«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
При изучении нервной системы ребёнка необходимо учесть анамнез, жалобы, характер крика новорождённого, его двигательную активность, тонус мышц, безусловные рефлексы, патологические неврологические знаки, нервно- 9 психическое развитие. Непосредственное изучение нервной системы складывается из изучения пяти критериев: рефлекторной деятельности, двигательной активности и сенсорной сферы, чувствительности, функции черепных нервов.
Порядок и структура оценки неврологического статуса ребёнка
Общий осмотр: крик, состояние сознания, наличие общемозговых и менингеальных симптомов, оценка функции черепных нервов, наличие бульбарного и псевдобульбарного параличей.
Двигательная сфера: наличие/отсутствие сухожильных, надкостничных, суставных, кожных рефлексов, рефлексов со слизистых оболочек, патологических рефлексов, точность координации движений.
Чувствительная сфера (т. е. определение болевой, температурной, тактильной, проприоцептивной чувствительности, стереогноза): определение симптомов натяжения, болевых точек, зон Захарьина-Геда.
Вегетативная сфера: определение кожного потоотделения, сальности, температуры, трофики, дермографизма, как рефлекторного, так и местного. К оценке вегетативной сферы относятся исследование пиломоторных рефлексов, рефлексов потовых желёз, а также оценка проницаемости сосудов, холодовая, ортоклиностатическая проба и симптом Ашнера.
Тазовые функции.
Высшие корковые функции:
оценка гнозиса, праксиса, речи, письма, чтения, памяти, внимания и интеллекта.
Эмоциональная сфера:
оценка сна, интересов и поведения.
Топический диагноз, т.е. локализация патологического процесса. Клинический диагноз.
Осмотр.
При осмотре новорождённого необходимо оценить окружность и форму 10 головы, состояние черепных швов и родничков, наличие кефалогематомы, родовой опухоли, кровоизлияний в склеры глаз, обратить внимание на стигмы дизэмбриогенеза или малые аномалии развития. У старших детей оценивают поведение и реакцию на окружающее: безразличие, возбуждение, сонливость, страх, апатия, эйфория. Также стоит учесть выражение лица, настроение, мимику, жесты и т.д.
Крик
Характер и продолжительность крика здорового ребёнка адекватна действию раздражителя (голод, тактильные или болевые воздействия, мокрые пелёнки и др.).
Состояние сознания
При общем осмотре следует обратить внимание на состояние сознания: возбуждение с эйфорией, возбуждение с негативизмом, сомнолентность, ступор, сопор, кома. Обращается внимание на адекватность поведения, ориентированность в месте и времени, развитие речи, игровую деятельность, наличие навыков опрятности и самообслуживания, эмоциональность реакций, развитие интеллекта.
Двигательная активность
У здорового новорождённого ребёнка конечности, как верхние, так и нижние, находятся в гипертонусе, приведены к туловищу, кисти рук сжаты, стопы находятся в умеренном тыльном сгибании по отношению к голеням под углом 90°. Определённую двигательную реакцию у новорождённого вызывают температурные и болевые раздражители. Мелко размашистый тремор рук и нижней челюсти, возникающий при крике или беспокойстве ребёнка в первые три дня жизни, обычно не является патологией. У более старших детей координацию движений оценивают как при 11 осмотре (двигательное беспокойство, излишняя суетливость, добавочные движения), так и при координационных пробах (пяточно-коленной, пальценосовой).
Мышечный тонус
Для новорождённого ребёнка характерен физиологический гипертонус мышц, как в проксимальных, так и в дистальных отделах. Гипертонус мышцсгибателей рук сохраняется до 2,5 месяцев, мышц-сгибателей ног – до 3,5 месяцев. Оценивать мышечный тонус можно с помощью пробы на тракцию: нужно взять ребёнка за запястья и потянуть на себя. В норме возникает две фазы: первая – руки новорождённого вытягиваются за руками врача, вторая – ребёнок подтягивается всем телом (его руки сгибаются).