Методическая разработка классного часа для учащихся
1-4 специального(коррекционного) класса VIII вида
Степаненко Светлана Николаевна
МОУ СОШ №1 с. Покойного
учитель 1-4 специального (коррекционного) класса VIII вида
Классный руководитель: Степаненко Светлана Николаевна
Тема: Государство. Права и обязанности.
Направление: правовое воспитание
Цель: знакомить учащихся с их правами и обязанностями.
Задачи:
повторить основные права ребёнка;
воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.
I. Организационный момент
Вы готовы поработать? (Да!)
Вы готовы отвечать? (Да!)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да!)
Ну а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? (Да!)
II. Сообщение темы классного часа. Формулировка цели.
Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас: Государство и права детей.
Ваша задача – узнать как можно больше о своих правах и о том, как их можно защитить.
III. Актуализация знаний.
Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живёте:
1. (автор: Феодосий Савинов)
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
Как называется наша Родина? (Россия)
Как звучит полное название государства? (Российская Федерация)
2. Отгадав загадку, узнаете, какое дерево является символом России:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане (берёза)
3. Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция)
IV. Уточнение и дополнение детей знаний о своих правах.
Ребята, вот вы и вспомнили, в каком государстве живёте. Россия – это правовое государство.
Кто объяснит, что это значит?
Верно, наше государство живёт по законам, которые защищают права всех её граждан, независимо от возраста, национальности, пола. В России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может.
Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка?
Верно, это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя.
Кто знает, какие права есть у детей?
Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве:
1. Право на жизнь.
2. Право на имя, отчество и фамилию.
3. Право жить и воспитываться в семье.
4. Право на образование.
5. Право на медицинское обслуживание.
6. Право на защиту своих прав
7. Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.
8. Право на отдых и досуг
Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.
- Что же это за законы, которые обеспечивают вам, ребята ваши права?
Таких законов много и приняты они не только в нашей стране, но и в других странах мира.
Самым первым законом, защищающим права детей, стала «Конвенция о правах ребёнка». Она была принята 20 ноября 1989 года правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир, в том числе и Россия. Другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране:
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом "Об образовании".
V. Закрепление.
1. Отгадайте ребус и тогда сможете прочитать фразу:
Ключ к ребусу: Столица России – город Москва.
2. Выбери изображения символов России: флага, герба.
Ключ к ребусу: флаг России – изображение 2, герб России – изображение 1.
3. Прослушайте три музыкальных сюжета и выберите гимн России.
VI. Игра-заключение
У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.
Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети?
Изготовление памяток «Права и обязанности».