Методика проведения видов двигательной активности: физминутки
Физкультминутка это- кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность
Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и снять статическое напряжение
Все физкультминутки условно можно разделить на три группы:
1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы.
2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.
3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону. К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и т. д.
1.Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе;
2.Выполнять упражнения следует вместе с детьми;
3.Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно!;
4.Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст);
5.Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми;
6.Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную;
7.Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия;
8.Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно;
9. Физминутки подбираются по возрасту детей (для младших групп – 3-4 упражнения, для старшего возраста 5-8 упражнений)
10. Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера - как птички пьют водичку, как дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т. д.
11. физические движения должны быть детям хорошо знакомы
12.Физминутки могут быть тематическими
Самостоятельное использование детьми физкультурного и спортивно- игрового оборудования и самостоятельные подвижные и спортивные игры
Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их.
Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. Самостоятельно, но под руководством воспитателя происходит и освоение всех основных движений. Вот почему так важно создавать условия, необходимые для того, чтобы каждый ребенок имел возможность двигаться сколько хочет, чтобы деятельность его была содержательной и разнообразной
Рекомендации по организации самостоятельной двигательной активности детей
1.Причины низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх, является недостаточное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок и т. д.)
2.Учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь на их интересы, воспитатель должен показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями. Малоподвижных детей вовлекать в более подвижные игры, очень подвижных детей в более спокойную деятельность
3. Для удовлетворения двигательных потребностей детей должны быть созданы специальные условия, основанные на следующих принципах:
- непрерывность (с утра до вечера);
- добровольность (вызвать желание, а не принуждать);
- доступность упражнений;
- чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
4. инвентарь должен быть ярким и красочным
5. должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности
Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игр.
Воспитателю необходимо:
наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости прийти на помощь; предусмотреть каждому из детей место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;
привлекать детей к размещению физкультурных пособий, стимулируя этим желание выполнить те или иные движения;
пытаться без навязывания объединить в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
обыграть новые пособия, показав, как можно с ними действовать (например, скакалку крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения и т. д.);