СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЕТОМ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В летний период воспитатели продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному  моделированию, наборы чертежей с разными конструкторскими задачами и пр.) Удобнее организовать данную деятельность на верандах, в беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЕТОМ"»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЕТОМ.



СТРОИТЕЛЬСТВО ИЗ ПЕСКА.


В летний период воспитатели продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному моделированию, наборы чертежей с разными конструкторскими задачами и пр.) Удобнее организовать данную деятельность на верандах, в беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей.

Основное внимание уделяется организации самой характерной детской деятельности в летний период – строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус. Дошкольники учатся умению действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной деятельности, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом. И наконец, здесь большие возможности в формировании у дошкольников стремления к самовыражению, взаимообучению и самоуправлению, а это в свою очередь способствует активизации детской социальной целенаправленной деятельности.

Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым и влажным. Для детей младших групп детского сада нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, действия их чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты. Песок периодически промывается из шланга (вода при этом свободно стекает).

Приучайте ребят бережно относиться к материалу, не разносить песок по участку.

Чтобы дать детской деятельности правильное направление, педагоги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдение, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций и др), что дает возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенности сооружений, обогатить их представление о разных видах транспорта, о людях разных профессий и т.д.

Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство, объясняют, показывают приемы работы с материалом, помогают детям развивать сюжеты игр.

Воспитатели стремятся применять в работе такие приемы, которые способствуют развитию у ребят изобретательности, стремления к творческому поиску.

Тематика построек из песка перекликается с тематикой НОД по конструированию из строительного материала и конструкторов, что дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.

Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков.

В группах мл. дошкольного возраста детей продолжают учить действиям с песком, умению выражать свои мысли и желания, что способствует развитию навыков общения. Воспитатели стимулируют желание малышей участвовать в совместных играх, дают возможность ощущать радость от совместных действий. Педагоги развивают не только навыки индивидуальной самостоятельности, но взаимопомощи и взаимообучения, формируют у малышей устойчивые мотивы к активной совместной деятельности. Воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол; продолжают учить приему формовки. Воспитатель показывает, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Можно научить детей строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки на ней прокладываются спуски у горки. После этого можно научить малышей строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина), заборчики ( сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе).

Для организации строительства из песка в средней группе используется те же материалы с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.)

В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатели ставят основной задачей формирование у ребят определенной самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком. Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели. Поощряют высказывать свое мнение, выслушивать других, не конфликтовать, подчинять свои желания желаниям товарищей, с которыми строишь. Основными методами и приемами при этом являются совместное обсуждение конфликтных ситуаций, включение педагога в деятельность ребят, пример его общения с детьми. Воспитатели постоянно поощряют коллективное строительство, что служит для детей программой созидания, учит бережно относиться к результатам общего труда. Педагоги закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема. Сначала формуется основание – самая крупная деталь, на нее водружается деталь поменьше и завершает башню самая маленькая, которая украшается флажком. Ребят продолжают учить самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть одного куличика, другой в соседний. Используя кубические формы, дети строят дома, украшая их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки разноцветного оргстекла. Особенно ребята любят вдвоем рыть в песочных кучах тоннели с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки. Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными дополнительными материалами. Воспитатели побуждают детей к играм с постройкой, при необходимости подсказывают сюжеты, помогают их развивать.

Для организации конструктивной деятельности детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте количество дополнительного материала и разнообразьте его. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки ( в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера для формовки и др. Детям уже можно предлагать для строительства емкости, которые они наполняют водой, и организовывать игры с водой в песке. Можно использовать полиэтиленовую пленку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озера, реки, и разыгрывают сюжеты игр.

В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сформированы навыки совместного строительства. Чтобы ребята объединились в большие подгруппы, постройки имели интересное содержание и многообразие в соответствии с их умениями и представлениями, необходимо совместное обсуждение работы, поэтому воспитатели побуждают, направляют детей сначала к обговариванию деятельности, затем к ее планированию.

Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием (кидаются друг в друга песком, валяются и др.) Воспитатели стремятся организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

Детей старшей группы учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи : дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т.д. У детей при этом развивается умение организовать пространство, предвидеть размер и форму будущего сооружения. Педагоги побуждают ребят строить по разным темам, по знакомым сказкам и разыгрывать сказочные сюжеты. В подготовительной к школе группе у детей закрепляют приобретенные навыки. Можно научить ребят новому приему работы с песком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся, как любят говорить дети, «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами, благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

Осуществляя обучение детей, педагоги все больше опираются на их опыт, знания, умения, стремятся развивать у ребят сообразительность, смекалку, творчество. Таким образом, действуя, экспериментируя с песком и водой, дошкольники чувственным путем познают их качества, а воспитатели расширяют понятия детей, их опыт, формируют умения, воспитывают.




























РУЧНОЙ ТРУД.

Летний период необходимо использовать для организации разнообразного ручного труда. У детей закрепляют имеющиеся навыки работы с различными материалами, учат мастерить поделки для своих игр.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста педагоги часто мастерят в присутствии детей, побуждая малышей к помощи (намазать, приложить, подержать). И тут же изготовленные атрибуты, игрушки предлагают малышам для игр.

С детьми среднего дошкольного возраста воспитатели делают несложные игрушки и атрибуты из бумаги, тонкого картона (сумочки, коробочки, бинокли, бескозырки из коробок, катушек и пр) Дети вырезают детали по разметкам, сделанным воспитателем, самостоятельно украшают поделки элементами из цветной бумаги, кусочков ткани.

Дети старшего дошкольного возраста мастерят игрушки из различных материалов, бумаги, картона, поролона, проволоки, ткани и др., используя свой опыт, развивая его, приобретая новые умения.

Педагоги поощряют стремление ребят делать атрибуты к сюжетно-ролевым играм, изготавливать из разных материалов кукол для театра, шить юбки, перелинки, фартуки, шапочки, делать короны, пояса и прочие элементы, наряжаться и играть в сказки, делать в подарок малышам игрушки и атрибуты.

Лето – удобное время для приведения в порядок хозяйства в своей группе. Поэтому детей старшего дошкольного возраста привлекают к ремонту коробок, атрибутов, пособий, книг, кукольной одежды и прочей работе. И конечно, летнее время можно использовать для подготовки пособий, демонстрационного и раздаточного материала к следующему учебному году. Дети с желанием, например, нарежут полоски, вырежут фигурки из картона, наклеют элементы на карточки, напечатают изображения печатками и пр.

Воспитатели направляют детскую деятельность, содействуют созданию для работы необходимых условий, выделяют определенные места (на веранде, под деревом), предусматривают удобное хранение материалов (лучше разложить их по видам в коробки).

Поскольку для летнего периода особенно характерными являются игры с песком, водой и ветром, дошкольников можно научить мастерить для организации этих игр поделки.

Для игр с песком игрушки изготавливают из материалов, которые не портятся от влаги (катушки, поролон, пенопласт, цветная пленка, проволока и др) Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплетения основы полосами. Для устройства комнаты для кукол сделать мебель из молочных пакетов, смастерить флажки, деревья, дорожные знаки из клеенки, из палочек и катушек, вырезать человечков, зверюшек из поролона и др.

Для игр с водой ребята смогут сделать теплоход. Для которого потребуются две пластины из пенопласта: одна толстая – основание, другая тонкая – верхняя палуба куски пенопласта кубической формы, несколько катушек, палочки и шпагат.

Лебедя легко сделать из кусочков поролона кубической формы. (Срезать уголки, придать куску форму сферы, вырезать шею с головой, крылья и пришить к туловищу).

Для изготовления самолета на водных лыжах потребуются пластины и кусочки пенопласта. Скрепить детали можно при помощи стержней из тонких палочек. Ребят можно научить мастерить забавных человечков-пловцов, которых вырезают из полосок поролона. Ребята могут смастерить из поролона буйки, кита, дельфина, акулу, спрута и другие игрушки.

Для игры с ветром дети могут сделать разные игрушки-вертушки. Для их изготовления понадобятся бумага, картон и палочки, гвозди. Самая простая в изготовлении вертушки из квадрата, надрезанного то углов к центру с загнутыми и соединенными уголками, прибитая к палочке. Такие вертушки могут быть разного размера и цвета. Их прибивают не только по одной на палочку, но и сразу по нескольку. Для игры «Самолеты» можно предложить ребятам сделать ободочки с вертушками-пропеллерами, которые можно надевать на голову. Вертушка крепится к картонному ободку с помощью отрезка проволоки в оболочке ( вертушка складывается, склеивается, затем делается прокол в ее центре и в картоне, отрезок проволоки продевается в отверстие и закручивается по спирали в двух сторон).

Вертушку можно сделать из круга, сложенного на 8 частей, 8 квадратиков и кружков. К картонному кругу ( к обратной стороне) приклеиваются кружки, сложенные пополам одной из сторон, вторая сторона кружков отгибается – получается вертушка «Солнышко».

Вертушка «Петушок» делается из круга, сложенного на 8 частей и надрезанного. Голова у петушка крепится к палочке, которая вклеивается между двумя деталями туловища и головы, хвост делается из цветной пленки. Поделка прибивается к палочке.

Вертушка «Самолет» делается из картона. Корпус самолета и крылья склеиваются. Вертушка крепится с помощью гвоздика или проволоки (вклеивается между двух частей).
















РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ.


Лето – благодатная пора для организации работы с природным материалом. Данная деятельность развивает у детей:

  • Интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;

  • Эстетическую отзывчивость и художественный вкус;

  • Творческое воображение и конструкторские способности;

  • Сноровку, изобретательность;

  • Умение целесообразно и бережно использовать дары природы;

  • Трудолюбие, усидчивость, терпение.

Благодаря работе с природным материалом ребенок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и др.

Воспитатель организует с детьми наблюдения в природе, прогулки, экскурсии, сбор природного материала, учит детей собирать природный материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора снимаются с поваленных деревьев, веточки – сухие, а шишки, семена, листья – опавшие.

К сбору природного материала воспитатель приобщает детей начиная с младшей группы. Это разнообразные шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые веточки, древесина, кора, ветки, желуди, мох, солома, трава, древесные спилы, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

Хранится природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения ракушек, перьев, косточек, желудей, разного мелкого материала. На крышке коробки наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребенок мог быстро найти все необходимое.

При изготовлении поделок из природного материала необходимо учитывать следующие правила:

  1. Не пользоваться при конструировании пластилином, поскольку такие поделки не прочны, быстро теряют свой вид, не дают полной возможности совершенствовать детям конструктивные умения.

  2. Не следует окрашивать природный материал, так как он достаточно красив ( наша задача научить детей подчеркивать его естественную красоту). Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми.

  3. При изготовлении поделок из природного материала не следует использовать другой материал, например, бумагу, поролон, пенопласт и пр. От этого поделка теряет свою естественную прелесть.

  4. Следует применять для поделок только тот материал, который не может уже использоваться в пищу и который относится к отходам (косточки от фруктов, скорлупа от орехов, кожура от апельсинов, шелуха от лука, чеснока, семечек и т.д.)

  5. Не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц).

  6. Не применять слишком хрупкий, непрочный материал, который легко повреждается уже в процессе работы (целая яичная скорлупа).


Для работы с природным материалом требуются следующие инструменты:

    • подкладная дощечка

    • клей казеиновый и ПВА

    • салфетка

    • кисточка

    • заостренная палочка (стека)

    • ножницы

Развивая у детей младшего дошкольного возраста интерес к природному материалу, воспитатель рассматривает его с детьми, ощупывает, обращает внимание на его красоту, соединяет детали, спрашивая малышей, на что это похоже, побуждает их отбирать шишки, желуди, каштаны, прикладывать их друг к другу, накладывать, фантазировать, называя образы. Педагог мастерит в присутствии детей, просит малышей оказывать себе посильную помощь, подключает к деятельности детей старшего дошкольного возраста, вместе с ними организует с получившимися поделками. Дети сами под руководством воспитателя смогут сделать нехитрые поделки, например, если намазать клеем внутреннюю часть половинки скорлупы грецкого ореха и надеть ее на шишку – получится грибок, а если к данной поделке приклеить бороду из мха, вставить веточки в чешуйки шишки, грибок превратится в старичка-лесовичка. Если в кусочек коры вставить палочку, а на нее надеть парус из бересты, получатся лодочка, кораблик, плот и пр.

Осуществляя работу с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги закрепляют у них приобретенные навыки: знакомят с разнообразными видами природного материала, учат способам обработки, скрепления. Например, дети зачищают части отломленных веточек, придают необходимую форму коре, удаляют лишние части корешков, вырезают небольшие пластины мха и лишайника с земли. Учатся под наблюдением воспитателя делать шилом проколы в свежих шишках, желудях, каштанах. Собранный материал раскладывают по видам.Бересту замачивают на три часа, расслаивают ее на тонкие пластины, после подсыхания укладывают под пресс. Разрезают ножницами солому поперек, удаляют коленца, очищают от чешуи. Воспитатель заваривает горячей водой солому на несколько часов, добавляет немного соды. Затем дети разрезают ножницами солому вдоль, делают полотнища, наклеивая полосы соломы на папиросную бумагу или кальку.

Шишки покрывают столярным клеем. Делают на них срезы, придают им причудливый вид, сгибая их и фиксируя в любом положении изоляционной лентой или делая на них перетяжки.


Материал взят из журнала «Управление ДОУ» №2 2004 год

ДЕТСКИЙ ДОСУГ ЛЕТОМ.


Одним из важнейших вопросов в работе детского учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить свое время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так т окружающим.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь детского учреждения.

Организация досуга в детском учреждении в летнее время имеет свою специфику.

  1. Отсутствие систематической НОД. Это значительно разгружает педагогов и позволяет им по-новому подойти к планированию мероприятий: например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.

  2. Разновозрастность группы детей. С одной стороны, это усложняет организацию мероприятий (они должны быть интересны и посильны как трехлеткам, так и старшим дошкольникам), с другой – значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).

  3. Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время, на наш взгляд, является мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции и проводится в эмоционально привлекательной форме.

  4. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Какие формы работы соответствуют этим условиям?



Игровые часы.


Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают народных игр. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т.д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащает детский досуг. Педагоги могут распределить игры между собой, и тогда каждый педагог разучит выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно упрощает подготовку игрового часа для педагогов.


Музыкальные часы.


Это время самой разнообразной музыкальной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и т.д.


Кружки.


Участие в работе кружка вполне доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки ( а те можно, в свою очередь, отнести домой или на выставку). Такими являются, к примеру, кружок прикладного творчества, оригами и т.д. Важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей и было им посильно (например, даже старшие дошкольники с трудом осваивают навыки бисероплетения, хотя изготовление простейших украшений из крупных бусин им вполне доступно).


Выставки.


Организация выставки достаточно трудоемка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка проводится в несколько этапов. На первом этапе выбирается ее тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке «природа и фантазия» будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке «Вот оно какое, наше лето!» - рисунки. Затем наступает этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие. Затем выставка оформляется, вывешивается и организуется посещение. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают «экскурсию», которую проводит один из педагогов, рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.



Для того чтобы придать детскому досугу наиболее привлекательную форму, можно использовать так называемые игровые оболочки. Это формы организации детской деятельности, которые можно наполнять любым содержанием.





Игра – путешествие.


Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение детьми различных точек на заранее подготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву и т.п.) На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные задания и игры. Педагоги распределяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания. Во время игры-путешествия педагоги могут выступить в роли сказочных персонажей.

Творческие площадки.


При организации творческих площадок на ограниченной территории

( например, на участке, в случае плохой погоды – в зале) создается несколько «мастерских», в каждой из которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте плетут браслеты, в другом – складывают оригами, в третьем – лепят и т.д.) Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья и т.д.) Там же находятся необходимые материалы. По возможности лучше мастерскую украсить (повесить табличку с названием, рисунки, поделки) Дети могут принять участие в работе любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то из детей попробует себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничится одним. Детям младшего возраста потребуется помощь взрослых, которые будут сопровождать их и помогут выбрать занятие по душе.


Летние праздники.


Первым таким праздником может стать День независимости России – 12 июня. В этот день можно организовать выставку рисунков «Я живу в России», провести конкурс, поиграть с детьми в народные игры, познакомить их с разнообразными фольклорными жанрами (сказками, песнями, закличками, загадками ) и т.д.

Настоящий клад для организатора летнего досуга детей – народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам народной культуры, развивают их национальное самосознание. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в ДОУ. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.



МДОУ»Детский сад комбинированного вида №153»



СОДЕРЖАНИЕ

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ЛЕТО.

1.

Календарное планирование согласно методическим рекомендациям «Особенности планирования психолого-педагогическо работы в летний период»

воспитатели

2.

Одна НОД в день (музыка, физкультура, художественное творчество )

Муз. руководит,

Инструктор по физкультуре,

Воспитатели

3.

Музыкальные и физкультурные развлечения 1 раз в неделю согласно планам музыкального и физкультурного руководителей на ЛОП.

Муз. руководит.

Инструктор по физкультуре

4.

Игровая деятельность согласно требованиям программы.

Воспитатели

5.

Работа с детьми по предупреждению бытового и дорожного травматизма. Беседы, развлечения, игры по ознакомлению с правилами дорожного движения, экскурсии.

Воспитатели

6.

Экскурсии и целевые прогулки с детьми за территорию детского сада.

Педагоги

Воспитатели

7.

Экологическое воспитание детей: беседы; прогулки; экскурсии в ближайшее природное окружение; наблюдения, эксперименты с живой и неживой природой; труд на участке, в цветнике и т.п.

Воспитатели


СОДЕРЖАНИЕ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ЛЕТО

1.

Максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний прием, гимнастика, физкультура, прогулки, развлечения)


Воспитатели

2.

Осуществление различных видов закаливания в течение дня (воздушные, солнечные ванны, закаливание водой и пр).


Медсестра

Воспитатели

3.

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию основных видов движений на прогулке.


Инструктор по физкультуре

4.

Ежедневное включение в меню свежих овощей, фруктов, соков

Шеф-повар



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

Каковы особенности работы с детьми в летний период? Во-первых, в детском саду из-за летних отпусков находится меньше детей и воспитателей, группы могут объединяться. Это хорошо и плохо. Хорошо потому, что меньшее количество детей легче организовать. Плохо потому, что все «звезды», исполнявшие роли на утренниках, могут быть в отпуске. Поэтому нежелательно устраивать сложные музыкальные представления, требующие усиленных репетиций. Во-вторых, музыка и физкультура – чуть ли не единственные, которые проводятся летом. Это значит, что на муз. руководителя обращается большое внимание. В-третьих, дети подготовительной группы после своего выпускного праздника покинули детский сад. Они очень часто были задействованы в праздниках для малышей, и теперь желательно, чтобы дети старшей группы чаще общались с младшими, тогда в следующем учебном году ваше предложение выступить на празднике у малышей вызовет у них радость, а не испуг.

Какие мероприятия можно провести летом?


Игра «Угадай мелодию»

(для средней, старшей групп)

правила. Игра проводится муз. рук. В музыкальном зале. Дети делятся на команды, придумывают муз. названия для своих команд, выбирают капитана. Количество мелодий на команду для каждого тура – две или три. На вопросы отвечает только капитан (после обсуждения со всей командой) или любой участник с разрешения капитана. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце конкурса определяется победитель. Подарок желательно положить в красивую коробку и поставить ее на видное место в зале. Если обе команды затрудняются дать правильный ответ, то отвечает муз. руководитель., и баллы не присуждаются никому. По желанию детей можно устраивать музыкальные паузы, на которых исполняются любимые песни или танцы.


Шоу «Наша талантливая семья»

(для средней, старшей групп)

правила. Праздник проводится в муз. зале. Ведущие – взрослый и ребенок. Жюри. В празднике принимают участие дети и их родители (по желанию) Присутствие семьи в полном составе мне обязательно, кроме ребенка достаточно хотя бы одного представителя – мамы, бабушки, дедушки, брата и др. О конкурсных заданиях необходимо предупредить заранее, это не обязательно должны быть именно муз. номера. Каждая команда-семья обязательно в конце праздника должна получить какой-либо титул: супер-сын, супер-талант, супер-папа и т.п. Главный титул «идеальная семья». Чтобы его получить, семья должна соответствовать определенным требованиям.(Н-р: наличие не менее двух детей в семье, оригинальное выступление семьи в полном составе).

Игра «Цветок папоротника»

В игре принимают участие пары – мальчик и девочка. Необходимо добыть цветок папоротника, который приносит счастье и показывает клады. Найти его могут только мальчик и девочка вместе. Для этого надо выполнить задания. Цветок достанется тому. Кто лучше всех с ними справится. В муз. зале ждут муз. задания ( их можно напечатать на билетиках: спеть заданную песню, сыграть в оркестре, станцевать).

На участке проводятся несложные подвижные игры и эстафеты по выбору воспитателя и педагога по физ. воспитанию. Например: «Собери ягоды»: дети собирают в корзину «ягоды», пока все считают хором до десяти.

«Болото кикиморы»: дети должны перейти болото, перепрыгивая с кочки на кочку (по обручам).

«Репейник»: мальчик и девочка с завязанными глазами должны собрать друг с друга прицепленные на их одежду бельевые прищепки.

За каждую победу в конкурсах им дается карточка из цветной бумаги. Побеждает та пара, у которой в конце игры окажется наибольшее количество карточек. Девочке из этой пары вручается цветок папоротника (он заранее изготавливается из бумаги). Около этого цветка находится клад (подарки для всех участников).


Сказка «Летние цветы»

(для старшей группы)

Детям предлагается самим сочинить сказку на заданную тему и поставить по ней спектакль.


Праздник «коса – девичья краса»

(для средней, старшей групп)

В празднике участвуют девочки, у которых длинные волосы. Победительницу выбирают зрители: у каждого из них есть карточка, на ней пишут имя понравившейся участницы и передают в счетную комиссию. В конце праздника комиссия объявляет победительницу конкурса, а также награждает дипломами всех его участниц.

Под музыку девочки-участницы входят в зал, исполняют хоровод или упражнение с цветами. Ведущие обращают внимание на прически девочек, которые им сделали мамы и бабушки.

«Представление»: девочки по очереди представляются, говорят название своей прически, кто помогал ее создать.

«Парикмахеры»: девочкам предлагается самим сделать прическу кукле. Куклы, расчески, ленты, заколки приготовлены заранее.

«Рукодельницы»: проводится несколько игр. Для игр заранее готовится одинаковый набор атрибутов по количеству участниц.

«Младший братик на прогулке»: запеленать куклу-младенца и положить в коляску. Играют две или несколько девочек.

«Гости на пороге»: постелить на стол скатерть, сервировать стол, поставить цветы в вазе.