Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Нижегородской области
«Краснобаковский лесной колледж»
(ГБПОУ НО «КБЛК»)
Методическая разработка классного часа.
ТЕМА: «Язык наш русский – друг наш!»
Выполнила преподаватель Ананьева Н.И.
Красные Баки
2015
Речь - это показатель ума.
Сенека
Цель:
формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений.
Задачи:
Расширить знания обучающихся о вредной привычке сквернословия.
Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Оборудование: мультимедиаустановка.
Перед проведением классного часа необходимо провести анкетирование учащихся с целью формирования личного мнения каждого участника мероприятия. (Вопросы анкеты – приложение 1).
Ход классного часа.
Ведущий:
Без сквернословья говорить всем нам,
И обращаться трепетно к словам,
Искать слова, ценить их и беречь,-
Всего ценней наша родная речь!
В ней смысл огромный, всё наше значенье...
Всех чувств полёт, надежда, увлеченье,
Привязанность, заботливость, терпенье,
И от любви потоки вдохновенья...
И всё, что есть в нас, - это слово, речь!
Богатство это надо всем беречь.
Это стихи Алексея Буряка ,украинского поэта.
Студент 1:
Что такое сквернословие?
Ведущий: (обращение к слайду) Слайд 4
Сквернословие это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
Студент 1: А что же такое скверна?
Ведущий:
Скверна - это мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота грязь и гниль, тление, мертвечина, извержение, смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)
Слайд 5
Студент 2: Я выяснил, Что корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Студент 3: И именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Слайд 6
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Ведущий: Слайд 7
Осмысленная, членораздельная речь – это то основное, что выделило человека из животной среды. «В начале было слово, и слово было от Бога, и слово было Бог! – так начинает своё повествование евангелист Иоанн, такое значение придаёт слову; идее, которую оно несёт; человеческой речи Библия. Живое слово даёт нам возможность общаться друг с другом, обмениваться мыслями и чувствами, делиться знаниями о материальном и духовном мире.
Однако слово есть только символ, знак некой идеи, информации, оно может нести как добро, так и зло. О зле, которое несёт скверное слово, ругательство, ненормативная лексика, нецензурщина, наводнившие нашу жизнь, и хотим мы сегодня поговорить. В наше время бранную матерную речь можно услышать из уст ангельски нежных мальчиков и девочек, едва научившихся произносить святое слово «мама», школьников, студентов, зрелых людей, так называемых интеллектуалов, политиков, деятелей «культуры», которые по определению должны нести культуру в массы.
Интересно отметить, что лет двадцать назад мат, сквернословие было характеристикой в основном мужской субкультуры. Сегодня эмансипация привела к тому, что женщины, девушки и даже девочки стали сквернословить ни чуть не меньше мужчин. Причём бранные, матерные слова изменили своему недавнему предназначению - ругательству. Теперь они стали обычными элементами русского лексикона. Матерные слова так многозначны, что одним и тем же термином можно определить совершенно различные понятия. Это прекрасно свидетельствует не только об упадке морали, но и о духовном обнищании нашего общества. Благодаря мату, современный российский обыватель, как и небезызвестная «людоедка Эллочка», может с успехом обходиться тремя десятками слов!
Студент 1: А что такое мат?
Ведущий: Слайд 8
«Мат (матерный язык) – наиболее грубая, обсценная разновидность ненормативной лексики в русском и близких к нему языках».
Заметим, что согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ (ст.20.1) публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство, наказываемое штрафом или административным арестом. Под хулиганством понимается грубое нарушение общественного порядка, открытое выражение неуважения к установившимся нормам общества. Как вы относитесь к данной статье Кодекса?
Студенты высказывают свое отношение к КоАП, к необходимости применения в современных условиях.
Ведущий: А сейчас мы обсудим связь произнесенных бранных слов и нашего эмоционального состояния, нашего здоровья. Слайд 9
Влияют ли на нас, произносимые нами ругательства?
Несколько лет назад японский исследователь Масару Эмото сделал удивительное открытие. Он экспериментально доказал, что замороженная вода при размораживании образует кристаллы, которые можно наблюдать под микроскопом. Вид этих кристаллов коррелирует (взаимосвязан) с информацией, получаемой и хранимой водой. Он безобразен после запоминания водой слов бранных и необычайно красив после «прослушивания» слов нежных, дружелюбных. То есть, оказывается, вода воспринимает и хранит информацию! Если вспомнить, что тело человека на 80% состоит из воды и все биохимические, физиологические и энергетические процессы в организме происходят в водной среде, становится ясно, что произносимые нами или окружающими слова (а возможно, и мысли!) существенно влияют на наше физическое и психическое здоровье! А сейчас мы попросим прочитать об этом стихи.
Студент 4: Очень хорошо это выразил Михаил Матусовский в своих стихах:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
Ведущий:
Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. Что такое духовность? Какие качества нужно развивать в себе? (Ответы ребят). До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.
Студент 5:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы! (Михаил Матусовский)
Ведущий:
Еще в 1949 году трое ученых – Ферми, Паста и Улам исследуя молекулу ДНК, заметили, что она обладает удивительным свойством хранить полученную информацию. Их исследования выявили, что воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч (!) рентген, при котором рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. То есть, бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Следовательно, грубыми, злыми словами можно не только разрушить здоровье и вызвать болезнь человека, но и негативно воздействовать на наследственность.
Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10-й выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери, носители генофонда нации. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133-м месте в мире среди мужчин и на 100-м месте – среди женщин; 54% молодежи, родившейся в 80-е – 90-е годы, не способны окончить нормальную среднюю школу. Стремительно растет количество алкоголиков, безумцев, самоубийц. Население сокращается с каждым годом. Этой беде есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность – СКВЕРНОСЛОВИЕ! Около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь существенно меньшая часть населения её никогда не употребляют. Давным-давно В. И. Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут». Вопрос: Как вы в настоящее время сталкиваетесь с нецензурной лексикой и что вы поэтому поводу думаете?
Студент 6 (информация заранее подготовлена): Я поработал с различными источниками информации и сделал следующие выводы:
Слайд 10
Итоги исследований по вопросам отношения к мату. Видно, что основная часть населения употребляет «сорную» лексику.
Сегодня «матом разговаривают» школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Мат льётся со страниц книг, с экранов телевизоров, с сайтов Интернета. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Матерный язык слышен везде, в семье на улице, в транспорте, даже среди людей, имеющих репутацию культурных. Причиной для матерщины уже не являются раздражение или гнев. Похабные слова стали частью обыденной речи. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми. Матом общаются даже нежно влюбленные. «Невинная» привычка употреблять мат привела к тому, что многие используют его для связки слов, вставляя мат через каждое нормальное слово. Недавно, по первому каналу телевидения шел фильм «Школа». Школьники там, общаясь между собой, через слово вставляли «невинное» слово «блин», всем понятно, какое именно матерное слово оно заменяет. Всё это признаки деградации нашей культуры, признаки нашего духовного и нравственного разложения. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова «скверно». А с какой легкостью люди сегодня относятся к произнесению ругательств! Они явно убеждены, что в этом нет ничего страшного. Но, дав права грязному слову, мы способствуем грязным, безнравственным мыслям и делам, постепенно уродуем свой духовный и материальный мир.
«Сквернословие – это склонность к совершению дурных поступков», – говорил Аристотель. Недаром, в древности сквернословов изгоняли из общества, как прокаженных. «Говорить нецензурными словами – это умываться грязью» - гласит древняя пословица.
Ведущий: А вы согласны?
Студенты обсуждают информацию.
Ведущий:
Хотелось бы услышать ваше представление о способах разрешать конфликтные ситуации без применения неформальной лексики. Можно ли убедить противоборствующую сторону и, даже, без «малой крови» найти выход? Перед вами примеры проблемных ситуаций ( приложение 2).
Слайд 11.
Уважаемые участники, пожалуйста, выберите ситуацию и обдумайте, как можно её разрешить в цивилизованном формате. Затем представьте ваши варианты .
Студенты обсуждают свой вариант и представляют его. (Перед обсуждением можно участников разделить на 3 рабочих группы и 1 оценивающая группа из 3 участников)
Ведущий: Слайд 12
Речь – мощное оружие в руках человека. Речью, можно ранить гораздо сильнее, чем кулаком. Речь – это мощнейший инструмент убеждения. Речь – выполняет важную жизненную функцию. С её помощью, мы обмениваемся друг с другом мыслями. Языком нужно уметь владеть. Выражать свои мысли нужно красиво, не засоряю речь различного рода мусором. Отказаться от использования мата – дело привычки, к которой каждый из нас должен стремиться. Помните, что мат, это язык уголовников и быдла. Неужели Вы относите себя к таким?
Есть прекрасная мудрость: «Словом можно убить, словом можно спасти». Мы сами творим свою жизнь. Подбирая слова, включая внутренний контроль, мы можем спасти себя, сделать свою жизнь доброй, а можем сами же разрушить всё, что нам дано.
И закончить наше обсуждение проблемы сквернословия хочется стихами известного поэта Ивана Бунина:
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Источники информации:
Литературная газета №6333 стр.7
Саломасов. Слова – паразиты. Санитарная обработка речи. – М., 2011
Интернет-ресурсы:
http://knowledge.allbest.ru/
http://www.consultant.ru/
Приложение 1.
Анкета участника.
По какой причине при общении происходит употребление бранных, нецензурных слов?
Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?
В каких ситуациях это происходит?
От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?
Как ты думаешь, плохо это или нет?
Какие могут быть негативные последствия в развитии отношений после употребления бранных слов?
Как часто ты сам произносишь нецензурные слова и выражения?
Почему это происходит?
Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?
Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?
В современных фильмах, книгах иногда бывают случаи употребления нецензурных слов. Как ты к этому относишься?
Приложение 2.
Темы для обсуждения ситуации общения:
Проблема – очередь за билетами на киносеанс (билетов осталось ограниченное количество.
Проблема – семейный спор старшего и младшего поколения о просмотре той или иной телепередачи.
Проблема – нежелание друга (подруги) «помочь» в подготовке доклада. сообщения, контрольной работы ( дать списать или помочь в подготовке).
13