СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема методической разработки  «Особенности  уголовной   ответственности несовершеннолетних»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних»»

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Иркутский авиационный техникум»

(ГБПОУИО «ИАТ»)






Методическая разработка


учебного занятия


по дисциплине


«Обществознание»


тема


«Особенности уголовной   ответственности несовершеннолетних»


для студентов1 курса специальностей:

24.02.08 Производство летательных аппаратов

15.02. 08 Технология машиностроения

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.03 Программирование в компьютерных системах
















2016








Название работы: Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» по теме «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних».

Автор: Быкова С.Н., преподаватель ГБПОУИО «ИАТ»

Место выполнения работы: ГБПОУИО «ИАТ»


Методическая разработка предназначена  для изучения и закрепления учебного материала с использованием информационно-коммуникационных и интерактивных технологий. В методической разработке раскрывается методика проведения открытого урока по  дисциплине «Обществознание».







































Принята

Предметной (цикловой) комиссией

Протокол № _________

от « _» ___________2016г



«Утверждаю»

Методист

_________________М.А. Богачева






Председатель ЦК ОГСЭ

_________________ Е.В. Шатилова




Разработала преподаватель

Быкова С.Н.






































Оглавление


1.

Введение

5

2.

Аннотация

6

3.

Методика проведения занятия

7

4.

Заключение

15

5.

Список литературы

15










































Введение


       Методическая разработка урока является актуальной для преподавателей при углублении и закреплении материала с использованием информационно-коммуникационных и интерактивных технологий и элементов.

Данное занятие проводится для освоения, закрепления и применения полученных знаний по теме «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних».

Целью занятия является воспитание у обучающихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов.

Основные задачи учебного занятия : формирование у обучающихся понятий- проступок, правонарушение, преступление; изучение стратегий (способов) поведения в жизни осуществляется через развитие целостного восприятия материала через индивидуальную и групповую работы, разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников.

Работа в группах, обсуждение заданий, использование интерактивных приемов работы, принятие самостоятельных решений социальных задач, публичные выступления дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает обучающихся к более глубокому пониманию учебной задачи.





























Аннотация


Проведение занятия по дисциплине «Обществознание» относится к   занятию  освоения и применения полученных знаний.

  На занятии обучающиеся самостоятельно представляют подготовленный материал. Заданные ситуации обсуждаются и анализируются во время проведения занятия как прием систематизации знаний, что позволяет развивать у обучающихся творчество, логическое мышление.  Использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования отвечает принципу деятельности, который заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, универсальных учебных действий.

Цели и задачи выстраиваются преподавателем совместно с обучающимися.     Выполнение заданий происходит в интерактивной форме.

       Время проведения:  90 минут

              Участники:  обучающиеся групп 1 курса     

                             




























Тема урока: Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

Образовательные

  • Сформировать представление об ответственности за правонарушения и преступления;

  • показать взаимосвязь и сущность изучаемых понятий, раскрывая их структуру;

  • углубить знания о правовой системе РФ

  • познакомить с конкретными статьями УК РФ и показать на примерах как они работают в современном обществе.

Развивающие

  • развить навык правильно употреблять изучаемые юридические термины;

  • развить навыки работы с законами (УК Ф), нормативно-правовыми документами и выработать навыки их практического применения;

  • сформировать умение давать правовую оценку поступков людей и собственных действий.

Воспитательные:

  • развитие гражданственности и чувства патриотизма, ответственности;

  • воспитать уважение к закону и к социально-правовым нормам;

  • развитие чувства уважения к правам и свободам других граждан.

Ожидаемые результаты: приобретение обучающимися правовой грамотности в вопросах правонарушений и их последствий.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, плакаты о правах и обязанностях несовершеннолетних.

Ход учебного занятия

1. Организационно - мотивационная часть

Вступительное слово преподавателя. Создание эмоционального настроя.

Обдумайте высказывания великих и обсудите:

- Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. Вольтер (1694 – 1778)

- Невежество - мать всех преступлений. Преступление, прежде всего - неразумие. Оноре де Бальзак

- Не в жестокости, а в неизбежности наказания заключается один из наиболее эффективных способов предупредить преступления. (Беккариа Чезаре.)

- Девять десятых из всего числа преступлений, пятнающих человечество, совершаются под влиянием вина. Л.Н. Толстой.

Началом урока является повторение и обобщение прошлой темы «Уголовное право». А что является источником УП или его НПА? Уголовное право - совокупность правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания для уголовной ответственности и освобождения от неё. Задача - защита общества от преступлений. Функции - регулятивная, охранительная, воспитательная. Пути решения проблемы преступности.

Вы знаете, что значение этой темы велико, она актуальна в наше трудное и несправедливое время. Даже ребёнку необходимо знать, что такое хорошо, а что - плохо. А уж тем более всем нам, здесь находящимся! Мы должны обладать правовой культурой, знать законы, т.к. их нарушение приводит общество в дикое, варварское состояние. Но, к сожалению, бывает и так: человек знает, что за любое преступление следует наказание, но почему, он идёт на преступление?

В течение урока нам предстоит ещё раз обратиться к данной теме и закрепить знания с помощью правовых задач и ситуаций.

2. Изучение нового материала

Преподавателем определены совместно с обучающимися цели учебного занятия:

  1. Познакомить с уголовный ответственностью несовершеннолетних.

  2. Сформировать у обучающихся основные понятия: проступок, правонарушение, преступление, ответственность.

  3. Воспитывать у обучающихся чувство ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов.

  4. Коррекция познавательной деятельности через суждение - умозаключение.

Изучение нового материала

Изучение материала занятия организовано через выполнение презентаций, обсуждение, дискуссию. Обсуждаются разные высказывания о сущности закона.

Слайды 1, 2. Какие черты характера могут спровоцировать человека на преступление - вспыльчивость, мстительность, смелость, настойчивость, дружелюбие, коварство, доверчивость, резкость? Отметьте знаком "+" обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность, и знаком "-" - обстоятельства, её отягчающие:

  • предотвращение виновным вредных последствий совершённого преступления;

  • совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения;

  • совершение преступления лицом, ранее уже совершившим преступление;

  • добровольное возмещение нанесённого ущерба;

  • совершение преступления организованной группой;

  • совершение преступления из-за зависти, мести, карьеризма, из хулиганских побуждений;

  • чистосердечное раскаяние;

  • явка с повинной;

  • подстрекательство несовершеннолетних к совершению преступления;

  • совершение преступление при защите от общественно опасного посягательства;

  • тяжкие последствия, вызванные преступлением;

  • преступление против престарелых или детей

  Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.

Слайды 3,4,5 отражают уголовную ответственность несовершеннолетних. Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает с 16 лет. Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет, перечень данных преступлений содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ.

Почему несовершеннолетние привлекаются к головной ответственности за все преступления с 16-летнего  возраста, а за отдельные из них - с 14 лет? Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида.

        Несовершеннолетними согласно ст. 87 УК РФ признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.

  Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.

  Преступление – это грубое нарушение закона (общественно опасное деяние). Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

 - Как вы считаете, с какого возраста человек считается совершеннолетним? (с 18 лет)

- С какого возраста наступает уголовная ответственность граждан РФ? Почему? (с 16 лет, по отдельным преступлениям с 14 лет)

- Кто признается несовершеннолетним в уголовном праве?

(В соответствии со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.)

Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет достигают уже достаточно высокого уровня социализации. У них появляется самостоятельность, целеустремленность, умение контролировать свое поведение, владеть собой.

Однако для несовершеннолетних характерны: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств. Эти возрастные особенности обусловили возраст уголовной ответственности с 16 лет за совершение большинства преступлений. Некоторые юристы предлагают снизить возраст наступления уголовной ответственности до 12-13 лет. Они мотивируют свое предложение тем, что наиболее запущенные, циничные подростки сознательно пользуются льготами возраста, совершая тяжкие преступления до наступления 14 лет; тем более часто они это делают под влиянием взрослых преступников. Кроме того, практика уголовных наказаний в ряде стран дает примеры снижения возраста уголовной ответственности. При неоднократном совершении правонарушений подростками до достижения ими 14 лет, они решением комиссии по делам несовершеннолетних отправляются в спецшколы.

Слайды 6,7,8. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:

-убийство (ст. 105 УК РФ),

-умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ),

-похищение человека (ст. 126 УК РФ),

-изнасилование (ст. 131 УК РФ),

-кража (ст.158УКРФ),

-грабёж (ст. 161 УК РФ),

-разбой (ст. 162 УК РФ),

-вымогательство (ст. 163 УК РФ),

-неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ),

-умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 ч.2 УК РФ),

-терроризм (ст. 205 УК РФ),

-захват заложника (ст. 206 УК РФ),

-заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207 УК РФ),

-хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст.213 ч,2,3 УК РФ),

-вандализм (ст.214 УК РФ),

-хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226 УК РФ),

-хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229 УК РФ),

-приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК РФ).

К сожалению, далеко не все несовершеннолетние осознают противоправность своих деяний или же не знают, что за их совершение наступает уголовная ответственность.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.    

  Статьей 88. Предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним.

Ими являются:

А) штраф;

Б) лишение права заниматься определённой деятельностью;

В) обязательные работы;

Г) исправительные работы;

Д) арест;

Е) лишение свободы на определённый срок.

         Штраф назначается при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от 2 недель до 6 месяцев.

         Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2-х часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – 3-х часов в день.

         Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до 1 года.

         Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, на срок от 1 до 4-х месяцев.

         Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях.

Закрепление основных понятий осуществляется через выполнение практических заданий: 

Ситуации:

1. Шестеро 15-летних подростков в районе улицы Ленина встретили 16-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашёл 50-рублёвую купюру. Деньги он вернул, но «за обман» потребовал крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, они вновь напомнили о деньгах. Получив отказ, они завели юношу в подвал и избили. На следующий день они позвонили по телефону и потребовали деньги. Вот тут-то их и задержали. Было возбуждено уголовное дело.

- Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за данное преступление? (Да, понесут т.к. за вымогательство наступает ответственность с 14 лет, нанесение телесных повреждений; квалификация состава преступления /отягчающее обстоятельство/- совершено группой подростков.)

2. Два брата Максим М., 13 лет и Илья М., 10 лет гуляли с собакой около одной из школ. Увидев 10-летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат подошел к девочке, достал из кармана нож и стал требовать у нее деньги. Та, испугавшись, деньги отдала.

- Есть ли основание для наступления уголовной ответственности? Почему вы так считаете? Кто понесет ответственность?

(Братья Максим и Илья не понесут наказание, т.к. им нет 14 лет. Возможно, их родители заплатят штраф.)

 3. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо.

- Что это проступок или преступление.

4. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков (14 лет), ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней.

- Что это правонарушение или проступок

 5. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», – сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», – ответили ей девочки.

- Что это проступок или правонарушение.

6.  Группа ребят из 11 класса (17 лет) вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили.

- Что это преступление или проступок.

Практическое задание

— Вам будут предложены ситуации, а вы будете определять, что совершили наши герои: маленькое зло, преступление (большое зло) или просто забыли об обещанном. Если просто забыли, хлопните в ладоши один раз, если совершили маленькое зло — два раза, а если большое — три раза.

Ситуации:

1.Ученик попросил на контрольной у своего одноклассника автоматический карандаш и оставил его себе.(1)
2. Девочка перед летними каникулами взяла у подруги почитать книгу и забыла ее вернуть.(1)
3. Мальчик нашел в магазине 1 тыс. рублей и положил ее себе в карман.(2)
4. Девочка, стоя у кассы, забрала сдачу, которую оставил предыдущий покупатель.(2)
5. Два первоклассника очень хотели есть и поэтому в магазине спрятали себе в карман по две пачки печенья.(3)
6. Две ученицы забрали из сумки своей подруги дорогую куклу, которую ей подарила мама на день рождения и которую она принесла, чтобы показать другим детям.(3)

Варианты заданий:

1). Толя был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. (Правонарушение)

2). Света убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в техникум. (проступок)

3). Женщина, проживающая на улице напротив техникума, продавала студентам наркотики.(преступление)

4). От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору техникума. (правонарушение)

5). Вова и Андрей каждый день опаздывают на занятия (проступок)

6). Женя на дискотеке распространял наркотики (преступление)

Исследование ситуаций

Карточка 1. Шестилетний Сергей находился дома один. Он ждал друга Виктора. Раздался звонок, Сергей открыл дверь – на пороге стояли мужчина и женщина. Они попросили разрешения срочно позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там мальчика ударили по голове и завязали ему глаза и рот. Преступники быстро сложили в пакеты видеомагнитофон, компьютер, вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с соседом Виктором, который держал на повадке овчарку. Виктор сразу заподозрил неладное и дал собаке команду «фас». Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив вену и сухожилия. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде обвиняемый подал встречный иск в связи с причинением ему тяжких телесных повреждений.

Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворён встречный иск обвиняемого? (отвечает ученик, получивший эту карточку).

Карточка 2. Соотнесите виды преступлений и примеры: мошенничество, бандитизм, хулиганство, разбой.


1. Вера получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась.


А). мошенничество,

Б). бандитизм,

В). хулиганство,

Г). разбой

2. В городе Н. Был организована, вооружённая автоматами и пистолетами, группа для осуществления нападений на граждан и организации.


3. Александр Е. в пьяном виде ударил соседа, угрожал другим физической расправой, размахивая кухонным ножом.



Карточка 3. Несовершеннолетние Колосов и Ведеркин группой лиц по предварительному сговору совершили кражу колбасы стоимостью 40 руб. из холодильника Никонова, их соседа по коммунальной квартире. Совершили ли Колосов и Ведеркин преступление?

Ответ: В соответствии со ст. 158 УК РФ Кража – это одна из форм хищения.

Предметом хищения является чужое, т.е. не находящееся в собственности или законном владении виновного, имущество. Под предметом хищения понимается не любой объект права собственности, а лишь такой, который обладает:

1) вещным признаком, т.е. имеет определенную физическую форму;

2) экономическим признаком, т.е. обладает объективной экономической ценностью;

3) юридическим признаком, т.е. является для виновного чужим.

Имущество во всех случаях является чужим для виновного, который явно не имеет на него никаких прав.

  1. Подведение итогов.

При подведении итога занятия актуализированы основные понятия и положения.  За причиненное людям зло государство всегда наказывает. Наказание следует и за правонарушение, и за преступление. Самое строгое наказание дается за преступление — действие, запрещенное законом и опасное для других людей. Преступников чаще всего лишают свободы. Вы пока еще дети, поэтому за ваше поведение отвечают папа и мама. Даже если вы совершите плохой поступок, причините другим людям зло, наказывать будут их. Но когда вам исполнится четырнадцать лет, придется самим отвечать за свое поведение, тогда за правонарушения — нарушения прав других людей, причинение им зла — будут наказывать вас самих и даже могут лишить свободы. Надо учиться вести себя так, чтобы никогда не переступать границы прав других людей.

  1. Рефлексия. Психотренинг «Я уважаю твое право...»
    Студенты глядя соседу в глаза, говорят, например: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник в ответ кивает головой, благодарит и говорит следующему: «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке»; «Я уважаю твое право быть счастливой (ым) и не буду тебя обижать» и т. д.

Раздаются бланки анкет

Что вы узнали из сегодняшнего урока?



Выберете рисунок, соответствующий вашему восприятию на занятия (отметьте галочкой)

Вроде все понятно

мне было трудно понять тему

Скучно было

Теперь я гений!!!!!

Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными?



6. Домашнее задание: придумайте сами ситуации для совместного обсуждения.

Список литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.)

2. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 (с изм. и доп.)

3. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Учебник.2003.

4. Уголовное право России. Общая часть. Под ред. Ревина В.П.  - Учебник -2010.