СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подбора и использование на уроках истории видеоматериалов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика подбора и использование на уроках истории видеоматериалов»

Выступление на методическом объединении: «Методика подбора и использование на уроках истории видеоматериалов (художественные и документальные)».


Чаще всего используемые в преподавании истории видеоматериалы имеют ряд очевидных особенностей: наличие авторского замысла у создателя кинофильма, телепередачи, сериала (своего рода тенденциозность); отсутствие выраженной обучающей направленности. Они не рассчитаны на временные рамки урока.

Поэтому подобные видеоматериалы могут использоваться на уроках истории в основном фрагментарно. Другой путь – работа с ними во внеучебное время (факультативные и дополнительные занятия, кружковые занятия). Обеспечивая эмоциональный настрой учащихся, психологически облегчая процесс усвоения, видеосредства позволяют более успешно решать воспитательные задачи, стимулировать интерес к историческому прошлому. При решении образовательных задач особое значение приобретает проблема достоверности фактической основы и связи художественного обобщения видеоматериала с реальной жизнью. Это, прежде всего, касается игрового кино. Так, например, явно тенденциозная подача событий Гражданской войны в художественном фильме «Александр Пархоменко» заставляет ограничивать его использование темами, связанными с советским киноискусством. Недостоверная реконструкция исторического прошлого характерна и для известной картины «Александр Невский». Ее патриотическое звучание очевидно. Тем не менее, создатели фильма умолчали о роли православной церкви, неточны они во многих бытовых деталях. Сформированный на основе фильма образ князя потребует значительной корректировки при изучении темы «Русь в 12-13 веках. Удельная Русь. Борьба народов Руси против иноземных захватчиков». Как показывает опыт, яркие образы и представления, сложившиеся при просмотре, сохраняются, а долгие годы.

Большими достоинствами обладают документальные фильмы. Архивные киноматериалы, свидетельства очевидцев, как правило, корректные, выверенные комментарии позволяют применять их не только в иллюстративном плане, но и в качестве собственно исторических источников (конечно, с поправкой, а замысел создателей фильма или передачи). Так, включение в урок фрагментов фильмов «Первая мировая война» и «Россия в огне. Кровь на снегу» дает возможность при изучении соответствующих тем ставить и успешно решать широкий круг образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Непосредственному использованию подобных видеоматериалов на занятиях предшествует подготовительная работа, включающая три основных этапа.

  1. Накопление и первичная обработка материала.

Учителю необходимо систематически записывать на видеокассеты материалы предвыборной агитации и выборочно – сопровождающие их программы и телепередачи. Как правило, для этого требуется четыре-пять видеокассет. Затем следует пересмотреть весь материал, последовательно фиксируя продолжительность каждого фрагмента, форму («ролик» либо теледебаты), основные идеи, особенности содержания. В результате этого у учителя образуется своего рода каталог собранного материала.

2. Подготовка видеоматериалов к использованию на уроке (либо во внеурочное время).

Обычно мы делаем этого, как становятся известны результаты выборов. Тщательно анализируется содержание каталога, отбираются наиболее характерные, показательные фрагменты, создается схема структурирования блока. Итогом работы на этом этапе выступает собственно блок видеоматериалов.

  1. Составление пояснительной записки, вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся, разработка и проведение отдельных занятий.

Опыт показал, что работа с названными блоками видеоматериалов на уроке является наиболее продуктивной при соблюдении ряда условий:

- проведение занятия по соответствующей теме на сдвоенном уроке;

- продолжительность видеоблока е должна превышать 60 минут (в противном случае успешно организовать работу в течение «пары» будет достаточно сложно);

- обращение к тексту учебника после окончания работы с видеоматериалом (с целью корректировки наблюдений и выводов, которые учащиеся сделали самостоятельно);

- учет уровня подготовленности учащихся к восприятию видеоматериалов при разработке вопросов для обсуждения.

Кроме того, результативность работы учащихся с такими видеоматериалами увеличивается в случае опоры на знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения политической жизни современного общества на уроках истории.


Список используемой литературы:

  1. // «Преподавание истории и обществознания в школе», 2001 год, № 5

  2. // «Преподавание истории и обществознания в школе», 2002 год, № 4