Технология «Развитие критического мышление через чтение и письмо» как способ формирования мыслительной деятельности учащихся
семинар - практикум
Авторы: американские ученые Чарльз Темпл, Кертис Мередит, Джженни Стил, Скотт Уолтер.
Американцы модифицировали
идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности,
деятельностного подхода к обучению,
принципы личностно-ориентированного образования,
идеи эвристического обучения
?
- это не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на КМ предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
- - образовательной мотивации : повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- - культуры письма : формирование навыков написания текстов различных жанров;
- - информационной грамотности : развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- - социальной компетентности : формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая: синтез идей и методов русских отечественных технологий: коллективных и групповых способов обучения, технология сотрудничества, развивающее обучение.
- Технология РКМПЧ предлагает систему конкретных методических приемов, которые могут быть использованы в различных предметных областях (филология, математика, естествознание).
- Технология РКМ применима для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации).
- Первая стадия – «вызов» .
- Вторая стадия – «осмысление»
- Третья стадия – «рефлексия»
Учимся творчески
интерпретировать
информацию
Учимся задавать вопросы
Учимся работать с текстом
Учимся прогнозировать
Учимся воспринимать информацию
ИНФОРМАЦИЯ
«Таблицы»
Категории
сравнения
Персоналии
факты
Категории
сравнения
Персоналии
факты
Категории
сравнения
Персоналии
факты
Категории
сравнения
Манилов
Портрет
Коробочка
Описание
поместья
Ноздрев
Жизнь крестьян
Собакевич
Отношение к предложенной сделке
Плюшкин
Итоги сделки
Типичные черты
Тема 1
Тема 2
Линия сравнения
Тема 3
Тема 4
Тема «Развитие городского транспорта»
Извозчик
Конка
Омнибус
Линия сравнения
Трамвай
маршруты
Автобус
популярность
Таксомотор
внешний вид
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему?
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал
из текста?
Цитата
Комментарии
Цитата
Комментарии.
Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
Вопросы
к учителю
Таблица
«Плюс – Минус – Интересно»
«П» - «М» - «И»
«П»
Информация, которая носит позитивный характер,
«М»
негативный,
«И»
наиболее интересные и спорные факты.
«?»
Есть вопросы
прием «ключевые слова» - стадия «вызова»
«ИНСЕРТ» « INSERT » - маркировка текста при его чтении:
« V » - знал «?» - не понял, есть вопросы
«+» - новое « - » - думал иначе
« V »
«+»
«?»
« - »
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное
Цветок.
Музыкальный портрет в балетной музыке П. И. Чайковского
Прием «Нарисуйте совесть,…..».
Совесть.
Совесть.
Совесть.
Белая шляпа
Объективность, бесстарстность, без эмоций, только факты
Красная шляпа
Эмоции
Черная шляпа
Критика до въедливости, выявление противоречий
Желтая шляпа
Жизнеутверждающая, положительные, позитивные эмоции
Зеленая шляпа
Творческое начало
Синяя шляпа
Организация и управление процессов обобщение
Результаты РКМЧП:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
- способность брать на себя ответственность;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.