СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы развития гибкости у детей 7-9 лет на уроках физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном фале представлен комплекс упражнений и картотека игр для развития гибкости с приминением различных методов.

Просмотр содержимого документа
«Методы развития гибкости у детей 7-9 лет на уроках физической культуры.»

5


Комплекс упражнений и картотека игр с применением методов способствующих развитию гибкости детей 7-9 лет на уроках физической культуры.



Данные комплексы упражнений и картотека игр для развития гибкости применялись на уроке физической культуры, которые представлены в таблице 1, таблице 2, таблице 3, таблица 4, таблица 5, таблица 6, таблица 7, таблица 8, таблица 9.



Таблица 1

Комплекс упражнений c повторным методом для развития гибкости

Содержание

Д-ка

ОМУ

1 упражнение.

И. п.- широкая стойка. Наклон вперед, касаясь пальцами, ладонями, локтями пола

6-8 р.

Отдых 30 с

2 упражнение.

И.п. – сед на полу. Наклон вперед, касаясь лбом

6-8 р.

Отдых 30 с

3 упражнение.

И.п – широкая стойка. Наклон к левой и правой ноге с элементами скручивания

6-8 р.

Во время наклона достать руками пятки. Отдых 30 с

4 упражнение.

И.п.- узкая стойка. Шаг вперед левой, с выносом прямых рук к верху над головой, прогнуться. То же с шагом вперед правой

6-8 р.

Отдых 30 с

5 упражнение.

И.п. – широкая стойка, руки на пояс Наклоны туловища вперед, назад

6-8 р.

При наклоне туловища назад стараемся достать до пяток.

6 упражнение.

.И.п.-Сед на мате –руки перед собой. Тянуться к носкам, не сгибая колени

6-8 р.

С помощью партнера, отдых 30 с























Таблица 2

Комплекс упражнений c повторным методом для развития гибкости


Содержание

Д-ка

ОМУ

1 упражнение.

И. п.- узкая стойка у стены. Махи правой-левой ногой в стороны.

6-8 р.

Отдых 30 с

2 упражнение.

И.п. – узкая стойка. Выпад вперед на левую- правую ногу.

6-8 р.

Отдых 30 с

3 упражнение.

И.п – сед на полу, ноги в стороны. Наклон вперед, руки прямые.

6-8 р.

Во время наклона достать руками пятки. Отдых 30 с

4 упражнение.

И.п. – сед барьериста, наклон к прямой правой-левой ноге.

6-8 р.

Отдых 30 с

5 упражнение.

И.п.- лежа на спине, руки на затылке, поднимаем ноги касаясь пола за головой

6-8 р.

При наклоне туловища назад стараемся достать до пяток.

















Таблица 3

Комплекс упражнений с методом статического растягивания для развития гибкости

Содержание

Д-ка

ОМУ

1 упражнение.

И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх, пальцы слегка согнуты, ноги немного разведены и развернуты, глаза закрыты: полностью расслабиться.

6-8 р.

Максимальное расслабление

2 упражнение.

И.П. - лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Опираясь на ладони, на неглубоком вдохе медленно поднять прямые ноги до вертикального положения, а затем немного их опустить; на вдохе рывком поднять ноги вверх поддерживая туловище сбоку руками, принять стойку на лопатках.

6-8 р.

Максимальное расслабление

3 упражнение.

И.П. – стойка на лопатках медленно опустить прямые ноги за голову, коснувшись пальцами ног пола; медленно опуститься на спину.

6-8 р.

Дыхание произвольное

4 упражнение.

И.П. - лечь на живот, повернуть голову вправо или влево, руки вдоль туловища. Лечь на живот с упором на локти, опереться подбородком на кулаки, прогнуться в грудном отделе позвоночника; медленно принять исходное положение.

6-8 р.

Упражнение выполнять медленно

5 упражнение.

И.П. - сед на полу, ноги вперед, затем согнуть левую ногу в колене и прижать подошву ступни к внутренней поверхности правого бедра так, чтобы колено было прижато к полу на выдохе наклониться вперед и захватить руками левую ступню; наклонить голову вперед и упереться подбородком в грудину, спину держать прямо. Выполнить глубокий вдох и, задержать дыхание. Сделать выдох, выпячивая живот, выдохнуть, поднять голову, опустить руками ступню, поднять туловище до вертикали и выпрямить согнутую ногу; выполнить упражнение с другой ноги, затем лечь на спину, расслабится.


6-8 р.

Дыхание произвольное

6 упражнение.

И.П. - лечь на живот, ноги вместе, носки вытянуты, подбородок упирается в пол, ладонями согнутых рук упереться в пол на линии плеч. На вдохе медленно поднять голову и верхнюю часть туловища как можно больше вверх-назад, не отрывая от пола нижнюю часть живота, прогнуться. Не сдвигая рук и ног, медленно повернут голову направо, отводя назад правое плечо, и сосредоточить взгляд на пятке левой ноги; Медленно вернуться в И.П.

6-8 р.

Следить за правильностью выполнения


Таблица 4

Комплекс упражнений с методом статического растягивания для развития гибкости

Содержание

Д-ка

ОМУ

1 упражнение.

И.П. – сед на коленях. Раздвинуть ступни в стороны и сесть между ними на пол, не разводя колени; выдержать позу в течение 1–3 минут; на выдохе, взявшись руками за лодыжки, медленно и осторожно, опираясь на локти, лечь на спину; осторожно и медленно, опираясь на руки, поднять туловище до

вертикального положения, ноги вытянуть вперед и сесть; лечь на спину и расслабиться.

6-8 р.

Удерживать позу от 1 до 3 минут, дыхание ровное, спокойное,

внимание при этом сконцентрировать в области живота;


2 упражнение.

И.П. – сед на полу. Сгибая левую ногу в коленном суставе, подтянуть руками левую ступню к правому бедру; сгибая правую ногу в коленном суставе, подтянуть ступню пяткой к внутренней поверхности бедра и положить между бедром и голенью левой ноги; перенести правую ступню через левое бедро и поставить подошвой на пол пяткой у бедра, а пальцами перед коленом; на выдохе завести левое плечо за правое колено, ухватиться левой рукой за ступню правой ноги и повернуть туловище вправо; согнуть в локтевом суставе правую руку и завести за спину на уровне талии, повернуть туловище вправо до максимума, голову при этом также повернуть как можно больше вправо; удерживать позу до 1 минуты, дыхание произвольное; принять И.П. и выполнить упражнение в другую сторону.

6-8 р.

Выдержать позу от 1 до 5 минут, держа спину прямой;


3 упражнение.

И.П. – лечь на живот, руки вытянуть вдоль туловища ладонями вверх. Раздвинув ноги немного в стороны, на выдохе согнуть их в коленных суставах и, не отрывая бедер и подбородка от пола, захватить руками лодыжки или стопы в подъеме; сделать вдох и на выдохе, прогнувшись, поднять верхнюю

часть туловища и бедра, балансируя на нижней части живота; отклонить голову вверх–назад и максимально прогнуться, стараясь подтянуть плечи и лодыжки друг к другу; свести колени и лодыжки, выдержать позу до 2 минут, дыхание при этом спокойное и произвольное, можно покачиваться на животе вперед назад в такт дыханию; на выдохе принять И.П. и расслабиться.

6-8 р.

Дыхание произвольное

4 упражнение.

И.П. – лечь на спину, прямые ноги максимально развести в стороны. На выдохе наклониться вперед и захватить руками ступни ног; вдохнуть и на выдохе постараться увеличить наклон туловища вперед, выпрямив спину и не сгибая ноги в коленных суставах; удерживать позу до 5 минут, дыхание при этом спокойное и произвольное; выпрямить туловище, свести ноги вместе, лечь на спину и расслабиться.

6-8 р.

Упражнение выполнять медленно

5 упражнение.

И.П. – сед на коленях. Положив руки сверху на колени, зафиксировать позу до 2–3 минут; вытянуть ноги вперед, лечь на спину и расслабиться.

6-8 р.

Дыхание произвольное

6 упражнение

И.П. – сед на полу, ноги прямые. Подтянуть ступни к внутренней поверхности бедра, сгибая ноги в коленных суставах; соединить подошвы между собой и опустить колени, насколько это возможно; соединив пальцы рук в замок, захватить руками пальцы ног и подтянуть пятки еще ближе к внутренней поверхности бедра; надавливая локтями и предплечьями на голени, прижимать колени к полу; вдохнуть, на выдохе нагнуться и затем опустить голову, стараясь коснуться лбом пола перед носками ног; зафиксировать позу 1–2 минуты, дыхание спокойное, равномерное; на выдохе – выпрямиться, вытянуть ноги вперед, лечь на спину и расслабиться.

6-8 р.

Следить за правильностью выполнения


Таблица 5

Комплекс упражнений с методом предварительного напряжения мышц с последующим их растягиванием для развития гибкости

Содержание

Д-ка

ОМУ

1 упражнение.

И.П. – в упоре на коленях, партнер «верхом» на Вашей спине. Наклонить голову вперед до предела и опустить в И.П.; расслабиться и с помощью партнера осторожно выполнить наклон головы назад.


6-8 р.

Упражнение выполнять медленно

2 упражнение.

И.П. – как и в предыдущем упражнении, но направление действия силы и растягивания меняются на противоположные; растягивание мышц задней поверхности шеи.


6-8 р..

Упражнение выполнять медленно

3 упражнение.

И.П. – стоя в упоре на коленях. Наклонить голову в сторону к плечу; отклонить голову в противоположную сторону, преодолевая сопротивление партнера.

6-8 р.

Упражнение выполнять медленно

4 упражнение.

И.П. – лежа на спине, партнер сидит «верхом» у вас на бёдрах, руки к плечам. Разогнуть руки в локтевых суставах с сопротивлением партнера; согнуть руки в локтевых суставах с помощью партнера.

6-8 р.

Упражнение выполнять медленно

5 упражнение.

И.П. – стоя спиной к партнеру: ногу вперед на носок, сцепленные в замок руки поднять вверх, затем вернуть их в И.П. и повторить движение, отставляя другую ногу. Поднять руку вверх, отставляя одноименную ногу назад на носок, и попытаться опустить ее, преодолевая сопротивление партнера, разогнуть прямую руку вперед.

6-8 р.

Упражнение выполнять медленно

6 упражнение.

И.П. – лежа на животе, партнер «верхом» на ваших ногах, хватив руки за запястья. Самостоятельно наклониться назад, прогибаясь в грудном отделе позвоночника, и медленно опуститься до половины амплитуды, попытаться вернуться в 1 И.П., преодолевая сопротивление партнера;

6-8 р.

Упражнение выполнять медленно



Таблица 6

Комплекс упражнений с методом предварительного напряжения мышц с последующим их растягиванием для развития гибкости

Содержание

Д-ка

ОМУ

1 упражнение.

И.П. - сед на полу спиной к партнеру. Наклон вперед, стараясь прогнуться в спине, ложась грудью на колени и доставая ладонями носки, затем выпрямиться; наклониться немного вперед и попытаться разогнуться, преодолевая сопротивление партнера; расслабиться и с помощью партнера наклониться вперед, стараясь не сгибать колени.

6-8 р.

Упражнение выполнять медленно

2 упражнение.

И.П. – сед на полу, спиной к партнеру, ноги в стороны. Наклон боком к ноге, стараясь сверху расположенной рукой дотянуться до носка ступни, а нижерасположенную руку потянуть в сторону разноименной ноги; затем попытаться выпрямиться, преодолевая сопротивление партнера. Расслабиться и повторить наклон к ноге боком с помощью партнера.

6-8 р..

Упражнение выполнять медленно

3 упражнение.

И.П. - лежа на спине. Развести согнутые в коленях ноги в стороны, свести ступни подошвами одна к другой и постараться опустить бедра на пол; свести бедра, преодолевая сопротивление партнера; расслабиться и вновь развести бедра в стороны с помощью партнера.


6-8 р.

Упражнение выполнять медленно

4 упражнение.

И.П. - лежа на спине. Согнуть ногу в тазобедренном суставе и расположить ее перпендикулярно туловищу, стараясь не отрывать плеч от пола и выпрямив одноименную руку в противоположную сторону; отвести ногу в сторону, преодолевая сопротивление партнера;


6-8 р.

Упражнение выполнять медленно

5 упражнение.

И.П. - лежа на спине, ноги вперед. Развести ноги в стороны; слегка свести ноги и попытаться далее свести их вместе, преодолевая сопротивление партнера; расслабиться и вновь развести ноги в стороны с помощью партнера.

6-8 р.

Упражнение выполнять медленно


Таблица 7

Комплекс упражнений с методом совмещения с силовыми упражнениями для развития гибкости

Содержание

Д-ка

ОМУ

1 упражнение.

И.П. – узкая стойка, руки в стороны, взять рукоятки блочных устройств, хватом сверху: приведение - отведение рук.

6-8 р.

Следить за правильностью выполнения


2 упражнение.

И.П. – сед на скамье, руки вперед, захватить рукоятку блочного устройства хватом сверху: сгибание - разгибание в плечевых суставах выпрямленных рук.

6-8 р..

Следить за правильностью выполнения


3 упражнение.

И.П.- сед на скамье упор сзади: сгибание и разгибание рук.

6-8 р.

Следить за правильностью выполнения

4 упражнение.

И.П.- в упоре на брусьях: сгибание и разгибание рук с отягощением на поясе, стараясь плечами касаться жердей.

6-8 р.

Следить за правильностью выполнения

5 упражнение.

И.П.- лежа спиной на скамье, вдоль позвоночника положить туго сплетенный поролоновый валик: разведение – сведение рук с гантелями.

6-8 р.

Упражнение выполнять медленно


Таблица 8

Комплекс упражнений с методом совмещения с силовыми упражнениями для развития гибкости

Содержание

Д-ка

ОМУ

1 упражнение.

И.П.- сидя поперек гимнастического коня (или высокой скамьи), ноги закреплены: наклоны вперед с отягощением за головой.

6-8 р.

Следить за правильностью выполнения


2 упражнение.

И.П.- лежа на бедрах поперек гимнастического коня лицом вниз, ноги закреплены: выпрямление туловища с отягощением за головой.

6-8 р..

Следить за правильностью выполнения


3 упражнение.

И.П.- в выпаде одной ногой вперед со штангой на плечах: пружинящие приседания в выпаде.

6-8 р.

Следить за правильностью выполнения

4 упражнение.

И.П.- в выпаде одной ногой в сторону, со штангой на плечах: пружинящие приседания в выпаде в сторону.

6-8 р.

Следить за правильностью выполнения

5 упражнение.

И.П.- стоя со штангой на плечах глубокие приседания.

6-8 р.

Упражнение выполнять медленно


Таблица 9

Картотека с игровым методом развития гибкости

Содержание

Д-ка

ОМУ

1.Игра - жираф

Ведущий (взрослый или другой играющий) раскладывает перед игроком камушки. Игрок должен встать прямо, соединив пятки и разведя носки в стороны. Его задача — собрать все лежащие перед ним камушки. Все было бы просто, да вот только игрок не имеет права сгибать ноги, и ему приходится собирать камушки, каждый раз наклоняясь. До камушков, лежащих чуть поодаль, игроку приходится еще и изо всех сил тянуться руками. Ведущий должен следить за тем, чтобы игрок соблюдал правила: не сгибал ноги и старательно дотягивался до всех предметов, ничего не пропуская. Если игрок все выполнил правильно и собрал все камушки, то он считается победителем. Теперь он может уступить место другому игроку, а сам — немного отдохнуть.


4-5 мин.

Следить за правильностью выполнения


2.Игра - прыжки через барьер.

Первый игрок берет палку, держа ее перед собой за концы обеими руками. Цель игрока — перепрыгнуть через палку, не выпуская ее из рук. Сделать это не так-то просто, как кажется: игроку придется прыгать повыше и в то же время сгибаться пониже. Если игроку прыжок удался, он уступает очередь следующему.

4-5 мин.

Следить за правильностью выполнения


3.Игра - число

Вначале выбирается водящий. Он становится лицом к остальным участникам игры, которые выстраиваются в линию лицом к водящему. По команде водящего игра начинается: игроки ставят руки на пояс и начинают прыгать на месте, проговаривая при этом какой-нибудь стишок, например такой:

Прыг-скок! Прыг-скок!

Начинается урок:

Числа ты повтори:

«Раз! Два! Три!»

На слове «три» все игроки делают последний прыжок, расставляя при этом ноги. Водящий по очереди подходит к каждому игроку и называет любое число от 1 до 10. Задача игрока — перейти в положение «ноги вместе». Задача, казалось бы, простая, но «изюминка» игры состоит в том, что соединять ноги нужно, не отрывая ступней от пола, а двигая сначала носки, потом пятки, потом опять носки, потом снова пятки и т. д. Самая важная деталь: количество таких шажков должно полностью совпасть с названным водящим числом. Если совпадение получилось полным, игрок имеет право остаться, если же нет — выбывает из игры. После этого игра возобновляется с оставшимися участниками.


4-5 мин.

Следить за правильностью выполнения


4.Игра - путаница

Участники (в игре одновременно может участвовать 10—15 человек) с помощью считалки выбирают ведущего, который уходит в другое помещение или отворачивается, чтобы не видеть действий остальных игроков. Те же, в свою очередь, становятся в круг, держа друг друга за руки, и начинают «запутываться». Делаться это может по-разному: кто-то, например, может перешагнуть через сцепленные руки двух других игроков, а кто-то может поднырнуть под них. После того как игроки основательно «запутались», они хором зовут ведущего: «Путаница-путаница! Распутай нас, пожалуйста!» Задача ведущего — распутать игроков так, чтобы в конце концов они снова встали в круг, держась за руки. Важная деталь: делать это ведущий должен, не расцепляя рук игроков.


4-5 мин.

Следить за правильностью выполнения


5.Игры - нарисуй картинку

Несмотря на «художественное» название, это игра на гибкость и физическое равновесие. Одновременно в ней могут участвовать два игрока, остальные активно «болеют». Листы ватмана устанавливаются на стендах на высоте немного выше роста игроков. Ведущий вручает игрокам по маркеру и просит их нарисовать что-то несложное (оба игрока получают одинаковое задание), например, кошку или дом. «Изюминка» игры состоит в том, что нарисовать это не так-то просто: чтобы изобразить что-то на листе, до него придется дотянуться, поэтому каждую линию рисунка игроки могут начертить, лишь приподнявшись на цыпочках. Если и это не помогает, то игрокам придется дорисовывать рисунок, подпрыгивая вверх и держа маркер в вытянутой руке. В этой игре побеждает тот, кто сумеет нарисовать рисунок быстрее и, главное, аккуратнее другого.

4-5 мин.

Следить за правильностью выполнения


6.Игра – клеточки.

С помощью считалки из желающих поиграть выбирается ведущий, который выбирает игрока. Игрок становится возле игрового поля. Ведущий дает игроку команды, которые тот должен выполнять. Команды эти могут быть, например, такими: «Наступи левой ногой на клетку 1, а правой — на клетку — 9, левой рукой попади в клетку 6, а правой — в клетку 8. А теперь левую ногу перенеси на клетку 3» и т. д. Обязательное условие: передвигающийся внутри игрового поля игрок не должен ногами или руками касаться границ клеток. Если это происходит, то игрок считается проигравшим, и его место занимает другой. Игра способствует развитию гибкости, ведь игрокам на клетках приходится занимать иной раз самые немыслимые положения, чтобы выполнить условия, поставленные перед ними ведущим. Выигрывает игрок, которому удается выполнить все команды ведущего, не коснувшись при этом линий клеток и не упав.

4-5 мин.

Следить за правильностью выполнения

























Таким образом в младшем школьном возрасте упражнения для развития гибкости важно подбирать так, чтобы они активно содействовали укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию, формировали необходимые двигательные качества, были направлены одновременно на обучение двигательным действиям, способствовали формированию правильной осанки.