СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Длина окружности"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка на тему "Длина окружности" предназначена для проведения уроков в 6 классе. Содержит технологическую карту со ссылками на презентацию и другие приложения.

Просмотр содержимого документа
«Приложение»

Курви́метр (от лат. curvus — изогнутый + греч. μέτρον — мера) — прибор для измерения длины извилистых линий, чаще всего на картах, планах и чертежах.

Курвиметр состоит из зубчатого ролика известного диаметра на ручке и счётчика пройденного количества зубцов. Для измерения длины кривой по ней прокатывают роликом курвиметра.



длина кривой = длина окружности ролика * пройденное количество зубцов / количество зубцов на ролике



Знание этой формулы, как правило, не требуется для измерений расстояний, так как циферблат механического курвиметра снабжён шкалой с нанесёнными принятыми единицами измерения длины. Обычно прибор имеет два циферблата (по одному с каждой стороны), при этом шкала одного из них размечена в сантиметрах, а другого в дюймах.

Электронный курвиметр снабжён ЖК-дисплеем, на котором отображаются результаты измерений. При этом прибор может брать на себя дополнительную функцию пересчёта расстояния на карте в реальное расстояние на местности с учётом масштаба картографического материала. Такие приборы могут отображать результаты измерений в километрах, милях и морских милях.

Погрешность измерения электронных курвиметров обычно составляет в зависимости от производителя и модели около 0,2 %. Для механических это число, как правило, больше и обычно достигает 0,5 %.



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока6»

Технологическая карта урока


Фамилия, имя, отчество учителя Шкляева Ольга Александровна


Класс 6. Дата __________________ Время начала урока ___________


Название предмета математика.


Тема урока Длина окружности.


Тип урока Урок «открытия» нового знания

Цели урока:

  • сформировать представление о нахождении длины окружности;

  • рассмотреть вывод формулы длины окружности;

  • рассказать о числе π;

  • отработать умение применять формулу к решению задач.

Планируемый результат обучения (в том числе и формирование УУД):

  • личностные: уметь работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

  • предметные: уметь применять формулу для вычисления длины окружности к решению задач;

  • метапредметные: уметь рассуждать и делать выводы при использовании формулы к решению задач, грамотно излагать свои мысли, работать с учебником, показывать хорошие вычислительные навыки, развивать память.


Учебно-методический комплекс Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварбурд. – 26-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.


Этап урока

Время

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к учебной деятельности.

1 мин.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности


Словестные

Регулятивные: волевая саморегуляция

Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку (на столе учащихся предметы круглой формы, катушка с нитками, карандаш, линейка – все это надо было принести к уроку).

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


Актуализация опорных знаний и выявление затруднений.

7 мин.

Актуализировать умения округлять числа, применять правила округления к десятичным дробям; активизировать умения выполнять деление десятичных дробей столбиком.

На доске задания для повторения ранее изученного материала:


1) Округлите дроби:

а) 2,781; 3,1423; 203,962; 80,46 до десятых;

б) 0,07268; 1,35506; 10,081; 76,544; 4,455 до сотых.


2) Найдите частное о деления 22 : 7 до трех знаков после запятой и результат округлите до сотых, до десятых.

Фронтальный опрос, практическая работа

Регулятивные: самоконтроль, т.е. осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой; умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: формирование мыслительных операций.

Задаю вопросы:

  1. Что значит округлить число до целых? Сформулируйте правило округления чисел.



  1. Что надо сделать с последней оставленной цифрой, если после нее идет цифра 8? цифра 5? цифра 3?







  1. Выполните задание №1 на доске.






  1. Разделите 22 на 7 столбиком до трех знаков после запятой, а затем округлите полученный результат сначала до сотых, а затем до десятых.

Ответ учащихся:

  1. Замену числа ближайшим к нему натуральным числом или нулем называют округлением этого числа до целых.

  2. Если после оставленной цифры идет 8 или 5, то последняя оставленная цифра увеличивается на 1, а если – 3, то стоящую перед ней цифру оставляют без изменения.

  3. Двое учащихся выполняют задания у доски, остальные записывают решение в тетрадь.

  4. Один учащийся выполняет задание у доски с комментариями, остальные записывают решение в тетрадь.



Выявление места и причины затруднения.

3 мин.

Обсудить с учащимися тему и цель урока.

На столе у учащихся карточки с изображением линий: отрезка, прямой, луча, окружности, кривой.

Фронтальный опрос

Регулятивные: учатся определять и формулировать тему урока и цель деятельности на уроке

Перед вами карточки с изображениями различных линий. Давайте вспомним как они называются.




Измерьте длину данных линий.





С помощью чего вы нашли длину отрезка?


Можно ли измерить длину окружности с помощью линейки? А длину кривой?


Что-то новое вы узнаете на уроке?


Учащиеся отвечают:



На карточках изображены отрезок, прямая, луч, окружность и кривая.


Учащиеся уже знают, что прямую и луч измерить нельзя. Измеряют длину отрезка.


С помощью линейки.



Возникает проблема с измерением окружности и ограниченной кривой линией.


Мы будем учиться находить длину окружности.

Построение проекта выхода из затруднения.

18 мин.

Вывести формулу для вычисления окружности, познакомить с числом π.

На столе у учащихся находятся предметы круглой формы, катушка с нитками, линейка, карандаш.

Учитель на интерактивной доске демонстрирует опыт, заканчивая просмотр кадром вывода формулы для длины окружности... («Геометрические фигуры». Обучающая программа по теме «Длина окружности и площадь круга» с анимационными фрагментами из ЦОР №195727.)



На доске подготовлена таблица для внесения в нее результатов измерения учащихся:


С

d

C : d

1




2








С : d = π.

С = πd или С = 2πr.


Рассказ о числе π. Презентация.


Музыка числа π.




Индивидуальная работа, фронтальный опрос.

Регулятивные: формулируют правило на основе выделения существенных признаков.

Познавательные: адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности, проговаривают способы решения задачи, выполняют задания на основе использования свойств чисел натурального ряда.

Коммуникативные: умение выражать мысли в устной и письменной речи.

Давайте попытаемся все-таки с помощью линейки измерить длину окружности ваших предметов.

Для этого нам понадобится нитка и линейка.


Поставьте ваш предмет на тетрадный лист и обведите его карандашом.

Что получилось?

Возьмите нитку и «опояшьте» ваш предмет ниткой. Теперь распрямите ее и измерьте полученную длину с помощью линейки.

Итак, длина нитки будет приближенно равна длине окружности вашего предмета. Длину окружности принято обозначать буквой С.

Запишите результат в тетрадь и назовите мне, а я запишу их в таблицу.

Теперь

Измерьте диаметр вашей окружности, запишите в тетрадь и назовите свои результаты.


А теперь разделите С на d до трех знаков после запятой и запишите в тетрадь.


Округлите ваш результат до сотых и назовите мне ваш ответ.


Сравните результаты в последнем столбце таблицы.


На самом деле, длина окружности прямо пропорциональна длине ее диаметра. Поэтому для всех окружностей отношение длины окружности к длине ее диаметра является одним и тем же числом. Его обозначают греческой буквой π. То есть, С : d = π. Откуда получаем, что С = πd. А так как d = 2r, то С = 2πr.

А теперь я предлагаю вам послушать рассказ о числе π и послушать музыку числа π.


Ребята, вспомните вначале урока мы находили частное от деления 22 на 7. Чему оно получилось равным?


Итак, π приблизительно равно 3,14 или 22/7.
















Окружность.


Учащиеся выполняют задания поэтапно.















С = ……………











d = ……..






С : d = ……..









Они все приблизительно равны 3,…….







Учащиеся записывают формулы в тетрадь.















Учащиеся слушают рассказ учителя и музыку.









Приблизительно 3,14.

Реализация построенного проекта.

5 мин.

Актуализировать умение применять формулу к решению задач.

Решение №848 учебника.

Практическая работа

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других, умение применять формулу к решению задач.

Учитель наблюдает за работой учащихся.

Учащиеся оформляют решение задачи в тетрадях, комментируют решение.

Первичное закрепление с проговариванием.

5 мин.

Актуализировать умение решать задачи на использование формулы длины окружности.

Задача №851.

Групповая работа

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других.

Регулятивные: умение составлять план работы над задачей.

В данной задаче вам необходимо определить диаметр окружности, если известна ее длина. Как это сделать?

Учащиеся предлагают подставить в формулу известное значение и решить полученное уравнение или выразить диаметр через длину окружности.

Оба варианта решения рассматриваются у доски.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 мин.

Контроль полученных знаний, умений.

Решают самостоятельно №849.

Самоконтроль, индивидуальная работа

Познавательные: формирование мыслительных операций.

Предлагаю учащимся самостоятельно решить задачу № 849 для контроля полученных знаний и умений.

Учащиеся самостоятельно по эталону. Называют ответ учителю.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1 мин.

Зафиксировать новое содержание изученного на уроке.

Запись на доске:

Д/з: №850, №852.


Приложение. Можно разместить в электронном дневнике.

Словесный

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: рефлексия.

Задаю вопрос:

Что нового вы узнали на уроке? Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями? Кому нужно еще потренироваться? А вот как и с помощью чего можно измерить длину кривой линии вы ознакомитесь самостоятельно (Приложение).

Записываю на доске д/з, отвечаю на вопросы учащихся.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их усвоения, отвечают на вопросы учителя.


Записывают задание в дневник. Задают вопросы по д/з.


Просмотр содержимого презентации
«pril»

Тема урока: ТАЙНА ЧИСЛА

Тема урока:

ТАЙНА ЧИСЛА

=3,1605 Папирус АХМЕСА 2000 до н.э.

=3,1605

Папирус АХМЕСА

2000 до н.э.

В Вавилоне (5 век до н.э.) пользовались числом
  • В Вавилоне
  • (5 век до н.э.) пользовались числом

=3,1215

В индийских «сутрах» (техническое руководство при строительстве 6-5 века до н.э.)  имеются правила, из которых вытекает, что
  • В индийских «сутрах»
  • (техническое руководство при строительстве 6-5 века до н.э.)
  • имеются правила, из которых вытекает, что

=3,008

Наиболее древняя формулировка нахождения числа «ПИ» содержится в стихах индийского математика АРИАБХАТЫ (5-6 век).
  • Наиболее древняя формулировка нахождения числа «ПИ» содержится в стихах индийского математика АРИАБХАТЫ (5-6 век).

Прибавь 4 к сотне и умножь на 8,

Потом ещё 62 000 прибавь.

Когда поделишь результат на 20 000,

Тогда откроется тебе значенье

Длины окружности к двум радиусам отношенье.

=3,1416

АРХИМЕД (3 век до н.э.) При оценке «ПИ» получил =3,1418

АРХИМЕД (3 век до н.э.)

  • При оценке «ПИ» получил

=3,1418

Индусы (5-6 века) =3,1611 Китайцы =3,1415927

Индусы (5-6 века)

=3,1611

Китайцы

=3,1415927

В 15 веке иранский математик ал-Каши нашёл значение «ПИ» с 16 верными знаками . =3,141592653589793

В 15 веке иранский математик ал-Каши нашёл значение «ПИ» с 16 верными знаками .

=3,141592653589793

Адриан ван-Цейлен – с 35 знаками.  = 3,1415926535897932384626433832795028  Согласно завещанию на надгробной плите его высекли значение числа «ПИ»

Адриан ван-Цейлен – с 35 знаками.

= 3,1415926535897932384626433832795028

Согласно завещанию на надгробной плите его высекли значение числа «ПИ»

Впервые обозначение  появилось у английского математика Уильяма Джонса  (1706г)

Впервые обозначение появилось у английского математика Уильяма Джонса (1706г)

Леонард Эйлер опубликовал работу, в которой было вычислено 153 цифры числа «ПИ»

Леонард Эйлер опубликовал работу, в которой было вычислено 153 цифры числа «ПИ»

Только с появлением ЭВМ значение «пи» было вычислено с 30 000 000 знаков.  Если это число распечатать, то оно займёт 30 томов по 400 страниц.

Только с появлением ЭВМ значение «пи» было вычислено с 30 000 000 знаков.

Если это число распечатать, то оно займёт 30 томов по 400 страниц.

В 1999 году было вычислено более точное значение числа «ПИ» Первая тысяча знаков: 3.141592653589793238462643383279502884197169399375  10582097494459230781640628620899862803482534211706  79821480865132823066470938446095505822317253594081  28481117450284102701938521105559644622948954930381  96442881097566593344612847564823378678316527120190  91456485669234603486104543266482133936072602491412  73724587006606315588174881520920962829254091715364  36789259036001133053054882046652138414695194151160  94330572703657595919530921861173819326117931051185  48074462379962749567351885752724891227938183011949  12983367336244065664308602139494639522473719070217  98609437027705392171762931767523846748184676694051  32000568127145263560827785771342757789609173637178  72146844090122495343014654958537105079227968925892  35420199561121290219608640344181598136297747713099  60518707211349999998372978049951059731732816096318  59502445945534690830264252230825334468503526193118  81710100031378387528865875332083814206171776691473  03598253490428755468731159562863882353787593751957  78185778053217122680661300192787661119590921642019

В 1999 году было вычислено более точное значение числа «ПИ»

Первая тысяча знаков:

3.141592653589793238462643383279502884197169399375 10582097494459230781640628620899862803482534211706 79821480865132823066470938446095505822317253594081 28481117450284102701938521105559644622948954930381 96442881097566593344612847564823378678316527120190 91456485669234603486104543266482133936072602491412 73724587006606315588174881520920962829254091715364 36789259036001133053054882046652138414695194151160 94330572703657595919530921861173819326117931051185 48074462379962749567351885752724891227938183011949 12983367336244065664308602139494639522473719070217 98609437027705392171762931767523846748184676694051 32000568127145263560827785771342757789609173637178 72146844090122495343014654958537105079227968925892 35420199561121290219608640344181598136297747713099 60518707211349999998372978049951059731732816096318 59502445945534690830264252230825334468503526193118 81710100031378387528865875332083814206171776691473 03598253490428755468731159562863882353787593751957 78185778053217122680661300192787661119590921642019