СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы над речевым материалом на слух на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методика применяется для детей с нарушенным слухом. Основным способом восприятия устной речи является слухо- зрительный, однако планируется работа и по восприятию речи только на слух, когда учебный материал воспринимается обучающимися с опорой на слух, при изоляции зрения. 

Просмотр содержимого документа
«Методика работы над речевым материалом на слух на уроке.»

Методика работы над речевым материалом на слух на уроке   Смирнова Елена Николаевна

Методика работы над речевым материалом на слух на уроке

Смирнова Елена Николаевна

Способы восприятия речи  Основным способом восприятия устной речи является слухо- зрительный, однако планируется работа и по восприятию речи только на слух,  когда учебный материал воспринимается обучающимися  с опорой на слух, при изоляции зрения.

Способы восприятия речи

  • Основным способом восприятия устной речи является слухо- зрительный, однако планируется работа и по восприятию речи только на слух, когда учебный материал воспринимается обучающимися с опорой на слух, при изоляции зрения.
Методический прием использования экрана направлен на активизацию функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи. Однако неправомерно использовать экран слишком часто и много на общеобразовательном уроке, т.к. это затрудняет восприятие речи, затормаживает усвоение материала  урока, усложняет процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

Методический прием использования экрана

  • направлен на активизацию функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи. Однако неправомерно использовать экран слишком часто и много на общеобразовательном уроке, т.к. это затрудняет восприятие речи, затормаживает усвоение материала  урока, усложняет процесс овладения знаниями, умениями и навыками.
Содержание речевого материала   - материал разговорно-обиходного характера («Какой сейчас урок?», «Какое сегодня число?»); - фразы, связанным с организацией урока («Прочитай задачу», «Откройте книгу»); - целевые установки («Будем решать примеры»);  - материал, характерный только для данного типа или темы урока.  

Содержание речевого материала

  • - материал разговорно-обиходного характера («Какой сейчас урок?», «Какое сегодня число?»);
  • - фразы, связанным с организацией урока («Прочитай задачу», «Откройте книгу»);
  • - целевые установки («Будем решать примеры»);
  • - материал, характерный только для данного типа или темы урока.
  •  
Правила отбора речевого материала          žМатериал, повторяющийся из урока в урок,  знакомый учащимся, типа: Какой сейчас урок?  Кого нет в классе?  žФразы, связанные с организацией урока, типа: иди к доске,  читай задачу.  žСообщение целевых установок типа: на уроке будем читать рассказ,  отвечать на вопросы;   žМатериал, характерный только для данного типа и темы урока; (сообщение новой темы урока, введения термина, вывод по пройденной теме) žОрганизация начала и конца урока.

Правила отбора речевого материала

  •       žМатериал, повторяющийся из урока в урок,  знакомый учащимся, типа: Какой сейчас урок?  Кого нет в классе?
  • žФразы, связанные с организацией урока, типа: иди к доске,  читай задачу.
  • žСообщение целевых установок типа: на уроке будем читать рассказ,  отвечать на вопросы;
  • žМатериал, характерный только для данного типа и темы урока; (сообщение новой темы урока, введения термина, вывод по пройденной теме)
  • žОрганизация начала и конца урока.
Педагог, обучающий ребенка с нарушением слуха в классе, должен:   посадить ребенка за первую парту; не поворачиваться спиной к обучающемуся; чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку; проверять рабочее состояние слуховых аппаратов; разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека; широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.

Педагог, обучающий ребенка с нарушением слуха в классе, должен:

  • посадить ребенка за первую парту;
  • не поворачиваться спиной к обучающемуся;
  • чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;
  • проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;
  • разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
  • широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.
Экран Экран - это обязательный инструментарий каждого сурдопедагога. Ведь задачей развития речевого слуха является включение осознанного слухового восприятия  в учебно-воспитательный процесс и повышение коммуникативной функции речи.  Иными словами, чем лучше ребёнок слышит, тем лучше он говорит.

Экран

  • Экран - это обязательный инструментарий каждого сурдопедагога. Ведь задачей развития речевого слуха является включение осознанного слухового восприятия  в учебно-воспитательный процесс и повышение коммуникативной функции речи. Иными словами, чем лучше ребёнок слышит, тем лучше он говорит.
ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКРАНА   * Учитель должен убедиться, что слуховые аппараты, кохлеарные имплантанты у детей находятся в рабочем состоянии.   * Верхний край экрана должен обязательно закрывать крылья носа.   * Речевой материал произносится за экраном голосом нормальной громкости, не утрируя произношение, не более двух раз. Если он не опознаётся на слух, то на 3-ий раз воспринимается детьми слухозрительно. Если и этого недостаточно, вопрос или поручение не понято, учитель может использовать, как вспомогательное средство, дактильную речь или табличку, с обязательным последующим опознаванием только на слух.

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКРАНА

  • * Учитель должен убедиться, что слуховые аппараты, кохлеарные имплантанты у детей находятся в рабочем состоянии. * Верхний край экрана должен обязательно закрывать крылья носа. * Речевой материал произносится за экраном голосом нормальной громкости, не утрируя произношение, не более двух раз. Если он не опознаётся на слух, то на 3-ий раз воспринимается детьми слухозрительно. Если и этого недостаточно, вопрос или поручение не понято, учитель может использовать, как вспомогательное средство, дактильную речь или табличку, с обязательным последующим опознаванием только на слух.
ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКРАНА * Речь должна быть внятной, интонированной и правильно модулированной.  Голосовые модуляции помогают понять детям не только содержание речевого высказывания, но и различить паузы, словесное и логическое ударение, вопросительную, восклицательную или повествовательную интонацию.   * Фразы не должны быть длинными. (Не следует давать на слух стихи, загадки, скороговорки, а дать на слух лишь часть фразы, либо отдельные  слова, словосочетания и фразы, сохраняя смысл).   * Использовать экран необходимо систематически, это стимулирует слуховое внимание детей, закрепляются и дифференцируются, накапливаются в памяти слуховые образы слов, знакомых фраз: имён, инструкций, речевого этикета. Повышается интерес к самому процессу слушания. Это становится незаменимой потребностью учащегося!

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКРАНА

  • * Речь должна быть внятной, интонированной и правильно модулированной.  Голосовые модуляции помогают понять детям не только содержание речевого высказывания, но и различить паузы, словесное и логическое ударение, вопросительную, восклицательную или повествовательную интонацию. * Фразы не должны быть длинными. (Не следует давать на слух стихи, загадки, скороговорки, а дать на слух лишь часть фразы, либо отдельные  слова, словосочетания и фразы, сохраняя смысл). * Использовать экран необходимо систематически, это стимулирует слуховое внимание детей, закрепляются и дифференцируются, накапливаются в памяти слуховые образы слов, знакомых фраз: имён, инструкций, речевого этикета. Повышается интерес к самому процессу слушания. Это становится незаменимой потребностью учащегося!
Работа с речевым материалом на общеобразовательных уроках   1.Организационный момент (1-2 минуты) - Проверка ЗУА (настройка, установка на слуховое внимание). - Восприятие на слух «пестрого» речевого материала (включая неожиданный речевой материал). 2.Содержание фонетических зарядок 3.Слуховая тренировка. Проводится на рабочем расстоянии с учетом слухоречевых возможностей учащихся с постепенным введением речевого материала (слухо-зрительно, в ситуации, вне ситуации), исключая многословие, неправильное построение фраз и изменение формы предъявляемых фраз. Может включаться в словарную работу, устный счет, проверку домашнего задания, закрепление пройденного материала, подведение итогов работы на любом из этапов.

Работа с речевым материалом на общеобразовательных уроках

  • 1.Организационный момент (1-2 минуты)
  • - Проверка ЗУА (настройка, установка на слуховое внимание).
  • - Восприятие на слух «пестрого» речевого материала (включая неожиданный речевой материал).
  • 2.Содержание фонетических зарядок
  • 3.Слуховая тренировка. Проводится на рабочем расстоянии с учетом слухоречевых возможностей учащихся с постепенным введением речевого материала (слухо-зрительно, в ситуации, вне ситуации), исключая многословие, неправильное построение фраз и изменение формы предъявляемых фраз. Может включаться в словарную работу, устный счет, проверку домашнего задания, закрепление пройденного материала, подведение итогов работы на любом из этапов.
Работа с речевым материалом на общеобразовательных уроках 4. Объяснение нового материала. Беседа. - Проводится слухо-зрительно. Могут включаться элементы фонетической зарядки, направленные на правильное произношение и восприятие новых слов и выражений. 5. Физминутки. Используются речевые и безречевые зарядки в зависимости от цели проведения. 6. Закрепление нового материала. Организация взаимопроверки, диалогов, включая взаимооценку речи и слухового внимания. 7. Подведение итогов. Предъявляются основные вопросы по теме урока. Проговаривается новый речевой материал (орфоэпически обработанный). Установка на выполнение домашнего задания.

Работа с речевым материалом на общеобразовательных уроках

  • 4. Объяснение нового материала. Беседа.
  • - Проводится слухо-зрительно. Могут включаться элементы фонетической зарядки, направленные на правильное произношение и восприятие новых слов и выражений.
  • 5. Физминутки. Используются речевые и безречевые зарядки в зависимости от цели проведения.
  • 6. Закрепление нового материала. Организация взаимопроверки, диалогов, включая взаимооценку речи и слухового внимания.
  • 7. Подведение итогов. Предъявляются основные вопросы по теме урока. Проговаривается новый речевой материал (орфоэпически обработанный). Установка на выполнение домашнего задания.
Коррекция произношения на общеобразовательных уроках  Фонетическая зарядка включает:  работу над речевым дыханием работу над голосом воспроизведение звуков родного языка и их сочетания в словах работу над словом  работу над фразой 

Коррекция произношения на общеобразовательных уроках

Фонетическая зарядка включает:

  • работу над речевым дыханием
  • работу над голосом
  • воспроизведение звуков родного языка и их сочетания в словах
  • работу над словом 
  • работу над фразой 
Фонетические зарядки  темой фонетических зарядок является «Звук С». Понедельник -в прямой позиции; С_____асаса-са-сад С_____о со со-со-сок С_____ысысы-сы-сын Со-со-со У Сони сок Вторник-в интервокальной позиции; Ас____а аса-аса-аса-  колбаса Ас____оасо-асо-асо-  колесо Ас____у асу-асу-асу-  несу Асу-асу-асу   Соня нарисовала осу

Фонетические зарядки темой фонетических зарядок является «Звук С».

Понедельник -в прямой позиции;

  • С_____асаса-са-сад
  • С_____о со со-со-сок
  • С_____ысысы-сы-сын
  • Со-со-со
  • У Сони сок

Вторник-в интервокальной позиции;

  • Ас____а аса-аса-аса- колбаса
  • Ас____оасо-асо-асо- колесо
  • Ас____у асу-асу-асу- несу
  • Асу-асу-асу
  • Соня нарисовала осу
Фонетические зарядки  темой фонетических зарядок является «Звук С».  Среда - в обратной позиции; Четверг - в стечении с другими согласными; Ас____асас-ас-класс Ос____ос ос-ос-нос Ус____ус ус-ус-ус-автобус Ас-ас-ас У нас погас газ С____та ста-ста-стакан С____то сто-сто-стол С____тусту-сту-стул Ста-ста-ста На окне стоит стакан.

Фонетические зарядки темой фонетических зарядок является «Звук С».

Среда - в обратной позиции;

Четверг - в стечении с другими согласными;

  • Ас____асас-ас-класс
  • Ос____ос ос-ос-нос
  • Ус____ус ус-ус-ус-автобус
  • Ас-ас-ас
  • У нас погас газ
  • С____та ста-ста-стакан
  • С____то сто-сто-стол
  • С____тусту-сту-стул
  • Ста-ста-ста
  • На окне стоит стакан.
Фонетические зарядки Темой фонетических зарядок является «Звук С». Темой фонетических зарядок является «Звук Ш». Пятница- во всех указанных позициях. Са оса ска-ска-ска-скакалка Со ассо спа-спа-спа-спасибо Су асу сту-сту-стук Покажи большой стул. У дятла острый нос.

Фонетические зарядки

Темой фонетических зарядок является «Звук С».

Темой фонетических зарядок является «Звук Ш».

Пятница- во всех указанных позициях.

  • Са оса ска-ска-ска-скакалка
  • Со ассо спа-спа-спа-спасибо
  • Су асу сту-сту-стук
  • Покажи большой стул.
  • У дятла острый нос.
Рекомендации по проведению фонетической зарядки Фонетическая зарядка проводится на первом уроке. В младших классах допускается распределение упражнений, предусмотренных для фонетической зарядки одного дня, в течение нескольких уроков, что связано с медленным темпом работы учащихся.          Продолжительность зарядки не должна превышать 3 – 4 минут. При этом должна быть обеспечена смена видов работ и видов речевой деятельности учащихся (как правило, изменение видов работ связано с изменением вида речевой деятельности).

Рекомендации по проведению фонетической зарядки

  • Фонетическая зарядка проводится на первом уроке. В младших классах допускается распределение упражнений, предусмотренных для фонетической зарядки одного дня, в течение нескольких уроков, что связано с медленным темпом работы учащихся.      
  •    Продолжительность зарядки не должна превышать 3 – 4 минут. При этом должна быть обеспечена смена видов работ и видов речевой деятельности учащихся (как правило, изменение видов работ связано с изменением вида речевой деятельности).
Коррекция произносительных навыков обучающихся     - замечания общего характера типа : «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»; - замечания, подкрепленные образцом правильного произношения : «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори правильно» ; - с показом правильной артикуляции: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно»; - с использованием слухового восприятия и тактильно-вибрационного контроля; - показ дактильным знаком, в каком звуке допущена ошибка (в тех случаях, когда ошибка допущена в звуке, автоматизированном в произношении ученика); - моделирование кистями рук; - показ–напоминание вибрации крыльев носа или гортани; - использование элементов фонетической ритмики и т.д.

Коррекция произносительных навыков обучающихся

 

  • - замечания общего характера типа : «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»;
  • - замечания, подкрепленные образцом правильного произношения : «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори правильно» ;
  • - с показом правильной артикуляции: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно»;
  • - с использованием слухового восприятия и тактильно-вибрационного контроля;
  • - показ дактильным знаком, в каком звуке допущена ошибка (в тех случаях, когда ошибка допущена в звуке, автоматизированном в произношении ученика);
  • - моделирование кистями рук;
  • - показ–напоминание вибрации крыльев носа или гортани;
  • - использование элементов фонетической ритмики и т.д.
Фонетическая обработка речевого материала (на уроке математики)   Приведем пример: С______ С___тра       стра Ос_____тра-у-голь-ный Остроугольный          Остроугольный\   треугольник Я начертил остроугольный треугольник.

Фонетическая обработка речевого материала (на уроке математики)

  • Приведем пример:
  • С______
  • С___тра       стра
  • Ос_____тра-у-голь-ный
  • Остроугольный         
  • Остроугольный\   треугольник
  • Я начертил остроугольный треугольник.
Фонетическая обработка речевого материала (на уроке русского языка)   С______   са       со      су С____тва      С____тво       С___тву        С___тви Щ_____   Сущес_____тви-тель-ное Существительное Имя существительное Мы изучаем имя существительное Имя существительное- это часть речи.

Фонетическая обработка речевого материала (на уроке русского языка)

  • С______   са       со      су
  • С____тва      С____тво       С___тву        С___тви
  • Щ_____  
  • Сущес_____тви-тель-ное
  • Существительное
  • Имя существительное
  • Мы изучаем имя существительное
  • Имя существительное- это часть речи.