СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар УГ-2017

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА

заочный этап

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар УГ-2017»

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА

Екименко И.Ю.

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». (Д.Пойа)


Я часто обращаюсь к коллегам с таким вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения.

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Тут есть и еще одна проблема – если нет жизненной необходимости – значит - нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но…

Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания.

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса, а именно урока математики. На уроках математики я реализую данный подход в создании метапредметной проблемной ситуации.

В результате создания проблемной ситуации и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательную цель урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.

Примерами метапредметных проблемных ситуаций на моих уроках служат:

-ситуации неопределенности

-ситуации неожиданности

-ситуации конфликта

-ситуации опровержения

-ситуации предположения.

На  таких  уроках  происходит  формирование  ключевых  компетенций:  информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне), коммуникативной (работа в группе по извлечению информации) и  компетенции  личностного  самосовершенствования (самоменеджмент).

Сценарий  урока  я  составляю  таким  образом,  чтобы  поставить  учащихся  на порог  открытия,  создать  ситуацию  неустойчивости,  которая  заставит  учащихся сделать  первый  шаг  в  направлении  открытия,  и  дать  инструментарий  для  анализа своих  шагов. Стараюсь использовать на уроке различные приемы активизации познавательной деятельности обучающихся, чередование видов и форм работы. Использую проектную методику, технологию укрупнения дидактических единиц, технологию личностно-ориентированного развивающего обучения, технологию критического мышления, использую активные и интерактивные методы обучения.

Мой  опыт работы показывает,  что  дети иной раз теряют интерес к обучению уже  в 7 - 8  классах. Учитывая психологические и возрастные особенности подростков, я ставлю перед собой главную задачу - повышение мотивации старшеклассников к учению. Отдельное изучение предметов не даёт возможности детям увидеть смысл обучения  вообще.  Между тем, только целостное восприятие общеобразовательных программ, даёт полное представление о значимости обучения. Ученики  становятся мобильными, способными  применять  знания  на  практике, учатся нестандартно мыслить. Поэтому в теории и практике обучения использую межпредметные обобщения.

Опыт показывает, что при проведении таких уроков, как, например: «Действия с натуральными числами и системы счета» – 5 класс (математика и история); «Решение квадратных уравнений» (алгебра и краеведение) – 9 класс, и другие, развивается познавательная и исследовательская деятельность обучающихся. Ведь работа учителя и ученика в этом случае доставляет радость, является продуктивной, а не приводит к обоюдной деградации личности. На своих уроках я стараюсь организовать учебный процесс в соответствии с естественной потребностью личности свободно мыслить, творить, самоутверждаться. «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины», – говорил древнегреческий философ Протагор из Абдеры (481 – 411г. до н.э.).

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Какими знаниями по экономике обладает выпускник нашей общеобразовательной школы? Создается странная ситуация: физики знакомят обучающихся с ядерными реакциями, математики – с дифференциальным и интегральным исчислением, а о рыночной экономике, об экономических терминах они не имеют представления. Не следует забывать великого дидактического принципа, выдвинутого Я.А. Коменским: то, что изучается, должно иметь много связей. Сообщения о повышении или понижении «чего-то» на несколько процентов воспринимаются совершенно неадекватно. Поэтому необходимо решать задачи, связанные с начислением сложных процентов. При изучении темы в 9 классе «Геометрическая прогрессия» можно выстроить урок «Геометрическая прогрессия и ее приложения в экономике» и рассмотреть вопрос: «Как банки дают кредиты различным фирмам, и как система банков может увеличить возможности кредитования фирм?». Учащиеся видят, что такие, на первый взгляд, бесполезные вопросы, как сумма членов геометрической прогрессии, бесконечно убывающая прогрессия и ее сумма, имеют глубокий экономический смысл.

В современном  мире происходит  быстрое  устаревание  информации,  а поэтому  на  первый  план  выходит  обучение  способам  работы  с информацией.

При изучении темы «Проценты» включаю в обязательные задания правила начисления банковских процентов. Тема, даже для маленьких детей, знакомая из жизни семьи. Делаю акцент на инфляцию этого года или месяца. Учащиеся, в процессе работы, сами «вкладывают» деньги в «банк» и рассчитывают свой реальный доход от вложенного капитала. А «банк» им  показывает  номинальный  доход.  У детей  возникает законный  вопрос  -  в чём  причина?  И они заинтересованно ищут ответ на него. Уроки такого типа развивают у школьников  способности,  вырабатывают знания на примере реальных расчётов и показателей «банка». Эта ситуация, отработанная на уроке, обязательно найдёт у них применение в их личной жизни. Таким образом, знания становятся необходимостью.

Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности.

Применяемые в школьной практике задачи с экологическим содержанием показывают, что школьники лучше начинают ориентироваться в нестандартных ситуациях, прививается у детей любовь к малой родине. Прикладной характер математики можно показать, рассказывая о задачах планирования народного хозяйства. Например, известно, что прирост объема древесины в лесном массиве происходит по законам геометрической прогрессии. Ребята с интересом узнают, что составление прогноза погоды – сложная математическая задача.

Многие математические теории при формальном изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто непонятными. Если же подойти к этим проблемам с позиции исторического развития, то станет виден их глубокий жизненный смысл, их естественность, необходимость. Практика убеждает, что вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность обучающихся. Это происходит в процессе решений исторических задач: через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель имеет возможность познакомить обучающихся с самим понятием творчества, коснуться многих нравственных категорий. Исторический материал – это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс обучающихся, приучить их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях. «Не мыслям надо учить, а учить мыслить», – подчеркивал Э. Кант.

Обращение к историческим событиям создают эмоциональный подъем в классе. Даже неинтересная тема способна увлечь школьников, если учитель сумеет связать с ней такие факты, которые вызовут светлые чувства у слушателей.

В своей профессиональной деятельности я стремлюсь обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности, удовлетворить потребности и интересы моих учеников; прилагаю основные усилия не для формирования у детей социально-типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

Практическая направленность обучения математике предусматривает ориентацию его содержания и методов на изучение математической теории в процессе решения задач, на формирование у школьников компетенций самостоятельной деятельности, связанных, в частности, с выполнением тождественных преобразований, вычислений, измерений, графических работ, использованием справочной литературы, на воспитание устойчивого интереса к предмету, развитие универсальных учебных действий, планирования и рационализации своей деятельности.

На уроках необходимо обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала и задачного материала, так, чтобы школьники понимали его значимость, ближнюю и дальнюю перспективу его использования. По возможности, можно очертить область, в которой данный материал имеет фактическое применение.

Подготовка обучающихся к экзаменам – одна из трудоемких работ. Учителю нужно так построить свою работу, чтобы был отработан материал обязательного уровня и материал повышенной сложности. А для этого надо выработать свою специфику подготовки. Проанализировав итоги обучающихся 9 класса на ОГЭ-2016, где обученность составила 67%, а также трудности, с которыми столкнулись ребята, решила изменить свою систему подготовки к экзаменам. Мною была разработана система занятий по подготовке к итоговой аттестации. Изучив материалы пособий, демоверсий, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, уровень сформированности их учебных умений и навыков был составлен график групповых подготовительных занятий, индивидуальных консультаций, утвержден состав групп взаимопомощи, организовано участие в окружном клубе по подготовке к ОГЭ «Интеллект-9».

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и уроку вообще. Поэтому я использую разнообразные формы устных заданий: традиционные (вычислить, сравнить, упростить и т.д.) и нетрадиционные: математическая лестница, задача–загадка, задача в стихах, работа по блок-схеме, вычисление цепочкой, задачи экономического, экологического содержания, задачи со сказочными героями, задачи логического характера. Использование в устной работе нематематической информации направлено на воспитание у обучающихся любознательности, стремление познавать новое, расширение кругозора. Опыт показал, что ни в коем случае не следует умалять роль устных упражнений в старших классах. Они, кажущиеся легкими, эмоциональными, действуют на обучающихся мобилизующе, увлекают и слабых школьников. В классе, психологически не готовом к занятиям по математике, рискованно начинать урок, думая, что сам материал овладеет вниманием обучающихся.

Работая над методической темой, активно внедряю в практическую деятельность инновационные технологии и отдельные приемы, активизирующие познавательную творческую деятельность обучающихся. В процессе обучения используются современные образовательные информационно- коммуникационные технологии, активно использую на уроках электронные образовательные ресурсы, ресурсы сети Интернет. Для обогащения своей методической копилки часто посещаю сайты «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru), Первое сентября, Фестиваль «Открытый урок», https://infourok.ru, https://videouroki.net, Социальная сеть работников образования «Наша сеть».

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться. Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это осуществляется мною в рамках создания проектов, где большая роль отводится самостоятельной работе обучающихся.

Перечислю ещё некоторые достоинства метода проектов:

  • Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу.

  • Творческие проекты позволяют выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

  • Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении твор­ческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я спосо­бен, где применить свои знания?

  • При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.

  • Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реаль­ных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жиз­ненно необходимые знания и умения.

Перечисленные достоинства проектов и будут способствовать овладением определенными способностями, которые можно применять в разных областях жизнедеятельности.

На уроках я сочетаю приемы фронтальной, групповой, индивидуальной работы. Допускаю нелинейную организацию урока, например, первая часть урока – обучение всего класса по общей программе, вторая – дифференциация обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Важно организовать сотрудничество обучающихся на уроке. Школьники не только выбирают «коллег» для работы, являются консультантами-помощниками, но и участвуют в организации урока, имеет место взаимное обучение.

В повседневной работе стараюсь обнаруживать и укреплять связь тех трудовых и умственных компетенций, которые вырабатываются в процессе занятий математикой, с компетенциями, необходимыми в различных профессиях. Хорошим резервом служит проведение внеклассной работы по предмету. Подготовка и проведение к внеклассным мероприятиям по математике также способствует развитию между учащимися сотрудничества, взаимопонимания, умения уважать чужое мнение, самодисциплины. После такого взаимодействия у обучающихся проявляются лидерские качества, желание взять ответственность на себя, умение довести начатое дело до конца.

Развитие интереса к изучаемому предмету – важная составляющая работы учителя. В своей работе стремлюсь добиться того, чтобы интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивал основы наук. Стараюсь сделать урок необычным и запоминающимся, создать на уроке условия для успешного усвоения изучаемого материала.

В моей методической копилке много «находок», которые собираются и проверяются на жизнеспособность годами. Перед изучением нового материала часто предлагаю решить задачу практического содержания: найти площадь, посчитать, сколько килограммов краски, кусков обоев нужно для ремонта, какой вклад в банке целесообразнее выбрать, какой тарифный план при подключении к сети Интернет наиболее дешевый и др. Через решение прикладных задач происходит раскрытие роли математики в повседневной жизни, в современном мире.

Повышение мотивации к изучению математики, применение современных методов обучения способствую позитивной динамике учебных достижений обучающихся. За три года работы наблюдается повышение качества знаний по математике. Так качество знаний по математике в целом в 2013/14 учебном году составило 58%, в 2014/15 – 63%, в 2015/16 учебном году составило 69%.

Уровень обученности в каждом классе по математике, алгебре и геометрии ежегодно составляет 100 %.

Одной из важных составляющих образовательного процесса является оценка учебной деятельности обучающихся, которая делится на внешнюю и внутреннюю оценку.

Внешняя оценка деятельности обучающихся представлена административными контрольными работами, участием в мониторинговых исследованиях, итоговой аттестацией.

Внутренняя оценка включает в себя контрольные и самостоятельные работы, тестирование, оценивание устных ответов обучающихся на уроках, результативность выполнения домашних заданий, анкетирование. Чтобы получить объективное представление о достижениях обучающихся данные внешней и внутренней оценки для каждого ученик по каждому предмету (математика в 5-6 классе, алгебра, геометрия в 7-9 классах) заносятся в таблицу.

Дата

ФИО Обучающегося

Внешняя оценка деятельности

Внутренняя оценка деятельности

Данные мониторинга

Административная контрольная работа

Итоговая аттестация

Контрольная работа

Самостоятельная работа

Тестирование

Зачет

Данная форма работы позволяет скорректировать работу по овладению знаниями, умениями, навыками, выделить слабые места, наметить план действий для достижения наиболее высокого результата.

Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребенку. Гуманизацию обучения вижу в максимальном учете особенностей, возможностей, темперамента, склонностей и интересов ребенка. Гуманизация предполагает усиление практического и прикладного аспектов в преподавании. Это означает, что в обучении математике ставится акцент на общее развитие ребенка. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», – писал К.Д. Ушинский. С этой целью в своей работе использую логические задачи, кроссворды – как форму дидактической игры, творческие работы. В плане эстетического воспитания большую роль играют такие темы, как «Симметрия», «Координатная плоскость» и другие. Уроки несут глубокую практическую направленность, и ярко прослеживается связь с другими предметами. Стараюсь, чтобы эстетика была не гостьей на уроке, а эффективным средством повышения качества воспитания и преподавания.

В основу моего педагогического общения с учащимися положены идеи педагогики сотрудничества, принципы личностно-ориентированного подхода. В каждом ребенке я вижу прежде всего личность, которую следует уважать. Главное правило личностного подхода – умение внушить ребёнку, что он единственный и неповторимый среди других единственных и неповторимых. Второе правило – нет «любимчиков» и «нелюбимчиков». Все дети равны в коллективе, и главное здесь – создание ситуации успеха. Мой опыт показывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребёнка, резко изменяет его деятельность.

Приходя в школу, дети ждут от нас, учителей, душевной щедрости, мудрости, и мы не вправе обманывать их в этих ожиданиях. Доброжелательная улыбка, понятные замечания, не вызывающие обиды, тонкий диалог – все это способствует созданию положительных эмоций и результативности урока.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.