Тема методического семинара
«Дифференцированный подход в инклюзивном образовании»
В настоящее время очень остро стоит вопрос необходимости создания системы инклюзивного образования. Инклюзивное образование - процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом индивидуальных возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в школе адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.
Данный вопрос актуален, так как с каждым годом в школах становится всё больше детей с ОВЗ (слайд )
Количество детей с ОВЗ в инклюзивных классах в МКОУ «Кожурлинская средняя школа»
Уч.год | кл | Количество детей в классе | Количество детей с ОВЗ |
2015-2016 | 1 2 3 8 | 15 10 9 21 | 1 1 1 2 |
2016-2017 | 2 3 4 5 6 9 | 15 10 9 19 18 21 | 1 2 2 1 1 2 |
Проблема, над которой я работаю: «Дифференцированный подход в инклюзивном образовании»
Организация инклюзивного образования предполагает реорганизацию всего учебного процесса школы. Работая в данном направлении, я поставила перед собой цель:
-применение дифференцированного подхода в обучении и воспитании обучающихся.
Дифференцированное обучение – это такое обучение, при котором основные компоненты учебного процесса (содержание, организационные формы, средства обучения и многое другое) осуществляется с учётом особенностей личности учащегося. Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». А так как я работаю в инклюзивных классах, ещё нужно помочь ребёнку с ОВЗ адаптироваться среди сверстников.
Для реализации своей цели я решаю следующие задачи:
Способствовать развитию индивидуальных особенностей ученика, совершенствуя дифференцированные формы обучения.
Развивать навыки познавательной деятельности, интеллектуальный уровень через использование традиционных и новых педагогических технологий.
Повышение мотивации в изучении немецкого языка.
Создание условий социальной адаптации детей с ОВЗ в среде обычных сверстников.
При организации учебного процесса использую Технологию уровневой дифференциации обучения. Эту технологию разработал и ввел в практику профессор, КПН Г.К.Селевко. Суть технологии заключается в том, что обучающиеся в классе делятся условно на группы по уровню освоения учебного материала. Цель обучения каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей.
Деление 3 класса по технологии уровневой дифференциации обучения
I группа | II группа | III группа |
Успешно обучающиеся. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал. Имеют способность работать самостоятельно. | С трудом осваивают программный материал и нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Эти учащиеся имеют по предметам, в основном, оценку «3». | Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. |
3 человека | 3 человека | 2 человека |
Одним из методов реализации дифференцированного обучения являются разноуровневые задания.
Виды разноуровневых заданий
I группа | II группа | III группа |
Задания при работе с текстом (5-6 класс) |
Прочитайте предложения, отметь, соответствуют ли они содержанию текста, найди в предложениях модальный глагол и подчеркни его. | Прочитайте предложения, отметь, соответствуют ли они содержанию текста. | Расставь предложения так, чтобы они соответствовали содержанию тексту. (Всегда на парте должны находиться в печатном виде правила чтения немецких букв и буквосочетаний) |
Задания на закрепление лексики |
Вставь подходящие по смыслу слова в текст. | Вставь пропущенные буквы в слова. | Соедини слова так, чтобы немецкому слову справа соответствовало русское слово слева. (На парте находится образец) |
Закрепление грамматических знаний |
Запиши предложения в форме Perfekt. | Прочитайте предложения, употребив глаголы, стоящие в скобках, в форме Partizip II | Выберите предложения в Perfekt и прочитайте их |
Ребята первой группы (успешно обучающиеся) выполняют задания более сложные, требующие большой доли самостоятельности. Вторая группа обучающихся (слабые) выполняет задания, соответствующие их учебным возможностям. Третья группа обучающихся (дети с ОВЗ) выполняет задания, в основном, по образцу.
Разнообразные творческие задания выполняются учащимися разных групп и справляются с ними в меру своих возможностей.
Организация инклюзивного образования предполагает изменение структуры урока.
Применение дифференцированного обучения на разных этапах урока
Этапы урока | Работа групп |
1 | 2 | 3 |
1. Организационный момент | | | |
2. Повторение материала | разноуровневые тесты |
3. Работа в группах по изучению нового материала | работа с учителем | работа с учителем | самостоятельная работа, закрепление ранее изученного |
4. Подведение итогов работы | самостоятельная работа с примерами | оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение | анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. |
5. Закрепление нового материала | Выявление затруднений, работа с учебником, дидактическим материалом |
6. Проверка усвоения материала | устный опрос | обобщающий тест |
7. Дифференцированное домашнее задание | упражнение из учебника | индивидуальное задание |
Эффективность применяемых технологий отражается в динамике мотивации к изучению предмета.
Таблица 1. Динамика мотивации к изучению предмета немецкий язык
Предмет | Очень нравится (число обучающихся, %) | Нравится (число обучающихся, %) | Не нравится (число обучающихся, %) | С интересом и желанием (число обучающихся, %) | Без желания (число обучающихся, %) | Без интереса и желания (число обучающихся, %) |
2015-2016 уч.год | 23% | 77% | ---- | 78% | 15 % | 7 % |
2016-2017 уч.год | 38% | 62% | ---- | 85 % | 12 % | 3 % |
Вывод: Эффективность применяемых технологий отражается в динамике мотивации к изучению предмета. Опрос учащихся показал, что у ребят высокая мотивация к изучаемым предметам: большинству нравится предмет, занимаются с интересом и желанием.
Результатом работы по проблеме дифференцированного подхода в инклюзивных классах считаю положительную динамику образовательного роста учащихся с ОВЗ и качественную успеваемость по предмету.
Положительная динамика образовательного роста учащихся с ОВЗ
| Класс | Аудирование | Говорение | Чтение | Письмо |
Антон Б. | 2 класс | не понимает указания, связанные с ведением урока | Рассказ о себе (1 фраза) | Не знает буквы алфавита. | Пишет печатные буквы |
3 класс | Частично понимает указания, связанные с ведением урока | Повторяет ответы о себе, пытается задать вопросы | Знает буквы алфавита, буквосочетания Читает сам | Списывает текст |
| | | | |
Данил Д. | 2 класс | Не понимает указания, связанные с ведением урока | Рассказ о себе (1 фразы) | Не знает буквы алфавита. | Пишет печатные буквы |
3 класс | понимает с помощью указания, связанные с ведением урока | Повторяет ответы о себе, пытается задать вопросы | Читает медленно, с ошибками в буквосочетаниях | Списывает текст по образцу |
Вадим Б. | 2 класс | не понимает указания, связанные с ведением урока | Повторяет по образцу | Не знает буквы алфавита | Пишет печатными буквами |
3 класс | Частично понимает указания, связанные с ведением урока | Повторяет фразы по образцу | Читает медленно, с ошибками в буквосочетаниях | Списывает предложения печатными буквами |
4 класс | понимает указания, связанные с ведением урока | повторяет по образцу, пытается задать вопросы | Читает медленно, ошибок допускает меньше | Выполняет письменные упражнения |
Никита К. | 7 класс | понимает указания, связанные с ведением урока | Рассказ о себе (3 фразы) | Читает со множеством ошибок | Списывает текст с ошибками |
8 класс | понимает построенную на программном материале речь | Задаёт вопросы (3 фразы), рассказ о себе (3 фразы) | Умеет читать вслух | Выполняет простые письменные упражнения |
9 класс | понимает построенную на программном материале речь | Отвечает по образцу за учениками | Читает с достаточным пониманием по словарю | Овладел орфографией слов, используемых в письменных упражнениях |
Уровень и качество обученности за последние три года (немецкий язык)
Учебный год | количество учеников | Качество обученности (на «4» и «5» в %) | % общей успеваемости |
2013-2014 | 42 | 52% | 100% |
2014-2015 | 52 | 53,3% | 100% |
2015-2016 | 49 | 56,2 % | 100% |
2016-2017 (1 полугодие) | 50 | 62% | 100% |
| | | |
Вывод: Данная таблица показывает, что за последние три года неуспевающих по немецкому языку нет, отмечается позитивная динамика повышения качества.
При организации работы в инклюзивном классе на уроках немецкого языка
-использую информационно - коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься иностранным языком;
-создаю благоприятный психологический климат;
-использую здоровьесберегающие технологии (физминутки)
-создаю ситуации успеха, любой даже маленький шаг в изучении иностранного языка надо поощрять, чтобы ребенок почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания.
Таким образом, моя работа направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни.