирования.
3