Как написать научную статью. Советы и рекомендации.
Саранчина А.В.,
учитель русского языка и
литературы
3.1 Написание научной статьи.
Методические рекомендации по созданию научных текстов даны в соответствии с этапами создания научной статьи. Научная статья – один из основных видов научной работы. Она содержит изложение промежуточных или конечных результатов научного исследования, освещает конкретный отдельный вопрос по теме исследования.
Мы определили этапы работы над созданием научной статьи:
определение цели написания и области применения научной статьи;
выбор темы научной работы;
составление плана работы над научной статьей;
сбор материала по теме, анализ и систематизация материала;
составление плана научной статьи;
тезирование (составление тезисов по пунктам плана статьи);
создание единого текста, связного структурно и композиционно;
оформление цитат, сносок, ссылок; работа над библиографией;
графическое оформление статьи в соответствии с требованиями.
Итак, при написании лингвистической статьи, в первую очередь, нужно определиться с областью ее применения и целью написания работы в целом. Лингвистическая статья подразумевает научное исследование языкового материала (анализ языковых единиц, развитие и функционирование языка, язык писателя, язык произведения и др.). Такие статьи можно публиковать в периодических научных изданиях (газеты, журналы, издаваемые непосредственно для учителя-словесника). Приводим список некоторых изданий: журнал «Русский язык в школе», журнал «Литература в школе», журнал «Вестник образования», газета «1 сентября» и приложения к этой газете (http://1september.ru/); республиканские издания: журнал «Поиск», сборники материалов научных конференций и т.д.
Например, автором данной работы были написаны две научно-исследовательские работы. Одна из них была отправлена на Всероссийский конкурс им. В.И. Вернадского и получила положительную рецензию проф. фил. наук. На основе этой работы была написана научная статья. Вторая работа опубликована в сборнике материалов научно-исследовательских работ МОУ «СОШ №4» г. Черногорска и в сборнике материалов Третьих республиканских Пушкинских чтений.
Особенно ценными являются статьи, опубликованные в профессиональных научных изданиях, утвержденных ВАК России (Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации — центральный контрольный орган в области присуждения учёных степеней и званий в Российской Федерации и обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров). ВАК контролирует работу советов по защите диссертаций, разрабатывает нормативную базу в области присвоения учёных степеней и званий, выдает дипломы кандидата и доктора наук, аттестаты доцента и профессора, а также осуществляет ряд других контрольных функций, например, определяет перечень ведущих научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов кандидатских и докторских диссертаций).
Выбор темы научной статьи.
Формулировка замысла осуществляется на первом этапе. Следует четко определить цель данной работы; на какой круг читателей она рассчитана; какие материалы в ней подавать; какая полнота и основательность изложению предусматривается; теоретическое или практическое направление; какие иллюстративные материалы необходимы для раскрытия ее содержания. Определяется название работы, которое потом можно корректировать. На этапе формулировки замысла желательно составить план предстоящей работы.
При выборе направления работы нужно учитывать следующее:
тема должна быть актуальной как с практической, так и с теоретической точки зрения;
тема должна быть посильной для выполнения;
тема должна быть перспективной для последующего продолжения работы в этом направлении;
тема должна быть достаточно обеспеченной соответствующим первичным материалом;
тема должна быть, безусловно, интересной для автора.
Приводим примеры названия научных статей:
Семантизация знака. Многоточие как символика молчания (Вардзелашвили Ж. А.).
Заголовок в средствах массовой информации как средство воздействия на сознание личности (Вардзелашвили Ж. А.).
Сравнение как семантический посредник метафоры (Вардзелашвили Ж. А.)
Гиперсмысл поэтического слова (Вардзелашвили Ж. А.).
К вопросу о частях речи (Стеблин-Каменский М.И. , 1974).
В лингвистике как науке наметился круг задач, которые должно решить языкознание (http://www.interlingua.su/ru/useful/linguistics/):
1. Установить природу и сущность языка.
2. Рассмотреть структуру языка.
3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; Как и когда возникли и то и другое;
5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;
6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.
7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно-исторический, описательный, сравнительный, количественный (квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.
8. Языкознание стремится быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.
9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.
10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).
Возможно, эти направления помогут определиться с темой научной статьи.
Составление плана работы над научной статьей.
Планируя написание статьи, необходимо предусмотреть следующие этапы:
Обоснование темы, выбор объекта и определение цели исследования. Например, в работе «Пословицы и поговорки как отражение общей духовной культуры народов разных национальностей» была поставлена цель: выявить, как в пословицах и поговорках отражается общность духовной культуры русского и хакасского народа (приложение). В работе «Народность сказок А.С. Пушкина» цель заключалась в том, чтобы выявить, в чем заключается народность сказок А.С. Пушкина [Приложение 3].
Отбор и анализ научной литературы по выбранной теме, разработка гипотезы. Гипотеза исследования— это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска. К научной гипотезе предъявляются два требования: не должна содержать понятий, которые не уточнены; должна быть проверяемой при помощи имеющихся методик. Гипотеза должна формулироваться в виде предположения в форме сложноподчиненного предложения с условным придаточным (Если…., то……).
Составление плана и структуры работы.
Создание своей картотеки.
Проведение исследовательского эксперимента.
Написание научной статьи требует, прежде всего, четкого представления об уровне разработки исследуемой темы в науке. Важно ознакомиться с основной литературой, которая касается выбранной темы (монографии, статьи). Поиску этой литературы помогут систематический и алфавитный сборники, а также разнообразные библиографические указатели. Литературу целесообразно записывать на отдельные карточки или в тетради, отмечая все данные о труде – фамилия и инициалы автора, название монографии, статьи или сборника статей, тезисы, место, год издания, название издательства, количество страниц, краткое содержание или цитаты.
Усиливает достоверность полученных результатов комбинированное использование источников разных типов, важно, чтобы эти источники точно отвечали поставленным задачам и соответствовали теме научной работы. Фактический материал удобнее записывать на отдельных карточках с обязательным указанием источника (название произведения, журнала, газеты, словаря и страницы и т.п.). Записанный на карточках фактический материал удобно анализировать и классифицировать. Результаты проведенных экспериментов могут подаваться в графиках, таблицах, формулах. Например, при анализе языка сказок А.С. Пушкина, автор оформляет результаты исследования следующим образом [Приложение 3]:
Таблица 1 – лексико-стилистическая классификация слов.
Устаревшие в наше время слова и старославянизмы | Диалектные слова | Разговорные слова и выражения | Просторечные слова и выражения |
Бают | Молодица | Ахнуть | Аль (частица) |
Благодарствуй | Сорочин | Баба | Ан (частица) |
Бранная | Чупрун | Бедняжка | Баба |
Брег | | Бедство | Батька |
или
![]()
Рис.1.
Использование информации сети INTERNET и т.п.
Проведение исследования и обобщения его результатов.
Составление плана научной статьи.
Отбор и подготовка материалов связаны с тщательным отбором исходного материала: сокращение к желаемому объему, дополнению необходимой информацией, объединению разрозненных данных, уточнения таблиц, схем, графиков. Подготовка материалов может осуществляться в любой последовательности, отдельными частями, без тщательной стилистической отработки. Главное - подготовить материалы в полном объеме для следующих этапов работы над рукописью.
Группирование материала - выбирается вариант его последовательного размещения согласно плану работы.
Оптимальный объем научной статьи 6-12 страниц. Статья имеет простую структуру, ее текст, как правило, не разделяется на разделы и подразделы.
Традиционно структура научной работы содержит такие компоненты: вступление, основную часть, выводы, библиографию (перечень используемой литературы). Мы уточнили некоторые компоненты структуры и предлагаем следующие условные элементы:
1) вступление – постановка научной проблемы, ее актуальность, связь с важнейшими задачами, которые необходимо решить, значение для развития определенной отрасли науки или практической деятельности (1 абзац или 5-10 строк). Например: ….Мы считаем, что актуальным на сегодняшний день является развитие и поддержание интереса к хакасским традициям, хакасскому народному творчеству; а также формирование толерантного отношения к людям разных национальностей. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы статьи могут использовать учителя на уроках литературы и истории, учащиеся также могут найти информацию для сообщений и рефератов [Приложение 2].
2) основные (последние по времени) исследования и публикации, на которые опирается автор; современные взгляды на проблему; трудности при разработке данного вопроса, выделения нерешенных вопросов в пределах общей проблемы, которым посвящена статья (0,5 – 2 страницы печатного текста).
Например: Отечественные педагоги отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением С.Н. Федорова обосновывает актуальность формирования этики межнационального общения у детей дошкольного и школьного возраста[2] [Приложение 5].
Или: В последнее время общество предъявляет современному педагогу высокие требования. В условиях профессиональной конкуренции учителям приходится искать новые формы и методы работы. Без совершенствования профессиональных знаний и умений деятельность любого педагога не будет развиваться. Любой учитель должен обладать педагогическим мастерством, которое предполагает систему знаний, специальных способностей, включающих педагогическую технику и гуманистическую направленность личности (теоретические знания - знание психолого-педагогических концепций, методологические – закономерности социализации обучения и воспитания, технологические - знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий) [13] [Приложение 6].
3) формулировка цели статьи (постановка задач) – выражается главная идея данной публикации, которая существенно отличается от современных представлений о проблеме, дополняет или углубляет уже известные подходы; обращается внимание на введение в научное обращение новых фактов, выводов, рекомендаций, закономерностей или уточнения известных ранее, но недостаточно изученных. Цель статьи вытекает из постановки научной проблемы и обзора основных публикаций по теме (1 абзац или 5-10 строк). Например: …. В связи с этим одной из актуальных проблем управления инновационными процессами в образовательном учреждении является проблема отношения педагогов к инновациям.
Если для традиционного учителя, воспитателя главными были специальные и методические знания, то для современного педагога приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий) [Приложение 6].
4) изложение содержания собственного исследования – основная часть статьи. В ней освещают основные положения и результаты научного исследования, личные идеи, мысли, полученные научные факты, обнаруженные закономерности, связи, тенденции, программу эксперимента, методику получения и анализ фактического материала, личный вклад автора в достижение и реализацию основных выводов и тому подобное (5-6 страниц). Например: В данной работе мы исследовали язык пяти сказок А.С. Пушкина: «Сказку о Золотом петушке», «Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Применив один из описательных методов – метод сплошной выборки – мы выписали устаревшие слова, старославянизмы, разговорную и просторечную лексику. Слова мы расположили по алфавиту, для того чтобы легче было работать с толковым словарем. При работе со словарями мы использовали прием нормативно-стилевых характеристик - искали пометы рядом со словами: уст., разг., прост., высок., низк. и т.д.
Учитывая стилистическую принадлежность слова, методом классификации мы распределили слова по лексико-стилистическим группам (См. приложение, таблица 1).
В работе мы использовали лингвистические термины – стилистические понятия: архаизмы, старославянизмы, разговорная речь, просторечие, книжная лексика [Приложение 3].
5) вывод, в котором формулируется основное умозаключение автора, содержание выводов и рекомендации, их значения для теории и практики, общественная значимость; кратко обозначаются перспективы последующих разработок по теме (1/3 страницы). Например: Пушкину удалось соединить в текстах сказок слова разных стилей и разновидностей, слова разных эмоциональных оттенков. Это и есть мастерское владение словом, в этом и заключается оригинальность пушкинских сказок, благодаря этому слиянию они и становятся народными. Таким образом, мы доказали, что сказки А.С. Пушкина народны, так как автор использовал народную речь при написании своих произведений [Приложение 3].
Работа над созданием единого текста статьи.
Каждый исследователь стремится довести результаты своего труда до читателя. Подготовка публикации – процесс индивидуальный. Одни считают необходимым лишь кратко описать ход исследования и детально изложить конечные результаты. Другие исследователи постепенно вводят читателя в свою творческую лабораторию, освещают ее этап за этапом, обстоятельно раскрываю методы своей работы. Освещая весь исследовательский процесс от творческого замысла до заключительного его этапа, подводя итоги, формулируют выводы и рекомендации автор раскрывает сложность творческих поисков. При первом варианте изложения автор считается со сравнительно узким кругом специалистов. Он пользуется им при написании монографии, статьи.
Существенной помощью в подготовке публикации станет владение исследователем определенной суммой методических приемов изложения научного материала. Используют следующие приемы изложения материала:
последовательный;
целостный (со следующей обработкой каждой части, раздела);
выборочный (части, разделы пишутся отдельно в любой последовательности).
Последовательное изложение материала логично предопределяет схему подготовки публикации: формулировки замысла и составления предварительного плана; отбор и подготовку материалов; группирование материалов; редактирование рукописи. Преимущество этого способа заключается в том, что изложение информации осуществляется в логической последовательности, которая исключает повторы и пропуски.
Его недостатком является нерациональное использование времени. Пока автор не закончил полностью дежурный раздел, он не может перейти к следующему, а в это время материал, который почти не нуждается в чистовой проработке, ожидает свою очередь и лежит без движения.
Целостный способ - это написание всего труда в черновом варианте, а затем обработка его в частях и деталях, внесения дополнений и исправлений. Его преимущество заключается в том, что почти вдвое экономится время при подготовке белового варианта рукописи. Вместе с тем есть опасность нарушения последовательности изложения материала.
Выборочное изложение материала достаточно часто используется исследователями. По мере готовности материала над ним работают в любой удобной последовательности. Необходимо каждый раздел доводить до конечного результата, чтобы при подготовке всего труда их части были почти готовы к публикации.
Оформление работы.
Проработка рукописи состоит из уточнения его содержания, оформления и литературной правки.
Шлифование текста рукописи начинается с оценки его содержания и структуры. Проверяется и критически оценивается каждый вывод, каждая формула, таблица, каждое предложение, отдельное слово. Следует проверить, насколько название работы и названия разделов и подразделов отвечают их содержанию, насколько логично и последовательно изложен материал. Целесообразно еще раз проверить аргументированность основных положений, научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, ее выводы и рекомендации. Следует иметь в виду, что одинаково неуместным является избыточный лаконизм и избыточная детализация в изложении материала. Помогают восприятию содержания работы таблицы, схемы, графики.
Следующий этап работы над рукописью - проверка правильности ее оформления. Это касается рубрикации ссылок на литературные источники, цитирования, написания чисел, знаков, построения таблиц, подготовки иллюстративного материала, создания библиографического описания, библиографических указателей. К правилам оформления печатных изданий выдвигаются специфические требования, потому следует руководствоваться государственными эталонами, справочниками, учебниками, требованиями издательств и редакций.
Заключительный этап - это литературная правка. Ее сложность зависит от лингвостилевой культуры автора. Одновременно с литературной правкой автор решает, как разместить текст и какие нужны в нем выделения.
3.2 Написание научно-методической статьи.
Все выше перечисленные рекомендации относятся ко всем статьям научного стиля. Но у каждой жанровой разновидности существуют свои особенности. На основе анализа понятия «методическая деятельность» мы выделяем научно-методическую статью как один из видов профессионально значимых текстов учителя. К научно-методической статье мы относим такие тексты, которые представляют методическую деятельность учителя, имеют своей целью обобщение опыта педагога, анализ методов и приемов работы и т.д.
Научно-методическая статья имеет следующую структуру:
Введение (раскрывается следующее: проблема в обучении, значимость ее решения, существующие традиционные способы решения данной проблемы, идея нового способа решения проблемы, цели эксперимента, методы и т.д.).
Описание хода экспериментальной деятельности.
Описание методических приемов, находок, фрагментов урока (кратких конспектов) и т.д.
Описание результатов деятельности учеников, учителя, эксперимента в целом.
Выводы (относительно полученных результатов раскрывается следующее: более широкое значение обучения, влияние на качество, возможность применения в других областях знаний, влияние на личностное развитие, к чему может привести продолжение исследования в этом направлении).
Предлагаем минимальные критерии написания научно-методической статьи.
По содержанию статьи:
Научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования научных методов познания, поэтому часто определяется по ключевым ссылкам в тексте, реализуемым методам исследования и выводами).
Новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками).
Практичность (связана с переносом в практическую деятельность других профессионалов, поэтому часто определяется по наличию в статье путей передачи опыта).
Методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации; чаще всего определяется количеством и полезностью рекомендаций в статье).
Убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций).
По форме изложения:
Логичность (определяется очевидностью причинно-следственных связей, логичностью переходов, взаимосвязанностью частей).
Ясность (часто определяется понятностью использованных терминов и наличием иллюстрирующих примеров).
Оригинальность (определяется наличием удачных аналогий, цитат, афоризмов, рисунков).
Полнота (определяется присутствием основных структурных частей, наличием минимального содержания и завершенностью текста)
Стратегия написания научно-методической статьи.
В первую очередь, нужно выписать на отдельном листе главные достижения своей экспериментальной деятельности с точки зрения развития личности, организации учения, организации урока, качества обучения, развития личности, профессионального развития и т.д.
Определить, на решение какой главной педагогической проблемы направлена экспериментальная деятельность.
Определить, как эта проблема решалась вами, коллегами, различными технологиями обучения. Какие традиционно рекомендации ее решения предлагают методические пособия, учебники, руководство для учителя?
Обратиться к имеющимся методическим пособиям, учебникам, книгам для учителя и т.д. Убедиться, что верно определены традиционные способы решения проблемы.
Сформулировать новые идеи, принципы, технологии, приемы, оригинальное описание личного опыта, доказательство эффективности известного метода, уникальную форму представления сравнительно новой идеи и т.д., которые можно включить в статью.
Определить структурные части статьи: введение, основное содержание, выводы.
Кратко записать тезисы каждой части. Нужно помнить, что содержание, язык статьи должны быть простыми и понятными. Если возникают сложности в написании, то можно взять готовую статью для образца. Мысленно определить ее структурные части. Использовать все лучшее из этой статьи с точки зрения языка и структуры ее написания. Можно легко переносить обороты и связки в свой текст.
Продумать графическое сопровождение (рисунки, схемы, таблицы), которое будет иллюстрировать главные мысли. Включить их в текст [Приложение 6].
Проанализировать созданный вариант статьи глазами коллег, методистов, научного руководителя. Определить, как ее можно улучшить. В статье важно сказать что-то новое и поделиться собственным опытом экспериментальной деятельности.
Прочитать статью снова и отдельно проанализировать логичность смысловых переходов, выводов.
Отдельно проанализировать язык статьи. Если необходимо, заменить повторы синонимами, добавить метафорических фраз, аналогий и цитат.
Прочитать статью еще раз, определить ее главную мысль, оформить название.
Перечитать еще раз выводы. Каждый из них должен следовать из смысловых частей статьи. Проверить логичность аргументов и их доказательность. Проверить оформление статьи (см. требования к оформлению) и грамотность ее написания.
На основе работы кандидата психологических наук А.А. Плигина «Как написать научную статью» мы выделили некоторые советы, которые могут помочь молодому специалисту в отработке навыков написания научных статей:
После формулировки темы и цели статьи, определения структуры и тезисов, начать писать, не перечитывая текста. Очень часто «внутренний критик» не позволяет быстро справиться с задачей изложения основных мыслей. В научно-методической статье следует разделить процессы смыслового изложения и эмоционального восприятия текста. Перед написанием статьи решить, что ясно относительно содержания различных частей статьи, а над чем необходимо поразмыслить. Начинать писать с тех фрагментов, которые более просты для изложения. Понимание вопроса часто углубляется по мере его изложения.
Если есть детские работы или готовые примеры, то сначала структурировать их в определенной логике и последовательности, а затем напить необходимые к ним комментарии и выводы.
Если время написания статьи ограничено, то начинать нужно с той части, которая лучше определена по содержанию, а только затем остальные. У великого писателя М. Шолохова был девиз: «Каждый день — по строчке»! В данном случае уместно перефразировать: каждый день — по одному завершенному смысловому фрагменту.
Необходимо озаглавливать написанные части (независимо от того, понадобятся в дальнейшем названия или нет). После перерыва в написании будет легче сразу следовать общему плану, читая только заглавия, а не перечитывая все написанное содержание фрагментов. Не терть время на редактирование отдельных готовых частей. Статью лучше редактировать, когда все ее части соединены воедино.
Начать отшлифовывать текст только после завершения работы над изложением всего содержания текста. Для этого можно воспользоваться готовыми образцами текстов. Иногда помогает предварительное чтение любых красивых прозаических текстов. Нужно помнить, что задача — не создать отдельное произведение (еще одну «Педагогическую поэму»), а поделиться новыми идеями и опытом, поэтому можно заимствовать готовые выражения, метафоры, примеры, цитаты и т.д.
Обратить внимание на то, что многие, даже великие писатели, редактировали и переписывали свои тексты множество раз.
Рекомендуется включать в статью схемы, таблицы, так как визуальная система более скоростная в обработке информации. Читатели сначала обычно просматривают картинки и выделенные фрагмента текста. Иногда на основе внешних впечатлений от знакомства с ними принимают следующее решение: читать внимательно статью или нет.
Если есть статистические данные экспериментальной деятельности, обязательно привести их в заключительной части статьи, так как для многих они являются убедительным свидетельством качества, глубины и научности деятельности автора статьи. Продумать оптимальный способ их оформления.
При написании статьи оптимально использовать полезные инструменты компьютера: проверку орфографии, синонимы, различные настройки (интервал, шрифт, выравнивание и т.д.). Их лучше установить перед началом написания статьи, чтобы не выполнять двойную работу потом.
10) Стратегия написание статей, как и многие другие творческие стратегии, развиваются и автоматизируются в процессе их реализации. Практика показывает, что если приобретен опыт написания 3 – 4 статей, последующее создание научно-методических текстов становится более простым и быстрым. По мере продвижения в их написании редактирование текста занимает все меньше и меньше времени, вырабатывается вкус к их созданию» [Режим доступа: http://www.pligin.ru/public.html].
Образец оформления статьи:
Саранчина Анастасия Владимировна,
г. Черногорск, МОУ «СОШ №4»,
учитель русского языка и литературы
Формирование поликультурности в общеобразовательной школе: на уроках литературы с использованием национально-регионального компонента и во внеклассной деятельности.
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Э.К. Суслова
Вопрос о культуре человека, по мнению С.А. Арутюнова, берет начало «в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей»[1]. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. В этом помогают уроки этической культуры. Их назначение - воспитание и формирование нравственности…[Приложение 5].
3.3 Написание научно-популярной статьи.
Научно-популярная статья отличается от собственно научной тем, что язык написания соответствует публицистическому стилю, так как цель таких статей не сообщить новое, а воздействовать на читателя, акцентировать внимание на определенной проблеме, призвать к действию, размышлению. Область применения статьей подобного жанра обширна: публикации в периодических изданиях (местные и республиканские газеты и журналы), выступление на Чтениях (Пушкинские, Баландинские, Кызласовские), подготовка материалов к уроку.
Цель научно-популярных изданий – популяризация основ научных знаний среди читателей всех профессий и специальностей, с различной степенью подготовки. Этим научно-популярная публицистика существенно отличается от научных и производственных книг, предполагающих обязательное наличие у читателей определенной специальной подготовки.
Научно-популярные издания не менее требовательны к ясности и выразительности иллюстративного материала, играющего в них огромную роль как средство популяризации основ науки.
Сравнительная простота внутреннего построения научно-популярных статей дает читателям возможность глубже понять их содержание.
Подчеркивая основные черты научно-популярного изложения, Д. И. Писарев писал: “Во-первых, популярное изложение не допускает в течение мысли той быстроты, которая совершенно уместна в чисто научном труде… В популярном сочинении каждая отдельная мысль должна быть развита подробно, так, чтобы ум читателя успел прочно утвердить дальнейший путь к логическим следствиям, вытекающим из этой мысли. Если вы будете утомлять ум вашего читателя слишком быстрыми переходами, то получите тот же результат, которое произвело бы отсутствие мостиков: читатель ошалеет и совершенно потеряет из виду общую связь ваших мыслей. Во-вторых, популярное изложение должно всячески избегать отвлеченности, каждое общее положение должно быть подтверждено осязательными фактами и пояснено примерами” [Писарев 1968: 45].
Основные требования к написанию научно-популярной статьи остаются такими, как и к любой научной статье. Отметим особенности содержания научно-популярной статьи:
Вступление не предполагает изложение сути статьи, оно небольшое по объему. Во вступлении нужно отразить цель своей работы, кратко изложить проблему, указать на исследование проблем, вопросов. Можно прорекламировать свой опыт в данной области. Например:
Выбирая тему для выступления, я долго не могла определиться: о чем же писать? О Пушкине сказано много, даже очень. Чтобы открыть что-то новое, хотя бы для себя, нужно заниматься серьезными исследованиями, на которые просто не хватает времени. Раз за разом перечитывая предложенные темы, почему-то всегда останавливалась на Маяковском. Бессознательно. Потом внезапно вспомнила фразу, оставшуюся для меня непонятной еще со школьных времен: «Сбросить с парохода современности Пушкина, Толстого, Достоевского…» Манифест футуристов (будетлян) «Пощечина общественному вкусу». Самая яркая фигура этого направления – Владимир Маяковский.
Зачем сбрасывать? За что? Почему?
Маяковского любила всегда, хоть и не всегда понимала. С удовольствием учила его стихи в школе и помню до сих пор «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте» и др. Я задумалась. Действительно ли Маяковский отрицал классическую поэзию? Пушкина? Тема для выступления созрела. Чтение биографических материалов о Владимире Маяковском, воспоминаний его современников, натолкнуло на размышления… А можно ли сравнить поэтов, найти общее, одновременно доказывая, что не отрицал Маяковский Пушкина? ... [Приложение 4].
Основная часть составляет 90% всей статьи. В ней излагаются собранные и проанализированные материалы. Описывается суть проблемы, например:
Пушкин и Маяковский…
Есть ли что-то, что сближает эти имена, что связывает таких разных поэтов?
«Маленький» Александр Сергеевич и «громада» - Владимир Владимирович… Их разделяет век – целых 100 лет. За это время очень много произошло в истории России и в мире вообще. Они жили в разные исторические эпохи, в разных социальных условиях, впитывали искусство и культуру СВОЕГО времени [Приложение 4].
Описывается методика исследование проблемы, оценивается точность полученных результатов и их объяснение. Например:
В.В. Маяковский в своих произведениях пытался ориентироваться на «социальный заказ» (это понятие воспринималось им неоднозначно). «Чтобы правильно понимать социальный заказ, - писал он в статье «Как делать стихи», - поэт должен быть в центре дел и событий [Приложение 4].
Если есть отрицательный результат, необходимо его описать и наметить пути его устранения. Статьи, основанные на личном опыте, также являются ценными.
Заключение содержит выводы по решаемой проблеме, в нем отражается то, что получено, над чем еще предстоит работать. Выводы могут иметь характер тезисов. Например:
…Таким образом, изучая жизнь и творчество В.В. Маяковского, начинаешь ценить и понимать наследие, оставленное А.С. Пушкиным. И действительно, осознаешь, что не Пушкина отрицал Маяковский, не «старую» поэзию, а людей, которые не хотели принимать абсолютно ничего нового, не хотели жить по-новому, хотя это предполагалось всем ходом истории.
Что же объединяет таких разных людей? Любовь! Любовь к России, неравнодушие к тому, что происходит с родиной. Любовь к людям – ко всем, таким, какие есть – добрым и глупым, жестоким и наивным, бедным и богатым – к русским людям…
Любовь к языку, родному русскому языку.
Стремление «глаголом жечь сердца людей»! [Приложение 4]
3.4 Написание биографического очерка.
К профессионально значимым текстам мы также относим биографический очерк. Статьи такого жанра относятся к художественно-публицистическому жанру журналистики и чаще всего рассматриваются как портретные очерки [Григорьева 2010]. В данной работе биографическим очерком мы будем называть «профессиональный портрет» учителя, который отражает основные достижения профессиональной деятельности педагога. Такие статьи будут применимы тогда, когда от учителя потребуется кратко описать свою деятельность и представить результаты свое работы.
Статьи, например, из «Педагогического словаря» служат образцом биографического очерка:
ОГАРЁВ
ОГАРЁВ Николай Платонович (1813- 1877), поэт, публицист, общественный деятель. В 1856 эмигрировал в Англию; в 1865-75 жил в Швейцарии. Вместе с А.И. Герценом издавал альманах "Полярная звезда" (1855-68) и газету "Колокол" (1857-67). Первые статьи О. на педагогические темы относятся к 1836- 1837. В 1847 составил подробный план "школы сельского хозяйства". Проектировавшееся учебное заведение - "Народная политехническая школа" - ориентировалось на гл. принцип парижской Политехнической школы - специальное образование на базе общего. Выпускники (10-15 мальчиков, поступивших в школу в 12-14 лет) освобождались от крепостной зависимости, но должны были 4 года учительствовать. Предусматривалось, что предметы преподаёт один учитель ("лаборант"), который вместе с О. должен был составить "народно-учебную книгу". В некоторых своих разделах проект О. восходил к популярным утопическим идеям 1-й половины 19 в. (прежде всего Ш. Фурье). Попытку реализовать проект О. на практике предпринял его друг - Н.М. Сатин, открывший в 1849-50 "пансион" (вероятно только женский) в Старом Акшено, где учащихся обучали грамоте и рукоделию. К проблемам народного образования О. постоянно возвращался на страницах Вольной печати (цикл "Русские вопросы" и др.). Ок. 1868 О. составил проекты: "О пропагандистских земледельческих коммунах" и "Народные земледельческие училища" [http://pedagogic-slovar.ru/description/ogarev/1556].
Также приводим пример биографического очерка из информационного сборника «Учителя и преподаватели русского языка и литературы республики Хакасия»:
Саранчина Анастасия Владимировна
Год и место рождения – 1980, г. Черногорск. Образование: ХГУ, Институт филологии, 2003. Учитель русского языка и лит., стаж 6 лет.
Категория вторая, 12 разряд. 2007/8 уч.г. – участник 2-х Пушкинских чтений; 2008/9 – разработала проект по реабилитации и соц. Адаптации детей-инвалидов в рамках «Ярмарки социально-пед. Проектов и восп. технологий», участник Пушкинских чтений и гор. Конкурса «Открытый урок», автор-сост. ЭК «Деловой этикет» в рамках проекта «Школа активного родителя РОСТ».
Повышение квалификации в ХРИПКиПРО: 2008 – курсы «Использование ИКТ в образовании»; 2009 – «Теория и практика реализации содержания обр. программ: рус. Язык и лит.»
Публикации. Реквием столетию: сб. стих. / Саранчин Г.С., Саранчина В.С., Саранчин А.Г., Саранчина А.В. – Абакан, 2003. Статьи: Формирование поликультурности на уроках лит.// Реализация этнопед. идей в обр. пространстве России. – Абакан, 2008; Письмо А.С. Пушкину; Народность сказок А.С. Пушкина// М-лы 2-х Пушкинских чтений. – Черногорск, 2009.
Успехи уч-ся на гор. уровне. 2007/8: Мухамеджанова А. (7А) – 3 место в конкурсе «Грамотей»; 2 место в конкурсе листовок «Люби, цени и знай рус. язык»; Атмайкин А. (7А) – 2 место в конкурсе фотолюбителей «Семейный альбом»; Мингачева Ю. (7А) – 1 место в конк. «ОАШ – формула борьбы со скукой»; 2008/9: Денисова А. (6А) – 2 место на НПК., секция лит. Мингачева Ю. (8А) – 1 место в конкурсе соч. «Как прекрасен этот мир», участн. Конк. Им. В.И. Вернадского (Москва) с иссл. Работой «Пословицы и поговорки как отражение общей духовной культуры народов разных национальностей» [Приложение 7].
Общие рекомендации по написанию биографического очерка следующие:
указать год и место рождения, какое образование и где получил учитель, в каком году закончил, должность, стаж работы;
указать квалификацию (категория, разряд), результаты своей работы по годам;
указать темы пройденных курсов повышения квалификации, проблемных и дистанционных курсов, год их прохождения, также указать темы семинаров, научных конференций, участником которых является учитель;
указать публикации учителя (статьи, творческие работы и т.д.);
отметить успехи учащихся по годам, также указать уровень конкурсов (муниципальный, республиканский, всероссийский, международный).
Условные сокращения, шрифт и др. оформлять в соответствии с требованиями публикующего издания.
Считаем необходимым привести примеры библиографического описания книг, статей из сборников, журналов, газет, нормативных документов и электронных ресурсов (Образец оформления списка литературы в соответствии с принятым ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание»).
Одного автора
1. Блок, А. А. Избранное [Текст] / А. А. Блок; сост., вступ. ст., коммент. Е. А. Дьяковой. – М.: АСТ, 2003. – 528 с.
2. Мусский, С. А. Самые знаменитые композиторы России [Текст] / С. А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – 480 с.
Двух авторов
1. Безрукова, Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме [Текст]: учебник / Н. Л. Безрукова, В. С. Янкевич; под ред. В. С. Янкевича. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 416 с.
2. Рожков, М. И. Профилактика наркомании у подростков [Текст]: учебно-методическое пособие / М. М. Рожков, М. А. Ковальчук. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 144 с.
Трех авторов
1. Белобратов, А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария [Текст] : учеб. для студентов вузов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова; под ред. А. Г. Березиной. – М.: Высш. шк. , 2003. – 239 с.
2. Бельская, И. Л. Тесты для подготовки ребенка к школе [Текст] / И. Л. Бельская, Л. В. Елкина, С. А. Атейба – Минск: Юнипресс, 2004. – 128 с.
Под заглавием
1. Проблемы лингвистического образования [Текст] : материалы VIII всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27-28 марта 2002 г. / Урал. гос. пед. ун-т; сост. Н. Е. Богуславская [и др.]. – Екатеринбург: [б. и.], 2002. – 160 с.
2. Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире [Текст]: сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т, Каф. психологии развития ; отв. ред. С. А. Минюрова – Екатеринбург : [б. и.], 2004. – 135 с.
Многотомные издания
1. Консерватизм в России [Текст]: в 3 т. / Е. Н. Азизова [и др.]; отв. ред. А. Ю. Минаков. – Воронеж: МОДЭК, 2004 Т. 1 / С. Г. Аленов, В. С. Христофоров; сост. А. В. Репникова – 2004. – 264 с. Т. 2 / М. М. Федотов; предисл. Е. А. Вишневского. – 2004. – 258 с. Т. 2, кн. 1 / Е. М. Мятов; сост., предисл. Б. Б. Беляева. – 2004. – 222 с.
2. Соловьев, С. М. Собрание сочинений [Текст]: в 3 т. / С. М. Соловьев; сост., коммент. А. А. Егорова, С. Г. Горяйнова – Ростов н/Д: Феникс, 1997 Т. 3: Император Александр I: политика, дипломатия. – 1997. – 640 с.
Энциклопедии и словари
1. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / авт.- сост. А. Карелин. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.
2. Краткий философский словарь [Текст] / под ред. А. П. Алексеева [и др.]. – М.: Проспект, 2006. – 496 с.
Два места изданий и два издателя
1. Гиммерверт, А. Майя Кристалинская [Текст] / А. Гиммерверт. – М.: Олимп; Смоленс: Русич, 1999. – 480 с.
2. Здоровый ребенок – в здоровом социуме [Текст]: науч.-практ. сб. инновац. опыта / авт.-сост. И. В. Чупаха [и др.]. – М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсервисшк., 1999. – 320 с.
Авторефераты и диссертации
1. Лыкова, Н. Н. Генезис языка права: начальный этап ( на материале французских и русских документов X-XV веков) [Текст]: дис. д-ра филол. наук / Н. Н. Лыкова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2005. – 410 с.
2. Питькова, О. А. Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека: опыт философского анализа [Текст]: автореф. дис. д-ра филос. наук / О. А. Питькова. – Магнитогорск: [б. и.], 2005. – 46 с.
Аналитическое описание
Статьи из энциклопедий
1. Губкин, О. П. Каслинское литье [Текст] / О. П. Губкин, Г. П. Шайдурова // Уральская историческая энциклопедия / гл. ред. В. В. Алексеев. – Екатеринбург, 1998. – С. 256-257.
2. Древний Египет [Текст] // Большая историческая энциклопедия / науч. ред. С. В. Новиков. – М. , 2004. – С. 360-362.
Статьи из сборников
1. Генисаретская, О. И. Творческая деятельность как проблема дизайна [Текст] / О. И. Генисаретская // Методология: вчера, сегодня, завтра: в 3 т. / ред.-сост. Г. Г. Копылов, М. С. Храпченко. – М. , 2005. – Т. 2. – С. 247-278.
2. Грунт, Е. В. Россия на пути от тоталитарной к демократической культуре [Текст] / Е. В. Грунт // Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития. – Екатеринбург, 2002. – Ч. 1. – С. 92-100.
Статьи из журналов и газет
1. Анкудинов, К. Н. Напролом [Текст]: размышления о поэзии Ю. Кузнецова / К. Н. Анкудинов // Новый мир. – 2005. – № 2. – С. 137-152.
2. Даниленко, О. А. Язык конфликта как объект лингвосоциологии [Текст] / О. А. Даниленко // Социс. – 2006. – № 4. – С. 89-98.
3. Марцинковская, Т. Д. Философия и социальная психология – попытка диалога [Текст] / Т. Д. Марцинковская // Вопр. философии. – 2005. – № 12. – С. 119-128.
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.
2. Кодекс РСРФСР об административных правонарушениях [Текст]: [с изм. и доп. на 19 июля 1997 г.] // Сборник кодексов Российской Федерации. – 4-е изд. – М. , 1998. – С. 7-69.
3. Об Администрации Президента Российской Федерации [Текст]: указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 400 // Рос.газ. – 2004. – 27 марта. – С. 2.
Электронные ресурсы
Ресурсы локального доступа
1. Большая российская юридическая энциклопедия [Электронный ресурс]: электрон. правовой справ. – Электрон. дан. – СПб. : Кодекс, сор. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. / В. И. Даль. – Электрон. дан. – М.: АСТ [и др.], 1998. – 1 электрон. опт. диск (CDROM).
3. Internet шаг за шагом [Электронный ресурс]: [интеракт. учеб.]. – Электрон. дан и программа. – СПб.: ПитерКом, 1997. – 1 электрон. опт. диск (CR-ROM) + прил. (127 с.).
Ресурсы удаленного доступа
1. Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя [Текст]: авторе. дис. канд. пед. наук / Е. И. Артамонова. – М., 2002. – Режим доступа: http://dissertationl.narod.ru/avtoreferats1.
2. Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн.: http://zhurnal.mipt.rssi.ru.
Также приводим рекомендации к оформлению статей для публикации в научно-методическом журнале «Поиск» [http://www.ipk.khakasnet.ru/struktyra/centri/imc/poisk/].
1. Предоставляемый материал (научно-методическая статья, разработка урока или мероприятия и др.) должен быть оригинальным (не публиковавшимся ранее в других изданиях).
2. При наборе текста необходимо использовать шрифт «Times New Roman». Размер шрифта: Ф.И.О. автора/ов – 12, заголовок статьи – 14, подзаголовки – 12, основной текст – 12, сноски – 8, литература – 8.
3. Основной текст должен быть напечатан с полуторным межстрочным интервалом. Поля текста: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см, переплёт – 0.
4. Материал предоставляется с краткой аннотацией к статье.
5. Заголовки выравниваются по центру, подзаголовки – по левому краю, эпиграфы выравниваются по правому краю. Текст должен быть выровнен по краям. Красные строки обязательны.
6. Объём текста не должен превышать 30 тысяч знаков (от 2 до 7 страниц).
7. Первая страница текста должна содержать следующую информацию: фамилия, имя, отчество автора (полностью); учёная степень, ученое звание; должность; место работы (наименование учреждения или организации, населенного пункта); домашний/рабочий адрес, телефон, Е-mail. Данная информация располагается в верхнем углу страницы перед названием и выравнивается по правому краю.
8. Страницы рукописи должны быть пронумерованы, нумерация должна соответствовать текущей странице. Положение нумерации: внизу страницы, по центру.
9. Выделяются «Ж» только главные мысли и заголовки, фамилия и инициалы автора статьи, а «К» – отступления от основного текста, некоторые примеры и примечания. Выделения должны быть оправданы: нельзя выделять очень много фрагментов текста!
10. Символы должны быть в едином стиле – их не стоит часто менять!
11. Кавычки оформляются знаком «…», а не “…”.
12. В конце предложений обязательно должны быть точки (часто встречающаяся небрежность).
13. Иллюстративный материал предоставляется в черно-белом изображении.
14. При создании списка обратите внимание на тонкости оформления: если пункт списка начинается со строчной буквы, то в конце ставится «;»; если же список начинается с прописной буквы, то в конце ставится «.»
15. В конце статьи приводится список использованной литературы (сначала русскоязычные авторы, затем другие) в алфавитном порядке по следующему образцу:
Литература
Булатова О.С. Искусство современного урока: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 256 с.
Степанова М.А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы // Вопросы психологии. – 2004. – № 4. С. 91-101.
Михайлов С.А. Езда по-европейски: система платных дорог в России // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.
16. Ссылки на литературу в тексте указываются соответствующей цифрой в квадратных скобках. Например: «Все предметы, - как отмечают ученые, изучаются с опорой на самобытность…» [1].
17. Для сценарной разработки урока или мероприятия необходимо указать: класс, в котором проводится урок или мероприятие; программу; учебник; тип урока; форму проведения; тему; цель; задачи; подготовительную работу (если есть); оборудование; ход урока или мероприятия (с указанием всех этапов); приложения (если есть); список использованной литературы.